Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку
693. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Малые паломничества смывают совершенные между ними грехи, а вознаграждением за благостное большое паломничество может быть только рай». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
694. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала о том, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха! Обязаны ли женщины вести джихад?» Он ответил: «Да, они обязаны вести джихад, в котором нет сражений. Это – большое и малое паломничества». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит последнему. Цепочка рассказчиков хадиса достоверная, и его суть также передали аль-Бухари и Муслим.
695-696. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал о том, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел бедуин и спросил: «О Посланник Аллаха! Скажи мне, является ли малое паломничество обязательным?» Он ответил: «Нет, но для тебя будет лучше совершать малые паломничества». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Джабиру, да будет доволен им всевышний Аллах.
Передают также, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Большое и малое паломничества являются обязательными». Этот хадис передал Ибн ‘Адий, однако хадис является слабым.
697-698. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха! Что означает, что человек должен быть в состоянии совершить путешествие в Мекку?» Он ответил: «У него должны быть провиант и верховое животное». Этот хадис передал ад-Даракутни, и аль-Хаким назвал его достоверным. Однако, согласно наиболее достоверному мнению, хадис является отосланным. Похожий хадис также передал ат-Тирмизи со слов Ибн ‘Умара, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, но цепочка рассказчиков хадиса слабая.
699. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в местечке ар-Рауха Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встертил группу всадников и спросил: «Кто вы такие?» Они сказали: «Мусульмане. А кто ты такой?» Он ответил: «Посланник Аллаха». В это время женщина взяла на руки мальчика и спросила: «Может ли он совершить большое паломничество?» Он ответил: «Да, и ты получишь за это вознаграждение». Этот хадис передал Муслим.
700. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что однажды аль-Фадль ибн ‘Аббас сидел позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на его верблюдице, и в это время к ним подошла женщина из племени Хас‘ам. Аль-Фадль стал смотреть на нее, а она стала смотреть на него. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повернул его лицо в другую сторону, а женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Когда Аллах вменил в обязанность мусульманам совершать хадж, мой отец был уже глубоким старцем и не мог держаться в седле. Так могу ли я совершить хадж за него?» Он ответил: «Да». А произошло это во время прощального паломничества. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.
701. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина из Джухейны и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж. Однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хадж за нее?» Он сказал: «Конечно же, соверши хадж за нее. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни ее обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили». Этот хадис передал аль-Бухари.
702. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершил хадж, будучи ребенком, то по достижении совершеннолетия он должен совершить паломничество еще раз; и если человек совершил хадж, находясь в рабство, то после обретения свободы он также должен совершить паломничество еще раз». Этот хадис передали Ибн Абу Шейба и аль-Бейхаки, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. Однако между мусульманскими богословами существуют разногласия по поводу того, принадлежат ли эти слова Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Согласно наиболее достоверному мнению, они принадлежат самому ‘Абдуллаху, да будет доволен им всевышний Аллах.
703. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что слышал, как во время одной из проповедей Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина не должен находиться наедине с женщиной, если рядом с ней нет махрама, и женщина не должна отправляться в путешествие, если рядом с ней нет махрама». В это время один из присутствующих встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя жена отправляется в хадж, а мне предписано отправляться в военный поход». Тогда он сказал: «Ступай и отправляйся в хадж вместе со своей женой». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.
704. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как некий мужчина сказал: «Вот я перед Тобой от имени Шубрумы!» Он спросил: «А кто такой Шубрума?» Мужчина ответил: «Он – мой брат». Или же он сказал: «Он – мой родственник». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Я совершил ли ты хадж за себя?» Мужчина ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Вначале соверши хадж за себя, а затем совершишь хадж за Шубруму». Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Однако имам Ахмад пришел к выводу, что эти слова принадлежат самому ‘Абдуллаху, мир ему и благословение Аллаха.
705-706. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что во время одной из проповедей Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах предписал вам совершать хадж». В это время аль-Акра‘ ибн Хабис встал и спросил: «О Посланник Аллаха! Должны ли мы совершать его каждый год?» Он сказал: «Если бы я ответил тебе утвердительно, то это стало бы обязательным для вас. Посему вы обязаны совершить хадж хотя бы один раз в жизни, а все другие паломничества будут для вас добровольными». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его суть также передал Муслим со слов Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах.
Глава 2
Микаты (места вступления в ихрам)
707. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей Медины Зу-ль-Хулейфу, для приезжающих из Сирии – аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда – Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена – Йаламлам. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить хадж или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает еще ближе к Мекке, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
708-711. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей Ирака местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и его суть также передал Муслим со слов Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах. Однако рассказчик последнего хадиса сомневался в том, что эти слова принадлежали Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что после освоения Куфы и Басры жители этих областей пришли к ‘Умару и сказали: «О повелитель правоверных! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей Неджда Карн аль-Маназиль, но для того, чтобы добраться до этого местечка, мы вынуждены сильно уклоняться от дороги в Мекку, что создает для нас дополнительные трудности». Тогда он сказал: «Найдите местечко, которое располагается по дороге в Мекку на таком же расстоянии от нее». Так он определил для них местом вступления в ихрам местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передал аль-Бухари.
Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей восточных областей аль-‘Акик.
Глава 3
Виды ихрама
712. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «В год прощального паломничества мы выехали из Медины вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые из нас произнесли тальбийу для совершения малого паломничества, другие – для совершения хаджа и малого паломничества, а третьи – только для совершения хаджа. Что касается Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то он произнес тальбийу для совершения хаджа. При этом паломники, которые намеревались совершить только малое паломничество, освобождались от ихрама по прибытии в Мекку, а паломники, которые намеревались совершить хадж или объединить хадж с малым паломничеством, не освобождались от ихрама вплоть до наступления дня жертвоприношения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Глава 4