Европа и ее религиозный опыт 2 страница
Вейлз пишет: "XIII век стал свидетелем развития новой системы в структуре церкви, получившей известность как папский суд инквизиции... С помощью этого инструмента церковь развернула наступление на тайные помыслы людей, используя огонь и пытки... До XIII века наказание за атеизм и вероотступничество в виде смертной казни применялось крайне редко, но с этого времени крупные церковные деятели часто находились на сотнях базарных площадей Европы, наблюдая за тем, как тела их врагов, которые в большинстве случаев являлись бедняками, не обладавшими никаким влиянием, сгорали в огне и дыхание их угасало при подобных трагических обстоятельствах. Вместе с ними сгорало и угасало величайшее послание церковников человечеству, превращаясь в развеиваемый ветром пепел"[38].
Однако это было еще не все, что сделала церковь для того, чтобы внушить людям отвращение к этой религии. С легкой ее руки христианство превратилось в фактор, препятствующий естественному ходу жизни, враждебный науке, цивилизации и прогрессу, принижающий человека и его жизненные устремления, в фактор пренебрежения земной жизнью, что обосновывалось идеей деятельности ради спасения духа и подготовке ко вступлению в царствие небесное в загробной жизни.
Христу, мир ему, приписывают такие слова: "Если же ... глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было свержено в геенну", - а также: "Кто хочет Царства Небесного, пусть оставит свой имущество и свою семью и следует за мной",- а также: "Кто хочет Царства Небесного, пусть возьмет крест свой и следует за мной"[39]. Эти слова призывают к отречению от земной жизни и возвышению над своими желаниями, и нет ничего невозможного в том, что их мог произнести один из Посланников Аллаха, да пребудет над ним благословение Аллаха и мир, не говоря уже о таком Посланнике, который был послан к иудеям, от коих любовь к миру этому заслонила мир вечный, а любовь к богатству и поклонение золоту привела к неверию в Аллаха.
Подобные же призывы содержатся в аятах Корана и в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, например:
"Всякая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удален от огня и введен в рай, тот достиг успеха, а ближайшая жизнь - только наслаждение обольщением"[40]
"Скажи: "Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока явится Аллах со своим повелением, ведь Аллах не ведет народа распутного!"[41]
"О те, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. Кто допускает это, те терпят убыток".[42]
"Ваше имущество и дети - только искушение, а у Аллаха великая награда".[43]
Кроме того, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Не наполнял еще сын Адама сосуда худшего, чем его собственное чрево. Довольно человеку той еды, которая позволит ему держать свой хребет прямо" [44]
- а также:
"Поистине, шайтан может проникнуть даже в жилы человека!".[45]
Однако мусульмане не рассматривали все это ни как призыв пренебречь этой жизнью ради спасения в мире вечном, ни как призыв к подавлению жизненных функций тела ради освобождения духа, так как указания, имеющиеся в Коране и в Сунне предотвратили возможность подобного неверного понимания:
"Скажи: "Кто запретил украшения, которые Он низвел, и приятное из удела?" Скажи: "Это - только для тех, кто уверовал в ближайшей жизни в день воскресения"[46]
“И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к пристанищу последнему! Не забывай своего удела в этом мире..."[47]
"Он вас возрастил из земли и поселил вас на ней"[48]
Кроме того, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Разве я не больше вас поклоняюсь Аллаху и не больше вас боюсь Его? Но вместе с тем я соблюдаю пост и прерываю его, бодрствую по ночам, но и сплю, и беру себе жен, а избегающие моей сунны не имеют отношения ко мне!",[49]
- а также: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Поистине, некоторые из вас получат награду за то, что удовлетворит свое желание?" В ответ он сказал: "А разве не будет человек нести ответственность, если сделает это незаконным образом? Значит, если это будет дозволено, он получит за это награду!"[50].
Именно поэтому призыв к проявлению умеренности в земных наслаждениях не привел в Исламе к возникновению изолированного от жизни монашества подобного монашеству, изобретенному христианами.
"...а монашество они изобрели; Мы им его не предписывали, если только это не делается для снискания благоволения Аллаха. Но они не соблюли этого должным образом. И Мы даровали тем из них, которые уверовали, их награду, а многие из них распутны"[51]
В результате в Исламе установилось привлекательное для людей и прекрасное само по себе равновесие между потребностями тела и духа, мира этого и мира вечного.
Точно так же мусульманам никогда не приходило в голову, что религия призывает их смиряться с притеснениями в земной жизни, претерпевая их в стремлении попасть в рай на том свете, чему учила церковь, заставляя европейские народы подчиняться несправедливости и побуждая их к покорности и смирению по отношению к этим несправедливостям, так как "служащий двум господам в этом мире лучше того, кто служит одному господину!.." Аллах же запретил покоряться несправедливости тем, кто способен устранить ее, и повелел бороться с целью ее устранения.
"Тем, кого упокоят ангелы из причинивших несправедливость самим себе, они скажут: "В каком положении вы были?" И ответят они: "Мы были слабыми на земле". Тогда они скажут: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?" У таких убежище - геенна, и скверно это пристанище!- кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах, ведь Аллах - Извиняющий и Прощающий!"[52]
"И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника?"[53]
Как бы то ни было, но в результате деятельности церкви, ее отцов и мыслителей христианская религия стала оковами, которые портят саму жизнь, препятствуют ее правильному развитию и загоняют в какое-то застоявшееся болото, которое сама не приходит в движение под влиянием жизни и не дает ей проявлять себя в нем.
Религия, пренебрегающая земной жизнью под предлогом ее ничтожности, низменности и того, что она не заслуживает внимания, под тем предлогом, что человек грешен в силу самой своей природы, и поэтому единственным способом исправить его в этой жизни и удержать от греха является удержание его от самой жизни, что достигается с помощью принятия монашества, полной концентрации его внимания на жизни загробной и вере в "спасителя", ибо только благодаря этому, но не праведным делам в этом мире, можно достичь спасения и воссесть справа от Господа в раю в последний день.
Религия, презирающая тело и испытывающая отвращение к его естественной активности по той причине, что именно эта активность и приводит людей к греху, ведь побуждающее к греху - само по себе грех, а единственным средством против этого является подавление и принуждение[54].
Религия, унижающая человека для того, чтобы прославить Господа, будто без унижения человека прославление Господа невозможно! И это делается под тем предлогом, что если человек обращается к собственному существованию, значит, он восстает против Господа, следовательно, его необходимо сокрушить и унизить для того, чтобы Господь прославился в сердце его, а сам он достиг спасения[55].
Религия, уводящая людей от культурного строительства и улучшения жизни под тем предлогом, что это обязательно станет отвлекать их от обращения к миру вечному и возбуждать их страсти, которые необходимо подавлять, в результате чего они будут ввергнуты в подстерегающие их ловушки греха!
Религия, воевавшая с наукой из-за невежества пап и других религиозных деятелей, большинство из которых не заботилось о том, чтобы поднять свой собственный культурный уровень, довольствуясь духовной властью над массами и всецело полагаясь на "священное писание" со всеми его искажениями и небылицами на основании того, что включает в себя все знание, необходимое в этом мире человеку для того, чтобы достичь спасения в будущей жизни.
Религия, которая не верит в движение потому, что она верит в абсолютное постоянство всего, считая любое изменение формы восстанием против твердой основы, коей должны соответствовать все вещи, ведь они существовали в такой форме ранее по воле Бога и должны оставаться такими во славу воли божьей и в качестве сдерживающего фактора для человека, пребывающего в своей ничтожности и низменности, если только он подумает восстать против воли Бога!
Религия, запрещающая разуму мыслить под тем предлогом, что в процессе мышления он сбивается с пути, и удержать его от подобного отклонения можно лишь запрещая ему мыслить! Что же касается народа, то вполне достаточно, если его во всем будут представлять отцы (папы), которые станут думать за людей, заниматься для них толкованиями и давать им правильные ответы на все возникающие у них вопросы, основываясь при этом не на истинном знании, а на том, что они являются наместниками и преемниками Петра. Петр же, в свою очередь, получил свои полномочия от Господа, то есть, по их убеждениям, от Иисуса, сына Марии (мы же просим Аллаха уберечь нас от многобожия). Поэтому то, что связывается на земле, не разрешается и на небесах, а то, что разрешается на земле, не связывается и на небе! В силу этого своего наместничества они говорят от имени Господа и слова их, в силу полученных от Господа полномочий, обладают святостью. Кроме того, они непогрешимы, так как являются преемниками преемника Господа, поэтому слова их не могут быть неверными!
Религия, под покровительством которой люди не чувствуют себя в безопасности... Внутренне их терроризирует постоянное ощущение греха или страх совершить грех, внешне же их терроризует беспредельная власть церкви, которая в своей опеке и слежке за людьми не ограничивается только их поступками, но обращает внимание и на то, что они только могут сделать когда-нибудь... Она начинает с недоверия, а продолжением становятся непрерывные гонения, которым предшествует желание обнаружить нечто такое, благодаря чему людей можно было бы предать суду и подвергнуть наказанию, а какими были наказания судов инквизиции хорошо известно!
Неудивительно, что Европа стала питать отвращение к подобной религии и восстала против нее. Удивительно то, что она терпела ее в течение всех этих веков, получивших после бунта Европы против этой религии название "мрачного средневековья"! Но исторические факты свидетельствуют о том, что истоки этого бунта восходят ко времени начала контактов Европы с мусульманскими странами? Однако особым образом это связано с поражением европейцев в крестовых походах. Именно тогда Европа начала ощущать всю степень мрака, в котором она провела эти века, она начала стремиться к подлинному освобождению от пут и беззакония церкви в результате "Исламского идейного нашествия", связанного прежде всего с началом переводческой деятельности и накатывавшегося на Европу с востока, запада и юга, что стало склонять ее к Исламу.
С этого времени, как мы уже отмечали, церковь впала в безумие и начала бороться с влиянием Ислама всеми средствами, среди которых можно выделить то, что церковь поручала подвластным ей авторам и мыслителям искажать образ Ислама в глазах европейцев, чтобы внушить им отвращение к принятию Ислама, осыпала самой непотребной бранью Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и его благородных сподвижников, не признавая его миссию и откровения и представляя Ислам в виде чувственной, грубой, жестокой, агрессивной и кровожадной религии... Кроме того, к вышеупомянутым средствам относились все те же суды инквизиции!
Именно тогда Европа и попала в трудное положение, последствия чего ощущаются и по сей день, так как в это время она отшатнулась от своей искаженной религии и от теократического государства, а с другой стороны, путь к истинной религии перед ней оказался закрытым.
"Светский образ жизни" со всеми его отличительными чертами, подразумевавший удаление религии от надзора за реальной жизнью, а особенно ее изоляцию от влияния на политику, признание права на атеизм и его защиту, предоставление права нападок на религию и ее концепции каждому желающему, являлся, по мнению Европы, путем избавления от пут этой религии, которая стала для нее олицетворением мрака и оков, превращающих в ничто само бытие человека!
ИСТИННАЯ РЕЛИГИЯ
Если опыт Европы с ее религией был печальным опытом и завершился ее переходом к светскости, то иначе обстояло дело с религией Аллаха. С ней все было по-иному и тогда, когда она была ниспослана от Аллаха, и в процессе ее практического применения в контексте исторического развития.
Всевышний говорит:
"Поистине, религия пред Аллахом - Ислам..."[56]
Это есть не что иное как предание себя Аллаху, поклонение одному лишь Ему, исключая кого бы то ни было иного, и отношение к Его велениям и указаниям как к тому, что должно определять жизненный путь человека.
Подобная характеристика религии Аллаха применима не только к какому-нибудь определенному посланию из числа небесных посланий, она является характеристикой каждого ниспосланного Аллахом послания, начиная с Адама и Ноя и заканчивая Мухаммедом, да благословит его Аллах и да приветствует, и ставшему завершением милости божьей и проявлением совершенства религии:
"Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и сделал законченной для вас Мою милость, и удовлетворился Исламом как религией для вас".[57]
"Он - тот, кто послал Своего Посланника с руководством и религией истины, чтобы явить ее превыше всякой религии..."[58]
Каждое из пришедших от Аллаха посланий касалось и вероучения, и обрядов, и религиозного закона и наставлений относительно образа жизни[59]. Что касается вероучения, то от послания к посланию оно оставалось неизменным, да и не должно было изменяться: нет бога, кроме Аллаха, поклоняйтесь Аллаху, нет для вас божества, кроме Него. Если говорить об обрядовой стороне, связанной с молитвой, постом или материальной помощью нуждающимся, то в целом она также не претерпела изменений, хотя по форме и в отдельных деталях на каждом историческом этапе были свои отличия. В значительной степени отличались друг от друга религиозные законы, соответствовавшие условиям жизни и потребностям тех народов, к которым направлялись посланники. Так продолжалось до тех пор, пока вместе с последним посланием, ниспосланным для всего человечества, не появился и совершенный религиозный закон. Это послание предназначено и для всех грядущих времен, начиная со времени миссии Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует, и до тех пор, пока Аллах не станет вершить свой суд в день воскресения. Вместе с религиозным законом усовершенствовался и образ жизни, которого по воле Аллаха Преславного и Всевышнего должны придерживаться все люди до самого конца времен.
В том, что Аллах посылал Посланников и предоставлял ясные доказательства есть свой особый смысл:
"Мы послали Наших Посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди жили по справедливости..."[60]
Смысл направления Посланников к людям в том и заключается, "чтобы люди жили по справедливости". Инструментом для поддержания справедливости среди людей являются писание и весы, Посланник же доводит писание до сведения людей, разъясняет и толкует его, учит и служит примером, который показывает людям как по справедливости:
"И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, - может быть, они подумают!"[61]
"Был для вас в посланнике Аллаха и последний день и поминает Аллаха много".[62]
Свидетельством милости Аллаха к рабам Его явилось то, что Он не оставил их без руководства, чтобы они не сбились с пути, не стали притеснять друг друга и не нарушилось бы равновесие и справедливость. Причины подобных отклонений могут быть внутренними или внешними. Если говорить о внутренних причинах, то по воле Аллаха, который сотворил человека, чтобы тот ему поклонялся и чтобы испытать его, средством этого испытания, то есть проверки были избраны блага этого мира и свойственные человеку от природы желания обладать этими благами.
"Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись"[63]
"Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его и дали ему слух и зрение"[64]
"Разукрашена для людей любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это - пользование ближайшей жизнью, а у Аллаха - хорошее пристанище!"[65]
Испытание человека в отношении благ этого мира связано со способами их обретения, мерой их использования и теми границами, у которых человек может остановиться. Иначе говоря, вопрос заключается в том, придерживается ли человек в процессе приобретения этих благ того, что ниспослано Аллахом, считает ли он для себя обязательным придерживаться того дозволенного, что было разрешено Аллахом, указавшим, что именно благодаря этому достигается благо, и воздерживается ли он от того запретного, что было запрещено Аллахом, преславен Он, указавшим, что в этом кроется зло, или же желания увлекают его, и он нарушает заповеди Аллаха и совершает запретное?
Что касается внешних причин вышеупомянутых отклонений, то к ним относятся искушения дьявола, задавшегося целью соблазнять людей, чтобы они восставали против Аллаха и нарушало Его заповеди:
"Он сказал: "Дай мне отсрочку до того дня, когда они будут воск решены". Он сказал: "Ты - среди получивших эту отсрочку". Он сказал: "За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты увидишь, что большинство из них неблагодарны"[66]
Средствами, которые использует дьявол, соблазняя людей, являются все те же мирские блага и заложенное в человеке желание обладать ими; дьявол разжигает эти желания, чтобы человеку было трудно управлять ими и они увлекли его за собой. И испытание, которому дьявол подвергает человека, является тем же: покорится ли он Аллаху, будет ли придерживаться ниспосланного относительно дозволенного и запретного, наградой за что ему послужит рай, или же он подчинится дьяволу, подталкивающему его к непокорности Аллаху, воздаянием за что станет ад?!
"Разве Я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись[67] сатане, ибо он для вас враг явный, и чтобы вы поклонялись мне?! Это - прямой путь" [68]
Вот что можно сказать о положении человека на Земле, и такой будет его судьба до того дня, пока он не встретится с Аллахом... испытания в земной жизни и воздаяние на том свете. Однако Аллах не оставил человека один на один с испытанием, не дав ему помощника. Прежде всего Он дал человеку средства, которые помогают ему контролировать свойственные людям от природы желания.
"И Аллах вывел вас из чрева ваших матерей ничего не знающими. И Он дал вам слух, зрение и сердца, - может быть вы будете благодарны!"[69]
Потом Он послал к нему Посланников для пробуждения этих сердец, чтобы они не забывали о своем предназначении, и Он сделал посланников вестниками радости и увещевателями для того, чтобы они занялись напоминанием:
"...Посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было для людей против Аллаха довода после Посланников"[70]
"Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!"[71]
Благодаря этому сходятся все стороны, которые прочно переплетаются друг с другом, а человек выбирает для себя путь, хорошо зная о своем положении, и несет ответственность за свой выбор.
"Клянусь... всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ей распущенность ее и богобоязненность! Получил прибыль тот, кто ее очистил; понес убыток тот, кто ее утаил"[72]
"...и кто сделает на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделает на вес пылинки зла, увидит его"[73]
В свете всего вышеупомянутого становится ясной миссия Пророков в жизни человечества и роль религии в жизни отдельного человека.
Религия необходима человеку. Если человек создан для поклонения Аллаху, то религия является тем, что указывает ему правильный путь к поклонению Ему. Если в то же время он создан для испытания, то религия является тем, что указывает ему правильный путь к успешному преодолению этого испытания. Далее, человек по самой своей природе является поклоняющимся, независимо от того, по-прежнему ли его врожденные качества стоят прямо на той основе, куда поместил их Аллах, или же в силу каких-либо причин они отклонились от этой основы.
"И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Разве не Господь ваш Я?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем..."[74]
Пророк же сообщил, что Аллах сказал:
"Поистине, Я сотворил всех рабов Моих истинно верующими, но шайтаны сбили их с пути"[75]
Из этого следует, что если говорить о поклонении, то человек может оказаться лишь в одном из двух возможных положений: либо он будет поклоняться Аллаху, либо - кому-либо помимо Него, а если он будет поклоняться не Аллаху, значит он станет поклоняться дьяволу, ибо поклоняться можно лишь одному из них двоих. При этом если к поклонению дьяволу ведут различные пути и оно может носить разные названия, то к поклонению Аллаху ведет лишь один прямой путь.
"И это - Моя дорога прямая, следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от его дороги"[76]
Если человек поклоняется Аллаху, он приходит к
"наилучшему сложению",[77]
а когда начинает поклоняться дьяволу, то оказывается
"нижайшим из низших"[78]
Миссия же религии в жизни человека состоит в том, чтобы постоянно поднимать его, пока он не возвысится до "наилучшего сложения", и не давать ему скатиться к "нижайшему из низших".
Коль скоро мы узнали о роли религии в жизни человека, нам в то же время необходимо узнать и о том, что же представляет собой сама "религия". На первый взгляд, этот вопрос может показаться настолько очевидным, что не будет необходимости ни задавать его, ни отвечать на него. Вместе с тем из-за распространившегося по земле светского образа жизни, а также по ряду других причин определение смысла слова "религия" стало серьезной проблемой... Ради решения этой проблемы собираются симпозиумы, пишутся книги и проводятся лекции. Из-за этого люди оказываются в тюрьмах, устанавливаются виселицы и мученики принимают смерть! Нет сомнений в том, что это, величайшая проблема бытия.
Одной из причин существования мрака, покрывающего собой проблему религии, является та отчужденность, в которой пребывает Ислам сегодня. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Ислам возник среди немногих и обязательно вернется к тому положению, которое было в начале, но этим немногим достанется благо"[79]
К числу причин этого относится давление "действительности" на восприятие людей, однако эта реальная действительность далека от истинного образа Ислама. Еще одной причиной стало получившее благодаря европейскому преобладанию на Земле распространение идеи, в основе которой лежит европейское же понимание религии. Суть этой идеи в том, что религия есть связующее звено между рабом и Господом; ее место в сердце, а к реальной жизни она отношения не имеет. Эта идея основывается на представлении о том, что религия принадлежит Аллаху и миру иному, а действительность - "кесарю", который может распоряжаться ею по своему усмотрению!
Если добавить к этому еще и светский образ мышления[80], который сегодня является на Земле господствующим, отделяя религию от политики и изолируя ее от надзора за "повседневными" делами людей, станет очевидно, что мрак сгустился окончательно и дело требует серьезных разъяснений!
Источником, к которому мы обращаемся во всех жизненных делах является Книга Аллаха, и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.
"А то, в чем вы разошлись, решение этого принадлежит Аллаху. Это для вас Аллах - мой Господь, на Него я положился и к Нему обращаюсь"[81]
"И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того воздержитесь"[82]
"Каждого посланника Мы посылали для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха"[83]
Если обратиться к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, мы увидим, что важнейшими словами в Исламе являются слова свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед - Посланник Аллаха. Смысл этих слов - необходимость поклонения одному лишь Аллаху и никому больше и соблюдение того, что пришло от Аллаха через Его Посланника Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует.
Чего еще требуют еще эти великие слова, произнося которые человек присоединяется к Исламу? Эти требования различны и обо всех них мы узнаем из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Возможно, что легче всего мы придем к желаемому, узнав, что именно делало многобожников многобожниками, для того, чтобы благодаря этому узнать, как мусульмане становятся мусульманами, для чего следует постичь смысл слов Всевышнего:
"Кто не верует в идолов и верует в Аллаха, тот придерживается надежнейшей связи, которая не прервется"[84]
В Книге Аллаха мы можем найти и то, что касается положения и качеств многобожников, например:
"Клянусь Кораном, содержащим напоминание! Да, те, которые не веруют, пребывают в гордости и противодействуют. Сколько Мы погубили прежде них поколений! И они воззвали, но не было это временем бегства. И дивились они, что пришел к ним увещеватель из них, и говорили неверные: "Это - волшебник и лжец! Неужели он обращает богов в единого Бога? Поистине, это ведь вещь удивительная!"[85]
"И говорят те, которые не уверовали: "Не указать ли вам на человека, который возвещает вам, что когда вы будете разделены на куски, то окажетесь сотворенными заново. Измыслил он на Аллаха ложь или в нем одержимость?"[86]
"И сказали те, которые придавали Ему сотоварищей: "Если бы Аллах пожелал, мы не поклонялись бы никому, кроме Него, - ни мы, ни наши отцы и не запрещали бы без Него ничего"[87]
Кроме того, об их качествах свидетельствуют и другие аяты:
"...те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом"[88]
"...которые тратят свое имущество из лицемерия перед людьми..."[89]
Кроме того, они боязливы, обеспокоены и занимаются обмериванием, и они
"нарушают завет Аллаха после того, как он был закреплен, и разделяют то, что Аллах повелел соединять, творя нечестие на земле"[90]
И еще они убивают тех, кого Аллах запретил убивать, и прелюбодействуют и допускают во взаимоотношениях с людьми различные отклонения.
Одним словом, они не желают признавать единство Аллаха, отрицают миссию Посланника и возводят ложь на послание Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует, что целиком и полностью связано с определенными убеждениями. Вместе с Аллахом они поклоняются и другим божествам, поклоняясь им так, как этого заслуживает один лишь Аллах Преславный и Всевышний. Они запрещают и разрешают помимо воли Аллаха, то есть издают законы без учета того, что ниспослал Аллах.