Учение о том, как вовлекаются в иллюзию, если не обладают действительным постижением

«О благородное существо,
это учение о способе,
посредством которого вовлекаются в иллюзию,
если не обладают действительным постижением.

Существа с низшей способностью,
не соприкоснувшиеся с этими учениями
и накопившие отрицательные действия,
не распознают естественное состояние».

Из-за силы отрицательной кармы
отсутствует распознавание бардо мудрости,
лежат бесчувственно, как если бы были пьяны.

Поэтому в бардо ясного света,
когда возникают проявления звуков, светов и лучей,
отсутствует узнавание того, что
они являются проекциями собственного ума
и видения рассматриваются как внешние,
имеющие свое собственное независимое существование.

Индивидуум пугается звуков, светов и лучей, проявляющихся,
как если бы они были чем-то конкретным.

Как результат вторичных причин звуков, светов и лучей
возникает проявление неведения сансары.

«Возникает неистовый, ветер,
который приводит в волнение океан чистого Осознавания».

Когда ум отделяется от прежнего тела,
в момент, когда обнаруживают себя в измерении ясного света?

Основа Всего,

подобная небу без облаков
или океану без волн,

пребывает совершенно неподвижной.

Однако внезапно возникает ветер, не существовавший ранее,
который приводит в движение и покрывает рябью воды океана;
и вследствие иллюзии неведения из пространства Основы Всего
возникает неожиданное, не существовавшее ранее движение ума, движущее Основу Всего.

Восприятие движения ума
сравнивается с ветром, приводящим в движение.

Основу Всего, которая, в свою очередь, сравнивается с океаном.

«Он волнуется
от ряби, вызванной предшествующими кармическими следами,
и от волн отвлекающих мыслей».

Предшествующие кармические следы
возникают из отражающей силы Основы Всего,
подобно волнам на воде, которые следуют одна за другой,
и, поскольку они возникли,
Основа Всего приходит в волнение от отвлекающих мыслей,
подобных волнам океана.

«Пространство Основы Всего
омрачается облаками иллюзии».

Основа Всего
сравнивается с пространством неба,
а иллюзия — с облаками, омрачающими его.

«Солнце чистого Осознавания
покрывается тьмой страстей».

Состояние чистого Осознавания
подобно сущности солнца,

а страсти
подобны тьме, которая омрачает его.

Таким образом возникает проявление бардо.

«Проявления звуков, светов и лучей
возникают как конкретные, объективные видения».

Поскольку звуки, света и лучи принимаются за реальные,
возникают различные проявления иллюзии.

«От добродетелей и пороков возникают
две разновидности видений».

Для тех, кто совершал благие действия,
появляются видения, подобные свету солнца на рассвете:
видится ясный свет
и слышатся мелодичные звуки,
индивидуум ощущает, что он поднимается и идет по стране, которая полна цветов и т.д.

Возникает чистое видение
и индивидуум перерождается в высших измерениях.

Те, кто действовал порочным образом,
окутываются тьмой,
видят тусклый свет,
слышат различные звуки, такие, как звуки борющихся и убивающих друг друга людей,
видят осужденных, которые кричат и рыдают (134).

Возникает нечистое видение,
и они ввергаются в места дурной участи.

«Посредством «умственного тела»
видят собственный внешний облик прошлой жизни».

Таким образом,
существа бардо,
будучи отделенными от материального тела,
обладают умственным телом.
Мысленно они видят свое тело
таким же, каким оно было до смерти.

«Все чувства полностью присутствуют,
и ум может беспрепятственно идти,
куда бы он ни захотел».

В этот момент пять физических чувств,
поскольку они оставлены,
не существуют,
но в сознании Основы Всего мгновенно проявляются пять объектов чувств.

Появляются всё:

рай
и ады,
добродетельные
и дурные действия,
прошлые и
будущие жизни.

Существа бардо,
поскольку они обладают умственным телом,
свободным от всех препятствий,
блуждают в трех тысячах миров
и мгновенно попадают в любое место сансары.
Они проявляют все магические силы ума
и могут проходить сквозь все материальные объекты без каких-либо внутренних или внешних препятствий.

«Не существует
никакого места убежища
и никакой помощи».

Мера страдания существ в бардо,
которые не имеют убежища,
иллюстрируется примером семени одуванчика,
несомого ветром без какой-либо защиты.

«Индивидуум подобен ребенку, брошенному матерью,
Он омрачается тьмой иллюзии,
Появляется океан страдания».

Океан страдания и иллюзии снова обнаруживается.

«Индивидуум подобен рыбе,
брошенной на пылающий раскаленный песок.
Возникает ветер кармических следов,
и он блуждает в шести состояниях, существования,
как если бы он находился на вращающихся спицах водяной мельницы или на колесе повозки.

О благородное существо,
проявляй сострадание к трем мирам,
в которых не существует метода спасения...»

Поскольку
в Основе Всего не существует даже минимума накопленных кармических следов добродетельных действий,
сострадание мастеров и Татхагат не может достичь этих существ.

«... где момент освобождения отсутствует,
и существа раздираемы трудностями».

Поскольку существа блуждают в безграничной сансаре,
они испытывают непереносимое умственное страдание,
без возможности освобождения,
изнуренные тяжелым трудом.

«Пусть они рассмотрят несчастья, вызванные иллюзией,
чтобы оставить мирскую жизнь,
и стойко осуществляют путь».

Таким образом, дается совет:

принять бесповоротное решение относительно пути и метода, который приносит победу над иллюзией.

Краткое Изложение

«Если индивидуум обрел действительное постижение этих учений,
он достигает просветления,
но если этого не происходит,
он блуждает в сансаре.

В бардо достигают границы
между этими двумя состояниями:
такова сущность метода разделения сансары и нирваны».

Здесь заканчивается третья часть комментария на шестой свет.

РАЗДЕЛ III

Третий раздел может рассматриваться как состоящий из трех частей:

— великое наставление по тайным учениям;
— наставления о том, как сохранять учения;
— наставление о методе передачи.

Наши рекомендации