Убей в себе чувство разъединения
Убей желание ощущений.
Убей жажду роста.
8. И оставайся одиноким, ибо ничто воплощенное, ничто сознающее себя отдельным, ничто, помимо Вечного, не может помочь тебе…
Здесь мы снова встречаемся с рядом парадоксальных правил, из которых первые три учат нас умерщвлять известные свойства, тогда как четвертое (по-видимому) убеждает нас делать то самое, чего только что нам советовали избегать. Это другой пример божественного парадокса, лежащего в основе всех оккультных учений.
Здесь нам сообщаются две жизненные истины, являющие лишь две стороны одной и той же правды. Попробуем разобраться в этом.
Чувство обособленности, заставляющее нас чувствовать себя как бы созданными из другого материала, чем остальное человечество, и самодовольно считать себя праведниками; побуждающее нас благодарить Бога за то, что мы не похожи на других, что мы чем-то лучшие их, – все это лишь заблуждение, проистекающее из относительной точки зрения. Достигший известной высоты развития оккультист знает, что все мы только части единой жизни, отличающиеся друг от друга лишь степенью, в коей через каждого из нас может проявляться наша высшая природа. Наш меньший брат таков, каким мы были когда-то, и со временем он займет то же положение, какое мы занимаем теперь. Как он, так и мы, безусловно, достигнем еще больших высот развития, а если он будет исполнять свои задачи лучше нас, то перегонит нас в своем развитии. Кроме того, мы связаны с жизнью всех людей, ибо принимаем участие в создании и поддержании тех условий, что ведут их к греху и позору.
Мы допускаем в нашей цивилизации существование тех обстоятельств, которые в значительной мере порождают порок и страдание. Всякий проглоченный нами кусок, всякая носимая нами одежда, всякий заработанный нами рубль – все это приводит нас во взаимосвязь с другими людьми, и их жизни тесно переплетаются с нашей, соприкасаясь в тысячах точек. Закон причин и следствий собирает людей, казалось бы, стоящих на разных полюсах. То, что мы называем грехом, часто является не более чем результатом невежества и ложно направленной энергии; и если бы мы находились в том же положении, как те, кто поступает дурно, - может быть, и мы оказались бы не лучше их.
Всякая жизнь есть одна из стадий Пути; все мы подвигаемся довольно медленно; часто, подвинувшись вперед на три шага, мы скользим назад на два, но все же в результате мы подвигаемся на один шаг; и все стараются поступать как можно лучше, хотя нередко внешне это выглядит иначе. Никто из нас не может считать себя очень хорошим или совершенным, так почему же мы так склонны осуждать? Протянем руку помощи там, где можем, но не будем говорить: «Я лучше тебя». Вспомним слова Великого Учителя, который предостерегал нас от этого, сказав: «Кто из вас без греха, первый брось камень». Будем стараться избегать чувства обособленности (в относительном ее смысле), ибо это соблазн. И иллюзия эта – источник почти всех заблуждений.
Теперь взглянем на другую сторону медали. Научимся стоять одиноко; мы должны выучить этот урок для того, чтобы идти вперед. Наша жизнь принадлежит нам, и мы должны прожить ее сами. Никто не может прожить ее за нас, и мы не можем прожить чужую. Каждый должен стоять на собственных ногах, отвечать за свои поступки и пожать посеянное. Каждый должен страдать или наслаждаться согласно своим поступкам. Человек ответствен только перед самим собой и перед Вечным. Ничто вне Вечного и самого человека не может помочь ему.
Всякая душа должна выработать свою собственную судьбу и не в состоянии выполнить задачи другой души. Всякая душа заключает в себе свет духа, который дает ей необходимую помощь, и всякая душа должна учиться находить в себе эту помощь. Идущая по пути достижения совершенства душа должна учиться мужеству и самопомощи. Она должна постичь, что как никто извне не может помочь ей, так ничто извне не может причинить ей зла. Если наше «Я» уяснит себе это, тем самым оно станет выше всякого внешнего вреда и напасти. Оно неразрушимо и вечно; оно не может ни потонуть в воде, ни сгореть в огне; оно есть и присно будет. Оно учит нас всегда стоять прямо – на своих собственных ногах. Если ему нужна будет уверенность в присутствии безусловно надежного покровителя, обладающего безграничной мудростью и могуществом, пусть обратит свой взор к Вечному – в Нем оно найдет то, что ему нужно.
Убей желание ощущений.