Мы растем, становясь слушателями

Процесс моей интеллектуальной организации начался с того момента, когда я научился слушать. Для такого человека, как я, который любит говорить, слушать бывает трудно. Но если человек не умеет слушать, он отказывает своему уму в главном источнике информации, необходимом для роста.

Во-первых, чтобы стать слушателем, нужно научиться задавать вопросы. Я редко встречался с человеком или был в ситуации, когда нельзя было узнать ничего стоящего. Во многих случаях, чтобы начать слушать, сначала мне приходилось задавать вопросы. А этому необходимо научиться.

Правильные вопросы позволяют получить ценную для роста информацию. Я люблю спрашивать людей о их работе о том, где они познакомились со своими супругами, что они читают, что они считают главными проблемами в настоящем и в какой области их жизни, по их мнению, Бог действует наиболее активно. Ответы всегда имеют ценность.

В процессе своего становления как слушателя я пришел к выводу, что большинство людей хочет поделиться своими проблемами или просто рассказать о себе. Mногие пожилые люди редко имеют подобных слушателей, и они обычно являются неутомимыми рассказчиками. Страдающие люди, люди, испытывающие стресс и напряжение, могут многое рассказать тем, кто научился задавать правильные вопросы. И, задавая вопросы, мы не только учимся, но и способны также дать поддержку и любовь.

В особенности мы должны научиться слушать стариков и детей. Все они могут рассказать истории, которые обогащают разум и сердце. Дети упрощают вещи, часто с жестокой искренностью. Старые люди привносят в проблемы взгляд в перспективе долгих лет. Страдающие люди также помогают нам понять, что же является в действительности важным в жизни. У каждого человека можно научиться чему-либо, если только у нас есть желание сесть у их ног и в достаточной степени смирить себя, чтобы задать верные вопросы.

Во-вторых, умение слушать понадобилось мне, когда я начал посещать людей на их рабочем месте, чтобы увидеть, чем они занимаются, с кем работают, и таким образом узнать что-то об особых проблемах, с которыми они сталкиваются. Я по-новому увидел тот вклад, который окружающие меня люди вносят в мою жизнь. Я люблю спрашивать людей об их занятиях: "Скажите, что нужно, чтобы в совершенстве выполнять такую работу, как ваша? В чем заключаются главные, насущные проблемы, с которыми сталкивается человек? В какой области вы должны решать этические и моральные вопросы? Какого рода занятие наиболее утомительно для вас и вызывает уныние? Спрашиваете ли вы себя когда-нибудь о том, каким образом Бог присутствует в этой работе?"

В-третьих, нашему росту способствует умение слушать наставников. На протяжении всей моей жизни Бог окружал меня многими людьми, которые верили в меня, любили меня и старались помочь мне развить все задатки, заложенные Богом. Я благодарен родителям за то, что они научили меня слушать таких людей; многие из моих коллег отбрасывали советы и мудрость наставников и поэтому лишились ценных знаний.

В-четвертых, я считаю, что нашему росту способствует умение слушать своих критиков. И это нелегкое дело для любого из нас. Доусон Тротман, основатель "Навигаторов", владел хорошим методом, помогающим справиться с любой направленной в его сторону критикой. Неважно, какой несправедливой могла показаться критика, он всегда приносил ее Богу в молитве и говорил: "Господи, прошу, покажи мне зерно истины, скрытой в этой критике".

Конечно, может оказаться, что правды тут мало, но всегда стоит поискать и подумать. Я был благодарен, узнав секрет Доусона Тротмана. Это много раз спасало меня в неприятные минуты, когда у меня было искушение защищаться во время критики. Вместо этого я начал учиться расти с помощью моих критиков. Мне редко приходилось слышать в свой адрес критические замечания, которые в действительности не содержали в себе полезного зерна истины. Некоторые из этих зерен были слишком мелкими, но все же они были.

Когда я мысленно перебираю наиболее важные истины, которые я положил в основу моего характера и личного развития, то с изумлением обнаруживаю, что подавляющее большинство их появилось в результате очень неприятных ситуаций, когда кто-то из любви или от злости громко упрекал или критиковал меня.

Я храню воспоминание о том случае, когда мой профессор миссиологии Денверской семинарии, д-р Рэймонд Бьюкер, подошел ко мне после специального собрания, где я читал доклад по животрепещущей для студентов тех дней моральной проблеме. В тот день я пропустил два его занятия чтобы подготовиться к докладу, и это не прошло незамеченным.

"Гордон, - сказал он, - доклад, который ты сегодня прочитал, был хорошим, но он не был значительным. Ты хотел бы знать, почему?"

Я не был уверен, что на самом деле хотел это узнать, потому что заранее почувствовал, что услышу что-то обидное, но я подавил это чувство и сказал д-ру Бьюкеру, что хотел бы услышать его оценку.

"Доклад не был значительным, - сказал он, постукивая пальцем по моей груди, - потому что вы пожертвовали заведенным порядком для того, чтобы написать его".

Болезненным для меня образом я получил один из самых важных уроков, в которых нуждался. Так как, будучи христианским лидером, в целом я распоряжаюсь временем по своему усмотрению, было бы очень легко избежать рутинных обязанностей и целиком отдаться действительно интересующим меня делам. Но жизнь, по большей части, проходит в повседневных делах, и Бьюкер был прав: мужчина или женщина, научившиеся примиряться с рутинными обязанностями, в конечном счете вносят наибольший вклад.

Но я не получил бы этого урока и не использовал бы его для своего совершенствования, по крайней мере в тот момент своей жизни, если бы не нашелся человек, готовый высказать мне упрек, и если бы я не захотел слушать и учиться.

Мы растем благодаря тому, что слушаем, активно слушаем: задавая вопросы, внимательно следя за тем, что происходит вокруг нас, отмечая хорошие или плохие последствия для людей, являющиеся результатом сделанного ими выбора.

Наши рекомендации