Рождение легенды о короле Артуре

Кельты не только бежали от нашествия. В начале VI в. некий Амвросий Аврелиан, возможно, один из последних римлян на острове, сумел сплотить бриттов и наладить сопротивление германцам. Он одержал несколько ярких побед и примерно на полвека приостановил натиск англов и саксов. Воспоминания об этих победах веками сохранялись в памяти кельтских племен. Правда, в легендах имя героя, давшего отпор жестоким захватчикам, изменилось. Сказители стали называть его Арториусом или Артуром. Постепенно вокруг имени короля Артура сложился большой цикл сказочных историй, не имевших уже ничего общего с реальными событиями VI в. Средневековые писатели в разных странах Европы сочинили через пятьсот лет десятки романов о короле Артуре, его рыцарях Круглого стола во главе со славным Ланселотом, королеве Джиневре и волшебнике Мерлине. Этими книгами тогда зачитывались повсюду.


Англосаксонские королевства

Конец борьбы

Германцы постепенно оправились от поражений, нанесенных Амвросием Аврелианом, и вновь перешли в наступление. Теперь у бриттов не оказалось достойного вождя, и к 600 г. большая часть острова была завоевана. Кельтские племена, не потревоженные нашествием, остались в Ирландии и Шотландии, а также на крайнем западе Британии, куда многие бритты бежали из центральных районов. Полуострова Корнуолл и Уэльс так и не были завоеваны англами и саксами. Кельтские языки и кельтская культура сохранялись там еще несколько столетий.

Завоеватели создали на земле Британии семь королевств. В северной и центральной части острова осели англы. Три их королевства назывались: Нортумбрия, Мёрсия и Восточная Англия. На юге тоже три королевства принадлежали саксам. Они назывались Уэссекс (Западно-саксонское), Сассекс (Южно-саксонское) и Эссекс (Восточно-саксонское). Седьмым был уже упоминавшийся Кент под властью ютов. Завоеватели говорили на разных наречиях, но постепенно господствующим в стране стал диалект Мерсии, в которой, как уже сказано, расселились англы. Поэтому со временем язык, на котором общались завоеватели, стал называться английским, а позже и вся страна — Англией.

Разные племена завоевателей и остатки покоренного населения сливались в один народ. За ним в истории закрепилось название англосаксы.


Крест, поставленный ирландскими монахами

Чудо ирландской церкви

В кельтской Британии христианство успело пустить глубокие корни. Но после англо-саксонского завоевания проповедникам христианства все приходилось начинать заново — германцы поклонялись своим богам, приносили им жертвы и не собирались оставлять верования отцов, дедов и прадедов.

За трудное дело обращения варваров взялась прежде всего ирландская церковь. Ирландская церковь сама по себе была явлением удивительным. В то время как по всей Европе образование пришло в полный упадок, на далеком острове, населенном кельтскими племенами, расцвели монастыри, в которых знали не только латынь, но даже греческий. Да не просто знали — владели в совершенстве! Ирландские монастыри не отличались богатством — монахи жили в простых хижинах и шалашах, спасаясь от набегов недругов в одиноких каменных башнях. Зато в мастерских письма переписывали церковные и светские книги. Эти рукописи до сих пор удивляют своим великолепием, невероятным мастерством их создателей.

Ирландские монахи не только «накапливали» знания, они старались как можно шире распространить их по Европе. В утлых ладьях, без дорожных припасов, но с драгоценными рукописями за спиной, пускались ирландцы в плавание к чужим берегам. Там они проповедовали Евангелие, делились своими знаниями с учениками, основывали новые обители, налаживали мастерские письма. Самые знаменитые монастыри того времени в Западной Европе — Боббио в Северной Италии и Санкт-Галлен в нынешней Швейцарии — были основаны ирландцами.


Страница одной из ирландских рукописей

Конечно, монахи «Зеленого острова» не могли оставить без внимания и германцев, вторгшихся в Британию. Весь север страны — Нортумбрия был в VII в. крещен ирландскими монахами.

Вмешательство Рима

Распространение христианского учения среди язычников называется миссионерством. История сохранила имена многих миссионеров, добровольно, с большим риском для жизни шедших проповедовать Евангелие к германским, славянским, кельтским, балтийским племенам. Немало миссионеров приняли мученическую смерть и за это были причислены церковью к лику святых.

Миссионерством стала заниматься и римская церковь. Папа Григорий I Великий (590—604) — умный политик и отличный администратор — сделал очень много для ее усиления, роста ее богатств и влияния. Григорий I заботился и о внешней выразительности церковной службы. Его даже считают создателем особого типа песнопений — григорианского хорала.

Когда папа Григорий I узнал, что константинопольский патриарх повелел называть себя впредь «вселенским патриархом», он «в ответ» принял подчеркнуто смиренный титул «раб рабов Божиих». Этим он хотел упрекнуть своего главного соперника в гордыне. С тех пор так себя именуют все римские папы. Что же касается подлинного смирения Григория I, то он первым из пап заявил, что всем светским государям следовало бы подчиниться епископу города Рима. Ведь римский папа получил свою власть через апостола Петра от самого Иисуса Христа. Короли и герцоги, впрочем, не спешили выполнить это пожелание Григория I.

Григорий I боролся против любых местных отклонений от церковных порядков, принятых в Риме. И если справиться с Восточной церковью было не в его силах, то попытаться распространить влияние римской церкви далеко на севере — в Англии Григорий I вполне мог.


Папа Григорий I Великий. Резьба по кости (IX - X вв.)

Папа послал в Британию своих монахов, главный из которых носил имя великого богослова Августина. Августин обосновался в Кенте в местечке Кентербери. Оттуда он и его сподвижники стали проповедовать по всему югу острова. Они имели успех и со временем смогли даже вытеснить ирландскую церковь с севера Британии. Главными центрами, архиепископствами, в Англии стали Кентербери — на юге и Йорк — на севере.

Принятие христианства для варваров означало не просто перемену веры, но и приобретение множества новых знаний. Священные книги и сочинения отцов церкви нужно прочитать, а значит, необходимо овладеть латынью. Чтобы выучить латынь, надо освоить сочинения латинских классиков еще языческой поры — Цицерона и Вергилия, Горация и Сенеки. Разобраться в событиях, описанных в Библии, нельзя без знания истории. Вычисление церковных праздников — это тоже целая наука. Поэтому повсюду в Европе, куда в раннем средневековье приходило христианство, местные варварские племена начинали приобщаться к позднеантичной культуре.

Беда Достопочтенный

Англосаксы оказались восприимчивы к знаниям. Имя одного из англосаксонских монахов — Беды Достопочтенного (672—735) — в числе самых знаменитых ученых европейского средневековья. Благодаря своей обширной «Церковной истории англов» он считается первым английским историком. Ему принадлежит также множество сочинений по богословию, медицине, астрономии, арифметике, грамматике, философии. Именно Беде, авторитетности его трудов мы обязаны тем, что ведем счет лет «от Рождества Христова». Беда поддержал мнение одного монаха VI в., вычислившего, что Иисус якобы родился в 753 г. после основания Рима. Именно от этой даты мы до сих пор и отсчитываем: первый год нашей эры, десятый век нашей эры, двухтысячный год...

Вопросы

1. Найдите на карте все географические названия, упомянутые в тексте.

2. Вспомните, когда римляне появились в Британии. Сколько лет продолжалась римская колонизация острова?

3. Можете ли вы пересказать какие-либо легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола?

4. Ваши предположения: как могло получиться, что в далекой Ирландии монахи мастерски владели греческим языком, хотя это было тогда редкостью даже в Италии?

5 Как вы думаете, почему в споре между Римом и ирландской церковью за духовную власть над Англией победил все же более далекий от Британских островов Рим?

Наши рекомендации