Хадис 313. Как читать салават во время сидения в конце молитвы.

Хадис 313. Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Ансари, что однажды они находились в обществе Са‘да ибн ‘Убады, когда к ним пришел Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Башир ибн Са‘д сказал ему: «Аллах повелел нам молиться за твое благословение, но как мы должны делать это?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не отвечал ему до тех пор, пока мы не подумали, что лучше бы он не спрашивал его об этом. Потом он сказал: «Говорите: “О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ибрахима, и даруй благодать Мухаммаду и семейству Мухаммада, как даровал Ибрахиму. Воистину, Ты - Достохвальный, Славный”. А приветствие миром вы знаете». Этот хадис передал Муслим, а в версии Ибн Хузеймы говорится:«Как мы можем молиться за твое благословение во время намаза?»

Комментарий:

Дополнение Ибн Хузеймы также встречается в версиях Ибн Хиббана, ад-Даракутни и аль-Хакима. Кроме того, этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. Ад-Даракутни назвал его хорошим. Аль-Бейхаки и аль-Хаким назвали его достоверным. В их версиях после слов “О Аллах, благослови Мухаммада” говорится: “не знавшего грамоты пророка”. В версии Абу Давуда после слов “как оказал Ты ее Ибрахиму” говорится: “среди всех обитателей миров”.

Хадисы о том, как следует молиться за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, дошли до нас от целого ряда сподвижников, - в том числе от Ка‘ба ибн ‘Уджры (аль-Бухари и Муслим), Абу Хумейда ас-Са‘иди (аль-Бухари и Муслим), Абу Са‘ида аль-Худри (аль-Бухари, ан-Насаи и Ибн Маджа), ‘Али ибн Абу Талиба (ан-Насаи в сборнике “Муснад ‘Али”), Тальхи ибн ‘Убейдуллаха (ан-Насаи), Абу Хурейры (Абу Давуд), Сахля ибн Са‘да (ат-Табарани), Зейда ибн Хариджи (Ахмад и ан-Насаи), Бурейры (Ахмад), а также Рувейфи‘ ибн Сабита, Джабира и Ибн ‘Аббаса (аль-Мустагфири в книге “ад-Да‘ват”).

Ан-Навави в книге “Шарх аль-Мухаззаб” писал: «Следует объединять все слова, встречающиеся в достоверных хадисах, и говорить: “О Аллах, благослови Мухаммада, не знавшего грамоты пророка, и семейство Мухаммада, его жен и потомство, как благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, и даруй благодать Мухаммаду и семейству Мухаммада, его женам и потомству, как даровал Ибрахиму и семейству Ибрахима среди всех обитателей миров. Воистину, Ты - Достохвальный, Славный”».

По словам аль-‘Ираки, данная форма не включает некоторые слова, упомянутые в достоверных сообщениях по этому поводу. Согласно его версии, мольба за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, выглядит следующим образом: «О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и посланника, не знавшего грамоты пророка, и семейство Мухаммада, его жен - матерей правоверных, его потомство и обитателей его дома, как благословил Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достохвальный, Славный. О Аллах, даруй благодать Мухаммаду, не знавшему грамоты пророку, и семейству Мухаммада, его женам и потомству, как даровал Ибрахиму и семейству Ибрахима среди всех обитателей миров. Воистину, Ты - Достохвальный, Славный». Аш-Шаукани подтвердил то, что все упомянутые здесь добавления встречаются в достоверных преданиях, подчеркнув, что есть и другие добавления, однако их достоверность вызывает сомнение.

Из очевидного смысла хадиса следует, что молиться за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в намазе обязательно. Этого мнения придерживались ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Ибн Мас‘уд, Джабир ибн Зейд, аш-Ша‘би, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Курази, Абу Джа‘фар аль-Бакир, аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбал, Исхак ибн Рахавейх и др. Этому же суждению отдал предпочтение кадий Абу Бакр Ибн аль-‘Араби. Некоторые считали обязательной и молитву за благословение семейства Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Этого мнения придерживались имам Ахмад, а также некоторые шафиитские и шиитские богословы (аль-Хади, аль-Касим и др.). Поэтому утверждение ан-Навави и некоторых других о том, что мусульмане единодушно считали, что упоминание семейства Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в данном случае желательно, не соответствует действительности.

Большинство же ученых полагало, что молиться за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, желательно, но не обязательно. Это мнение высказывали Абу Ханифа и его ученики, Малик, аль-Ауза‘и, ас-Саури и др. По словам аль-Куртуби и ат-Тахави, ранние и поздние богословы были единодушны в том, что это предписание не носит обязательный характер, но это предположение является неверным. Выше мы уже привели мнения целого ряда сподвижников, их последователей, членов семьи Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также правоведов, считавших, что читать эту молитву в намазе обязательно. Однако рассматриваемое нами предание не является убедительным аргументом в пользу обязательности мольбы за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в намазе. В лучшем случае из него следует, что мусульманам приказано вообще молиться за него. Подобное веление упоминается и в следующем кораническом аяте: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).

В версии Ибн Хузеймы сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, одобрил чтение этой молитвы в намазе, однако в нем нет упоминания о том, что поступать так следует именно в последнем ташаххуде. Этого не достаточно для того, чтобы судить об обязательности данного предписания. Представьте себе, что человеку говорят: «Я хочу дать тебе деньги. Как это сделать: при людях или один на один?» Совершенно ясно, что если он соглашается получить деньги, например, при людях, то это не означает, что он приказал другому сделать это. Таким же образом, обучение мольбе за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в данном случае не может расцениваться, как повеление читать эту молитву в намазе. Наконец, отсутствие упоминания об этом предписании в хадисе о том, кто ошибался в намазе, ясно указывает на то, что поступать так не обязательно, а желательно.

Следует знать, что сторонники первого мнения приводили еще несколько доводов в свою пользу. Некоторые из них являются слабыми и не должны приниматься во внимание. Те же сообщения, которые являются достоверными, указывают на превосходство мольбы за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в целом, но не имеют отношения к намазу. Назовем лишь некоторые из них.

Ад-Даракутни и аль-Бейхаки передали со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не совершил намаз тот, кто не очистился и не помолился за мое благословение». Одним из рассказчиков этого предания был ‘Амр ибн Шимр, чьи хадисы отвергаются. Другой рассказчик по имени Джабир ибн Йазид аль-Джу‘фи тоже был слабый. Абу Давуд назвал его несильным в хадисах. Ахмад ибн Ханбал и Йахйа ибн Ма‘ин назвали его лживым.

Ад-Даракутни передал со слов Абу Мас‘уда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Намаз того, кто не помолился за мое благословение и благословение обитателей моего дома, не будет принят». Указав на слабость этого сообщения, имам ад-Даракутни подчеркнул, что в действительности это мнение принадлежало одному из рассказчиков - Абу Джа‘фару аль-Бакиру.

Ад-Даракутни, аль-Бейхаки и аль-Хаким передали со слов Сахля ибн Са‘да следующий восходящий хадис: «Нет намаза у того, кто не помолился за благословение своего Пророка». В этом сообщении, как и в предыдущем, не разъясняется, когда именно следует молиться за Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Помимо того, цепочка его рассказчиков является слабой. Об этом сообщил Ибн Хаджар в книге “Талхис аль-Хабир”.

Ат-Тирмизи передал со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скуп тот, кто не помолился за мое благословение, когда мое имя произнесли возле него». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. По словам имама аш-Шаукани, это - один из лучших аргументов тех, кто считает молитву за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в намазе обязательной. Однако хорошо известно, что скупым не называют того, кто не выполняет обязательных предписаний. Знатоки арабского языка знают, что так называют тех, кто скупится на желательные добрые поступки. Следовательно, этот довод тоже является сомнительным.

Шиитский ученый аль-Махди утверждал, что, согласно всеобщему мнению, мольба за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, необязательна в намазе; следовательно, она обязательна в намазе. Его первое утверждение ошибочно, потому что Малик считал, что каждый мусульманин обязан помолиться за благословение Посланника, мир ему и благословение Аллаха, хотя бы раз в жизни. Этого же мнения были ученые захиритского толка. Ат-Тахави полагал, что поступать так обязательно всякий раз, когда упоминается имя Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Среди ученых шафиитского толка это мнение разделял, например, аль-Хулейми. Относительно его второго утверждения Ибн Дакик аль-‘Ид писал: «Это мнение очень слабое. Он сказал, что ученые единодушны, что эта мольба необязательна вне намаза. Это так, если он имел в виду, что она не обязательна для каждого. Но из этого совершенно не следует, что она обязательна для каждого в намазе».

Примечательно, что сторонники первого мнения не считают мольбу за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обязательной вне намаза. Поэтому любое предание о пользе мольбы за благословение Посланника, мир ему и благословение Аллаха, в принципе, является аргументом против них.

Безусловно, все сказанное выше не означает того, что мы отрицаем важность мольбы за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его семейства. Мы лишь проанализировали дошедшие до нас тексты по этому поводу и пришли к выводу, что их недостаточно для того, чтобы утверждать, что названная мольба обязательна в намазе. Тем не менее, поступать так желательно, и каждому верующему, желающему получить наибольшую награду за совершаемые намазы, следует не упускать возможность помолиться за благословение наилучшего из сынов Адама и его благородное семейство.

Следует отметить, что некоторые люди недопонимают смысла просьбы о том, чтобы Аллах благословил Пророка Мухаммада и его семейство так, как некогда благословил пророка Ибрахима, ведь хорошо известно, что положение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, было наивысшим. Ученые дали несколько объяснений этому.

Во-первых, в данной мольбе сравнивается не количественная, а качественная сторона милости, оказанной обоим пророкам и их семействам.

Во-вторых, в роду пророка Ибрахима было много Божьих избранников, и он намного многочисленнее рода Мухаммада. Следовательно, в некотором плане милость, оказанная роду Ибрахима, может быть больше милости, оказанной роду Мухаммада.

В-третьих, Аллах уже благословил обоих пророков и их семейства, и молящийся просит Его приумножить милость, оказанную последнему посланнику и обитателям его дома.

Некоторые считали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучил мусульман этой молитве до того, как ему было дано знать, что он превосходит своего предшественника Ибрахима. Другие полагали, что тем самым Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пожелал, чтобы Всевышний довел до конца свое благодеяние по отношению к нему и его семейству, как это было сделано в отношении Ибрахима и его потомков. Третьи трактовали этот поступок как пожелание того, чтобы о Пророке Мухаммаде и его семействе осталась такая же добрая молва, как и об Ибрахиме и его семействе. Были и такие, кто обосновывал эту мольбу тем, что сам Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был одним из потомков Ибрахима. Этому хадису есть и другие объяснения, некоторые из которых представляется нам разумными, а некоторые - слабыми. Тех же доводов, которые мы уже привели, вполне достаточно для того, чтобы понять, что текст молитвы за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, лишний раз подчеркивает его величие и славу. А лучше всего об этом известно нашему Господу. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 573-577.

Хадис 314. Кто прочтет ташаххуд, пусть попросит у Аллаха защиты от четырех вещей…

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас прочтет ташаххуд, пусть попросит у Аллаха защиты от четырех вещей и скажет: “О Аллах, упаси меня от мук ада, от мучений в могиле, от искушений жизни и смерти и от искушения Антихриста”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в версии последнего говорится: «Когда кто-нибудь из вас закончит читать ташаххуд, пусть попросит у Аллаха защиты от четырех вещей и скажет: “О Аллах, упаси меня от мучений в Аду, от мучений в могиле, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Антихриста”».

Комментарий:

Существуют и другие варианты этой молитвы. Аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи передали со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время намаза взывал со словами: «О Аллах, упаси меня от мучений в могиле и искушения Антихриста, упаси меня от искушения жизни и смерти! О Аллах, упаси меня от греха и непосильного долга». Ему сказали: «Как же часто ты просишь уберечь тебя от непосильного долга!» Он ответил: «Если человек не может вернуть долг, он начинает лгать, когда говорит, и нарушает данные им обещания».

Из совокупности преданий на эту тему следует, что читать эту молитву следует по завершении последнего ташаххуда. Под искушениями жизни подразумеваются все искушения, выпадающие на долю человека при жизни на земле. Искушения смерти - это расставание с мирской жизнью с признаками недоброго конца или допрос в могиле.

Антихрист - это аль-Масих ад-Даджжал, чье пришествие ожидается незадолго до наступления Судного дня. Он провозгласит себя Аллахом, по Его воле будет творить чудеса и сбивать людей с прямого пути. Он будет властвовать на земле в течение сорока дней, первый из которых по продолжительности равен году, второй - месяцу, третий - неделе, а последующие - обычным дням. Антихрист сможет проникнуть в любой уголок земли, кроме Мекки и Медины, и будет убит Мессией ‘Исой ибн Марйам.

Ибн Маджа передал со слов Абу Умамы аль-Бахили, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел им проповедь - самую длинную проповедь об Антихристе: «О люди! Со времен сотворения Аллахом потомков Адама, на земле не было искушения более страшного, чем искушение Антихриста. Среди посланных Аллахом пророков не было такого, который не предостерег бы свою общину от Антихриста. Я - последний из пророков, а вы - последняя из общин. Он непременно появится среди вас. Если это произойдет, пока я нахожусь среди вас, то я буду препираться за каждого мусульманина. Но если он появится, когда меня уже не будет среди вас, то каждый человек будет препираться за себя самого, и Аллах заменит меня в этом для каждого мусульманина. Он появится на дороге между Шамом и Ираком, и станет свирепствовать повсюду. О рабы Аллаха, будьте же стойкими! Я опишу его вам так, как не описывал его ни один из предыдущих пророков. Вначале он наречет себя пророком, но после меня не будет пророков. Потом он скажет: “Я - ваш Господь”, но вы не увидите вашего Господа, пока не умрете. Кроме того, у него кривой глаз, но ваш Господь - не кривой. Между глазами у него написано “неверующий”, и эту надпись сможет прочесть каждый верующий, даже если он не умеет писать. Среди его искушений будет то, что он принесет сад и огонь, но его огонь будет садом, а его сад - огнем. Тому, кто будет искушен его огнем, следует попросить защиту у Аллаха и прочесть начало суры “аль-Кахф”. И тогда огонь станет для него прохладой и спасением, как это однажды произошло с Ибрахимом. Среди его искушений будет то, что он скажет бедуину: “Засвидетельствуешь ли ты, что я - твой господь, если я воскрешу твоих родителей”. Тот ответит: “Да”. И тогда два дьявола предстанут перед ним в облике его родителей и скажут: “Сынок, следуй за ним, ведь он - твой господь”. Среди его искушений будет то, что он убьет одного из тех, кто попадет к нему. Он распилит его пилой на две части и скажет: “Взгляните на этого раба моего. Сейчас я воскрешу его, и он заявит, что у него есть другой господь”. Аллах воскресит его, а нечестивец спросит: “Кто твой Господь?” Мужчина ответит: “Мой Господь - Аллах, а ты - Его враг. Ты - Антихрист. Клянусь Аллахом, никогда прежде я не был так уверен в этом, как сегодня”. Среди его искушений будет то, что он велит небу пролить дождь, и пойдет дождь, и велит земле взрастить растения. И будет среди его искушений то, что он пройдет мимо поселения, чьи жители сочтут его лжецом, после чего погибнет вся их скотина. И будет среди его искушений то, что он пройдет мимо поселения, жители которого поверят ему, и тогда он велит небу пролить дождь, и пойдет дождь. Потом он велит земле взрастить растения, и вырастут растения, а их скотина станет тучнее и крупнее, чем была прежде. Она станет давать больше мяса и молока. Не останется земли, на которую не ступит нога его, которую он не покорит, за исключением Мекки и Медины. На каждой горной тропе, ведущей к ним, его будут встречать ангелы с обнаженными мечами. Наконец, он сделает привал у красных пригорков, на пересечении с солончаками. Потом Медина вместе с ее жителями трижды сотрясется, и тогда город покинут все лицемеры и лицемерки. Она удаляет скверну подобно тому, как мех удаляет ржавчину с железа. Тот день назовут днем избавления».

Умм Шурейк бинт Абу аль-‘Акр спросила: «О Посланник Аллаха, где же в те времена будут арабы?» Он ответил: «Их будет мало; большинство же из них будут в Иерусалиме. Во главе их будет праведный человек. Однажды, когда он уже выйдет вперед, чтобы возглавить рассветный намаз, снизойдет ‘Иса ибн Марйам. Он попятится назад, уступая место ‘Исе, но он положит руку ему между плеч и скажет: “Выйди вперед и соверши намаз, ведь для тебя было объявлено о начале намаза”. Он совершит намаз, а потом ‘Иса скажет: “Откройте ворота!” Когда ворота откроются, перед ними окажется Антихрист с семьюдесятью тысячами иудеев. Все они будут в зеленых персидских плащах, и у каждого из них будет по украшенному мечу. Увидев его, Антихрист растает так, как тает соль в воде, и бросится бежать. ‘Иса скажет: “Я должен нанести тебе удар, от которого тебе не сбежать”. Он настигнет и убьет его у восточных ворот Лудда. Аллах же разгромит иудеев, и по Его воле заговорит всякое творение, за которым спрячется иудей. Камни, деревья, стены, животные - все, кроме кустарника гаркад, будет говорить: “О раб Аллаха! О мусульманин, вот иудей! Иди и убей его”. Гаркад же - один из их кустарников, и он не станет говорить. Антихрист пробудет тут сорок лет. Первый год будет подобен половине года. Второй год будет подобен месяцу. Третий год будет подобен неделе. Остальные же дни будут подобны искре. Человек проснется у одних ворот Медины и не успеет достичь других ворот города, как наступит вечер».

Его спросили: «Как же мы будем совершать намаз в такие короткие дни?» Он сказал: «Вы будете отсчитывать время так, как вы это делаете в эти протяженные дни, и молиться. ‘Иса ибн Марйам пребудет среди моих последователей в качестве справедливого судьи и беспристрастного правителя. Он будет ломать кресты и убивать свиней. Он отменит дань и оставит милостыню. Никто не будет нападать на овец и верблюдов. Не будет злобы и взаимной вражды. Все ядовитые животные лишатся своего яда: мальчик будет класть руку в рот змеи, и та не причинит ему вреда; девочка будет отгонять льва, и тот не причинит ей вреда; а волки будут среди овец, словно пастушьи собаки. Земля наполнится миром подобно тому, как сосуд наполняется водой. Люди станут исповедовать единую веру, не поклоняясь никому, кроме Аллаха. Не будет войн, и курейшиты получат свою власть. Земля станет словно серебряный таз: она будет взращивать растения так, как это было во времена Адама. По несколько человек будут наедаться виноградной гроздью или гранатом. Бык будет стоить столько-то, а лошадь - всего несколько дирхемов».

Люди спросили: «О Посланник Аллаха, почему же лошади будут обесценены?» Он ответил: «На них больше никогда не будут садиться верхом, чтобы воевать». Его спросили: «А почему подорожают быки?» Он сказал: «Они вспахивают всю землю. Поистине, перед появлением Антихриста будет три года засухи, и люди сильно изголодаются. В первый год Аллах велит небу сократить дожди на треть, а земле - уменьшить на треть растительность. На второй год Он велит небу сократить дожди на две трети, а земле - уменьшить растительность на две трети. Потом, на третий год, Аллах велит небу вообще не проливать дожди, и оттуда не прольется даже капли воды. Земле же будет велено не взращивать растительность, и на ней ничего не вырастет. Парнокопытные погибнут, за исключением тех, кого Аллах пожелает сохранить».

Его спросили: «Как же люди будут жить в те времена?» Он сказал: «Свидетельством единобожия, возвеличиванием, прославлением и восхвалением Аллаха! Все это заменит им еду».

Аль-Албани назвал это сообщение слабым, потому что от имени ‘Амра ибн ‘Абдуллаха аль-Хадари его рассказывал только Абу Зур‘а ас-Сейбани, а его считал заслуживавшим доверия только Ибн Хиббан. Кроме того, от имени ас-Сейбани этот хадис рассказывал Исма‘ил ибн Рафи‘, обладавший слабой памятью. Этот недостаток, однако, восполняется тем, что со слов ас-Сейбани его также рассказывал Дамра ибн Раби‘а. Эту версию передал Ханбал ибн Исхак аш-Шейбани в книге “аль-Фитан”, но в ней отсутствуют два последних абзаца, начиная с вопроса о лошадях. Она встречается и в других сборниках в полной и сокращенной форме. Ибн Хаджар назвал Дамру ибн Раби‘а правдивым рассказчиком, который редко ошибался.

Еще одну сокращенную версию хадиса рассказывал от имени ас-Сейбани ‘Ата аль-Хурасани. Ее передал аль-Хаким, назвав хадис достоверным согласно требованиям Муслима. Аз-Захаби согласился с такой оценкой, однако аль-Албани показал, что это не так. Дело в том, что имам Муслим не ссылался на хадисы ‘Амра ибн ‘Абдуллаха аль-Хадрами. Помимо того, ‘Ата аль-Хурасани, чьи хадисы встречаются в сборнике Муслима, часто ошибался и фальсифицировал (тадлис) хадисы. В данном случае последнее обстоятельство имеет большое значение, потому что ‘Ата не указал на то, что слышал хадисы непосредственно от своего шейха. Несмотря на перечисленные недостатки, аль-Албани справедливо отметил, что большая часть хадиса достоверна и подтверждается другими преданиями. См. «Киссат аль-Масих ад-Даджжал ва Нузул ‘Иса», с. 42-49.

Наши рекомендации