VII. Последний вопрос, всё еще остающийся без ответа
1. Разве не видишь ты, что все твои несчастья проистекают из нелепой веры в собственное бессилие? беспомощность — цена греха, беспомощность — условие греха, единственное требование, на вере в которое он настаивает. 4Только беспомощные веруют в беспомощность. 5Чудовищность не привлекает никого, кроме ничтожных. 6К ней только тех влечет, кто верит в собственную малость. Предательство по отношению к Сыну Божьему — защита тех, кто не отождествляет себя с ним. 8А ты — либо за него, либо против него; либо любишь его, либо нападаешь на него, либо ограждаешь его единство, либо видишь его разбитым и убиенным твоей атакой.
2. Никто не верит, что Господень Сын бессилен. 2Те, кто видят себя беспомощными, должно быть, в себе не разглядели Сына Божьего. 3Чем же им остается быть для него, как не врагами? 4Что же им остается, как не завидовать его могуществу и из-за этой зависти его бояться? 5Они — мрачны, безмолвны и напуганы, и одиноки, и отчуждены; они боятся, что сила Сына Божьего сразит их наповал и поднимают свою немощь против него. 6И примыкают к армии беспомощных и объявляют войну л возмездия, и горечи, и злобы против него, чтобы он стал одним из них. 7Не зная, что они едины с ним, они не ведают, кого так люто ненавидят. 8Они и вправду — армия довольно жалкая: каждый так же способен напасть на брата или на себя, как помнить, что они верили будто имеют общую цель.
3. Неистовыми, громкими и сильными кажутся те, которые мрачны. 2При том не зная своего "врага", они его смертельно ненавидят. 3В ненависти своей они сошлись, но не соединились. 4В единстве невозможна ненависть. 5Армия немощных 'I должна рассеяться, столкнувшись с силой. 6Ведь сильные не предают; им ни к чему грезить о силе и эти грезы воплощать. 7Как армия ведет себя во сне? 8Да как угодно. Она может напасть на кого угодно, воспользовавшись помощью чего угодно. 10В снах здравый смысл отсутствует. 11Цветок становится отравленным побегом, дитя — гигантом, а мышь рычит, как лев. 12И с той же легкостью обращается в ненависть любовь. 13Это не армия, а сумасшедший дом. 14А то, что видится расчетливой атакой, на самом деле есть бедлам.
4. Армия немощных действительно слаба. 2Нет у нее оружия и нет врага. 3Конечно, она способна, по миру растекаясь, искать врага. 4Но ведь того, чего не существует, не найти. 5Во сне вдруг этой армии пригрезится, будто она нашла врага, но сон изменится даже во время самой атаки, так что она должна немедленно, бегом, искать врага другого, так никогда и не Г; найдя успокоения в победе. 6А на бегу она вдруг обернется против самой себя, думая, что поймала проблеск неуловимого, великого врага, который вечно ускользает от ее губительных атак, обернувшись чем-то другим. 7Каким же вероломным предстает подобный враг, меняясь так, что его даже не узнать.
5. Но ненависть должна иметь мишень. 2Вера в грех немыслима в отсутствии врага. 3Кто же из верующих в грех поверит, что у него нет недруга? 4Разве кто-либо признается, что силы у него никто не отнимал? 53дравый смысл ему определенно подсказал бы покончить с поиском того, чего нельзя найти. 6Но прежде он должен согласиться увидеть мир без недругов. 7Ему совсем не нужно понимать, каким путем увидит он подобный мир. 8Не нужно и пытаться. 9Ибо сосредоточившись на том, чего не понимает, он только усугубит свою беспомощность и разрешит греху сказать ему, что враг его, должно быть, есть он сам. 10Пусть лучше он задаст себе вопросы, решить которые ему придется, чтобы осуществился его выбор:
11Желаю ли я мира, которым правлю сам, вместо того, который правит мною?
12Желаю ли я мира, в котором я могуч, а не беспомощен?
13Желаю ли я мира, в котором у меня нет недругов и я безгрешен?
иДействительно ли я хочу увидеть то, что отверг, посколькуоно истинно?
6. Возможно, ты уже дал ответ на первых три вопроса, но еще не ответил на последний. 2Ибо последний всё еще кажется пугающим и непохожим на другие. 3Но здравый смысл тебя заверит, что все они — одно и то же. 4Уже упоминалось, что в этом году особое внимание мы уделим одинаковости одинакового. 5Тот заключительный вопрос, действительно последний из всех, что подлежат решению, всё еще сохраняет видимость угрозы, которую уже утратили все остальные. 6Это мнимое различие —- свидетель твоей веры, что истина, по-видимому, и есть тот враг, которого еще возможно отыскать. 7И следовательно в этом вопросе тебе мерещится последняя надежда и грех найти, и силу не принять.
7. Не забывай, что выбор между грехом и истиной, между бессилием и мощью, есть выбор между исцелением и атакой. 2Ведь исцеление идет от силы, атака — от бессилия. 3Тех, на кого ты нападаешь, ты не желаешь исцелять. 4Должно быть, ты выбрал исцелить того, кого избавил от атаки. 5А что же это, если не выбор: увидеть его глазами плоти или позволить ему открыться тебе в видении? 6Каким путем это решение ведет к его последствиям — забота не твоя. 7Но то, что ты пожелаешь видеть, и станет твоим выбором. 8Курс этот — курс причины, а не следствия.
8. Подумай хорошенько над заключительным вопросом, всё еще остающимся без ответа. 2Пусть здравомыслие тебе подскажет, что на него необходимо дать ответ, и что он уже дан в ответах на остальные три вопроса. 3Тогда и станет очевидным, что видя следствия греха в какой угодно форме, всё что тебе нужно сделать, это спросить:
4И это всё, что я вижу? 5 Желаю ли я этого?
9. Таково твое единственное решение, условие всего происходящего. 2То как оно произойдет неважно, но важно, почему. 3И здесь у тебя есть контроль. 4Если ты выберешь увидеть мир без недругов, в котором ты не немощен, средства будут тебе даны.
10. Чем же так важен заключительный вопрос? 23дравый смысл тебе ответит. 3Этот вопрос подобен трем остальным, за исключением фактора времени. 4Три остальные — решения, которые можно принять и отменить, и сызнова принять. 5Но истина постоянна, она предполагает такое состояние, в котором колебания невозможны. 6Ты в силах выбрать мир, в котором правишь сам и изменить свой выбор. 7Ты можешь возжелать сменить свою беспомощность на силу и тут же свое желание утратить, увлекшись мимолетным проблеском греха. 8Ты в состоянии решить увидеть мир безгрешным, затем позволить своему "врагу" склонить себя глядеть на мир телесными глазами и изменить свое желание.
П. По содержанию все вопросы одинаковы. 2Каждый вопрошает о том, готов ли ты сменить греховный мир на то, что видит Дух Святой, поскольку видимое Им отрицает мир греха. Поэтому-то те, кто видят грех, видят лишь отрицание реального мира. 4Последний же вопрос добавляет постоянство твоему желанию увидеть реальный мир и таким образом желание это становится твоим единственным желанием. Ответив на последний вопрос "Да", ты добавляешь чистосердечие к решениям, уже принятым по остальным вопросам. 6Ибо только тогда ты отвергнешь возможность снова менять свое решение. 7Ко-гда ты более не захочешь менять решений, на все другие вопросы уже дан ответ.
12. Отчего же ты не уверен, что на остальные вопросы уже дан ответ? 2Какая есть необходимость их часто задавать, если ответ на них уже получен? 3Покуда окончательное решение не принято, ответом остаются и «да», и "нет". 4Ведь ты отвечаешь "да", не думая, что оно означает невозможность "нет". 5Никто не принимает решений в ущерб своему счастью, разве что кто-то не видит, что делает. 6И если он увидит свое счастье переменчивым, мгновение — таким, мгновенье — эдаким, мгновенье — ускользающею тенью, не связанной ни с чем, определенно он не выберет такого счастья.
13. Уклончивое, изменяющее формы счастье, меняющееся в зависимости от времени и места есть иллюзия, лишенная значения. 2Счастье должно быть постоянным, поскольку оно достигается отказом от желания непостоянства. 3Радость не воспринимается иначе, чем через постоянное видение. 4Постоянное же видение дается только тем, кто желает постоянства. 5Сила желания Сына Божьего остается доказательством его неправоты в том, что он видит себя беспомощным. 6Всё, что желаешь, ты увидишь и посчитаешь его реальным. 7Всякая мысль имеет силу либо убить, либо освободить. 8И ни одна из них не в состоянии покинуть разум мыслящего иль не подействовать на него.
VIII. Внутренний сдвиг
1. Опасны ли, в таком случае, мысли? 2Для тел — определенно! Убийственные суть те мысли, что учат мыслящего: он может быть убит. 4Выучив это, он "умирает". 5Уходит он от жизни к смерти — окончательному доказательству того, что он ценил непостоянное гораздо выше постоянства. 6Конечно же, он думал будто желает счастья. 7Однако он не желал его, поскольку счастье истинно и следовательно должно было быть постоянным.
2. Постоянство радости — условие, чуждое твоему пониманию. 2Но если бы ты мог его себе представить, ты бы желал его даже не понимая. Постоянство счастья не знает ни исключений, ни каких бы то ни было изменений. Оно неколебимо как Любовь Господня к Своему творению. 5Уверенное в своем видении, как и его Творец — в Своем знании, счастье видит всё одним и тем же. Оно не видит мимолетного, ибо желает видеть всё себе подобным и видит всё таковым. 7Ничто не в состоянии нарушить его постоянства, поскольку его собственное желание неколебимо. Оно приходит непременно к тем, кто видит последний вопрос существенным для остальных, как и покой приходит к тем, чей выбор исцелять, а не судить.
3. Здравый смысл говорит, что невозможно просить о счастье непостоянно. 2Ведь если ты получаешь всё, чего желаешь, и если счастье постоянно, то нужно попросить о нем лишь раз, чтобы иметь его всегда. 3Если же ты его имеешь не всегда таким, какое оно есть, ты не просил о нем. 4Ибо никто не преминет просить желанного у того, что, как он думает, в какой-то мере обещает его исполнить. 5Он может ошибаться в том, что просит, и где, и у чего. 6Но он попросит, поскольку желание есть просьба, исходящая от того, кому Всевышний не отказывает в ответе. 7Бог уже дал ему всё, чего он подлинно желает. 8Того же, в чем он не уверен, Бог дать не может. 9Ибо, покамест он не уверен, он не желает этого, а Божий дар не завершен, покуда он не принят.
4. Ты, завершающий Господню Волю, и есть Его Счастье; воля твоя не растраченная в иллюзиях, столь же могущественна сколь Его, подумай хорошенько, отчего ты всё еще не выбрал ответа на заключительный вопрос. 2Твой ответ на все остальные помог тебе стать отчасти здравомыслящим. 3Но только заключительный вопрос требует ответа, действительно ли ты желаешь быть полностью разумным.
5. Что есть мгновение святое, если не просьба Бога признать всё, что Он дал тебе? Оно есть обращение к здравомыслию и осознание того, что можно всегда увидеть вечно доступное тебе. 33десь — неизбывный покой, который может стать твоим навечно. 43десь всё, что отрицалось отрицанием, тебе открылось. 5Ибо здесь дан ответ на окончательный вопрос и всё, что ты просил, тебе дано. 63десь будущее — сейчас, поскольку время, благодаря твоему желанию неизменного, бессильно. 7Ведь ты просил, чтобы ничто не вклинивалось между святостью твоих взаимоотношений и осознанием их святости.