Проповедь Мюллера о полном освящении
Освящение не есть только воздержание от грубых грехов и нарушения заповедей, но это есть состояние души, достигаемое чрез полное общение со Христом. По нашей природе, мы не желаем и не стремимся к святой жизни. Мы склонны жить в грехе, как рыба в воде. Удаленные чрез грех от Бога и живя в неверии, мы имеем стремление идти двоими путями и повиноваться побуждениям нашей развращенной природы. Желая освящения, мы должны знать, что для этого прежде мы должны быть обновлены. Желающий стать святым и вести святую жизнь, прежде должен родиться свыше чрез веру в Единородного Сына Божия, предавшего Себя ради нас, чтобы нам иметь жизнь вечную. Но только тот почувствует нужду в обращении, в спасении, кто видит себя погибшим грешником. Поэтому прежде мы должны молиться, чтобы открылся наш Господь и показал нам нашу испорченность. И Бог хочет это сделать. Спасать грешников Он всегда готов. Каковы мы по природе, описано в первых трех главах посл. кРимлянам и Ефес, 2 глава, и если мы желаем познать себя и принять указания от Бога, то Он готов это сделать. Когда мы видим свою испорченность и сознаём себя погибшими грешниками, заслуживающими вечное осуждение, и верим в то, что Христос сделал для нас, то становимся новыми творениями, которые не стоят перед Богом в своих прежних грехах, но облечённые в праведность Христа. Ведь Христос, наш Заместитель, телом Своим вознёс грехи наши на древо и там их уничтожил. Если мы с верой опираемся на Него и принимаем протянутую Им руку, принимаем одежду спасения, сотканную Им для нас на кресте, то появляется новая жизнь в нашей душе. Мы становимся новыми творениями, хотя в начале ещё как начинающие, как дети, и получаем мир с Богом, радость в Господе, стремление и силу к святой жизни.
Как нам понять слова: «Старайтесь иметь святость» (Евр. 12:14)?. Здесь идёт речь о стремлении к какой-то цели, прилагая всю серьезность, все средства и все силы, как охотничья собака гонится за добычей и не успокаивается, пока не настигнет ее. Апостол здесь наставляет нас ходить по следам Христа с великой серьёзностью и постоянством, прилагая все усилия. Этим путём не идут сомневающиеся, колеблющиеся, но те, кто всеми фибрами своей души стремится к намеченной цели. Стремиться к святости означает стать подобными Сыну Божию. Когда это не было достижимо путем естественного усовершенствования, Бог соединил нас с природой Христа и дал нам вечную жизнь.
Никто так не отражал жизни Божией, как Иисус, живя здесь на земле. Его дела, Его чудеса и страдания были приятны воле Отца. Он как свидетельствует: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Также и пророки о Нём свидетельствуют: «Я желаю исполнить волю Твою, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). От яслей до креста слова Христа и Его дела согласовались со святой волей вечного Бога.
Теперь возникает вопрос: Много ли таких христиан, достигнувших этого полного славы состояния, вполне согласованных с Богом, всецело посвящённых Богу? Удавалось ли нам встретить такого христианина, про которого можно было бы сказать: он неуклонно ходил путём Божиим и исполнял волю Божию во всём? За 70 лет после моего обращения я мог посетить 42 разных страны, видел тысячи избранных свидетелей Христа, но никто из них не был так преображен в подобие Христа, чтобы в нём нельзя было найти следов старой природы. Они серьёзно стремились к святой жизни, применяя лучшие средства, идя лучшими путями, но все они должны были восклицать вместе с ап. Павлом: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус», (Фил. 3:12). Если бы кто сказал, что он уже совершенно преобразовался в совершенный образ Христа, то мы должны сказать такому: «Друг, ты не знаешь, ни что такое грех, ни что освящение, хотя с силой свидетельствуешь о Христе. Мы согласны с тобой, что ты старательно служишь своему Господу, но должны напомнить тебе, что ты плохо знаешь самого себя. Может быть, что с силой Божией ты победил в себе все страсти, что оставил старые грехи и распял плоть свою. Это заповедано всем христианам: но стремление к цели ещё не есть достижение цели».
Это лучше мы поймём, если прочитаем, что Господь говорит в Своём Слове. I Иоанна 1:8 «сказано: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Если же кто утверждает, что он в известный срок, два или три года, не совершил никакого греха, даже самого маленького, то такому можем сказать: «Ты обманываешь самого себя и истины нет в тебе. Ты еще не знаешь самого себя. Если ты считаешь себя подобным Христу, безгрешным и совершенно святым, без ошибок и слабостей, то должны сказать тебе, ты ещё находишься во тьме, а не во свете». Безгрешных людей в мире совершенно нет. Никто из 1600 миллионного населения земного шара ещё не достиг такого состояния, чтобы быть без греха. Если ты говоришь, что спасён от прежней гневливости, зла.пороков и других скверных привычек, что вошел в свободу Христа, что ходишь с Богом и что ты в новой жизни, полученной от Бога, побеждаешь искушения, то мы тебе вполне верим, так как и нам Христос это даровал. Но, если ты хочешь утверждать, что в духовной борьбе ты остался без греха и ошибок, то это совершенно не согласуется с так ясно говорящими словами Иисуса, испытанными Его учениками и апостолами, и ты свернул с тесного пути истины. Ап. Павел пишет Филиппийцам (3:8), что он все почитает за сор, чтобы приобресть Христа и чтобы найтись в Нем. Этот великий муж в своей духовной борьбе имел дело с вопросами: Как мне оказаться во Христе? Как мне преобразиться в Его славный образ? Как Он мог бы изобразиться в моей жизни полнее? Павел не подвизался, чтобы иметь участие в первом воскресении, т. е. святых; это он уже имел, как рожденный свыше и принадлежащий к церкви первенцев, записанных на небесах. Он не стремился также, как некоторые думают, чтобы жить жизнью воскресения уже здесь на земле, без борьбы, страдания и смерти. Совсем нет. Павел был готов страдать, готов жертвовать себя, даже умереть ради Христа. Но приобресть Христа и Его жизнь, какую Он имел после воскресения и этим наполнить всё своё существо так, чтобы ни для чего другого больше не осталось места, — вот чего он жаждал, к чему он стремился. Он уже теперь жаждал во внутреннем своем человеке быть таким, каким будет после воскресения из мёртвых. Не так, чтобы он этого уже достиг или был уже совершен, но он стремился к этой цели и жаждал достичь её, как достиг его Христос. Христос достиг нас, чтобы наш дух, душа и тело были преображены в Его славный образ. И это может совершиться только тогда, когда верою соединяемся с Ним, когда Его заслуга вменяется нам и Дух Св. работает над нами. Но самый совершенный из всех учеников, Павел, не сознает себя уже достигшим и совершенным, но стремиться достичь Его, как его достиг Христос. «Я ищу.я подвизаюсь, молюсь, бегу, но — я Его ещё не достиг».
Если так приходится говорить ап. Павлу, этому избранному сосуду Божию, что же сказать тогда нам? Считаем ли мы себя выше и совершеннее апостолов? Скажем ли мы, что мы уже достигли этого совершенства, уже теперь без греха? Но не противоречит ли ап. Павел сам себе, говоря: «Кто из нас совершен, так должен мыслить. Если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». (Фил. 3:15-16)?.
Здесь, как будто, ап. Павел говорит о себе, как о совершенном, тогда как выше говорит, что таким только стремится стать. Разница в обоих случаях такова: Во втором месте он говорит относительно жизни своей и других братьев. Полной жертвой он стал чрез полную отдачу Богу всем и во всем. Он больше не дитя во Христе, но отец для многих, и таким он стал, верно служа Христу. А в первом месте он говорит, что он еще несовершен, взирая на образец, на Христа, каким он еще должен стать. Он уже освящен чрез веру в Господа Иисуса и чрез «служение Евангелию, но тем не менее он не без греха, но осаждаемый слабостями человек, находящийся каждый день в опасности и в искушениях и нуждающийся в Божественной охране.
Главный вопрос: Как, достичь освящения и преобразоваться в славный образ Христа? Каков установленный Богом путь к этой цели?
Прочитаем 2 Пет. 1:5-11. «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» и «в добродетели рассудительность», продолжает апостол. Здесь не идёт речь о мирской, научной рассудительности, но духовной рассудительности. Рассудительностью от плотского знания, земной мудрости, мы не можем понять Бога. Она нас не приближает к Богу и не помогает нам стать лучшими в своей жизни и не способствует нашему духовному преображению. Истинная рассудительность — плод веры и появляется в нашем сердце под действием Святого Духа. Только Дух Св. открывает нам тайны рассудительности лично и чрез Слово Божие. «Он возьмёт от Меня и вам возвестит», говорит Спаситель. Позволь тебя серьёзно спросить: Стремишься ля ты приобресть настоящую Божию рассудительность? Хочешь ли идти путем, ведущим к этой рассудительности? Регулярно ли ты читаешь Слово Божие от начала до конца? От первой книги Моисея до Откровения Иоанна? Часто ли ты размышляешь об истинах Библии и читаешь ли её с молитвою? Спроси себя об этом и ответь, как пред лицом Божиим. Если ты ленив в, чтении Слова Божия, ты — отсталый в духовном развитии. Ничто не может заменить Слова Божия. Ничто не может тебе помочь идти путем освящения, как только чтение Слова Божия и молитва, Только таким путём ты примешь в себя чрез веру силы вечной жизни, вложенные Богом в Его слове.
Позвольте мне также сказать немного из личного опыта в этом вопросе. Первые три года после моего обращения я читал Библию, но без всякой жажды и радости. Тогда я читал больше из сознания долга, а не из любви. Но в июле 1829 г. Господь возбудил во мне горячую любовь к Его слову. И с тех пор моя радость читать Библию все увеличивалась. Я прочитал Библию более чем 150 раз. Многие годы подряд я читал ее 4 раза в год. Ты спросишь: «А вам не надоело читать одно и то же?". О нет, мой друг. Библия для нас никогда не стареет, и, читая её, я не знал скуки. Каждый раз, когда я начинал читать её снова, она казалась мне совершенно новой, и истины её открывались мне в новом свете. Размышление о слове Божием сделало меня радостным и счастливым, живя эти 80 лет во Христе и для Христа. Если ты еще не испытал этого счастья, то надеюсь, что решишься приобресть его.
«В рассудительности воздержание». Это подразумевает воздержание не только в еде и питье, но и постоянный контроль и сдержанность в проявлении своих природных инстинктов. Касательно земного богатства, я должен сказать, что человек не может преобразиться в славный образ Христа, пока он любит деньги и служит маммоне. С земными сокровищами мы сможем только тогда правильно обращаться, если небесные сокровища оценим правильно. Дальше славу мира мы должны почитать за сор, сопоставив ее со славой Божией. Воздержание, как плод истинного благочестия, есть ничто иное, как сдерживание самого себя, владение собой. Но на это у нас самих нет силы… Но мы можем об этой силе ежедневно просить Бога. И Бог даст нам от Своей полноты так, что мы сможем побеждать все слабости и страсти. Бог сам дает нам силу для смиренной молитвы, чтобы потом нам помогать в наших слабостях.
«В воздержании терпение». Терпение есть качество смиренно отдаться в руки Божий, когда Он возлагает на нас страдание, горе, убытки и тому подобные испытания. Кто-нибудь скажет: «Я от природы нетерпеливый, быстрый. Я никогда не смогу принять и переносить всё терпеливо». Мой брат, так говоря, ты ошибаешься. Чрез благодать Божию ты сделаешь то, па что теперь не способен. Приноси только твою нетерпеливость к Богу терпения, и от Него ты получишь силу победить своё нетерпение. Не имея терпения, я являюсь соблазном для окружающих меня людей. Мирские люди, окружающие нас, судят по тому, что они видят. Иначе они и не могут. И вот они говорят: «Посмотрите только, этот человек называет себя христианином и надеется на вечную жизнь, но он не лучше меня. Сколько я наблюдаю за ним, между нами нет никакой разницы». Но проявляя терпение, мы чрез это прославляем Бога. Терпение есть также хорошее доказательство того, что христианство не пустое дело, и ободряет нашихбратьей выдерживать в той борьбе, которую им приходится вести.
«В терпении благочестие». Заметь, что вести христианскую жизнь мы можем лишь тогда, если Бог идет нам на помощь, если мы живём для славы Божией. Вся наша жизнь, наш труд наши мысли и слова, наша борьба со злом при помощи свыше, — все это должно быть направлено для славы Божией. Если Бог с нами в нашей жизни, то все, что мы делаем, о чём говорим или помышляем, будет благословенным примером для окружающих нас людей, обличающим их, а детям Божиим в ободрение, в укрепление и радость. О, если бы мы больше в нашей жизни стремились нашими поступками прославить Бога!
«В благочестии братолюбие».Hаше благочестие должно быть очевидно для всех. Если мы счастливы и благословенны в Господе, это покажется наружу. Что внутри нас, то выявится в нашем общении с братьями. «Всякий любящий Родившего, любит и рождённого от Него». Мы должны любить не только своих ближних, но и всех детей Божиих. Не только своих родственников и друзей, верующих в Иисуса, но всех принадлежащих Господу, без исключения. Ни положение, ни образование, ни способности и другое, что может разделять людей, не может разлучить тех, кто стали членами одного тела во Христе Иисусе и напоены одним Духом. Верующий всем сердцем во Христа Иисуса имеет и общение с Его народом, любит этот народ искренней, нелицемерной любовью. Ведь он искуплен тою же кровью, водим тем же Духом, как и прочие дети Божий. О, какое великое дело-братолюбие! 0. если бы мы могли больше любить тех кто равно с нами принял драгоценную веру!
«В братолюбии любовь (ко всем)". Любовь ко всем людям. Это последняя, наивысшая ступень в божественной лестнице. Мы должны любить как братьев, так и всех окружающих нас людей, грешников. Они нас иногда презирают, ненавидят и гонят, но будем любить их, как дети Божий, ибо Бог есть любовь. Насколько мы можем любить окружающих нас людей святого, милующею и всеобщею любовью, настолько Бог прославляется в нашей жизни, и мы уподобились Ему. Пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём, ибо Бог есть любовь.
Какой же результат всего этого? Апостол отвечает: «Если это в нас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Только тот приносит много плода к прославлению Отца Небесного, в ком есть образ Божий. Как дети Божий, мы не остаемся без плода: идя указанным Библией путём, мы получаем одну милость за другой, пока не становимся совершенными, ко всякому доброму делу приготовленными. Бог повелевает нам многое, но вместе с повелением Он указывает нам и источник, где черпать силы, чтобы делать добро. Ходя перед Богом, мы получаем рассудительность и чрез неё приносим плод. Есть много христиан, которые иногда не знают, что делать, как поступать, не зная воли Божией. Но если бы они в простоте и искренности прошли указанные выше ступени христианской жизни, они имели бы больше рассудительности, так что не приходилось бы! спрашивать, как поступить в том или ином деле. Тогда их путь был бы озарен светом свыше, они знали бы волю Божию и поступали бы по ней.
Мне неоднократно приходилось получать письма с просьбой разъяснить, как узнать волю Божию. Многие из спрашивавших были серьёзные христиане. Но присмотревшись к ним поближе, оказалось, что они остановились в самом начале христианской жизни. Правда, они приняли спасение чрез Христа, они верили и имели жизнь вечную, но на этом они остановились и не возрастли в вере, потому что не придерживались вышеприведенного наставления ап. Петра.
Когда мне приходится попасть в ту или другую беду, или не знаю, каким путём идти, я не бегаю к тому или другому из знакомых или друзей за советом, но обращаюсь за помощью и советом к Спасителю. Я на опыте убедился, что Он — чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности и Князь мира. Я в молитве напоминаю Ему, что Он теперь имеет случай показать Своему народу, что Он на деле Чудный советник. И когда
я так обращаюсь к Нему, Он отвечает и указывает тот путь, каким мне идти.
Дальше, есть не мало таких людей, которые хотя и обратились к Богу, но не могут радоваться тому, что они помилованы. Где причина? Из моего богатого опыта могу сказать, что это от того, что они запоздали возрастать чрез веру в благодати и святой жизни, без чего не может быть общения с Богом. «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза и забыл об очищении прежних грехов своих».
Видите как важно всеми силами стремиться к святой жизни. Только таким путём мы можем сохранить наше призвание и избрание в силе. Забыв, что мы избрали путь к небу, мы снова начинаем думать только о земном. До своего обращения я находил удовольствие в вечеринках, в театре, в биллиарде, в картах. Но после обращения я в этом не нахожу больше никакого удовольствия, мои взоры направлены к небу, я радуюсь от сознания, что Господь спас меня!
В заключении апостол показывает, какой славный конец имеют последовавшие за Христом: «Так поступая, никогда не преткнётесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Христианин до конца может устоять только чрез веру и святую жизнь. Христианин может войти на небо или как корабль, который в полной оснастке въезжает в гавань, или спасаясь как бы из огня. К сожалению, не Мало таких, кто спасутся как бы из огня. Уже в течение 70 лет моей христианской жизни я стремлюсь, чтобы закончить свою жизнь с радостью, и я знаю, что это будет так, ибо Богу угодно мне помочь в этом. Пребывая в вере и стремясь к святой жизни, мы никогда не уподобимся Ассе, который 39 лет жил с Богом, «а 2 последних года изменил Ему. Я хотел бы, чтобы нам всем с радостью кончить наш земной путь и войти в Его вечное царствие. Аминь.
Вернувшись домой в 1892 г. из последнего своего путешествия, Мюллер не только приступил к работе по распространению духовной литературы, но и проповедывал Евангелие, где только его приглашали. По воскресеньям после обеда он попеременно посещал и проповедывал в разных церквах в Бристоле, где все знали его, а по вечерам в воскресенье, он обыкновенно проповедывал в Вифездеком молитвенном доме перед огромным собранием слушателей.
Солнце к закату
Принимая во внимание, какие тяжкие болезни Мюллер перенёс в своей молодости и как много он трудился в течение своей жизни, приходится удивляться, что в старости своей он имел ещё крепкое здоровье. В 1837 г. он сильно беспокоился, как бы не потерял рассудок, но на 92-м г. своей жизни он пишет в своем дневнике: «Я в состоянии работать каждый лень, и работа не кажется мне такой тяжёлой, как 70 лет тому назад». Он руководил большими собраниями и ничуть не утомлялся.
Справляя 92 годовщину своего рождения, Мюллер получил много подарков от своих друзей из Вифездской церкви. По этому случаю он говорил речь к братьям. Он выглядел таким бодрым и радостным, говорил так свободно, что приходилось думать, что этот человек, еще много потрудится, прежде, чем положит в сторону свой посох. Он сам сознался, что теперь его голос и грудь гораздо сильнее, чем 69 лет тому назад. Его духовные силы были так крепки, его ум и память так свежи, как будто он только что вернулся с экзамена, где писал сочинения на латинском, французском и немецком языках, и готов был Снова выдержать испытание по греческому, еврейскому языкам и математике. Уже в течение 66 лет и 10 месяцев он был все время так счастлив, да, очень счастлив, потому что сохранил добрую совесть и любовь к чтению Библии. Хотя он и не сознавал, чтобы в чём в течение этих многих лет шел бы против Бога, но тем не менее, совершенным он себя не считал. Он часто говорил, что чувствует себя бедным, слабым и грешным, и что каждый день нуждается и благодати Божией. Но его делало счастливым и наполняло сердце божественным миром — чтение Библии. [В последние годы он Библию прочитывал по 4 раза в год, и каждое слово принимал к сердцу, что- бы исполнить. Он неоднократно говорил, что теперь Библия для него гораздо дороже, чем 66 лет тому назад. Насколько люди неверующие отвергали Библию, насколько многие к ней были равнодушны, настолько Мюллер все крепче держался её.
Мюллер трудился всю свою жизнь с величайшим старанием. Он вставал по утрам рано, чтобы в чтении Библии и молитве укрепиться для предстоящих трудов и испытаний. В 8 час.утра он направлялся в свой кабинет, приступал к работе и отдавал распоряжения своим помощникам.
В одной английской газете «ChristianCommonwealth» в конце 1892 г. появилось красивое сообщение об этом старом благодетеле человечества Корреспондент этой газеты сам лично посетил Мюллера. Между прочим, он пишет:
«Мюллер находился в одном из приютов, когда я пришёл туда и просил повидать его. Поднимаясь по каменной; лестнице, я обратил внимание, что огонь мало может повредить этому дому. Дерево при постройке употреблялось как можно меньше. Мы прошли по длинному коридору мимо нескольких одинакового размера квартир, пока завернули в квартиру Мюллера. Квартира его довольно маленькая, с самой простой обстановкой, состоящей из одного стола, одной кровати, двух простых стульев и маленького кресла, которое нельзя было назвать очень удобным. На стене было несколько текстов со стихами из Библии, а на столе открытая книга, которую только что читали. Отца сирот я представлял себе как почтенного старичка, согбенного многолетним трудом и приближающегося к могиле. Но, к удивлению, я увидел его в цветущем здоровье. Его высокий рост совсем не был согбен старостью. Когда он провожал меня к выходу, движения его были смелые, походка твёрдая. По одному внешнему виду его можно судить, что он обладает даром руководителя. Спокойное и приятное лицо говорило о железном характере его. А когда он улыбался, то открывалась вся его внутренняя доброта, полная мира и смирения. Своим добрым и естественным обращением Мюллер вызывает к себе уважение. Его поведение в высшей степени благородное. Говорит он очень обдуманно. Когда он говорит по-английски, по акценту сразу видно, что он из немцев.
Да, этот 87-летний старец достоин удивления. Учреждениями он руководит твёрдой рукой, а они- чудо не только нашего века, но в истории всего мира. Как много у него работы, видно из того, что Мюллеру необходимы 7 помощников, чтобы справиться с письмами, которые он получает. Так как он за помощью не обращается ни к кому, но содержание своего великого учреждения ожидает от Бога, то вся его жизнь служит великим укреплением веры всех христиан, доказывая, что Бог жив и слышит молитвы. Если кто в этом сомневается, пусть только прочитает отчеты из Бристоля, или, ещё лучше, пусть поедет туда и своими глазами пусть осмотрит совершённое там. И после этого вряд ли кто сможет ещё сомневаться в том, слышит Бог молитвы или нет. Великие скептики, как профессор Хакслей, требуют доказательств, ясных, непреложных, которые нельзя истолковать двояко. Если они ищут доказательств, пусть едут в Бристоль: там они найдут сотни их, даже тысячи. Здесь нет речи о случайностях, которые можно было так или иначе объяснить. Здесь неоспоримые факты, свидетельствующие об истинности веры и молитвы. Если только факты могут быть доказательствами, то мимо этих нельзя пройти равнодушно».
Великая вера Мюллера видна не только в его великом и ответственном труде, но и в том, как он переносил скорби и испытания. Он подчинялся воле Божией, какая бы жертва от него ни требовалась. Если Бог нашёл необходимым взять к Себе лучшего друга Мюллера, его спутницу жизни, он остался тихим и спокойным, покорным воле Божией.
Мюллеру немало приходилось страдать и от сплетен и клеветы. Он убедился, что все, желающие служить Господу, подвергнутся клевете. Так, много раз распространяли ложные слухи о приютах: сироты терпят будто бы голод из-за упрямства Мюллера, не желающего обращаться к людям за помощью. В другой раз говорили, что с детьми обращаются очень жестоко. Кто-то даже пустил слух, что Мюллеру пришлось закрыть несколько приютов за недостатком средств, хотя Мюллер в открытых собраниях вслух будто бы просил у Бога помощи и т.п. Но Мюллер своей верой, облечённой в любовь, победил все эти сплетни.
В 1895 г. Мюллер похоронил свою вторую жену. В этом случае Мюллер проявил удивительную силу веры и характера, и всем стало видно, как хорошо быть в общении с Богом. Хотя его спутница была для него незаменимой помощницей во всех его многих делах и многих путешествиях, тем не менее, он не выявлял особого горя, как это бывает с другими людьми. У него остался ещё его Бог, и этого для Мюллера было достаточно, и он, как дитя, отдался в руки Небесного Отца, хотя потеря его была великая. Он сам сказал похоронную проповедь со спокойной душой и твёрдой верой. Один из его слушателей свои чувства тогда описал следующими словами:
«В прошлую пятницу мне удалось присутствовать при погребении супруги Мюллера. Похоронами руководил сам Мюллер от начала до конца. Он, как почтенный 92-летний старец, был исполнен и теперь той великой силой веры, которой он трудился во время всей своей долгой жизни. Верный слуга Божий, своей сильной верой побеждавший всякое искушение, так же спокойно и теперь принял эту тяжёлую утрату».
В 1897 г. Мюллер был приглашен на годичное собрание Британского и Иностранного Библейского общества. Не имея возможности поехать туда, он писал: «Будьте так добры и передайте, что Слово Божие для меня дорого уже более 68 лет. За это время с молитвой и размышлением я прочитал Библию 150 раз, и во славу Божию могу засвидетельствовать, что как все книги Ветхого завета, так и Евангелия в Новом завете, послания апостолов и откровение Иоанна считаю Словом Божиим, написанным Божиими человеками, движимыми Духом Святым. Я люблю это слово и глубоко убежден, что оно должно быть распространено во всех народах. Чтобы это случилось, я молился и прилагал все свои усилия, так что оно было переведено и распространено среди многих народов. Пусть Господь благословит Свое Слово, чтобы были спасены ещё многие тысячи блуждающих во тьме.
Чем больше приближался вечер жизни Мюллера, тем светлее стал его путь, и на нём буквально исполнилось слово: «В вечернее время явится свет». Притом он не уставал всем рассказывать, что Господь сотворил для его души. Есть польза для верующих читать жизнеописания великих мужей Божиих, тем более-Мюллера. Вся жизнь этого верного слуги Божьего, начиная со дня его обращения до его глубокой старости, пока Господь ввёл его в Свой покой, говорит о том, как велика та радость и тот мир, что человек получает чрез общение с живым Богом.
В Небесный Дом
Даже самый чудный день приходит к вечеру, и длиннейшая жизнь приходит к своему концу. Час смерти Мюллера не был темным, но тихим и мирным. Он не болел, не страдал старческой дряхлостью, он не боялся приближения часа смерти. Скоро пробил тот час, когда он былпозван войти в радость Господина своего. Он был между нами, и не стало его больше. Как Енох, он ходил пред Богом, и как Еноха, не стало его, потому что Бог взял его к Себе.
Это было в первый раз за день до смерти когда он жаловался, что устал. И когда слуга почувствовал слабость, немедленно пришёл за ним Господин его, чтобы перенести из слабой телесной хижины в вечные небесные жилища. Казалось, что верный раб, служивший Господу 70 лет, не задерживается страданиями, Дорогая телесная храмина, служившая деятельному духу так долго и верно, теперь была сокрушена и оставлена родным, которые её с глубоким благоговением отдали земле до светлого утра воскресения праведных. Летом 1897 г. Мюллер немного захворал, так что некоторое время не мог работать. Но болезнь скоро прошла: Господь снова поднял его, и, поправившись, он снова имел столько силы, чтобы проповедывать Евангелие и заняться распространением духовной литературы. В Вифездской церкви, где он проповедовал в течение 66 лет, он сказал свою последнюю проповедь на стих: «Ибо мы знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный». (2 Кор. 5: 1). В воскресенье перед своим отшествием он ещё сказал проповедь в Клифтонской церкви. В понедельник вечером, 7 марта, он ещё руководил молитвенным собранием в приюте, а потом, по своему обыкновению, распрощавшись со всеми, пошел к себе, в дом № 3. В среду, 9 марта, он принял ещё двух гостей, приехавших на съезд в Бристоле. Хотя все были бы рады видеть Мюллера на этом съезде, но он, по совету врачей, остался дома. Ещё до обеда в этот день он сказал своему зятю Райту, что силы оставляют его, что здоровье его ухудшается и при одевании ему приходилось отдыхать три раза. Райт сказал, что, может быть, кому-нибудь хорошо остаться возле него. Мюллер был согласен. Но когда несколько часов спустя Райт.снова посетил его и справился о его здоровье, Мюллер ответил: «Я чувствую себя хорошо, таким же здоровым, как всегда». Райт советовал Мюллеру по утрам не вставать так рано, но беречь свои слабые силы, но Мюллеру казалось, что из-за многих писем, которые следует просмотреть, он не сможет долго спать. Райт «на это ответил, что завтра он приедет раньше (Райт не квартировал при приютах, но в городе). Но Мюллер ответил: «О завтрашнем лучше не будем говорить». На этом разговор кончился.
Вечером 9 марта Мюллер, как обыкновенно, руководил молитвенным собранием. После собрания он лёг спать, будучи в полном здоровье. На другое утро экономка, как обыкновенно, в 7 час.понесла к нему в спальню чашку чаю. Она постучала в дверь, но ответа не последовало. Позвав еще кое-кого, она приоткрыла дверь и увидела Мюллера лежащим на полу возле своей кровати уже мёртвым. Судя по всему, Мюллер незадолго до этого привстал, чтобы закусить немного булки и молока (что он делал в последние годы своей жизни по утрам), а когда хотел лечь обратно в постель,. он был позван с поля брани в вечную славу. Приглашённый врач засвидетельствовал, что смерть наступила приблизительно час тому назад от прекращения деятельности сердца. Другой причины не могли найти. Бог его взял к Себе без всякого страдания, как некогда Моисея. «Милый дорогой друг», — так воскликнул один из его старых знакомых, — «как поспешно ты ушёл домой. Ты ушел, как только милосердный Господь открыл тебе дверь и сказал: Иди».
В понедельник 14 марта состоялись похороны, каких ещё не видал Бристоль. Среди сопровождавших гроб Мюллера было более 10000 человек. Похороны были, согласно воле покойного, самые простые. Сироты, идя за гробом, плакали. По обеим сторонам дороги стояло масса народу от самого Ашлейдовна до кладбища, пока медленно подвигалось траурное шествие. Почти все магазины и учреждения были закрыты. Над многими домами развевались флаги, и колокольный звон свидетельствовал, что весь город; скорбит вместе с сиротами. На следующий день утром все сироты собрались в доме № 3, где Райт, зять и преемник Мюллера, в коротких словах говорил о верности Божьей, так ясно видной во всей жизни дорогого отца сирот. В этот миг сироты больше всего поняли, что они потеряли, и когда они расходились по своим квартирам, их глаза были полны слез. Тысячи было тех, кто сострадали сиротам. Этот день воспламенил не одно остывшее сердце. Среди участвовавших в похоронах было также 4 из давнишних воспитанников приюта, принятых туда 50 лет тому назад. Одна дама в самой своей старости ещё приехала в Бристоль, чтобы повидать лицо покойного Мюллера, кто 60 лет тому назад спас ее от гибели, принял в приют и воспитал.
Похоронную проповедь сказал Райт на слова из Евр. 13:7-8: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же».
На кладбище собралось огромное количество народу проводить покойного. Его похоронили на пригорке, рядом с могилами его двух жён. Там он теперь отдыхает в ожидании славного дня, когда Господь разбудит его. Он был верным слугой своего Господа, и прямо от труда своего был позван домой.
В следующее затем воскресение о Мюллере вспомнили на всех кафедрах, во всех церквах) будь то государственная, реформатская или другая. Все выражали свое сочувствие сиротам в их великой потере.
Приведем несколько отзывов того дня о Мюллере:
«Тот, о ком мы сегодня скорбим, был не только филантроп (благотворитель), но и истинный христианин и святой человек».
«Этот человек с любвеобильным сердцем не был эгоистом: он не занялся только людьми своего исповедания, но он принадлежал всей церкви Христовой на земле. За него, как за великий Божий дар, должны благодарить Бога все христиане».
«Как блудный сын, он в своё время сам услыхал благую весть о спасении чрез Христа и поверил Тому, кто оправдывает грешников, и его дела веры и любви стали благословением для всего человечества. Вера с такими плодами не может быть не настоящей».
«Что есть невидимый и живой Бог, об этом говорит вся жизнь Мюллера. Это живое доказательство того, что Бог слышит и отвечает на молитвы. Это было особенно ценно в наше время, когда люди склонны признавать лишь то, что они видят или могут охватить своим умом, отвергая все сверхъестественное».
«Вера и долг идут рука об руку. Что только Бог ему поручал, Мюллер приводил в исполнение. Он не считал своим делом изъяснять волю Божию, но исполнять её, и не давать препятствиям мешать. Как бы велико ни было поручение, он не смущался, и его вера не оставалась в стыде. Не может быть, чтобы он в своей жизни, полной плода и успеха, брал силу где-нибудь, кроме Бога».
«В своём труде Мюллер, подобно первому царю израильтян, был на голову выше братьев своих. Кали он распространял Св. Писание, как поддерживал миссионеров внутри страны и за границей, сколько он принял сирот, содержал и воспитал, сколько денег он собрал на эти цели верой и молитвой в течение всей своей жизни, подобного случая не найти во всей истории Мюллер своей жизнью и своим примером будет громко говорить, пока только будет существовать мир, так же и будущим поколениям, как он свидетельствовал своим современникам. Когда он с миссионерской целью посетил Японию и уезжал оттуда, его друзья просили оставить им свою карточку на память. Мюллер ответил, что не любит сниматься, но пусть они его фотографию сохранят в другом виде. Он так много свидетельствовал и говорил о силе, веры и теперь ожидает, чтобы кто-нибудь из них начал подобное дело, тогда они имели бы фотографию его работы, а что они забудут черты лица его, это ничего.
Так и случилось. Один верующий врач основал в Японии подобное учреждение и руководил им по примеру Мюллера на благословение себе и своим соотечественникам японцам.
Дай Бог, чтобы и настоящая книжка достигла этого. Мюллера больше нет среди нас, но работы вокруг нас так много. О, если бы многие и в наши дни пробудились и стали бы так же верить и трудиться, как это делал брат наш Мюллер!