Б. Первоначальные установки данной книги
Мы исходили из двух установок, или предпосылок: 1) Библия истинна, и она фактически является нашим единственным мерилом истины; 2) Бог, о Котором говорится в Библии, существует, и Он именно Тот, каким Его пред-ставляет Библия, т. е. Творец неба и земли и всего существующего. Конечно, эти две предпосылки всегда открыты для дальнейших уточнений и поправок или более глубокого исследования, однако именно они являются тем отправ-ным пунктом, с которого мы начинаем исследование.
В. Почему христианам следует изучать богословие?
Почему христианам следует изучать систематическое богословие? То есть зачем нам участвовать в процессе выявления и краткого изложения учений, содержащихся в разных местах Библии? Почему недостаточно просто про-должать регулярно и ежедневно читать Библию?
/. Основная причина. На этот вопрос давались различные ответы, однако часто создается впечатление, что отвечающие считают, будто систематичес-кое богословие может каким-то образом «улучшить» восприятие Библии, си-стематизируя ее учения и объясняя их лучше, чем это сделано в ней самой. Но так мы можем оказаться недалеко от отрицания ясности Писания (см. гл. 6) или достаточности Писания (см. гл. 8).
Необходимо помнить, что Иисус повелел Своим ученикам и ныне пове-левает нам учить верующих соблюдать все, что Он заповедал:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19,20).
Итак, учить всему, что повелел Иисус (в узком смысле) — это просто учить содержанию устного учения Иисуса, как оно представлено в евангельских по-вествованиях. Однако, в более широком смысле, фраза «все, что повелел Иисус» включает в себя также истолкование и практическое применение Его жизни и учения, поскольку в Деяниях Апостолов подразумевается, что речь идет о том, что Иисус продолжал делать и чему Он продолжалуттъ через апо-столов после Своего воскресения (отметим, что в Деян. 1:1 говорится «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» [греч. ήρζατο Ь Ίησΰς ποεϊν τε και διδάσκειν, букв.: «начал делать и чему начал учить Иисус». — Примеч. пер.]). «Все, что повелел Иисус» может также включать в себя послания, так как они были написаны по водительству Святого Духа и тоже рассматривались в качестве «заповедей Господних» (1 Кор. 14:37; см. также: Ин. 14:26; 16:13; 1 Фес. 4:15; 2 Пет. 3:2; и Отк. 1:1—3). Таким образом, в более широком смысле, фраза «все, что повелел Иисус» включает в себя все писания Нового Завета.
Кроме того, когда мы видим, что новозаветные писания подтверждают абсолютную уверенность Иисуса в авторитете Ветхого Завета как Слова Бо-жьего (см. гл. 4), и когда мы осознаем, что также и новозаветные послания разделяют этот взгляд на Ветхий Завет, то для нас становится очевидно, что мы не можем учить «всему, что повелел Иисус», не включив в это понятие также и все писания Ветхого Завета (должным образом осмыслив его примене-ние в новозаветной эпохе и роль во всей истории спасения).
Таким образом, задача исполнения Великого поручения (см.: Мф. 28:19, 20) заключается не только в проповеди, но также и в учении. А учить всему, что повелел Иисус, в широком смысле, означает учить тому, чему сегодня учит нас вся Библия. Учиться самим и учить других тому, что говорит вся Библия — это, при необходимости, означает собиратьи кратко излагать все отрывки из Писания, которые имеют отношение ктой или иной конкретной теме.
Например, если кто-то спросит меня: «Чемуучит Библия о возвращении Христа?», я могу ответить: «Просто продолжайте читать Библию, и вы пойме-те». Однако если спросивший начнет с Быт. 1:1, то он не скоро найдет ответ на свой вопрос. К тому времени у него возникнет еще много вопросов, и список вопросов, на которые не был получен ответ, станет очень длинным. Чему учит Библия о действии Святого Духа? Чему учит Библия о молитве? Чему учит Библия о грехе? Всей нашей жизни не хватит, если каждый раз, когда у нас будет возникать вопрос, касающийся учения, мы будем искать на него ответ во всей Библии. Поэтому, для того чтобы узнать, что говорит Библия, для нас было бы очень полезно пользоваться трудом других людей, которые искали и нашли в Писании ответы на самые разные вопросы.
Мы сможем учить других людей наиболее эффективно, если будем в со-стоянии указать на самые важные для данной темы отрывки из Писания и предложить краткое изложение учения, которое содержится в этих отрывках. Тогда человек, задавший нам вопрос, может самостоятельно и довольно быс-тро ознакомиться с этими отрывками и узнать, в чем заключается учение Биб-лии по интересующему его вопросу. Итак, учитывая, что наша память и вре-мя, которым мы располагаем, ограничены и конечны, необходимо использо-вать систематическое богословие для того, чтобы узнать, что говорит Библия по тому или иному вопросу.
Следовательно, важнейшее основание для изучения систематического богословия заключается в том, что оно дает нам возможность учиться самим и учить других тому, что говорит вся Библия, исполняя таким образом вторую часть Великого поручения.
2. Благотворное влияние на нашу жизнь. Но, помимо сказанного, изуче-ние систематического богословия приносит весьма ощутимую пользу.
Во-первых, изучение богословия помогает преодолеть наши неправильные представления. Если бы в наших сердцах не было греха, мы бы могли прочи-тать Библию от начала до конца и, вероятнее всего, почерпнули бы правиль-ные представления о Боге и Его творении. Прочитывая Библию снова и сно-ва, мы узнавали бы все больше истинного и не противились бы ничему из на-писанного. Однако, поскольку в нашем сердце есть грех, в нас сохраняется определенное неповиновение Богу. Мы по той или иной причине не хотим принять какого-либо библейского учения. Изучение систематического бого-словия помогает преодолеть наш внутренний протест.
Представим кого-либо, кто отказывается верить, что Иисус лично воз-вратится на землю. Можно, конечно, показать этому человеку один или два стиха, в которых утверждается этот факт, однако наш собеседник сможет ис-толковать их как-то иначе и сочтет наши аргументы неубедительными. Но если мы соберем двадцать пять или тридцать стихов и выпишем все их в от-дельный документ, тогда, вероятнее всего, он будет убежден широтой и разно-образием библейских свидетельств в пользу этого учения. Конечно, каждый из нас не вполне адекватно воспринимает то или иное учение Библии. В этих случаях для нас очень полезно будет изучить сказанное по данному вопросу в полном объеме и окончательно убедиться в истинности этого учения, даже если мы испытываем некое внутреннее сопротивление.
Во-вторых, изучение систематического богословия помогает нам впослед-ствии правильно разрешать вопросы, возникающие в связи с тем или иным учением. Мы не знаем, какие разногласия могут появиться в той церкви, в которой мы будем служить через десять, двадцать, тридцать лет, если Господь не возвратится до этого времени. Новые разногласия, возможно, будут касать-ся таких вопросов, над которыми никто прежде всерьез не задумывался. (Напр., вопросы, связанные с непогрешимостью Библии и правильным по-ниманием библейского учения о дарах Святого Духа, были так актуальны в нашем веке, как никогда прежде в истории церкви.)
Какие бы вопросы, касающиеся учения, ни возникли в церкви, те, кто должным образом изучал систематическое богословие, смогут более правиль-но ответить на возникший вопрос, поскольку все в Библии согласовано. А это дает возможность многое понять, или, по крайней мере, увидеть Божью реальность, природу Бога и творения, какими они есть на самом деле. Поэто-му любой возникающий вопрос будет связан с тем материалом, который уже был исследован в Писании. И чем более тщательно был изучен предшествую-щий материал, тем вернее мы сможем ответить на новые вопросы.
Это благотворное влияние гораздо шире. Ведь Писание нам следует при-менять не только в богословских дебатах, но и в жизни. Чему Библия учит нас об отношениях мужа и жены? О воспитании детей? О свидетельстве друзьям? Какие принципы Писание дает нам в изучении психологии, экономики или естественных наук? Как нам распоряжаться деньгами? В каждой из этих сфер необходимо применять какие-то богословские принципы, и люди, исследо-вавшие богословское учение Библии, будут в гораздо большей степени спо-собны принимать решения, угодные Богу.
Здесь можно провести аналогию с мозаикой-головоломкой. Если пред-положить, что головоломка в целом представляет собой ответ на вопрос «Чему учит нас Библия сегодня?», то курс систематического богословия помогает заполнить самые основные изображения головоломки. Однако мы никогда не узнаем все, чему учит нас Библия, так что в нашей картинке будет много пробелов, множество фрагментов, которым необходимо найти их место. Раз-решение насушной жизненной проблемы подобно заполнению пробела в го-ловоломке: если с самого начала большое количество фрагментов уже уста-новлено правильно, то разместить новые фрагменты значительно легче, и мень-ше риска допустить ошибку. Цель этой книги—дать христианам возможность правильно разместить в их «богословской головоломке» как можно больше фрагментов и побудить их продолжать работу дальше, до самого конца их жизни. Христианские учения, которые здесь рассматриваются, будут помо-гать восстанавливать изображение в новых местах, в тех сферах, которые включают в себя все аспекты истины и все аспекты жизни.
В-третьих, изучение систематического богословия помогает нашемухри-апианскомуросту. Чем больше мы знаем о Боге, о Его Слове, о Его отношени-ях с миром и человеком, тем крепче наша вера, тем шире наше восхваление, тем охотнее мы повинуемся Богу. Правильное изучение систематического бо-гословия сделает нас более зрелыми христианами. Если этого не произойдет, то, значит, мы изучаем богословие не так, как того желает Бог.
Библия часто связывает здравое учение с христианской зрелостью. Па-вел говорит об «учении о благочестии» (1 Тим. 6:3) и указывает, что цель его апостольского труда — побудить к «вере избранных Божиих и познанию ис-тины, относящейся к благочестию» (Тит. 1:1). Напротив, аморальное поведе-ние «противно здравому учению» (1 Тим. 1:10).
В связи с этим следует поставить следующий вопрос: каково различие между «первостепенными учениями» и «второстепенными учениями»? Хрис-тиане часто говорят, что они согласны с церковью по вопросу первостепен-ных учений, но допускают возможность различных взглядов на второстепен-ные учения. Я нашел следующее ценное высказывание на эту тему:
Первостепенное учение оказывает большое влияние на наше вое-приятие всех прочих учений и на наше представление о христианской жизни. Второстепенное учение оказывает очень незначительное влия-ние на наше отношение к другим учениям и никак не изменяет нашу христианскую жизнь.
В соответствии с этим принципом, учения об авторитете Библии (гл. 3), Троице (гл. 13), божественности Христа (гл. 25), оправдании верой (гл. 35) и многие другие являются первостепенными. Люди, которые не согласны с ис-торически сложившимся евангельским пониманием любого из этих учений, будут сильно отличаться от евангельских христиан, которые принимают эти учения. Напротив, мне кажется, что различия, касающиеся вопросов церков-ного управления (гл. 46), проведения Вечери Господней (гл. 49) и о времени наступления великой скорби (гл. 54), относятся к сфере второстепенных уче-ний. Христиане, чьи мнения расходятся по этим вопросам, по всем другим вопросам, пожалуй, будут придерживаться единого взгляда, их представле-ния о христианской жизни не будут существенно различаться, и они смогут быть в общении друг с другом.
Конечно, существуют учения, занимающие срединное положение между «второстепенными» и «первостепенными» учениями, как их определяет при-веденное выше высказывание. Например, христиане могут расходиться во мнениях по вопросу о крещении (гл. 48), миллениуме (гл. 54) или искупитель-ной жертве (гл. 26). Это вполне естественно, поскольку многие учение имеют некоторое влияние на другие учения или на образ жизни человека, однако это влияние все же не может быть названо «значительным». Мы даже можем ска-зать, что существуют степени значительности, и чем большее влияние учение оказывает на прочие учения и на образ жизни, тем более «первостепенным» оно становится. Степень значения может даже изменяться в зависимости от исторического окружения и состояния церкви. В подобных случаях христиа-нам следует просить у Бога мудрости и здравого суждения, чтобы определить, насколько «первостепенным» является то или иное учение в данных конкрет-ных обстоятельствах.