Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей Екатеринбургской Епархии в октябре месяце 1911 года.

Д Н Е В Н И К

путешествия Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Митрофана,

Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей Екатеринбургской Епархии в октябре месяце 1911 года.

ЗО-го Сентября, совершив в Крестовой церкви всенощное бдение на праздник Покрова Пресвятой Богородицы,Его Преосвященство в сопровождении ключаря, певчих и обычной свиты с почтовым поездом, отходящим на Челябинск в 10ч. 6м. веч., отбыл в Кыштымский .завод, Екатеринбургского уезда.

На вокзале Владыку провожали Благочинный градо-Екатеринбургских церквей, священник Е. Коровин, г. Полициймейстер г. Екатеринбурга и др. От ст. Уктус до ст. Уфалей Владыку сопровождал в поездеБлагочинный 4окр. Екатеринбургскаго уезда священник Михаил Юшков; от ст. Уфалей до ст. Кыштым ехали в сопровождении Благочиннаго 6окр. Екатеринбургскаго уезда священника Д. Алектрова.

Почтовый поезд № 6-й на ст. Кыштым прибыл в 8ч. 40м. ночи. Владыка до утра оставался в вагоне.

Кыштымский завод, куда лежал путь Владыки, находится близь станции Пермской железной дороги. Расположен в очень красивой местности на юго - западном склоне Уральского горного хребта. Основан в начале XVIII столетия горнопромышленником Демидовым. Местность, занимаемая заводским селением и его окрестностями, двести лет тому назад была заселена башкирами, на что указывают сохранившиеся и доныне названия находящихся здесь озер: Увильды, Иртяш, Акакуль, Кызылташ, Абаш и др.

Первыми же русскими поселенцами здесь были переселенцы из Московской, Тульской, Нижегородской и других российских губерний, переселенные сюда основателем завода Демидовым. В настоящее время жителей Верхне-Кыштымского завода свыше двадцати тысяч человек.

В церковно-административном отношении Кыштымский завод входить в состав 6-го Благочинического округа, к которому, кроме Кыштымского, принадлежат еще три завода (Каслинский, Верхне-Уфалейский и Н.-Уфалейский) и 13 сел с приписанными к ним деревнями. Всего в округе считается 20приходов с 32штатами духовенства при них. Во всехприходах есть свои храмы, а в трех приходах имеются еще и приписные. Но существующих храмов однако же не достаточно для удовлетворения религиозных потребностей населения, общее количество которого достигает до 100тысяч человек. Поэтому там, где особенно чувствуется этот недостаток, населением воздвигаются новые храмы (В.-Уфалейский завод и дер. Безпалова Губернского прихода) или же расширяются существующие (в с. Карабольском и дер. Клепаловой).

Духовенство округа состоит из 32священников, 13диаконов и 32псаломщиков, но две священнические, одна диаконская и две псаломщические вакансии временно остаются свободными. Из 30наличных священников только половина ( 15чел.) кончивших курс в Духовной семинарии.

Следственные дела по проступкам духовенства в округе довольно часты. Материальное обеспечение духовенства до нынешнего года было удовлетворительно, но ныне, по случаю сильного недорода и вздорожания хлебных продуктов, все чаще и чаще начинают раздаваться жалобы на скудость содержания. Повсеместно в округе сокращаются братские доходы, общественное жалование, где оно существует, собирается с трудом и в самом незначительном количестве.

Духовенство терпеливо переносит ниспосланное испытанье, видя весьма затруднительное положение самих прихожан, но с тревогою смотрит на будущее. Как отражается надвигающееся бедствие голода на психике населенья и духовенства округа, на этот интересный вопрос Благочинный 6окр. священник Димитрий Алекторов дает такой ответ в своем рапорте на имя Его Преосвященства:

„Странно сказать, но действительность такова, что прихожане, наказываемые или испытываемые Богом, не проявляют усиленного стремленья ни к молитве, ни к исправлению жизни. Наблюдается среди них какая -то растерянность, которою пастыри овладеть не могут. Еще ныне весною духовенство повсеместно в округе преисполнено было светлых надежд на плодотворность пастырской деятельности среди своих прихожан в грядущую осень и зиму. Действительность не оправдала ожиданий. К богослужениям прихожане являются в небольшом количестве, беседы также ведутся при малом числе слушателей. И само духовенство под влиянием общего тяжелого настроенья чувствует себя подавленным и не проявляет той энергии, на какую способно при обычной обстановке жизни".

Сказанное о. Благочинным вообще о своем округе едва ли имеет отношение к населению Кыштымского завода. Так настоятель Кыштымской Христо-Рождественской церкви священник Василий Поляков пишет о своем приходе:

„Состояние прихода в религиозно нравственном отношении удовлетворительно. Храм прихожанами посещается охотно и в большом количестве, особенно в осеннее и зимнее время, когда прихожане бывают свободны от полевых работ. Любовь ко храму со стороны прихожан выражается в пожертвованиях разных предметов, необходимых для его благоукрашения. В настоящем, напр., году прихожанами Лаврентием и Иваном Лобутиными пожертвованы были на иконы нижнего иконостаса две серебряные ризы весом 33 ф. и стоимостью 1400 рублей.

Среди прихожан существуют и поддерживаются многие благочестиво-религиозные обычаи, как, напр., поминовение умерших, которое совершается как в церкви, так и в домах прихожан во все дни, в которые установлено творить таковое; общее молебное пение ко Пресвятой Богородице о болящих членах приходской семьи, каковое совершается почти во все воскресные дни после литургийных служб; чтение акафистов и крестные ходы по случаю каких либо бедствий или милостей, ниспослаемых от Бога. В июне настоящего года по случаю сильной засухи, по желанию прихожан, крестные ходы устраивались пять раз, при этом со св. Иконами ходили на поля за 10—15 верст, и каждый раз молящихся собиралось до трех тысяч*.

В Кыштымском Христорождественском приходе прихожан считается 8244д. об. п. К исполнению долга исповеди и св. причастия они относятся также удовлетворительно: в текущем году не бывшими у исповеди по опущению отмечено 922 м. п. и 464ж. п.

Приход Христорождественский существует всего с 30Ноября 1909г. До этого времени Христорожденственский храм был приписанным. Построен он в 1848 - 1857г.г. Шесть приделов его (три вверху и три внизу) освящены в период времени с 1857по 1889г. По своим размерам ,где расположены приделы в честь Воскресения Христова (средний), Покрова Пресвятой Богородицы (правой) и Святителя Николая (левый), свободно может поместиться до 5000 человек молящихся. Нижний храм таких же размеров.

Не смотря на недавнее существованье прихода, в нем имеется церковно-приходское попечительство, церковная библиотека и церковноприходская школа. Заботою попечительства служит благоукрашение приходского храма, на каковой предмет попечительством за два года своего существования израсходовано 1363р. 12к. В содержании школы попечительство также принимает деятельное участие, израсходовав за время своего существования на школу 944руб. 34коп.

В районе прихода находятся два земских народных училища, городское 4-хъ кл. училище и земская женская прогимназия. Законоучителем последних двух состоит настоятель прихода священник В. Пьянков

Зная о величии Христорождественекого храма, Его Преосвященство распорядился назначить в нем 1-го Октября служение литургии; прихожане же и местное духовенство, принимая во внимание, что один из верхних приделов освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, пожелали, чтобы Архипастырское служение совершилось, именно, в верхнем храме.

В 8 ч. у. с высокой колокольни раздался звон церковного колокола и народ со всех концов завода толпами направился в храм.

В 9ч. прибыл Его Преосвященство в сопровождении Благочинного и представителя от администрации завода — главного лесничего Ал. Фед. Чернышева, выезжавших для встречи на вокзал. Торжественно и чинно, при великолепном пении хора архиерейских певчих, совершилось служение. Народу была полна церковь. За литургиею рукоположен в сан священника диакон Вознесенской церкви Полевского завода, Екатеринбургского уезда, Павел Коровин, назначенный к Петро-Павловской церкви села Русаковского, Шадринского уезда. Слово за причастным стихом произнесено священником Василием Пьянковым, а по заамвонной молитве Его Преосвященством.

Выяснив понятие о промысле Божием, Владыка говорил, что это учение не дает, однако же, права христианинузаключать, что будто бы ничего не нужно делать, ни о чем не надо заботиться и т. п. Нет, Христос, Который дал нам учение о промысле Божием, Сам все время трудился и до такой степени был занят всегда, что нередко только ночью мог находить время для уединения и молитвы. Так и нам подобает в поте лица есть свой хлеб. Словами: не заботьтесь о том, что есть или что пить или во что одеться, Христос научает нас не ставить все это исключительной целью нашей жизни, не делать предметом постоянных удручающих забот и стремлений. Пусть каждый трудится по своим силам, каждый делает свое дело, стараясь исполнить его, как можно, лучше, в остальном же предоставляет всего себя Богу и не мучится различными треволнениями о будущем. И кто особенно трудится, тот сам делается предметом особого внимания Божия, тому Бог обещает дать успокоение: „приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и аз упокою вы".

По окончании литургии был совершен молебен Пресвятой Богородице.

Преподав благословение народу, Владыка вышел из церкви и направился в помещение церковно-приходской школы.

Помещение церковно-приходской школы в приходе Кыштымской Христорождественской церкви - это обыкновенная крестьянская пятистенная изба, с небольшими окнами, с крыльцом, выходящим на улицу. Прихожей нет. Дети входят прямо в классное помещение второго отделения и здесь снимают с себя верхнюю одежду. В комнате низко: не более 3.5 аршина, пол не крашеный. Трех-местные парты, когда то покрашенные, теперь облиняли, и кажутся такими старенькими.

Ученики оказались в сборе. Во втором отделении спрошенные первоначально из Закона Божия, они удовлетворительно рассказывали о грехопадении прародителей и всемирном потопе. Один из учеников прочитал стихотворенье „Беда мошек". Устный счет и решение примеров на все четыре действия в пределах первой сотни учащимися также усвоены вполне удовлетворительно.

В З-м отделении Владыка спрашивал учеников также из всех предметов. По Закону Божию дети прошли об исцелении расслабленного при овчей купели. Эту историю мальчик Семенов рассказал очень хорошо. Другой рассказал о первом чуде Христа. Слабее дети отвечали из арифметики и русского языка.

Владыка попросил дать ему программу церковно-приходских школ. Оказалось, что в школе такой программы не имеется.

В 1-м отделении дети отвечали молитвы „Отче наш" и Св. Духу. Читать по руски еще не научились— прошли всего восемь звуков.

Благословив детей, Владыка отбыл в квартиру г. Управляющего заводами и спустя полчаса, в сопровождении о. ключаря, г. Чернышева и помощника Исправника выехал для обозрения церквей В.- Кыштымского завода.

Первою была посещена Духосошествиевская церковь, древнейшая в заводе. Построенная в 1760 г. тогдашним владельцем завода г. Демидовым, эта церковь до сих пор существует в своем первоначальном виде. Ремонты, каким она время от времени подвергалась, не нарушили ея внешнего вида. Дикий, уральский гранит, из глыб которого она воздвигнута, оказался на столько прочным строительным материалом, что полуторавековое существованье нисколько не отразилось на прочности постройки.

Духосошествиевская церковь - двух-этажная и двух-престольная. Во времена Пугачевского бунта она была захвачена полчищами мятежников и подверглась осквернению. Сохранилось предание, что сторож церкви был убит мятежниками во входе с площадки верхнего этажа на лестницу колокольни. Дверь эта теперь заделана и пред нею стоит панихидный столик горка. В притворе церкви висит на стене картина Страшного Суда. Там висела она и во времена бунта. Должно быть мятежникам смотреть на нее было не особенно приятно, а потому они со злобою кололи ее своими копьями. Следы этих проколов сохранились и поныне.

В настоящее время при Духо-Сошествиевской церкви считается прихожан 6149 душ об. пола. Не исполнивших долга исповеди и св. причастия «по опущению» в текущем году значится 1396 д. об. пола.

К посещению церковных богослужений прихожане ревностны, но, к сожалению, помещение храма по своим размерам не соответствует численности богомольцев и не вмещает всех, желающих помолиться. В приходе существует два мужских одноклассных земских училища с 278 учащимися и одна женская земская школа, в которой обучается 280 девочек. Церковной школы нет. Нет и церковно-приходского попечительства. На последнее обстоятельство Его Преосвященством обращено внимание и рекомендовано причту озаботиться скорейшим открытием при церкви или церковно-приходского попечительства или приходского совета.

По обозрении этого храма Его Преосвященство посетил единоверческую Св--Троицкую церковь, находящуюся в том же заводе.

Церковь эта каменная трех-престольная, весьма обширная по размерам. Построена в 1847—1849 г.г. г. Зотовым, Екатеринбургским 1-й гильдии купцом, на свои средства при незначительных затратах со стороны заводо-управления. Поддержание громадной по размерам церкви в должном порядке и чистоте ложится тяжелым бременем на маленький по численности приход (936 д. об. п.). Прихожане, не отличаясь особенной любовию к посещению храма, в отношении исполнения долга исповеди и св. причастья все же стараются быть исправными. Так, в текущем году не бывших у исповеди и св. причастия „по опущению" значится 310 человек. Хотя знание истин христианской веры далеко не всеми хорошо усвоено, за то, как положить „начал", какие молитвы читать при этом—это знают все „от мала до велика" и очень твердо.

Священником в течение Великого поста между утреней и литургией но воскресным дням ведутся вне богослужебные беседы.

Служение в единоверческих приходах для духовенства является своего рода подвигом. Особенно трудно живется священнику, по рождению и воспитанию своему происходящему из православной семьи. Незнакомый ни с духом единоверия, ни о тою средой, среди которой ему предстоит совершать высокий подвиг пастырского служения, такой кандидат на священство дает согласие приглашающим его единоверцам; те — составляюсь приговор и хлопочут за него пред Епархиальным начальством. Архиерей рукополагает их избранника, и новый иерей едет к себе на приход. Все делается по обоюдному соглашенью, как будто бы на началах взаимного доверия и сердечного расположения. Казалось, новому пастырю жить да радоваться на новом месте служения, на самом же деле этого не получается. Бывает так, что едва успеет приехать новый священник, как сразу же наталкивается на царящие в приходе партийность и раздоры, происходящие из-за разногласия в соблюдении тех или иных „обычаев", зачастую нигде не писанных. И сразу же пред новым священником встает вопрос, кого слушать? и сразу же создаются условия тяжелые, отравляющие существование: за новым священником начинают следить та и другая сторона. Каждое отступление священника от требований то той, то другой партии дает повод этой последней выступать с обличениями при всяком удобном случае, с укоризною, попреками, а затем и доносами по начальству...

Кыштымский единоверческий Св.-Троицкий приход в этом отношении не составляет светлого исключенья. Едва Преосвященный Владыка, по окончании обозрения храма, вышел из алтаря, как некоторые из толпы уже обратились к нему с жалобами на своего пастыря о. Василия Переберина.

— Он креститься по нашему не умеет... Наших обычаев не исполняет… Сегодня в такой великий праздник после обедни икону на середину храма не вынес. Просим его перевести от нас.

С грустью выслушал Архипастырь эти жалобы и, затем, обратился к толпе со словом любви и отеческого увещания. Он говорил о той великой любви, какую заповедал нам Христос, принесший Себя в жертву за грехи всего мира, какую завещал иметь всем, кто хочет быть Его последователем; увещевал слушателей быть строгими к себе, снисходительными к другим, иметь мир со всеми, быть послушными чадами Св. Церкви, учрежденной Христом для спасения каждого во все времена...

Лилась речь Архипастыря, но хмуры были лица его слушателей... Так, должно полагать, некогда слушали Христа неразумные ревнители отеческих преданий книжники и фарисеи, когда Он обличал их неразумие... Видя жестокость сердца жалобщиков, Владыка сказал им, что жалобу их он прикажет расследовать.

Из единоверческого храма Его Преосвященство возвратился в дом г. Управляющего, где ему, духовенству и прочим лицам, собравшимся здесь, был предложен обед.

После обеда была произведена проверка документов Н.-Кыштымской Николаевской и В.-Кыштымской Христорождественской церквей и затем в одной из комнат заводского дома состоялась беседа Архипастыря с духовенством, на которой присутствовало все духовенство Кыштымских церквей, во главе с о. Благочинным священником Д. Алекторовым и церковные старосты. Предметами беседы служили вопросы чисто пастырского характера: о церковной проповеди, церковном пении, кружках ревнителей православия и т. п. В заключении беседы Его Преосвященство просил присутствующих обратить внимание на борьбу с развивающимся пороком пьянства в народе, словом и личным примером учить всех трезвости, быть строгими и внимательными к себе, аккуратными и исполнительными слугами прихода, иметь мир и любовь между собою и быть свободными от греха кляузничества на ближних своих.

Простившись с духовенством, Его Преосвященство, после стакана чая, выехал в Нижне-Кыштымский завод в Николаевскую церковь.

Завод этот (Н.-Кыштымский) основан тем же Демидовым в 1757 г. До конца минувшего столетия в нем своего храма не было. Население завода было приписано к приходу Духо- Сошествиевской церкви В.-Кыштымского завода. Но в последнее десятилетие прошлого века здесь начата была постройка каменного однопрестольного храма на средства прихожан и владельцев завода, закончившаяся к 1896 г. 6-го Мая 1896 г. новый храм был освящен в честь Св. Чудотворца Николая, и в том же году был открыт самостоятельный приход.

В настоящее время численность прихожан достигает до 2275 душ обоего пола.

Говоря о религиозно нравственном состоянии прихожан настоятель Кыштымской Николаевской церкви о. Н. Ляпустин, живущий здесь с самого основания прихода, между прочим пишет:

„Прихожане, несмотря на фабрично-заводскій укладъ жизни, отличаются благонравием и благочестием: они усердно посещают храм Божий, внимательно слушают слово Божие, заботливо выполняют долг Исповеди и св. Причастия. В настоящем году у Исповеди св. Причастия не было по отлучкам и опущению 560 д. муж. п. и 400 д. жен. п. Такое сравнительно большое количество мужчин значится не бывшими в текущем году у Исповеди и св. Причастия объясняется чисто местными условиями: ныне в Великом Посте на фабриках, заводах и лесопилках работы совсем не прекращались; работают же артельно. Отстать для говения прихожанину от работы, значит потерять заработок и тем себя и семью обречь на голод и холод.

К св. таинствам и молитвословиям прихожане притекают с должным благоговением. Случаев смерти младенцев без таинства крещения не бывает, равно больные пред смертию всегда христиански напутствуются. Но при всем этом среди прихожан есть и темные стороны их жизни, к искоренению которых причтом обращается особенное внимание, это: буйство и разгул молодежи, грубость, непочтительность к родителям и старшим, воровство, сквернословие, страсть к щегольству не по карману и пьянство, хотя нужно заметить, что записных и злостных пропоиц и пьяниц в приходе совсем нет.

Причт путем проповеди с церковной кафедры, религиозно-нравственных чтений, раздачи брошюр и листков, путем частных бесед, а более всего примером собственной жизни, начинает достигать добрых результатов к некоторому ослаблению сказанных в приходе пороков. По крайней мере, теперь эти темные и весьма не желательные стороны жизни прихожан не проявляются столь явно и открыто, как это было в 1906 - 1 9 0 8 г.г. Прихожане начинают приходить в себя и совестятся своих беззаконий.

Но с другой стороны, нужно сказать и то, что в поддержании темных явлений среди прихожан играют немаловажную роль часто внешние причины, напр.: за последнее время почему- то на фабриках, заводах, лесопилках, рудниках и далее в Управлении завода работы и занятия совсем не прекращаются накануне воскресных дней, а только утром в самые праздники; в высокоторжественные и даже некоторые праздничные дни работы и занятия прекращаются только после обеда, отчего рабочие и служащиe бывают лишены в эти дни возможности посещать в храме Божием Богослужения, и это происходить не день, не два, а целые месяцы. В результате у рабочих и служащих появляется холодность и индеферентизм к высшим проявлениям духа.

Или еще: ранее на фабриках и заводах были так называемые цеховые праздники. Рабочими на общие средства сооружались св. иконы, пред которыми ежегодно в положенные дни служились в присутствии всех рабочих цеха и заводской администрации торжественные молебны. Теперь же этот изстари заведенный благочестивый обычай почему-то заводоуправлением оставлен, нарушен. Заводская администрация в храме Божием за богослужением бывает редко - один, два раза в году. Конечно, простые рабочие прихожане и в особенности служащие, в силу своей материальной зависимости в худом и добром стараются подражать начальству.

К нищей братии прихожане относятся сочувственно и, насколько позволяют средства, помогают им. Между собою прихожане живут довольно мирно, друг другу помогают.

В приходе проживают старообрядцы часовенного согласия в количестве 302 душ об. пола. В отношении к православию старообрядцы вражды и нетерпимости не проявляют. Старообрядческая молодежь нередко посещает богослужения в храме".

Церковно-приходское попечительство существует в приходе с 18 Октября 1898 года. Школ здесь две: земская (170 учащихся) и железнодорожная (45 учащихся).

Приходской храм благоустроен и содержится в примерной чистоте. Вид его, как наружный, так и внутренний, не оставляет желать ничего лучшего.

Прибыв сюда в 5 ч. веч., Его Преосвященство совершил здесь всенощное бдение, по окончании которого произнес поучение, состоявшее в кратком изъяснении катихизиса, и затем, благословив народ, отбыл в квартиру священника Николая Ляпустина, а спустя полчаса, проследовал на вокзал железной дороги и с поездом № 5-й выехал в В.-Уфалейский завод.

Наши рекомендации