X. Из духовного смысла Слова можно извлечь ереси, но подтверждать их - пагубно.
254. Выше было показано, что Слово нельзя понять без учения, что учение подобно светильнику для того, чтобы были видны подлинные истины и что Слово по этой причине написано одними соответствиями. Поэтому многое в нём - не обнажённые истины, а видимости истин, и многое написано так, чтобы было доступно чисто природному человеку, но чтобы при этом простые могли понимать это просто, разумные - разумно, а мудрые - мудро. Поскольку Слово таково, можно принять видимости истин, то есть истины в одеждах, за обнажённые истины, и если их подтверждать, они становятся заблуждениями, которые по сути являются ложью. Из видимостей истин, принятых за подлинные истины и подтверждённых, выросли все ереси, которые были и до сих пор существуют в христианском мире. Вина людей состоит не в самих ересях, а в подтверждении лжи, которая содержится в ересях, по Слову, суждениями из своего природного человека и жизнью во зле.
Ведь каждый рождается в религии своей страны или своих родителей. Он вводится в неё с детства и затем сохраняет её, и не может сам освободиться от её лжи, как из-за мирских занятий, так и по бессилию разума в постижении такого рода истин. Жизнь во зле и подтверждение лжи вплоть до разрушения подлинной истины - вот что ведёт к осуждению. Ибо если человек остаётся в своей религии, верит в Бога, а в христианстве верит в Господа, считает Слово святым и живёт по заповедям Десятословия из религиозных побуждений, он не клянётся в верности лжи. Поэтому, когда он слышит истины и по-своему постигает их, он может овладеть ими и так освободиться от лжи. Иначе те, которые подтверждают ложь своей религии, ибо подтверждённая ложь остаётся, и её невозможно искоренить. Ведь подтверждение лжи подобно клятве в верности ей, особенно если оно связано с любовью к себе или гордостью собственным умом.
255. Я беседовал в духовном мире с людьми, которые жили много веков назад и утвердились в ложных понятиях своей религии, и убедился, что они до сих пор остаются уверенными в них. Я разговаривал и с теми, которые принадлежали к той же религии и мыслили так же, но не подтверждали в себе ложные понятия, и убедился, что они отбрасывали ложь и принимали истины, когда их обучали ангелы. Спасены были эти люди, а не те.
После смерти каждого человека обучают ангелы и принимают того, кто видит истины, а по истинам - ложь. Истины же видит только тот, кто не убедил себя во лжи, а кто убедил, тот не хочет видеть истин, а если и видит, то отворачивается и затем либо смеётся над ними, либо искажает их. Подлинная причина состоит в том, что подтверждение проникает в волю, а воля - это сама сущность человека, она распоряжается разумом по своему усмотрению. Знание само по себе проникает только в разум, а он над волей никакой власти не имеет, поэтому в человеке присутствует лишь как некто, стоящий во дворе или у двери, но ещё не в доме.
256. Поясним сказанное примерами. В Слове во многих местах Богу приписывается гнев, ярость и месть, и говорится, что Он наказывает, бросает в ад, испытывает и тому подобное. Кто верит этому по простоте и как ребёнок, и поэтому боится Бога и остерегается грешить против Него, тот не осуждается за эту простую веру. Но кто утверждает в себе это настолько, что наделяет в своей вере Бога гневом, яростью и мстительностью, то есть качествами, присущими злодею, и верит, что по гневу, ярости и мстительности Бог наказывает людей и бросает в ад, тот осуждается, так как разрушает подлинную истину. Эта истина заключается в том, что Бог есть сама любовь, сама милость и само добро, а тот, кто таким является, не может гневаться, воспламеняться яростью и мстить. В Слове всё это приписывается Богу, потому что так выглядит; это видимости истины.
257. Можно пояснить на примере из природы, что многое в буквальном смысле Слова является видимостью истины, в которой скрыты подлинные истины, и что не предосудительно в простоте думать и говорить по видимостям истины, но опасно подтверждать их, потому что этим подтверждением разрушается Божественная истина, скрытая в них. Этот пример приводится потому, что природное яснее показывает и учит, чем духовное.
На взгляд кажется, что солнце совершает ежедневные и ежегодные перемещения над землёй. Поэтому говорят, что солнце восходит и заходит, отчего бывают утро, день, вечер и ночь, и времена года: весна, лето, осень и зима, и отсюда сутки и года. Между тем солнце стоит неподвижно, ибо это океан огня, а земля делает оборот вокруг оси каждый день и по орбите каждый год. Человек, который по простоте или незнанию думает, что солнце вращается вокруг земли, не разрушает природную истину, что земля вращается вокруг оси и ежегодно совершает оборот по эклиптике. Но кто подтверждает видимое движение солнца по суждениям своего природного человека и тем более по Слову, поскольку в нём сказано, что солнце восходит и заходит, тот опровергает истину и разрушает её, а затем уже едва ли может видеть её, хотя своими глазами видит также и кажущееся вращение всего звёздного неба в течение дня и года, при том, что ни одна звезда не сдвигается со своего постоянного места относительно остальных. Что солнце движется - это кажущаяся истина, а что оно не движется - это подлинная истина. Тем не менее всякий выражается по кажущейся истине, говоря, что солнце восходит и заходит. Это допустимо, потому что иначе не скажешь. Но подобный образ мыслей по убеждению притупляет и затмевает рассудочный ум.
258. Главная причина того, что опасно подтверждать видимости истины в Слове, поскольку это ведёт к возникновению ложных понятий и разрушению скрытой в нём Божественной истины, состоит в том, что весь духовный смысл Слова и каждая его частность сообщаются с небесами. Ибо, как показано выше, во всём буквальном смысле и в каждой его частности присутствует духовный смысл, который открывается, когда передаётся от человека к небесам. В духовном смысле всё есть подлинная истина. Поэтому когда человек с ложными понятиями применяет буквальный смысл для их подтверждения, он вносит в этот смысл ложь; когда же входит ложь, истины рассеиваются, и происходит это по пути от человека к небесам. Это подобно тому, как один человек бросает другому блестящий пузырь, наполненный жёлчью, который лопается, не долетев, и жёлчь разбрызгивается вокруг; другой чувствует, что воздух испорчен жёлчью, отворачивается и закрывает рот, чтобы она не попала на язык. Это также подобно кожаному меху в оплётке из кедра, полному уксуса с червями, который упал на дорогу и порвался; если путник почувствует его запах, тут же от тошноты замашет руками, разгоняя воздух, чтобы запах не попал ему в ноздри.
Ещё это подобно миндальному ореху, внутри которого вместо миндаля - только что родившаяся змея; когда скорлупа открывается, человек видит, что змею сейчас занесёт ветром ему в глаз, и, разумеется, отворачивается, чтобы этого не произошло. То же самое и с чтением Слова человеком, который применяет к своим ложным понятиям что-либо из его буквального смысла; тогда Слово отвергается по пути к небесам, чтобы в них не попало то, что неприятно ангелам. Ибо когда ложь касается истины, она подобна острию иглы, касающемуся нервного волокна или глазного зрачка. Известно, что нерв при этом скручивается в клубок и стягивается в себя; подобно тому и глаз при малейшем прикосновении закрывается веком. Из этих сравнений ясно, что искажение истины разрывает и закрывает сообщение с небесами. Вот почему опасно подтверждать любую еретическую ложь.
259. Слово подобно саду, который можно назвать небесным раем, где есть самые разные лакомства и наслаждения. Лакомства - это плоды, а наслаждения - цветы, и среди них - деревья жизни, рядом с которыми - источники живой воды; окружён же сад лесными деревьями. Человек, который по учению пребывает в Божественных истинах, находится в середине сада, где деревья жизни, и действительно пользуется этими лакомствами и наслаждениями. Человек, который пребывает в истинах не по учению, а только по буквальному смыслу Слова, находится на окраине и видит только леса. А тот, который пребывает в учении ложной религии и убедил себя в этой лжи, находится даже не в лесу, но снаружи, на песчаной равнине, где нет и травы. Что таково состояние их после смерти, показано в книге "Небеса и ад".
260. Кроме того, нужно знать, что буквальный смысл - это защита для подлинных истин, скрытых в нём, чтобы им не причинили вреда. Он служит защитой, поскольку его можно поворачивать и так, и эдак и объяснять согласно постижению, но при этом не причинять внутреннему смыслу вреда или насилия. Нет никакого вреда в том, что буквальный смысл понимается разными людьми по-разному, но вред наносится тогда, когда человек вносит ложь, которая противоположна Божественным истинам, а это делают те, кто утвердился в ложных понятиях. Именно так над Словом совершается насилие. Чтобы этого не происходило, буквальный смысл защищает его, и защищает у тех, кто пребывает в ложных истинах по религии, но не подтверждает её ложь. Буквальный смысл как защита описывается в Слове херувимами и понимается под ними. Эту защиту означают херувимы, поставленные у входа в Эдемский сад после изгнания из него Адама и его жены, о чём мы читаем:
Изгнал Иегова Бог человека и сделал так, чтобы жили на востоке сада Эдемского херувимы и пламя меча обращалось во все стороны, и охранялся путь к дереву жизни. Бытие 3:23,24.
Что это означает, никто не может видеть, если не знает, что означают херувимы, Эдемский сад и дерево жизни в нём, а также пламя меча обращающееся. Эти частности объяснены в разделе, посвящённом этой главе, в книге "Небесные тайны", изданной в Лондоне. Там показано, что херувимы означают защиту, путь к дереву жизни - путь к Господу, который у людей лежит через истины духовного смысла Слова; пламя меча обращающееся означает Божественную истину в её последнем, то же самое, что Слово в буквальном смысле, который можно обращать в разные стороны. То же означают и золотые херувимы, поставленные на обоих концах крышки ковчега в скинии (Исход 25:18-21). Ковчег означает Слово, так как Десятословие в нём было его началом. Херувимы на нём означают защиту, поэтому Господь и говорил с Моисеем между ними (Исход 25:22; 37:9; Числа 7:89). Он говорил в природном смысле, ибо Он говорит с человеком не иначе, как в Своей полноте, а Божественная истина содержится в своей полноте в буквальном смысле (см. выше, 214-224). Не иное понимается и под херувимами на покрывалах скинии и на завесе (Исход 26:1,31). Ибо покрывала и завеса скинии означают самое внешнее небес и церкви, и поэтому Слова (см. выше, 220). То же означают херувимы, вырезанные на стенах и дверях Иерусалимского храма (3 Цар. 6:29,32,35; см. выше 221), а равно и херувимы в новом храме (Иезек. 41:18-20).
Поскольку херувимы означают защиту, чтобы не подступали к Господу, небесам и Божественной истине, как она есть внутри Слова, непосредственно, а только опосредованно, через внешнее, сказано о царе Тира так:
Ты запечатал отмеренное, полный мудрости и совершенный красотой; ты был в саду Эдеме. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Ты, херувим, был укрытием пространного. Я уничтожил тебя, херувим укрывающий, посреди огненных камней. Иезек. 28:12-14,16.
Тир означает церковь относительно познаний истины и добра, и поэтому царь Тира означает Слово, где содержатся и откуда происходят эти познания. Очевидно, что здесь царь означает Слово в его самом внешнем, а херувим - защиту, ибо сказано: "Ты запечатал отмеренное, полный мудрости и совершенный красотой; ты был в саду Эдеме. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Ты, херувим, был укрытием пространного", а также: "херувим укрывающий". Под драгоценными камнями, которые также упоминаются, понимается то, что содержится в буквальном смысле (см. выше, 217 и 218).
Поскольку херувимы означают Слово в самом внешнем, а также его защиту, у Давида сказано:
Наклонил Иегова небеса и сошёл, и воссел верхом на херувима. Пс. 17:10,11.
Пастырь Израиля, восседающий на херувимах, яви Себя. Пс. 79:2. Иегова восседает на Херувимах. Пс. 98:1.
Сидеть верхом на херувимах или восседать на них означает - на самом внешнем смысле Слова. Божественная истина в Слове и её характер описаны четырьмя животными, которые также названы херувимами, у Иезекииля в главах 1, 9 и 10, а также четырьмя животными посреди и вокруг престола в Откровении (4:6 и далее). (См. "Апокалипсис открытый", изданный мной в Амстердаме, 239, 275, 314.)