Иисус требует такого же почитания, как Бог
Иоан. 5:23-24. «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына. тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
В заключительной части этого отрывка Иисус бросает предупреждение тем, кто обвиняет Его в богохульстве. Он говорит им, что преследуя Его, они, в сущности, преследуют Отца, и что именно Отец приходит в гнев от их обращения с Его Сыном.
Мы видим также, что Иисус заявляет о Своем праве получать такие же почести, как Бог. А из этого следует, как мы уже сказали, что бесчестить Христа — это то же самое, что бесчестить Бога.
Уордсворт, английский поэт, которого мы здесь цитируем по книге Дж. С. Райля «Мысли, проясняющие Евангелие», заметил: «Говорящие о своей преданности единому Богу не почитают Его как следует, если не почитают Сына так же, как они почитают Отца».
Знать Меня
Иоан. 8:19. «Тогда сказали Ему: где Твои Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего».
«В Меня веруйте»
Иоан. 14:1. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте». Меррил Тенни так объясняет эти слова:
«Он был обречен на смерть, ту самую смерть, которой подвластен любой человек. И все же Он дерзко требует, чтобы в Него верили. Он стал ключом к дверям человеческой судьбы. Он ясно сказал, что от Его трудов зависит людское будущее. Он обещал подготовить место для них, и вернуться, чтобы взять их с Собой».
«Видевший Меня…»
Иоан. 14:9. «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?"
«Говорю вам…»
Матф. 5:20, 22, 26,28ч др. В Писании мы видим Иисуса, Который учит и говорит от Своего собственного лица. Таким образом Его слова как бы исходят непосредственно с небес. Вместо того, чтобы говорить, как пророки: «Так говорит Господь», Иисус повторяет: «Истинно, истинно говорю вам».
Как пишет Карл Шеффран и Генри Крайслер, «Он никогда не колебался, никогда не извинялся. У Него не было нужды противоречить Своим собственным словам, изменять их или брать обратно. Он произносил недвусмысленные речи Бога (Иоан. 3:34). Он сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Марк. 13:31)."
Поклонение, предназначенное только для Бога
Пасть на колени в знак преклонения есть величайший знак почитания и восторга перед Богом (Иоан. 4:20-22; Деян. 8:27). Поклонение в духе и истине (Иоан. 4:24). «Господу Богу твоему поклоняйся» (Матф. 4:10; Лук. 4:8).
Иисус получал Божественные почести и принимал их
«И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Матф. 8:2).
Слепорожденный, исцелившись, поклоняется Иисусу (Иоан. 9:35-39).
Ученики «поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матф. 14:33).
«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:27-29).
Отличие Иисуса от других
Сотник Корнилий падает к ногам Петра, «поклоняясь», ему, но Петр подымает его, «говоря: встань; я тоже человек» (Деян. 10:25-26).
Иоанн пишет в Откровении, что он увидев ангела «пал к ногам его, чтобы поклониться ему», но ангел сказал ему, что он лишь «сослужитель тебе и братьям твоим» и велел ему поклоняться Богу (Отк. 19:10).
Мы видим, что Иисусу поклонялись, как Богу, и что Он принимал это поклонение. В связи с этим Тиссен пишет в своих «Лекциях по систематическому богословию», стр. 65: «Либо Иисус обманывает других или Самого Себя, либо действительно является Богом…"
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЕГО СЛОВ ДРУГИМИ
Павел
Филиппинцам 2:9-11. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Титу 2:13. «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…"
Лука
Лука 3:22. «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!"
Петр
Самое, по-видимому, знаменитое утверждение Петра мы находим в Матф. 16:15-17: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».
Шеффран и Крайслер, комментируя, пишут, что «вместо того, чтобы упрекнуть Петра за его дерзость, как всегда делал Христос, сталкиваясь с ошибками, Иисус благословляет Петра за его признание в вере. В течение всего Своего служения Иисус принимал молитвы и поклонение как нечто, полагающееся Ему по праву».
Петр вновь говорит о своей вере в Деян. 2:16: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
Фома
Иоан. 20:28: «Фома неверующий» оставил следующее свидетельство о своем преклонении перед Христом: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»
Джон Стотт в «Основах христианства» анализирует восклицание Фомы:
«В воскресенье после праздника Пасхи Фома неверующий сидел с другими учениками в комнате на втором этаже, когда появился Христос. Он предложил Фоме ощупать Его раны, и Фома, потрясенный случившимся чудом, восклицает: Господь мой и Бог мой! (Иоан. 20:26-29). Иисус принимает эти титулы. Он упрекает Фому в неверии, но не в преклонении перед Ним».
Автор «Послания к Евреям»
Евр. 1:8. «А о Сыне»: «престол Твой, Боже, в век века: жезл царствия Твоего — жезл правоты».
Томас Шульц пишет: что «здесь употребляется звательный падеж… «престол Твой, о Боже», а не именительный, т. е. «Бог есть Твой престол» или «Твой престол — это Бог». Мы вновь сталкиваемся с убедительным доказательством того, что Иисус Христос в Писании именуется Богом».
Стефан
Деян. 7'J9: «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой».
Стефан просил Христа в точности о том же, о чем Сам Иисус просил Бога, находясь на кресте. Это значит, что Христос для Стефана был Богом.
Заключение
Уильям Бидервулф сделал весьма подходящее в данном случае заключение из разобранных нами свидетельств. Он пишет следующее:
«Прочитать Новый Завет и не увидеть, что Иисус считал Себя не просто человеком, — это то же самое, что в безоблачный полдень посмотреть на небо и не увидеть на нем солнца».
Приведем также слова «возлюбленного ученика» Иоанна:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы у веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:30-31).