Значение проскомидийных действий
На проскомидии воспоминаются события, относящиеся к рождеству Иисуса Христа от Девы Марии. Но так как Иисус Христос пришел на землю, чтобы пострадать и умереть за грехи людей, и самое рождение Его было началом уничиженного Его состояния, приготовлением к смерти, то на проскомидии, вместе с воспоминанием воплощения Иисуса Христа, преобразовательно воспоминаются и Его страдания и смерть, предсказанные ветхозаветными пророками. Вследствие этого, слова и действия проскомидии имеют двойственное значение, изображая, с одной стороны, рождество, а с другой – страдания и смерть Христовы. Так, приготовление святого хлеба и изъятие Агнца знаменуют зачатие и рождение Иисуса Христа; жертвенник изображает собою вертеп; дискос – ясли, в которых положен был младенец Иисус; звездица – ту звезду, которая привела волхвов в Вифлеем; покровы – пелены, которыми повит был Спаситель; чаша, кадильница и фимиам напоминают дары, принесенные волхвами; молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и .славословие, возданное Спасителю пастырями и волхвами. Но в то же время крестообразное разрезывание Агнца и прободение означают распятие Христа и излияние Его крови. Отцы Церкви соединили вместе на проскомидии образы рождения и страданий и смерти Христа: 1) для того чтобы сделать литургию более краткою и удобнейшею для совершения; 2) для того чтобы она была полным, величественным начертанием всего домостроительства нашего спасения; 3) и наконец, потому, что в самом рождении Своем Иисус Христос был Агнцем, предназначенным к закланию за грехи мира.
Во время совершения в алтаре проскомидии, присутствующие в храме слушают чтение часов.
Особенности архиерейского служения прел началом литургии
При архиерейском служении литургии пред чтением часов совершается «входное» архиерея. Бывает оно следующим образом. По входе архиерея в храм, встречают его архимандриты, священники, протодиакон, диаконы и иподиаконы, причем священник, совершавший проскомидию, подносит на блюде святой крест. Архиерей, надев мантию и взяв крест, целует его сам и дает целовать архимандритам, и священникам. Певчие начинают петь в это время «входное»: «Достойно есть», или же, когда положен задостейник, ирмос 9-й песни утреннею канона. Архиерей, лее со священнослужителями идет на амвон пред царские двери, и здесь совершает обычные входные молитвы. По окончании молитв и пения входного, архиерей благословляет народ обеими руками, держа пастырский жезл. Певчие в это время поют: «Тон деспотии ке архиереа имон Кирие филатте ис полла эти деспота» «Господина и архиерея нашего сохрани, Господи, на многая лета»), причем слова «ис полла эти деспота» поют трижды. После сего архиерей идет на средину храма (место облачения) в сопровождении сослужащих ему и здесь благословляет их; они после этого уходят в алтарь северными и южными вратами для облачения. Архиерей же облачается на средине храма при чтении протодиаконом положенных молитв и при пении певчими: «Свыше пророцы», или «Царь небесный», или «Ино что дне или праздника» (иногда поют, например, начальные слова первой при облачении молитвы: «Да возрадуется душа моя о Господе»). После облачения протодиакон произносит («велегласно») евангельские слова: «Тако да просветится свет Твой пред человеки...», после которых певчие поют: «Тон деспотии...» и т.д., а архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на четыре стороны. После этого начинается чтение на средине храма (около архиерея) часов. (Чтение часов совершается и во время архиерейского облачения, если только не бывает в это время пения.) Пред началом литургии архиерей умывает руки. Архиерей пребывает среди храма до малого входа. Своим пребыванием среди народа он изображает собою Иисуса Христа, пришедшею в мир взыскать погибших, но еще не явившего Себя миру и пребывавшего в безвестности.
Литургия оглашенных