Человек
Какие способности развиты у современного человека? Что атрофировалось? Что развилось? Если брать самого человека – то, пожалуй, ничего. В обществе же – накопилась мощная база весьма полярных, однобоких знаний. Существует очень большая специализация конкретных людей. Люди, как правило – специалисты в очень узком кругу деятельности. Например, программист, менеджер, инженер и так далее. Сравним. Вот взять взрослого мужчину тысячелетней давности, ведущего, например, собственное хозяйство. Это тебе и охотник, и строитель, и пахарь, и воин, и ещё куча всего. Нормальный мужчина мог практически ВСЁ, что было ему необходимо для жизни. А что сможет сейчас программист – загони ты его в деревню, где электричества и магазинов нет? Ничего он не сможет. Наряду с техническим прорывом (революцией) забывается одна "несущественная мелочь" – сами люди. С ними что происходит? Деградируют они или развивается? Становятся сильнее или хиреют и чахнут? Если смотреть на нынешнего человека, то его развитие весьма негармонично. Ярко выраженное развитие одних способностей, с полной атрофированностью других.
В общемировом масштабе дела не лучше. Сначала разберёмся с самим понятием цивилизации и прогрессом цивилизации. Дадим определение цивилизации как таковой. Что это такое? Существует масса кривых определений из словарей. Их много. Для примера: "Цивилизация – современная мировая культура". "Цивилизация – это устарелое название третьего периода в развитии общества, наступившего после двух предшествовавших – дикости и варварства". "Цивилизация – это уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией". Ничего не понятно. Слишком сложно пишут безтолковые словари.
Все три определения – натуральные надувательства. Вообще – если лезть в этимологию слова, то натыкаемся на то, что корень "civil", "civic" подразумевает "гражданский", "государственный". Так что "цивилизация" – это "государственность" по этимологии. Если же смотреть шире, то "цивилизация" – это продукт, результат деятельности человека.
Истинное определение таково. Цивилизация – исторический, культурный результат деятельности определенного народа, нации, группы родственных наций. То есть синонимом термина "цивилизация" можно выбрать "культура", только не "современная мировая", то есть всеобщая, а культура конкретного народа. Нельзя говорить о "цивилизации" конкретного человека. Это общественное явление. Носителем цивилизации – является народ, нация. Отсюда и критерии "развития цивилизации", главным из которых для меня является развитие общества. А общество как система, строится из элементов, которыми являются конкретные люди. В конечном итоге, развитие, прогресс цивилизации упирается в развитие человека. А нынешний прогресс цивилизации выродился и деградировал в прогресс научно-технический.
Итак, Вы говорите "прогресс"? Но в какой области этот самый прогресс? Вот ведь в чём дело. Есть два подхода: "в ширь" и "в глубь". Нынешний прогресс – очень глубокий прогресс в очень узком секторе знаний. А если брать древних – их знания были гораздо шире нынешних. По идее, общий прогресс надо измерять площадью тех секторов знаний, которые известны.
Эта диаграмма с радиальной системой координат. Центральная точка – это точка отсчета. Чем дальше от точки по радиусу – тем глубже знания в области знаний, которые определяет угол поворота. Площадь точки – равна нулю. Ноль знаний. Вокруг тебя – непознанный мир. Ты начинаешь его познавать. Какая-то область тебе становится известна, происходит открытие знаний в этой области. Грубо говоря, вокруг точки нарисовали фигуру, и её закрасили – это известные знания. То, что ЗА областью – неизвестное.
Серый большой круг – это знаний древних (можно рисовать и не круг, а произвольную область). А черный сектор – это узкоспециализированные современные знания. Общий объем знаний – площадь заштрихованной фигуры. Вот и получается: в чем-то, в конкретной области современные учёные ушли дальше древних, а в чем-то – вообще не "рубят". А в целом – площадь черного сектора – гораздо меньше серого круга, что видно из рисунка. То есть, в целом, да – деградация знаний, несмотря на то, что в отдельных областях – прогресс.