Теперь мы переходим к тому, что мы сами считаем праздником
· к Средним и Великим праздникам, наиболее торжественным дням Церковного календаря.
Бывают праздники:
· Бденные и полиелейные: - в честь святых,
· в честь Господа,
· в честь Божией Матери,
· очень многие иконы у нас имеют полиелей, напр. Божией Матери.
Естественно, определенная разница в Уставе есть: если это праздник Господский, Богородичный или если это праздник в честь святого.
Все основные особенности мы уже рассматривали:
· при службе полиелейной (+) совершается: Вечерня Праздничная (без Бдения) и Праздничная Утреня (см. особенности Праздничной Вечерни и Праздничной Утрени);
· при службе + совершается Бдение, т.е. добавляются особенности еще Бденной службы.
Великие праздники:
· двунадесятые праздники — не все, а только те, которые являются праздниками Месяцеслова (некоторые двунадесятые праздники являются праздниками Триоди)
· и некоторые другие праздники.
Устав каждого Великого праздника в Типиконе выписан отдельно, т.е. невозможно их обобщить до конца: каждый Великий праздник имеет какие-то свои маленькие особенности.
Можно заметить, что службы Господских праздников (двунадесятых Господских праздников) и службы других Великих праздников не одинаковы: Господский двунадесятый праздник и Богородичный двунадесятый праздник имеют совсем разные Уставы.
Службы на Господские двунадесятые праздники.
1) На Господские двунадесятые праздники не поется “Блажен муж…” кафизм на Вечерне нет совсем. Сразу после канона идет “Господи, воззвах” и стихиры на “Господи, воззвах”. Есть исключение: если Господский двунадесятый праздник попадет на Воскресение и Понедельник, то “Блажен муж…” все-таки поется.
2) и главное: Если Господский двунадесятый праздник попадает на Воскресение, то воскресная служба отменяется.
3) Праздничные антифоны на Литургии вместо Изобразительных — Входной стих.
4) Разница в отдании праздников. На Отдании Господских двунадесятых праздников праздничные Апостол и Евангелие не повторяются — на каждый Господский праздник они свои.
А на Отдании Богородичных праздников повторяются праздничные Апостол и Евангелие, т.к. у Божией Матери не так уж много чтений — это обычно общее чтение Божией Матери на Литургии.
Праздничные Евангелие и Апостол на Отдании Богородичных праздников повторяются (правда, не на всех Богородичных праздниках), а на Господские — не повторяются.
5) И разница в Отпусте. Все Господские двунадесятые праздники имеют особый Праздничный Отпуст: “… и нас ради спасения в вертепе родивый и в яслех возлеги Христос Истинный Бог наш…”. На праздники в попразднстве и Отдание Великий Отпуст произносится с Праздничным прибавлением. Но в праздник такого прибавления нет. Хотя можно заметить, что и старообрядцев такое прибавление праздничное есть. Они говорят: “Христос Истинный Бог наш молитвами Пречистыя своя Матери, святаго и славнаго Ея Успения” — что немного странно: “молитвами Успения”.
Богослужение праздников Рождества и Богоявления (мы рассматривали в конце прошлого семестра)
Богослужение других праздников Месяцеслова имеет какие-то особенности, но в целом одно и то же.
Богослужение Рождества и Богоявления — совсем другое, совсем необычное. Вы уже должны были понять, что Рождество — это не просто какой-то день календаря, а некий центр, вокруг которого выстраивается достаточно большое количество памятей. Это и службы Рождественского Поста, имеющие достаточно сложную структуру, хотя, конечно, не такую сложную, как структура Великого Поста.
…Предпразнства Рождества, Навечерие Рождества, Попразднства такие памяти, как… память мучеников, …
…Христова по плоти — в Воскресение после Рождества, обрезание Законного, Сретение также отсчитываются от Рождества. Так Рождество оказывается таким эпицентром.
Но Богоявление совсем не вписывается в эту систему.
В ней все логично: память младенцев, … к Рождеству, память обрезания, Сретения.
Но почему Богоявление оказывается рядом с Рождеством, и не просто рядом, а прямо ему сопоставляется (богослужение на Богоявление очень похоже на богослужение на Рождество)?
Вспомним историю установления праздника Рождества Христова.
Когда появляется первое упоминание праздников Рождества и Богоявления в христианской церковной письменности?
О Празднике Пасхи, хотя и иудейском, говорится уже в Деяниях; там апостолы отмечают Пасху и Пятидесятницу: Павел спешит в Иерусалим на Пятидесятницу. Пятидесятница — иудейский праздник, но т.к. апостолы отмечали эти праздники, они плавно перешли и в христианство.
А с Богоявлением и Рождеством: в Ветхом Завете нет упоминания об этих праздниках.
Первое упоминание о праздниках Рождества и Богоявления относится к первой половине III-го века.
Об этих праздниках упоминает Климент Александрийский, известный церковный учитель, основатель Александрийской школы (он не святой, не канонизирован).
[Кто такой Дидим Александрийский? А Диагор…?]
Итак, Климент Александрийский, живший в первой половине III-го века, упоминает, что гностики-василидиане, последователи Василида…, придумали праздник явления Епифании — Богоявление.
В чем смысл праздника с точки зрения гностиков?
В том, что Христос, по их лживому нечестивому мнению, не был Богом с самого начала. Но после Крещения является Бог во Христе. Такой придумали праздник, поэтому праздновали Крещение.
Праздник приобрел популярность. И чтобы не смущать сердце новообращенных, православные вводят свой, альтернативный праздник Явления, но празднуют не только Крещение, а, в первую очередь, Рождество, подчеркивая, что Христос явился как Бог с самого Рождества.
Явился миру с самого начала Богом — вот в этом православный смысл праздника. Итак, Богоявление — это, в первую очередь, Рождество — явление Бога в мир.
Затем в конце IV-го века, сначала в Риме, а потом под влиянием Рима постепенно на всем Востоке (а в Иерусалиме еще позже — в V-м веке) происходит отделение Рождества Христова — оно переносится с 6-го января (как оно праздновалось с III-го века) на 25-е декабря.
Это происходило постепенно, поэтому некоторые церкви так и остались праздновать Рождество с Богоявлением 6-го января, например, Армянская церковь.
Когда прошло какое-то время сменилось несколько поколений, и люди забыли, что когда-то это был один праздник, и стали думать, что в праздновании этих праздников в один день есть монофизитство.. Но в этом нет никакого монофизитства, и, наоборот, такое празднование более правильное. Просто исторически так случайно вышло, что монофизитские церкви празднуют эти праздники в один день.
Получается, что праздник Богоявления снова празднуют с Крещением — так, как это придумали василидиане. В чем здесь дело?
Православная интерпретация — иная. Мы, конечно, не говорим, что Христос является Богом после Крещения.
Мы говорим иначе: с одной стороны, это первое явление Пресвятой Троицы, описанное в Евангелии: Бог-Отец провозглашает, Дух Святый под видом голубя сходит на Господа Иисуса Христа и Второе Лицо Пресвятой Троицы — Христос — присутствует в человеческом образе.
А кроме того, Крещение — это явление Христа обществу: если в Рождестве Христос явился миру, но только Своим близким, Симеону Богоприимцу, тем, кто Его окружает, а обществу как таковому Он еще не явился, общество еще не узнало о пришествии Мессии.
И в этот момент явления Христа общество узнает в Нем Мессию.
Это праздник Богоявления, содержание праздника Богоявления.
Тесная связь двух праздников, происходящая из их содержания и из того, что первоначально это был один праздник, — сохранилось в богослужении до сих пор и выражается, в первую очередь, в том, что богослужение имеет одинаковый порядок.
Богослужение на праздники Рождества и Богоявления (общие особенности).