Уповающие же на Господа наследуют землю

(Пс. 36:5-9).

Бог обещает воздать по заслугам тем, кто обижает нас. Когда мы отвечаем на оскорбление оскорблением или ищем отмщения, то присваиваем себе право, которое нам не принадлежит.

Как следует воздавать благословением?

„Все это хорошо, даже чудесно", — скажете вы, — „но все это чистая теория. Как же воплотить в жизнь, применить на практике все эти рассуждения"? К счастью, апостол Петр дает нам наилуч­шую из возможных иллюстраций — пример Господа нашего Иисуса Христа.

Перед нами Человек, Которого более, чем любого из людей, несправедливо оскорбляли. Если у кого-то и были справедливые основания для гнева, отмщения или страха, так это у Господа Иисуса Христа. Петр говорит, чтобы „мы шли по следам Его" (1 Пет. 2:21). Затем он описывает, какие четыре шага конкретно предпринял Господь Иисус, отвечая на оскорбления благословени­ем. После этого мы читаем: „Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..." (1 Пет. 3:1) и „Также и вы, мужья, обращайтесь благ­оразумно с женами" (1 Пет. 3:7). Все это указывает на то, что жены и мужья должны жить и поступать точно так, как жил и поступал Христос. Давайте посмотрим, что это за четыре шага.

1. В нас не должно быть греха.

„Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:21-22).

Иисус Христос прошел через страдания: Его подвергали осме­янию, бичевали, издевались над Ним, несправедливо злословили и проклинали. Если у кого-то когда-либо была причина возмутиться от гнева и ожесточения, так это у Христа. Ни один из людей никогда не страдал так,- как страдал Иисус. Поскольку Он действи­тельно был безгрешен, это только могло увеличивать Его искушение. Мы же, поддаваясь греху, уступаем искушению, еще не дойдя до последней степени напряжения своих сил. Поскольку Христос не мог грешить, Он должен был сполна испытать каждое из искуше­ний, прежде чем они отступили. Поэтому для Него искушения грехом были более сильными, чем для нас.

И все же Христос остался безгрешным. Мы должны во всем следовать Его примеру, несмотря на то, что на оскорбление крайне тяжело не ответить гневом или ожесточением. Итак, первый шаг в правильном направлении — это испытать свое собственное сердце.

Это значит, что прежде всего нам следует исповедать перед Богом любой грех, который мы совершили в своем сердце:

„Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согреши­ли, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Иоан. 1:9-10).

Во-вторых, иногда необходимо просить прощения у тех, кто нас обижает. Мы должны испытать свое сердце, чтобы разведать, нет ли в нас самих какой-нибудь причины, которая могла бы спро­воцировать обидевших нас нанести обиду. Если это так, то наша первая обязанность — попросить прощения (см. Матф. 5:23-24).

2. Нам нужно поставить перед собой цель: воздавать благос­ловением за оскорбление или боль, которые нам нанесли.

Теперь мы подошли к моменту, когда усилием воли нужно принять решение. „Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал" (1 Пет. 2:23). Каждая из женщин могла бы поразмыслить над такими вопросами: за какие положительные ка­чества я могла бы хвалить мужа? Чем я могла бы быть ему полезна? В чем и каким образом я могла бы быть для него благословением? За какие качества моего мужа я благодарна Богу, и как я могла бы сказать ему об этом? О каких особых сторонах жизни мужа я должна просить Бога, чтобы Он даровал ему благословение?

Пройдя через страдания и оскорбления, Господь Иисус Хрис­тос не воздал за них тем же. Иногда в обидной, оскорбительной для вас ситуации лучше всего — хранить молчание. Апостол Иаков дает нам аналогичный совет, когда говорит: „Итак, братия мои возлюб­ленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1:19). Когда на вас обрушивается обида, и вы чувствуете, как в душе закипает гнев, как ярость ослеп­ляет вас, может быть, мудрее всего вспомнить слова Соломона:

„Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда" (Прит. 13:3).

„Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа"(Прит. 15:4).

Апостол Петр упоминает о том. чего Христос не делал: Он не отвечал оскорблением на оскорбление. А из Евангелий мы видим, что Христос делал: Он отвечал благословением. „Отче, прости им, ибо не знают, что делают" (см. Лук. 23:34). Так просил Иисус Отца Небесного, умирая на кресте за грехи мира.

3. Нам нужно предать себя и обстоятельства в руки Господа.

Рассматривая этот великий пример веры, мы читаем: „но пре­давал то Судии Праведному" (1 Пет. 2:23). Вместо того, чтобы отплатить обидчикам, (а Иисус знал, что может это сделать), Он вверил это дело Господу. Он знал ту истину, о которой говорится в Рим. 12:19: „Мне отмщение, Я воздам". Христос знал, что на все происходящее с Ним, Он обязан реагировать благочестиво. Он был уверен, что Отец Небесный воздаст тем, кто Его оскорблял.

Каким же образом мы можем практически передать себя и положение, в котором находимся, в руки Господа? Несмотря на многочисленные книги, написанные на эту тему, и новые глубокие исследования, после 23 лет следования за Господом я не знаю лучшего ответа на этот вопрос, чем тот, которому меня научили в первый же год своего обращения к Христу. Лучше всего начинать с Послания к Римлянам 8:28, где сказано „все содействует ко благу". На основании этого чрезвычайно важного обетования Бог повелевает нам воздавать благодарение не за положение, в которое мы попадаем, но за то благо, которое последует за ним. Во-вторых, мы должны вручить себя Божьему попечению и обещать отказаться от борьбы, чтобы Господь мог начать воздавать обидчикам. Мы должны предоставить Господу свободу действия.

4.Нам нужно поставить цель: быть готовыми страдать ради исцеления.

Теперь мы приближаемся к наиболее важному аспекту значе­ния смерти Господа Христа. Заместительная жертва была столь велика, уникальна, совершенна, что в Своей любви к нам Христос был готов страдать ради того, чтобы избавить нас от власти греха: „Он грехи каши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцели­лись" (1 Пет. 2:24).

Это был величайший акт самопожертвования, и на этом факте апостол останавливается и использует его как пример. Далее он говорит: „Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, (Божьему) житием жен своих без слова приобретаемы были" (1 Пет. 3:1). Бог как-будто хочет сказать: „Жены, посмотрите на пример Моего Сына. Он пост­радал, чтобы исцелить, избавить всех людей от власти греха. Страдая, Он не согрешил. Он не воздавал злом за зло. Он вверил Себя Отцу, Который судит праведно. Он поступил, таким образом, ради вашего спасения. Жены, берите пример с Моего Сына. Возьмите на себя обязательство жить благочестивой жизнью, чтобы мужья, видя ваше благочестие, могли измениться и исцелиться". Легко ли следовать примеру Христа? Нет, нелегко. Стоит ли следовать ему? Без сомне­ния!

В этом месте мне хотелось бы поделиться с вами одним очень личным примером из моего опыта супружеской жизни. События, о которых идет речь, произошли восемнадцать лет назад, так что для меня и Джоди это уже история; однако, Бог очень эффективно использовал эти события в нашей жизни.

Мы с Джоди стали христианами, будучи студентами универси­тета. В то время Джоди специализировался как инженер-электрик в Орегонском университете и вел типичную для студенческого брат­ства буйную жизнь. Религию он полностью отвергал. Став христианином, он пережил радикальную перемену во всей жизни и в характере. Он пересмотрел свою систему ценностей, стал горячим и ревностным свидетелем Евангелия Христа. Однако, иногда требу­ются годы, чтобы справиться с шоком, которому подвергается человек при подобной радикальной перемене.

Все это привело к тому, что в первые годы нашего брака Джоди приходилось бороться с депрессией, которая была, в основ­ном вызвана неспособностью жить по стандартам, требуемым Богом. Приступы депрессии были крайне тяжелыми. Примерно три раза в месяц он прекращал контакт с окружающим миром не меньше, чем на 36 часов, становясь психологически несостоятельным. Иног­да, во время этих периодов мрака, он посылал в мой адрес резкие замечания и говорил мне такое, чего на самом деле не думал. Это глубоко ранило меня. Я помню, как в первый год нашей совмест­ной жизни я думала: „Что я наделала? Зачем я вышла замуж за этого человека?" В ту пору мне пришлось принять несколько очень важных решений, чтобы остаться преданной Джоди и преданной Господу. Я решила: насколько Бог даст мне сил, буду отвечать на оскорбления моего мужа благословением, обуздывая свой язык. В глубине души я поставила цель любить его, не ставя каких-либо условий; принимать его таким, каким он есть, чтобы человек, которого я любила, я которому посвятила свою жизнь, избавился и исцелился от прошлой греховной жизни. Его состояние улучшалось медленно, но верно. Полное исцеление наступило примерно через четыре года.

Видя, что я принимаю его таким, как он есть, Джоди начал яснее представлять себе, как принимает Бог каждого из нас, не ставя условий, несмотря на все наше несовершенство. Кроме того, он сказал мне, что на него повлияло то, что я взяла на себя ответственность за возникшую ситуацию, а ведь он чувствовал, что некоторые из его депрессий были результатом отказа взять на себя ответственность за свои эмоции. Наконец, я сама научилась много­му в том, что касается любви и принятия без условий. Хотя это было трудное время, Бог обратил его во благо и подарил нам чудесный опыт жизни.

Апостол Петр предлагает надежду, о которой все мы должны молиться: „Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пасты­ря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших" (1 Пет. 2:25). Господь Иисус страдал, чтобы Своими страданиями принести исцеление человечеству. Это и есть цель, которую апостол Петр ставит перед нами, женами. Готовы ли вы, дорогие женщи­ны, страдать, чтобы принести исцеление и избавление в жизнь своего супруга?

Принцип, требующий от нас отвечать благословением на оско­рбление, стал очень важной частью не только в нашей супружеской жизни, но и в наших отношениях с детьми и другими людьми. Мы убедились, что Петр был прав. Когда мы отвечаем благословением на оскорбление, мы действительно наследуем благословение.

Глава 9

Постоянство реакции

Путь женщины постигнуть мудрено, он меж причуд и настроений кружит, и где мужчина ожидал найти одно, она его другим обезоружит.

Поведением многих женщин управляют эмоции. Женщина зависит от того, как другие реагируют на нее, от обстоятельств, в которых она находится, от того, что она думает в данный момент. Но Бог хочет, чтобы каждая женщина научилась быть постоянной, последовательной в своих реакциях, и не когда-нибудь, не через месяц или через год, а сегодня, сейчас.

У разных женщин разные мужья и разные потребности в жизни. Некоторых женщин взволновало прочитанное, и они уже полагаются на Бога. Другие, возможно, не очень надеются на то, что их брак вообще когда-нибудь станет тем, чем он должен быть, и сомневаются в своей способности стать созидающим партнером для своего мужа.

Давайте заглянем в начало этой книги, где мы говорили о том, что уже сделал Бог для нас в прошлом, и что Он делает для нас сейчас, день за днем. С Богом все возможно. Нет ни одного искушения, которое было бы слишком велико, ни одной проблемы в жизни или в браке, которые Он не преодолел бы. Если Бог за вас, то, как же вы можете потерпеть поражение? Для успешного брака нужны три существенные предпосылки: (1) принятие обстоя­тельств своей жизни такими, какие они есть; (2) принятие своего мужа таким, как он есть; и (3) принятие самой себя. Обстоятель­ства могут подвести вас, муж — тоже и, что труднее всего пережить, вы можете подвести сами себя. Но Бог не подведет никогда.

Наши рекомендации