Христианское учение о человеке

Христианская метафизика

1. Определение метафизики. Происхождение термина «метафизика».

2. Божественное бытие в его отношении к тварному миру.

3. Понимание темы имён Божиих в восточно-христианской святоотеческой традиции.

4. Богословское содержание выражения evx ouvk o;ntwn.

5. Важность и значение терминаouvk o;n в общей системе христианского богословия.

6. Основные онтологические триады. VArch,,, meso,thj, te,loj.

7. Концепция целенаправленного (телеологического) развития всего сущего применительно к христианской антропологии.

8. Основные онтологические триады. Ouvsi,a, du,namij, evne,rgeia.

9. Богословское значение терминовu`po,stasij, a;tomon, pro,swpon.

10. Соотношение понятий сущность и ипостась в православном богословии.

Рекомендуемая литература:

  1. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель // Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. М., 2003.
  2. Анджело Скола, Джильфредо Маренго, Хавьер Прадес Лопес. Богословская антропология. М.: «Христианская Россия», 2005.
  3. Бальтазар Х. У. Вселенская литургия // Альфа и Омега. 1999.
  4. Будагов. Р.А. История слов и история общества. М.: "Просвещение", 1971.
  5. Василий (Осборн) еп., Антропология Дионисия Ареопагита // Альфа и Омега. № 1 (31). М., 2002.
  6. Вестель Ю. Проблема онтологии личности в связи с происхождением терминаUPOSTASIS // Синопсис. № 4–5. К., 2001.
  7. Глущенко А., диак. Значение антропологии преподобного Максима Исповедника для современной православной апологетики. К., 2002 [на правах рукописи].
  8. Давыденков О., иерей. Понятие "силы" и "энергии" в святоотеческом богословии // Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти. М.: ПСТБИ, 2002.
  9. Давыденков О., свящ. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. М., 1998.
  10. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., «Глаголь», 1994.
  11. Зандер Л. А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Т. 1. Париж: YMCA–PRESS, 1948.
  12. Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2002.
  13. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2002.
  14. Иларион (Алфеев), иеромонах.Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М., 1996.
  15. Иоанн Дамаскин, преп.Точное изложение православной веры // Источник знаний. М.: Индрик, 2002.
  16. Иоанн Дамаскин, преп. Философские главы // Источник знаний. М.: Индрик, 2002.
  17. Кураев А., диак. Христианская философия и пантеизм. М., 1997.
  18. Лосев А. Ф. Сáмое самó // Миф — Число — Сущность. М., 1994.
  19. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  20. Максим Исповедник, преп. Главы о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия // Творения. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993.
  21. Максим Исповедник, преп. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. М.: Мартис, 1993.
  22. Максим Исповедник, преп. Различные богословские и домостроительные главы // Творения. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993.
  23. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., ПСТБИ, 2000.
  24. Михаил Грибановский, еп. Лекции по введению в круг богословских наук. К.: «Пролог», 2003.
  25. Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998.
  26. Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.
  27. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад, 1914.
  28. Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни //Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / Составление, общая редакция, предисловие и примечания А. Г. Дунаева. М., 1999.
  29. Философский словарь Владимира Соловьёва. Ростов н/Д: "Феникс", 1997.
  30. Философский энциклопедический словарь. М.: "Советская энциклопедия", 1989.
  31. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 265.
  32. Флоровский Г., прот. О воскресении мёртвых // Догмат и история. М., 1998.
  33. Флоровский Г., прот. Положение христианского историка // Догмат и история. М., 1998.
  34. Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998.
  35. Черноморец Ю. Познавательные способности души и qei,a evpisth,mh в "Мистагогии" Максима Исповедника // Синопсис. № 4–5. К., 2001.
  36. Черноморець Ю. П. Антропологія східної патристики. К., 2001 [на правах рукопису].
  37. Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992.

2-й раздел:

Христианское учение о человеке

1. Общая специфика христианской антропологии. Источники и периодизация.

2. Основные антропологические термины. Библейско-святоотеческое понимание терминов sw/ma и sa,rx.

3. Значение слова yuch, (душа)в Священном Писании.

4. Субстанциональность, духовность и единство человеческой души.

5. Значение терминов pneu/ma, nou/j и lo,goj в христианской антропологии.

6. Христианский кардиоцентризм. Библейско-святоотеческое учение о сердце.

7. Отношение «сердца» к коррелятивным понятиям «души», «духа» и «ума».

8. Место человека в иерархии тварного бытия.

9. Связь и взаимодействие души и тела в человеке.

Рекомендуемая литература:

  1. Борозенец Т. Таинство обожения или апофатико-катафатические размышления о Богочеловечестве. Синопсис, № 4–5. К., 2001.
  2. Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.
  3. Василий (Кривошеин), архиеп. Святой Григорий Палама — личность и учение // Богословские труды. Нижний Новгород, 1996.
  4. Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998.
  5. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. М., 1994.
  6. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. № 4 М., 1990.
  7. Глущенко А., диак. Значение антропологии преподобного Максима Исповедника для современной православной апологетики. К., 2002 [на правах рукописи].
  8. Григорий Нисский, свят. Об устроении человека. СПб., 1995.
  9. Григорий Палама, св. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.
  10. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины. Минск, 1999.
  11. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
  12. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
  13. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. М., 1992,
  14. Зеньковский В., прот. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997.
  15. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Издательство «Христианская жизнь», М. — Клин, 2004.
  16. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
  17. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998.
  18. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры // Источник знаний. М.: Индрик, 2002.
  19. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.
  20. Киприан (Керн), архим. Тема о человеке и современность // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997.
  21. Лоргус А., свящ. Душа и дух: природа и бытие // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Издательство «Христианская жизнь», М. — Клин, 2004.
  22. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  23. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело. М., 1997.
  24. Макарий Египетский, преп. Духовные слова и послания. Собрания типа І (Vatic. graec. 694) / Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А. Г. Дунаев. — М.: Индрик, 2002.
  25. Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.
  26. Максим Исповедник, преп. Главы о любви // Творения. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993.
  27. Максим Исповедник, преп. Мистагогия // Творения. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993.
  28. Мейендорф И., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 1997.
  29. Мейендорф И., прот. Православие и современный мир. Минск, 1995.
  30. Несмелов. В. Догматическая система святаго Григория Нисскаго. Казань, 1887.
  31. О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914.
  32. Оливье Клеман. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии (Перевод с французского). М.: Путь, 1994.
  33. Синергия: Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995.
  34. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Флоренский П. А. Сочинения. Т. 1. Кн. І. М., 1990.
  35. Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.
  36. Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995.
  37. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении // Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  38. Черноморець. Ю. П. Антропологія східної патристики. К., 2001 [на правах рукопису].
  39. Шишков А. Вопрос о соединении души с телом в позднеантичной и средневековой мысли // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Издательство «Христианская жизнь», М. — Клин, 2004.
  40. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.

3-й раздел:

Мировые религии

1. Классификация религий.

2. Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма.

3. Особенности буддийской религии.

4. Первая благородная истина — все есть страдание (дукха).

5. Вторая благородная истина — причина страдания (самудая).

6. Кармическая обусловленность и реинкарнация.

7. Третья благородная истина — прекращение страдания (ниродха).

8. Четвертая благородная истина — путь к прекращению страдания (магга).

9. Этика буддизма.

10. Отношение к живым существам в буддизме.

11. Нравы и обычаи арабов до принятия ислама.

12. Пять столпов ислама. Шахада.

13. Второй столп ислама — молитва (салят).

14. Третий столп ислама — обязательная милостыня (закят).

15. Четвертый столп ислама — пост (саум).

16. Пятый столп ислама — паломничество в Мекку (хадж).

17. Джихад.

18. Шариат.

19. Ислам. Брак и семья.

Рекомендуемая литература:

1. Абдуллаh Аль-hарарий. МУХТАСАР обеспечивающий необходимые знания по исламу. Отдел исследований и переводов Исламского университета при ДУМУ, К., 1998.

2. Абу Аля Ал-Маудуди. Принципы Ислама. Львов, 1995.

3. Аквилонов Е.П., проф., прот. О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством // Христианское чтение, 1903, ноябрь.

4. Алмазная сутра // Наука и религия, 1991, № 12.

5. Антонов В. В. Основы этики ислама. СПб., 1993.

6. Беляков В. Пуритане ислама. // Вокруг света, 1990, №7.

7. Боа Кеннет. Лабиринты веры. SGA, 1992.

8. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.

9. Гаджиев С. М., Ширавов К. З. Ислам и мораль. Махачкала, 1970.

10. Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. СПб., 1997.

11. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины. Антология. Москва-Харьков, 1999.

12. Еремеев Д. Е. Ислам Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

13. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.

14. Жуковская Н. Л., Корнев В. И. Буддизм как культурно-исторический феномен // Буддизм: Словарь. М., 1992.

15. Золотой век дзен. Антология классических коанов дзен эпохи Тан. (сост. и коммент. Блайса Р. Х.). СПб., 1998.

16. Иларион (Алфеев), иеромон. Проблемы и задачи русской православной духовной школы // Вестник РХД, Париж — Нью-Йорк — Москва, № 177, І–ІІ 1998.

17. Иллюстрированная история религий в 2-х томах. Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Валаам, 1992.

18. Ионова А. И., Султангалиева А.К., Юсупов П.С. Современный ислам, человек и общество. М., 1991.

19. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Ставрополь, 1992.

20. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

21. Калинин Ю. А., Лубский В. И. Ислам: Спецкурс: Конспекты лекций для студентов факультетов международных отношений и международного права и философского. К., 1992.

22. Келлог К. Буддизм и христианство. К., 1893.

23. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1988.

24. Кожевников В. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916.

25. Концевич И. М. Православие и буддизм. М., 1995.

26. Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983.

27. Крывелев И. А. История религий. М., 1976, т. 2.

28. Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). М., 1997.

29. Маруан Ибрахим аль-Кайси. Нравы и нормы поведения в Исламе. Симферополь, 1999.

30. Матар Н. И. Знакомьтесь: ИСЛАМ. К., 1997.

31. Махаянавимщика (Mahayanavimsika), или двадцать строф о махаяне составленные Нагарджуной //Восток, 1995, № 5.

32. Медведко Л. И., Германович А. В. Именем Аллаха… М., 1988.

33. Мень А., прот. Проповедь Гаутамы Будды // Наука и религия, 1992, № 1.

34. Мефодий И. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими // Миссионерское обозрение, 1905, № 12.

35. Мюллер А. История ислама от основания до новейших времен. СПб., 1895, т. 1.

36. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. М., 1905.

37. Омар Хайям. Рубайят. Душанбе, 1965.

38. Панова В., Ватин Ю. Жизнь Мухаммеда // Наука и жизнь, 1990.

39. Почетов А. Н. Буддизм. М., 1983.

40. Пупышев В. Н. “Не-я” в буддийской теории и практике // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.

41. райлрал.

42. Релігієзнавство. Навчальний посібник. За ред. Рибачка М.Ф. К., 1997.

43. Розенберг О. О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918, ч.2.

44. Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке // Труды по буддизму. М., 1991.

45. Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии // Труды по буддизму. М., 1991.

46. Рукайя Максуд. Ислам. М., 1998.

47. Сін Тін. Буддизм — для досконалості цього життя. К., 1999.

48. Соловьев В. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902.

49. Фрилинг Рудольф. Христианство и ислам. М., 1997.

50. Халиф С. Что должен знать каждый об исламе и мусульманах. К., 1998.

51. Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета // Избранные труды. Новосибирск, 1991, т. 1.

52. Эррикер К. Буддизм. М., 1999.

53. Янгутов Л. Е. Психологические аспекты учения о “спасении” в Китайском буддизме // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.

Наши рекомендации