Этот мир, сотворенный из нашей любви к пустоте 4 страница
никакая песня не приходит в голову;
его десять пальцев перестают работать.
Если бы не было ушей,
способных получить послание из Незримого,
ни один из пророков не принес бы Откровение с Небес.
И если бы не было глаз, зрящих Божье творение,
ни небо не вращалось бы,
ни земля не улыбалась бы плодородием своей зелени.
Провозглашение лалака' означает,
что все дело сотворения -
ради зрящих глаз
и зрящего.
'Лалака - "Если бы не ты". Имеется в виду хадис кудси:"Если бы не ты, о Мохаммад, Я бы не сотворил миров".
Хадис кудси - предание о речах и деяниях Пророка, в котором Бог говорит от первого лица.
---
Терпение, проявленное по отношению к недостойному,
есть способ полировки для достойного:
везде, где есть сердце, терпение очищает его.
---
О, сколь часто знание и сообразительность
становятся так же смертоносны для путника,
как демоны или разбойники!
Большинство тех, кому суждено быть в Раю,
имеют простой ум,
так что им удается избежать беды философствования.
Сорви с себя бесполезное знание и тщеславие,
чтобы в каждое мгновение
Божье милосердие могло снизойти на тебя.
Хитроумие - противоположность скромности и смирения:
откажись от хитроумия и сделай своим спутником простоту.
Знай, что хитроумие - это ловушка,
способ добиться победы и удовлетворить честолюбие.
Зачем тому, кто чист в своей преданности, желать хитроумия?
Хитроумные довольствуются изобретательными уловками;
простаки оставляют все изобретения,
чтобы обрести покой в Изобретателе.
---
Поскольку сияющая истина есть причина
умиротворенности,
сердце не успокоится от лживых слов.
Ложь - как соломина, а сердце - как рот:
соломину не запрятать во рту.
Пока она во рту, человек, раздраженный ею,
шевелит языком,
чтобы избавить свой рот от нее.
---
В мире существуют невидимые лестницы,
ведущие шаг за шагом к вершине небес.
Есть разные лестницы для каждой общины,
иное небо для каждого пути.
Один не ведает о делах другого
в этом просторном царстве,
которое не имеет ни начала, ни конца.
Этот удивляется тому в недоумении, почему он счастлив,
тогда как тот поражается этому и спрашивает,
почему он удивлен.
Земля Аллаха пространна:'
каждое дерево вырастает из определенной почвы.
Листья и ветви деревьев распевают хвалу Богу:
"Что за славное царство! Какой простор!"
Соловьи порхают вокруг цветущей завязи,
призывая: "Дайте нам того, что испили вы".
Коран 39:10.
---
Бог не сотворил ни на земле, ни на небесах
ничего более таинственного, чем Человек.
Бог раскрыл тайны всех вещей,
как влажных, так и сухих,
но Он наложил печать на таинство духа:
"Дух от повеления Господа".'
'Коран 17:87
---
Что есть справедливость?
Поместить предмет в надлежащее место.
Что есть несправедливость?
Поместить предмет в неподходящее место.
Ничто не напрасно из сотворенного Богом,
будь то злость или терпеливость,
искренний совет или же вероломство.
Ни одна из этих вещей не является абсолютно благой,
и ни одна из них не зла абсолютно.
Польза или вредоносность каждой зависит
от конкретного случая:
по этой причине знание необходимо и полезно.
О, многие из наказаний, которые выпадают на долю бедняги,
являются большей наградой, чем дары хлеба и сладостей.
Ведь сладости, поедаемые не по сезону,
приводят к выделению желчи,
тогда как затрещины очищают его от зла.
Отвесь бедолаге затрещину по сезону,
это спасет его от обезглавливания в будущем.
---
Было ли, чтоб мыши ходили в атаку?
Их душам не хватает собранности.
Внешняя собранность бесполезна;
вслушивайся, проси Создателя о собранности духа.
Собранность не возникает из простого собрания тел:
знай, что тело, как и слава, пусто, подобно воздуху.
---
Мохаммад, Печать Пророков, передал речение
вечносущего и вечноживого Господа:
"Я не заключен ни в небесах, ни в пустоте,
ни в возвышенных умах и душах;
но я заключен, в качестве гостя, в сердце подлинно верующего'
без ограничений, или определений, или описаний,
так что благодаря посредничеству этого сердца
все, находящееся вверху и внизу,
способно получать от меня способности и дары.
Без такого зеркала ни земля, ни время
не вынесли бы созерцания Моей красоты.
Я повелел скакуну Моей милости обскакать два мира.
Я сотворил обширное зеркало".
Из того зеркала каждое мгновение появляются пятьдесят
свадебных празднеств;
смотри внимательно в зеркало,
но не проси меня описать его.
'Хадис кудси.
---
Вслушивайся,
отвори окно, выходящее на Бога,
и возрадуйся,
глядя на Него через проем.
Дело любви - создать это окно в сердце,
ведь грудь озаряется красотой Возлюбленного.
Вглядывайся неустанно в лицо Возлюбленного!
Вслушивайся,
это тебе по силам,
друг мой!
---
Проси у Бога жизнь, наполненную любовью,
не клянчь животную душу.
Проси его о пище духовной, не выпрашивай хлеба.
Знай, что мир сотворенных существ подобен
чистой прозрачной воде,
в которой сияют атрибуты Всемогущего.
Их знание, их справедливость и их сострадание
подобны небесной звезде, отраженной в проточной воде.
Цари - это театр для проявления
Божьей царственности;
мудрые - зеркала Божественной мудрости.
Поколения сменились; это новое поколение.
Луна все та же, но вода - не та вода.
Справедливость все та же и ученость - та же ученость,
но были вытеснены те, кто пришел ранее.
Сменяются поколения за поколениями, о владыка,
но сии Божественные атрибуты неизменны и вечны.
---
Когда человек видит в воде отражение яблок,
и их вид наполняет его подол настоящими яблоками,
как может быть то, что он видел в реке, фантазией,
когда сотня мешков наполнилась его видением?
Не обращай внимания на тело
и не поступай как те, которые
глухи, немы, слепы - они и не разумеют.'
'Коран 2:171
---
В этом разрушенном монастыре тот, у кого в глазах двоится,
постоянно перемещается из одного угла в другой.
О ты, говорящий себе:
"Благо, которое ищу, можно найти там",
если ты обретешь пару глаз, способных распознать Бога,
то увидишь, что все пространство обоих миров
наполнено Возлюбленным.
---
Благодарность по отношению к благодетелю -
это, несомненно, то же,
что и благодарность по отношению к Богу,
поскольку это была божественная милость,
вызвавшая благодеяние.
Неблагодарность по отношению к дающему -
это неблагодарность по отношению к Богу,
ибо, несомненно, право быть одаренным
дается по Божьему праву.
Всегда благодари Бога за его щедроты
и всегда благодари и восхваляй Мастера.
Хотя материнская нежность исходит от Бога,
все равно священный долг и достойная задача -
служить матери верно.
---
Твоя благодать - пастырь всех сотворенных,
охраняющий их от волка боли;
она - любящий пастух, как и Божье перо, Моисей.
От него овца убежала; Моисей износил свои башмаки
и ноги стер до волдырей, пока следовал за ней.
Он продолжал поиск, пока не наступила ночь;
стадо меж тем исчезло из виду.
Потерявшаяся овца была слаба и измучена.
Моисей отряхнул с нее пыль
и гладил ее рукой по спине и голове,
лаская ее с материнской любовью.
Ни грана раздражения иль злости;
ничего, кроме любви, и жалости, и слез!
Он сказал овце: "Я понимаю,
что тебе от природы не свойственно
испытывать жалость ко мне,
но почему твоя природа проявила
такую жестокость к себе самой?"
В это мгновение Бог объявил ангелам:
"Сей человек способен быть пророком".
---
Благотворительность - хранитель твоего кошелька;
молитвы - пастырь, оберегающий тебя от волков.
Сладкий плод таится под ветвями и листьями:
вечная жизнь скрыта в смерти.
---
Гончар работает над кувшином, чтобы придать ему форму;
как может кувшин расшириться
или стать длиннее сам по себе?
Дерево постоянно находится в руке плотника;
как иначе оно может быть разрублено
и как оно получит надлежащую форму?
Кожаный бурдюк для воды –
рядом с водоносом, о сведущий,
как иначе его можно наполнить или опустошить?
Каждое мгновение ты наполняешься и опустошаешься:
знай же, что ты - в Его творящих руках.
В тот день, когда повязка спадет с твоих глаз,
как неистово будет Творец восхищаться своим творением!
---
Если что-либо, кроме Бога, явлено тебе,
это результат Его наваждения;
а если все, что не есть Бог, исчезает из поля зрения,
это результат того, что Он пробуждает тебя к реальности.
---
Искатель сказал сам себе:
"Если б я знал подлинную природу пребывания в Боге,
разве я бы отправился на поиски Его?
Но это знание неотъемлемо от странствия:
это знание не приобретается размышлениями,
как бы проницательны они ни были".
---
О море блаженства!
О Ты, хранящий
запредельные формы сознания в нерадивом!
Ты сохраняешь пробужденность
в состоянии сна;
Ты прикрепил владычество над сердцем
к состоянию того, кто потерял сердце.
Ты скрываешь богатство в приниженной бедности;
Ты прицепляешь ожерелье изобилия
к железному ошейнику скудости.
Противоположность таится в противоположности:
огонь спрятан в кипящей воде.
Восхитительный сад спрятан в огне Нимрода;'
Доход умножается от раздачи и трат -
так сказал царь процветания, Мохаммад:
"О обладатели богатств, щедрость - прибыльное занятие".
Богатства никогда не уменьшались от пожертвований:
поистине, благотворительность -
превосходное средство увеличить свое состояние.
'Нимрод - гонитель Авраама, упоминаемый в Коране.
---
Любовь - мед для взрослых и молоко для детей.
Для каждого судна она последний топящий судно тюк.
---
Несравненный Бог сделал все шесть направлений театром
для показа своих знамений ясновидящим,
так что на какое бы животное или растение
они ни взглянули, -
те кормятся на лужайках божественной Красоты.
И он так сказал мистическим сподвижникам:
"Куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха".'
Если, жаждая, ты пьешь воду из чаши,
ты зришь в воде Бога.
Тот, кто в Бога не влюблен,
видит собственный образ в воде, о проницательный;
но поскольку образ влюбленного исчез в Возлюбленном,
кого он может узреть в воде? Скажи-ка мне это!
'Коран 2:115
---
То ты падаешь с горы, то валишься в реку,
то тебя несет в эту сторону, то в другую.
О искатель мирского положения,
ты никогда не найдешь проводника,
а если найдешь, то отвернешься от него,
говоря: "Я уже прошел сто верст по этой дороге,
а теперь этот наставник говорит, что я сбился с пути.
Если я прислушаюсь к этому чудаку,
мне придется начать путешествие заново
под его руководством.
Я жизнь посвятил этому странствию
и продолжу его, что бы там ни было.
Ступай прочь, о учитель!"
---
Настоящее богатство и торный путь к успеху
обнаруживаются в том деле,
которое приходит к тебе
после полного поражения и уничижения.
Откажись от дела, не обладающего реальностью:
прислушайся, старый осел, найди себе пира!'
Пусть никто, кроме пира,
не будет твоим владыкой и кормчим! -
не старик вращающихся небес, батюшка-время,
а пир праведного наставничества.
Вот что требуется: смирение себя,
а не долгие труды; бесполезно метаться в заблуждении.
Отныне я не буду искать пути к высшим небесным сферам:
я буду искать пира, я буду искать пира, пира, пира!
Пир - это лестница в Небо:
что заставляет стрелу лететь? - Лук.
'Пир - букв. "старец". Суфийский мастер-наставник.
---
Унаследованное богатство не остается постоянным
в руках владельца,
поскольку оно рассталось с умершим против своей воли.
Наследнику оно легко досталось,
и потому он не знает его ценности;
он не поспешал на работу и не трудился,
чтоб заработать его.
О человек, ты не ведаешь ценности своей собственной души,
поскольку по Своей щедрости Бог дал ее тебе без платы.
---
Пророк сказал, что подлинно верующий подобен лютне,
которая исторгает музыку лишь когда пуста.
Как только она наполняется, менестрель откладывает ее.
Не наполняйся,
ибо сладостно прикосновение Его руки.
Опустошись и пребывай счастливо меж двух Его пальцев,
ибо "где" опьянялось вином "нигде".
---
Сердце успокаивается от слов истины,
как жаждущий обретает покой благодаря воде.
---
Страсть превращает старое снадобье в новое.
Страсть обрубает ветвь утомления.
Страсть - обновляющий эликсир,
откуда взяться усталости, когда присутствует страсть?
О, не вздыхай тяжело от изнеможения,
ищи страсть, страсть, страсть!
---
Дела, которые являются завесой,
мешающей узреть Твое лицо,
представляют собою саму сущность безделья,
хотя и зовутся делами.
---
Как мудро было то, что Объект всех желаний
заставил меня покинуть с радостью мой дом
для выполнения дурацких поручений,
так что я, на самом деле, торопился утратить путь
и с каждым мгновением все удалялся от того,
что я искал.
И затем Бог в Его благодетельности
сделал само это блуждание
способом найти верную дорогу и обрести богатства!
Он делает потерю пути - путем к истинной вере;
Он превращает заблуждение в поле,
на котором пожинают праведность,
так что ни один из праведников не обходится без страха,
и ни один из изменников не остается без надежды.
Благодетель вложил противоядие в яд,
так что можно сказать, что Он - Господь
потаенной благодати.
---
Оставь эти хитроумные интриги на некоторое время:
живи свободно несколько мгновений, пока не умер.
---
Скрывай погрешности других,
дабы сокрытие твоих собственных грехов
могло быть даровано тебе.
---
Исчезновение влюбленных
ведет их к возрастанию в духе:
подобно луне, лицо влюбленного
наполняется сиянием
по мере того, как растворяется он.
---
Это сражение Любви разгорается все жарче
с каждым мгновением.
Источник жара находится за пределом
пространственного мира:
семь Адов - лишь дым,
поднимающийся над искрами этого огня.
По этой причине, о искренний,
горение Любви тушит Ад.
Ад говорит верующему: "Проходи побыстрее,
а не то мой огонь разрушится в твоем пламени".
Узри, как дыхание Любви растворяет неверие, серу Ада!
Быстро вверь свою серу этой страсти Любви,
чтоб ни Ад, ни его искры напасть на тебя не могли.
Рай тоже говорит верующему: "Пролетай подобно ветерку,
а не то все, чем я владею,
перестанет пользоваться спросом.
Ты владеешь стогами,
а я лишь подбираю колосья после сбора урожая.
Я только идол, а ты исток".
И Ад и Рай трясутся от страха, завидев человека веры:
ни тот, ни другой не ощущают себя в безопасности
в присутствии истинно верующего.
---
Это путешествие - верхом на лошади до самого моря,
но после тебе необходима деревянная лошадь.'
Деревянная лошадь бесполезна на сухой земле,
она везет только тех, кто странствует по воде.
Деревянная лошадь - мистическое молчание:
это молчание наставляет мореходов.
Каждый из этих молчащих и наводящих на тебя тоску
исторгает на самом деле крики неземной любви.
Ты говоришь: "Хотел бы я знать, отчего он молчит";
он говорит сам себе: "Как странно! Где его ухо?"
'Лодка
---
Цветы, распускающиеся на растениях,
живут лишь мгновение;
цветы, вырастающие из подлинного разума, свежи всегда.
Земные цветы поникают,
но цветы, расцветающие в сердце - что за радость!
Знай, что все замечательные науки, известные нам -
лишь два или три букета из Сада.
Мы посвящаем себя этим двум или трем,
поскольку захлопнули для себя дверь Сада.
Как жаль, о дорогая душа,
что из-за твоей жадности к хлебу
такие восхитительные ключи
продолжают выпадать из твоих рук.
---
Бог придает земным вещам
определенный цвет, разнообразие и цену,
и это заставляет людей по-детски спорить из-за них.
Когда кусок теста выпечен в форме верблюда или льва,
эти несмышленыши нетерпеливо
грызут от жадности ногти.
И лев, и верблюд превращаются в хлеб во рту,
но бесполезно говорить об этом детям.
---
Несомненно, существует окно между сердцем и сердцем.
Часть вторая
Ягода смакования
Во времена Шу'айба50 некий человек сказал:
«Бог видел все мои неправедные поступки,
однако, по доброте своей,
Он меня не наказал».
Бог таинственным образом сказал Шу'айбу:
«Ответь ему: "Ты говоришь — Бог меня не наказал".
Но истинно обратное.
Бог наказал, но ты не ведаешь об этом.
Ты блуждаешь по пустыне бесцельно.
Ты связан по рукам и ногам.
Как печной котел, ты ржавчину накапливаешь
слой за слоем.
Ты зрение духовное свое теряешь раз от разу.
Когда копоть оседает на новом медном котле,
последствия увидеть можно тотчас, но коль
поверхность так почернела, как твоя, кто может
разглядеть, когда она темнеет еще больше?
Когда ты прекращаешь медитации, слои ржавчины
разъедают твою душу-зеркало.
Исчезает блеск.
Когда ты раз напишешь на листе бумаги,
легко читать,
но если ты мараешь вновь и вновь
все тот же лист,
написанное невозможно разобрать.
Окунись в кислоту, очищающую медь.
Избавься начисто от черноты».
Шу'айб это произнес,
и с первого же вздоха
розы начали расцветать в груди того человека.
Но он сказал: «И все же я хотел бы знамения,
указующего, что Бог меня наказал».
Бог, через Шу'айба, рек: «Я не раскрою
секретов, но дам тебе знак,
который ты поймешь:
У тебя на счету немало благочестивых поступков,
посты и ежедневные молитвы,
но ты эти деяния не смаковал.
Множество скорлупы от грецких орехов,
но нигде нет сладкого ядра.
Должен быть вкус,
зерно наслаждения, а иначе ягода
не произведет молодое деревце,
которое позднее станет
плодоносящим древом.
Безрадостная и безвкусная практика —
это просто фантазирование».
Маснави II, 3364-3397
Восхождение и нисхождение
Мохаммад сказал: «Не проводите различия
между Моим восхождением и нисхождением
Ионы в чрево рыбы.
Близость к Богу
превыше рангов и описаний».
Нет верха, низа, быстро, далеко иль поздно.
Эти термины пригодны лишь
для сущего и времени.
В несуществовании
быть уничтоженным
это высшая почесть.
Лучшая провизия —пустота.
Нищета — преславное богатство.
Всякий, ощущающий гордость
от выигрыша
или втайне радующийся чужому
прилюдному позору,
все еще пойман в ловушку иллюзии.
Маснави III, 4512-4524
Почему пророки — люди
Женщина пришла к Али: «Мой ребенок забрался
на крышу возле водостока, куда я не могу добраться.
Он не слушает меня.
Я обращаюсь к нему, но он не понимает языка.
Я жестикулирую. Я показываю ему свою грудь,
но он отворачивается. Что мне делать?»
«Возьми другого ребенка того же возраста
на крышу».
Женщина так и поступила,
и ее дитя, завидев своего приятеля,
отползло от края.
Пророки — люди по той же причине:
чтобы мы увидали их, возрадовались
их дружественному обличию
и отползли от водосточного желоба.
Маснави IV, 2657-2669
---
Почему? Почему был утрачен рай?
Почему финиковое дерево теряет осенью листья?
Почему каждое прекрасное лицо
к старости покрывается морщинами,
как спина ливийской ящерицы?
Почему пышная шевелюра
превращается в лысину?
Почему высокая стройная фигура,
выделявшаяся в толпе, подобно пике,
теперь согнулась почти пополам?
Ярко-красный анемон обретает шафранный оттенок.
Львиная мощь сходит на нет.
Борца, который мог повалить кого угодно,
двое ведут, поддерживая под руки.
Все это послания смерти.
В чем здесь вина?
Бог отвечает:
«Преступление в том,
что они надевают одолженную одежду,
а притворяются,
что она принадлежит им.
Я забираю прекрасное одеяние обратно,
дабы они узнали,
что одеяние явленного лишь одолжено».
Груда оболочек принадлежит Богу.
Люди — подбиральщики колосьев после жатвы.
Лучи солнца.
Стекло, окрашенное в цвета земли,
придает всему кажущееся разнообразие,
но в конце концов это стекло разбивается.
Твой светильник был зажжен другим светильником.
Все, чего хочет Бог, — твоей благодарности за это.
Давай взаймы — божественная заповедь.
Дай Богу заем из собственного существования
и увидишь, какие накопятся богатства!
Чуть уменьши, ради себя самого,
всю эту еду и питье
и смотри,
как перед тобой наполняется новый водоем.
Бог тогда, возможно, скажет:
«Смерть, верни то, что ты взяла».
Но ты отвернешься.
Ты не захочешь всего этого.
Суфии выбрасывают свои желания и вещи.
В танце они по частям сбрасывают свою одежду,
и эти части никогда не возвращаются им.
Их отдают певцу
или делят среди танцовщиц.
Суфии выходят из соленого,
растворяющего океана
в чистую ясность.
Они открыто противостоят миру
с его высокомерием и лицемерием.
Они — воины несуществования.
Тот сеятель трудится с наибольшей радостью,
чей амбар совершенно пуст, —
сеятель, работающий для того,
что не появилось.
Я знаю, что мгновение за мгновением
вы ожидаете от несуществования
какого-нибудь несомненного постижения,
духовного восприятия,
успокоения, но мне не дозволено
говорить более об этом таинстве,
а иначе я бы создал Багдад
среди диких гор Абхазии
и там больше не было бы сомнения!
Маснави vi-vii
Окружность нуля
Влюбленный не вычисляет шансы.
Он считает, что пришел от Бога безо всего,
как беспричинный дар,
так что и отдает он без причины,
или высчитывания, или ограничений.
Ортодоксальный верующий
определенным образом ведет себя,
чтобы достичь спасенья.
Влюбленный ставит на карту все,
самость, окружность вокруг нуля!
Он или она отсекает и отбрасывает все это.
Такое превыше любой религии.
Влюбленные не требуют от Бога
никаких доказательств,
не подвергают его испытаниям и
не стучат в дверь
с вопросами о прибылях или убытках.
Часть третья
---
Ушло — внутреннее и внешнее,
ни луны, ни земли, ни небес.
Не давай мне больше стаканов с вином.
Лей прямо в рот —
Мне не найти дороги ко рту.
В мое тело Друг нисходит,
ищет сердцевину,
не сумев найти ее,
оголяет саблю,
бьет где попало.
Жаждущая рыба
Яне устаю от Тебя. Не утомляйся
от Твоего сострадания ко мне!
Вся эта утварь для жажды,
должно быть, устала от меня:
кувшин и водонос.
Во мне есть жаждущая рыба,
которая никак не может найти
достаточно Того, что жаждет!
Покажи мне путь к Океану!
Разбей все эти полумеры,
эти мелкие сосуды.
Все эти фантазии и скорбь
Пусть мое жилище утонет в волне,
возникшей прошлой ночью во дворе,
спрятанном в центре моей груди.
Иосиф свалился подобно луне в мой колодец.
Смыло урожай, который я ожидал.
Но неважно.
Пламя запылало над надгробием моей шапки.
Я не хочу знаний, или достоинства,
или уважения.
Я хочу эту музыку, и эту зарю,
и тепло Твоей щеки рядом с моей.
Собираются армии скорбей,
но я не присоединюсь к ним.
Так бывает всегда,
когда я заканчиваю стихотворение.
Великое молчание овладевает мной,
и я удивляюсь, как это мне пришло в голову
пользоваться языком.
Этот мир, сотворенный из нашей любви к пустоте
Хвала пустоте, стирающей наше существование.
Существование — сие место сотворено
из нашей любви к этой пустоте!
И однако с приходом пустоты
это существование уходит.
Хвала тому, что это происходит снова и снова!
Много лет я вытягивал собственное
существование из пустоты.
Затем одно мановение, одно движение руки,
и работа завершена.
Свободен от того, кем я был, от присутствия,
свободен от опасного страха, надежды,
свободен от громоздящихся желаний.
Здесь-и-теперь гора — малая часть
соломы, сдуваемой в пустоту.
Эти слова, которые я употребляю столь часто,
начинают терять смысл:
существование, пустота, гора, солома.