Хадисы 310-311. Что читать в ташахуде.
Передают со слов Ибн Мас‘уда, что однажды Посланник, мир ему и благословение Аллаха, повернулся к ним и сказал: «Когда кто-нибудь из вас совершает намаз, пусть говорит: “Приветствия, молитвы и благодеяния обращены к Аллаху! Мир тебе, Пророк, милость и благословение Аллаха! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник”. Затем он может обратиться к Аллаху с мольбой, которая больше всего нравится ему». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у аль-Бухари.
В версии ан-Насаи говорится, что Ибн Мас‘уд рассказывал: «До того, как нам было приказано читать ташаххуд, мы говорили во время намаза: «Мир Аллаху! Мир Джибрилу и Микаилу!» Потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите так, потому что Могучий и Великий Аллах – Пречистый (Дарующий мир). Когда кто-нибудь из вас садится, пусть скажет: “Приветствия, молитвы и благодеяния обращены к Аллаху! Мир тебе, Пророк, милость и благословение Аллаха! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха!” Если вы скажете это, то ваши молитвы коснутся каждого праведного раба на небе и земле (или он сказал: “между небом и землей”). Затем пусть скажет: “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник”. Затем он может обратиться к Аллаху с мольбой, которая больше всего нравится ему». В версии Ахмада сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил его ташаххуду и велел обучать людей.
Муслим передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, учил нас читать ташаххуд следующим образом: “Приветствия, благословенные поступки, молитвы и благодеяния обращены к Аллаху! Мир тебе, Пророк, милость и благословение Аллаха! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник”».
Комментарий:
Ибн Хаджар полагал, что под “приветствиями” (тахиййат) здесь подразумеваются слово “мир”. Согласно другим толкованиям, это слово означает “вечность”, “величие”, “отсутствие каких-либо пороков и недостатков”, “власть”. Аль-Мухибб ат-Табари не исключал того, что это выражение включает в себя все перечисленные значения. По мнению аль-Хаттаби и аль-Багави, приветствиями называются всевозможные формы возвеличивания Аллаха.
Разные толкования получило и слово “молитвы” (салават). Высказывались суждения, что оно означает обращения с мольбой, милость, а также любые формы поклонения. По мнению Ибн Хаджара, приветствия включают в себя разные формы поклонения устами, молитвы - всевозможное поклонение телом, а благие дела - обряды поклонения, связанные с материальными затратами. Согласно другим толкованиям, под “благодеяниями” (таййибат) подразумеваются любые добрые слова, поминание Аллаха или праведные поступки в целом.
Следует знать, что в достоверных хадисах упоминается несколько версий ташаххуда, каждая из которых является правильной. Помимо хадисов Ибн Мас‘уда и Ибн ‘Аббаса известно и следующее сообщение, переданное имамом Маликом со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Абд аль-Кари: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, находясь на кафедре, обучал людей ташаххуду: “Приветствия, чистые и благословенные поступки, благодеяния обращены к Аллаху! Мир тебе, Пророк, милость и благословение Аллаха! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник”».
Между учеными были определенные разногласия относительно того, какая из версий ташаххуда наиболее предпочтительна. Аш-Шафи‘и, а также некоторые последователи имама Малика отдавали предпочтение версии Ибн ‘Аббаса, потому что в ней упоминается дополнительная фраза “благословенные поступки” (мубаракат). Малик считал лучшим ташаххуд, рассказанный ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, потому что он обучал ему людей в присутствии многих мусульман, и никто из присутствовавших там не возразил ему. Большинство же ученых, - в том числе Абу Ханифа и Ахмад, - отдавали предпочтение версии Ибн Мас‘уда, так как именно ему было приказано обучить остальных этой молитве. Ан-Навави сослался на единое мнение ученых относительно того, что разрешается читать любой ташаххуд, упомянутый в достоверных хадисах. О наличии единого мнения богословов по этому вопросу писал и кадий Абу ат-Таййиб ат-Табари.
Опираясь на повеление читать ташаххуд во время намаза, некоторые ученые считали чтение его после последнего рак‘ата обязательным. В пользу такого суждения свидетельствует и повеление обучить этой молитву остальных мусульман, встречающееся в одной из версий, переданным имамом Ахмадом. Эту точку зрения разделяли некоторые сподвижники (‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар и Абу Мас‘уд), а также ученые (например, имам аш-Шафи‘и). Ан-Навави в комментарии к “ас-Сахиху” имама Муслима писал, что, по мнению Абу Ханифы, Малика и большинства правоведов, оба ташаххуда являются обязательными, но существует сообщение о том, что имам Малик считал обязательным только последний ташаххуд. Ибн ‘Абд аль-Барр передал следующие слова аш-Шафи‘и: «Если молящийся пропустил ташаххуд, то он должен повторить намаз, независимо от того, по ошибке это произошло или преднамеренно. Но если это произошло по ошибке, и молящийся сразу вспомнил об этом, то он может довести намаз до конца и прочесть ташаххуд»
Ученые, не разделяющие этой точки зрения, полагали, что пророческое веление читать ташаххуд носило характер наставления, но не обязывало мусульман всегда поступать так. В качестве доказательства они ссылались на хадис о том, кто ошибался в намазе, поскольку в нем ничего не говорится о необходимости читать ташаххуд. Как мы уже отмечали, в одной из версий этого хадиса говорится: «Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите всего этого».
Согласно наиболее достоверному мнению, средний ташаххуд является обязательным предписанием, и если молящийся пропустил его преднамеренно, то его намаз считается недействительным. Но если он пропустил его по забывчивости, то для искупления этого достаточно совершить два земных поклона до произнесения приветствия. Последний ташаххуд, однако, относится к столпам намаза, потому что одна из версий хадиса Ибн Мас‘уда гласит: «До того, как ташаххуд был вменен в обязанность, мы говорили…» Эту версию передал ан-Насаи. См. «аш-Шарх аль-Мумти‘», т. 3, с. 423.
Из хадиса Ибн Мас‘уда также следует, что разрешается обращаться к Аллаху с мольбой непосредственно перед произнесением приветствия в конце намаза. Подобная мольба может включать в себя любые просьбы, связанные с мирской или будущей жизнью, не являющиеся греховными. Это мнение разделялось большинством ученых. Абу Ханифа разрешал читать только те молитвы, которые упоминаются в Коране и Сунне. Некоторые ученые (например, последователи хадавитского толка) вообще запрещали взывать к Аллаху перед произнесением приветствия. Тем не менее, упомянутый выше хадис является одним из многочисленных доводов в пользу того, что в конце намаза молящийся может обратиться к Аллаху с любой просьбой. Более того, если бы не сообщение Ибн Раслана о том, что мусульмане единодушно не считали мольбу в конце намаза обязательным предписанием, хадис Ибн Мас‘уда можно было бы отнести к аргументам в пользу такого суждения. Это объясняется тем, что разрешение выбирать между несколькими молитвами еще не означает того, что чтение хотя бы одной из них не является обязательным. Поэтому богословы захиритского толка считали чтение молитвы перед произнесением приветствия обязательным. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 567-571.