Взаимосвязь новозаветного христианского и
Ветхозаветного богослужений.
Влияние ветхозаветного богослужения на формирование новозаветного христианского богослужения было закономерным. Как известно из Св. Писания, Господь Иисус Христос и первые Его ученики были иудеями – они участвовали в ветхозаветном богослужении и соблюдали соответствующие религиозные обычаи. Это богослужение и обычаи в свое время были установлены Самим Господом. До пришествия на землю Сына Божия и установления Им Нового Завета и Новой Церкви они являлись высочайшим обрядовым проявлением религиозности и были, в своем роде, спасительными. Ветхозаветное богослужение разделялось на храмовое, где совершались жертвоприношения, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах и пением, и синагогальное, где читалось и истолковывалось Св. Писание. В устройстве храма и совершении богослужения можно найти следующие параллели между церквями ветхозаветной и христианской: внутренне устройство храма (разделение на притвор, среднюю часть, алтарь), возжжение светильников, каждение, моление в определенное время суток, чтение книг Священного Писания и толкование прочитанного, пение псалмов и гимнов и др.
Апостольский век.
Переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному был постепенным. После Воскресения Господа Иисуса Христа Его ученики еще некоторое время продолжали посещать Ветхозаветный храм, молясь в Соломоновом притворе и проповедуя (Лк. 24, 53; Деяния 3, 1; 5, 21, 42; 20, 7; 22, 17; 24, 18). В домах же верующих совершалось «преломление хлеба», то есть Евхаристия – новое особое богослужение, установленное Господом нашим Иисусом Христом и совершаемое в воспоминание о Нем (Деяния 2, 46). Для 1-го века была характерна харизматическая молитва, то есть молитва, произносимая апостолами, епископами, священниками по вдохновению свыше.
Христианское богослужение этого времени не было ограничено четкими рамками, хотя уже тогда намечалось стремление к его упорядочению, к чему и призывает апостол Павел: «только все должно быть благопристойно и чинно…» (1-е Кор. 14, 40). Оно состояло из молитв (в том числе Молитвы Господней), чтения Св. Писания Нового Завета, проповеди, пения псалмов и, возможно, уже христианских песнопений.
II – III века.
В первой половине 2-го века (135 г.) христианская Церковь полностью и навсегда отделилась от ветхозаветной. Это переход от апостольского вдохновения к четким нормам и чинопоследованиям.
В установленные часы совершаются молитвы и определенные службы, например, утреня с Евхаристией. Чины и тексты этих служб не сохранились, кроме «Свете тихий» и некоторых других. Для этого времени характерно катакомбное богослужение с его особенностями.
IV – V века.
С начала 4 века (313 г.) христианская Церковь перестает быть гонимой извне, но церковная жизнь возмущается постоянной борьбой с внутренними врагами – ересями. Вследствие этой борьбы выкристаллизовывалось догматическое учение Церкви о Сыне Божьем Иисусе Христе, о Святом Духе, о Пресвятой Богородице. В свою очередь это учение отразилось в изложении духовных песнопений. К этому времени относится расцвет монашества с наличием особых, самобытных монашеских молитвенных последований, отличающихся от соборно-приходских.
VI – IX века.
В эти века в основном уже сложились суточный и годовой богослужебные круги, а также несколько устойчивых типов богослужения, повлиявших на формирование современного Устава. 8-9 века являются временем расцвета церковной гимнографии и систематизации церковных напевов (гласов). Устанавливается иерархия церковных праздников и их количество
X век – по наше время.
В 10-й и последующие века богослужение продолжает пополняться некоторыми новыми чинопоследованиями, указаниями (например, «Марковы главы») и службами новопрославленным святым. Наше время, это изучение и осмысление устава прошлых веков христианской эры.