Священная сущность Аллаха безгранична
ПОЗНАНИЕ ШИИЗМА
На сайте аятоллы Макарема Ширази
شیعه شناسی در سایت آیت الله مکارم شیرازی
ترجمه شده به زبان روسی
مترجم: آیرات بایشف
Познание шиизма
На сайте аятоллы Макарема Ширази
Перевод и составление: Айрат Баешев
Тираж: 1000
Издание: Первое
Год издания: 2011
Количество страниц: 301
Издательство: Имам Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним)
Содержание
Часть первая: Наше вероучение. 7
Глава 1. Познание Аллаха. 7
Глава 2. Познание пророчества. 18
Глава 3. Священный Коран и небесные писания. 27
Глава 4. День суда и загробный мир. 36
Глава 5. Познание имамата. 45
Глава 6. Различные темы. 56
Часть вторая: Познание шиизма. 67
Шииты.. 67
1. Ошибочное мнение о шиизме. 67
2. Значение терминов шиит и шиизм. 70
3. Спасенная община. 73
4. Шииты в речах безгрешных имамов. 77
5. Кто такие рафидиты. 80
6. Абдулла ибн Саба: миф или реальность. 81
Ахль аль-бейт. 89
7. Ахль аль-бейт. Кто они?. 89
8. Четырнадцать безгрешных. 93
9. Ахль аль-бейт в проповедях Имама Али. 96
10. Отсутствие в Коране имен имамов. 98
Имамат в Коране. 103
11. Аят «Правление». 103
12. Аят «Очищение». 108
13. Аят «Обладатели власти». 115
14. Аят «Послание». 120
15. Аят «Совершенство». 122
16. 1-ый и 2-ой аяты суры «Ступени». 124
17. Аят «Наставление». 126
18. Аят «Правдивые». 130
19. Аят «Обладатели напоминания». 132
20. Аят «Знание книги». 134
21. Аят «Вервь Аллаха». 136
22. Аят «Наилучшие создания». 138
23. Аят «Любовь к ближним». 140
Имамат в сунне. 144
24. Хадис «Гадир хум». 144
25. Хадис «Сакалейн» (Две драгоценности) 150
26. Хадис «Двенадцать халифов». 158
27. Хадис «Правление». 164
28. Хадис «Подобие». 166
29. Хадис «Город знаний». 169
30. Хадис «Увещевание». 171
31. Хадис «Ковчег». 174
32. Хадис «Смерть времен невежества». 176
33. Письмо, которое не было написано. 178
Вопросы веры.. 184
34. Вера и неверие. 184
35. Невозможность лицезрения Аллаха. 187
36. Невозможность искажения Корана. 192
37. Тавассуль. 199
38. Бада (изменение предопределения) 205
39. Имам и имамат. 209
40. Безгрешность и другие качества имама. 214
41. Имам Махди. 218
42. Четыре периода жизни Имама Махди. 225
43. Справедливы ли все сподвижники?. 231
44. Радж’ат (возвращение к жизни) 239
45. Нововведения. 243
46. Такыя (благоразумное сокрытие убеждений) 248
Фикх. 251
47. Различия в произношении азана. 251
48. Обтирание ног или омовение. 257
49. Совмещение молитв. 263
50. Расположение рук в молитве. 268
51. Земной поклон на землю.. 271
52. Разные мнения о хумсе. 276
53. Временный брак в Исламе. 282
54. Ответ на критику временного брака. 290
55. Шариатский развод. 297
Часть первая: Наше вероучение
Глава 1. Познание Аллаха
Существование Аллаха
Мы убеждены: Всевышний и Всемогущий Аллах является единственным создателем вселенной, единственным творцом всего мироздания. Он создал его в самом наилучшем виде, не прилагая при этом каких-либо усилий. Следы Его безграничного величия, могущества и бесконечных знаний явно и отчетливо проявляются во всем, во всех Его творениях. Они проявляются внутри нас, в животном и растительном мире, они видны в усыпанном звездами небе. Куда бы мы ни взглянули, мы неизменно увидим там признаки существования Мудрого Создателя.
Мы убеждены: Чем больше человечество будет исследовать тайны огромного мироздания, тем больше оно будет узнавать о величии Творца, о Его всеобъемлющем знании, о Его нескончаемом могуществе. Развиваясь, наука будет открывать для нас новые двери в тайны этого мира, для того чтобы мы вошли в них и еще больше узнали о мудрости и могуществе нашего Создателя. Наука будет давать нам новую пищу для размышлений, которые с каждым днем будут приближать нас к нашему Творцу, увеличат в нас любовь и привязанность к Его пресвятой сущности, погрузят нас в бездонный океан Его величия и великолепия.
В Священном Коране сказано: «На земле есть знамения для тех, кто стоек в вере, а также в вас самих. Неужели вы не видите?»[1]
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лежа) на боку, и размышляют о сотворении небес и земли (говоря): «Господи наш! Ты не сотворил все это понапрасну, преславен Ты. Сохрани же нас от мук адского огня».[2]
Атрибуты Его красоты и величия
Мы убеждены: Священная сущность Всевышнего Аллаха свободна от всех недостатков, чиста от любых пороков и изъянов. Его сущности присуще полное великолепие, Он есть абсолютное совершенство и совершенный абсолют. Каждое совершенство, любое проявление красоты и великолепия, которые можно наблюдать в этом мире, берут свое начало в пресвятой сущности Аллаха. Его атрибуты и качества бесподобны, никто не обладает Его знаниями и могуществом, Его мудростью и милосердием, Он не имеет начала и конца, ничто не властно над Ним.
«Он – Аллах, нет божества кроме Него. Он Властелин, Пресвятой, Дарующий безопасность, Надежный, Хранитель, Великий, Могущественный, Возвеличенный. Пречист и далек Аллах от того, чему поклоняются наряду с Ним. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. Ему принадлежат самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и земле. Он Великий, Мудрый».[3]
И это лишь часть темы об атрибутах красоты и величия Всевышнего Аллаха.
Священная сущность Аллаха безгранична
Мы убеждены: Сущность Всевышнего Аллаха не подвержена каким-либо ограничениям; Его знания и мудрость, могущество и сила, безначальность и вечность бесподобны и не имеют границ. Поэтому Ему не свойственно пребывание в определенном месте и Он не подвержен времени, ибо пространство и время, какими бы они ни казались необъятными, являются ограниченными понятиями. Но в то же время Всевышний Аллах пребывает везде и в любом времени, так как время и пространство, как уже было сказано ранее, не имеют над Ним никакой власти.
Священный Коран обращается к человечеству, описывая людям их Творца: «Он тот, кто является Богом на небесах и земле, Он – Мудрый, Знающий».[4]«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите».[5]
Воистину, Он ближе к нам чем сами мы, Он в наших душах и сердцах, Он находится везде, но в то же время Он нигде. «Мы более близки к человеку чем (его) яремная вена».[6] «Он первый и последний, явный и скрытый, Он ведает обо всем сущем».[7]
После прочтения некоторых аятов Священного Корана, например, «Властитель трона, Достославный»[8], у читателя может возникнуть мысль, что Творец располагается на определенном троне. Но это не так, трон в данном случае не означает место сидения властителя. Упоминание об Аллахе как о «Властителе трона» это аллегория и иносказание, такое же, как в другом аяте «Он – Милостивый, который утвердился на троне».[9]Утверждение на троне в отношении Всевышнего Аллаха не значит обладание Им определенного места в пространстве, а значит то, что Он имеет абсолютную власть над мирозданием и его обитателями. Если мы воспримем подобные аяты Священного Корана буквально, решив, что Аллах находится в установленном месте, то этим мы ограничим Его священную сущность, припишем бесподобному Творцу качества ограниченных творений, в то время как это абсолютно неприемлемо. Ведь в небесном писании сказано: «Нет ничего подобного Ему».[10] «И нет никого, равного Ему».[11]
Он не имеет тела и невозможно увидеть Его
Мы убеждены: Нет никакой возможности увидеть Всевышнего Аллаха ни в этом мире, ни в загробном, так как способность лицезреть что-либо глазами подразумевает, что лицезримое будет обладать телом, цветом, формой, что пространство будет властно над ним, а все это есть признаки и качества ограниченных творений. В то время как Творец превыше того, чтобы к Нему были применены качества Его творений. Таким образом, убеждения в возможность увидеть Всевышнего Аллаха не имеет ничего общего с коранической традицией: «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он – Проницательный, Сведущий».[12]
Когда сомневающиеся люди из племени Бани Исраиль заявили пророку Мусе (да будет мир с ним): «О Муса, мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию»[13], то он повел их к горе, где повторил их просьбу, попросив Аллаха явить Себя, на что услышал следующий ответ: «Ты никогда не увидишь меня. Но взгляни на гору, если она устоит на своем месте, то и ты Меня узришь. Когда же Господь его явил Себя горе, Он обратил ее в прах, и Муса пал как громом пораженный. Когда он пришел в себя, то воскликнул: «Слава Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием, и я – первый из уверовавших».[14]
После данного происшествия для всех стало очевидно, что Всевышнего Аллаха нельзя увидеть глазами и постигнуть зрением.
Мы убеждены: Если в некоторых аятах Корана и исламских хадисах говорится о лицезрении Господа, то в них не имеется в виду лицезрение глазами. Речь в этих хадисах и аятах идет о лицезрении сердцем, внутренним зрением, так как аяты небесной книги не могут противоречить друг другу, и одни аяты небесной книги всегда являются объяснением и дополнением других аятов. Выражение «Коран объясняет одни свои аяты при помощи других аятов»является известным выражением, переданным ибн Аббасом».[15]
Однажды один человек спросил Имама Али (да будет мир с ним): «Видел ли ты Господа своего, о Повелитель правоверных?» Имам ответил ему: «Ужель я стану поклоняться тому, чего не вижу?» Затем он добавил: «Не постигает Его око глазным видением, но постигают Его сердца истинной верой».[16]
Мы убеждены: Если приписывать Всевышнему Аллаху свойства и качества Его творений, такие как обладание местом, наличие тела, видимость, то это отдаляет человека от верного пути познания Господа. Такие мысли способны завести его во мрак невежества и заблуждения. Воистину, Пресвятой Создатель превыше ограниченных свойств и качеств творений, и нет ничего подобного Ему.
Единобожие – главный урок Ислама
Мы убеждены: Одной из важнейших тем в исламской религии, имеющих непосредственное отношение к познанию Аллаха, является тема единобожия, выражающаяся в том, что Аллах единственный Творец и единственный Господь. На самом деле тема единобожия не относится только к богословию, данная тема является душой, сердцем и движущей силой всего исламского вероучения. Поэтому без капли сомнения можно сказать, что основные и второстепенные положения исламской религии берут свое начало в принципе единобожия; все мироздание окутано ветвями единственности Творца. Единобожие – важнейший призыв божьих посланников, единобожие – точка соприкосновения всех небесных религий, единобожие – универсальность и всеобщность божественных повелений и законов, и, наконец, единобожие – единство рядов всех мусульман.
По этой причине Священный Коран считает любое отклонение от единобожия (и вследствие этого впадение в какие-либо виды язычества) величайшим и непростительным грехом: «Воистину, Аллах не прощает, когда приобщают к Нему сотоварищей, а все иные грехи прощает, кому пожелает. Тот же, который приобщает к Аллаху сотоварищей, совершает великий грех».[17]
«Тебе и тем, кто жил до тебя, было ниспослано в откровении: «Если ты будешь поклоняться другим божествам помимо Аллаха, то тщетны будут твои деяния и окажешься ты среди потерпевших убыток».[18]
Виды единобожия
Мы убеждены: Единобожие имеет множество видов, но важнейшими из них являются следующие четыре вида: