V. Осознание греха и исследование самого себя - это начало покаяния.
525. В Христианском мире невозможно, чтобы человек был не в состоянии осознать грех. Ведь в нём каждого с младенчества учат, что такое зло, и с детства - что такое грех. Вся молодёжь учится этому у родителей и школьных учителей, а также по Десяти Заповедям, поскольку это - самое первое наставление, даваемое в Христианских странах. По мере того, как человек растёт, его учат этому при помощи проповедей в церкви и домашних наставлений. Со всей полнотой учит этому Слово, а кроме того, гражданское законодательство и законы справедливости, в которых говорится о том же, что и в Десяти Заповедях, и в других частях Слова. Греховное зло - это не что иное, как зло, направленное против ближнего, а значит, против Бога, то есть грех.
Но осознание греха бесполезно, если при этом не исследовать сделанное в своей жизни, и не рассмотреть, сделано это открыто или тайно. Потому что, пока такое исследование не сделано, всё перечисленное - не более чем знания, а доводы проповедника влетают в одно ухо, а из другого вылетают. В конце концов не остаётся ничего, кроме мысли, лишь некоторая набожность в дыхании, часто просто воображение и химера. Всё совсем по-другому, если человек, осознавая, что такое грех, исследует себя, находит его в себе, говорит про себя: "Это зло - грех", и из страха перед вечным наказанием воздерживается от него. Тогда речи и поучения проповедника в церкви вначале воспринимаются обоими ушами, а затем и всем сердцем, и человек из язычника становится Христианином.
526. Найдётся ли что-либо более известное в Христианском мире, чем то, что человек должен исследовать себя? Во всех империях и царствах Римского Католичества, равно как и Евангельской религии, перед совершением Святого Причастия людей наставляют и напоминают им, чтобы они исследовали себя, осознали и признали свои грехи, и начали новую жизнь. А во владениях Англии эти призывы сопровождаются ещё и грозными предупреждениями; священники там обращаются с алтаря к собранию со следующей речью:
Чтобы быть достойным участником Святого Причастия, непременно и обязательно исследуйте свои дела и слова по законам Божьих Заповедей, и во всём, в чём найдёте себя согрешившими, желанием ли, словом или делом, вините свою греховность и исповедуйтесь Всемогущему Богу, с единственной целью - исправиться. И если вы найдёте, что согрешили не только перед Богом, но и перед ближними своими, тогда помиритесь с ними, и будьте готовы к возмещению вреда и искуплению вины всеми своими силами за всё сделанное вами кому бы то ни было. Будьте также готовы простить всех, кто грешил против вас, как сами получаете прощение ваших прегрешений от Бога, ибо иначе принятие Святого Причастия станет для вас ещё большим проклятием. Итак, если кто-то из вас богохульствовал, противился Божьему Слову или клеветал на него, прелюбодействовал, испытывал злость или зависть, или совершил какое-нибудь иное тяжкое преступление, покайтесь в своих грехах, а иначе лучше не подходите к престолу; не то, как только вы примете святые дары, дьявол войдёт в вас, как вошёл в Иуду, и наполнит вас всяким беззаконием, и приведёт вас к гибели и телом и душой.
527. Есть и те, кто не может исследовать себя, например, маленькие дети, а также мальчики и девочки, не достигшие ещё того возраста, когда появляется способность к самоанализу. Подобно тому и простые люди, которые вообще не размышляют; ещё те, у кого нет страха Божьего; кроме того, больные душой или телом; не говоря уже о тех, чья твёрдая уверенность в оправдании одной верой, которая вменяет нам заслугу Христа, убедила их в том, что исследование, ведущее к покаянию, может внести нечто чисто человеческое в веру и разрушить её, тем самым лишив спасение его единственного местопребывания. Для всех таких годится простое словесное признание; как было показано ранее в этой главе, это - не покаяние.
Тех людей, которые знают, что такое грех, тем более, когда они много знают из Слова и учат этому, если при этом они не исследуют себя, и потому не видят в себе греха, можно сравнить со скопидомами, складывающими богатства в сундуки да ларцы, с той только целью, чтобы любоваться на него и пересчитывать; или с собирателями золотых и серебряных предметов искусства, которые скрывают их в своих сокровищницах и погребах только для того, чтобы прослыть богатыми. Такие подобны торговцу, закопавшему свой талант в землю и хранившему свою мину[100], завернув в платок (Матф. 25:25; Лука 19:20). Они также подобны утоптанной дороге и камням, на которые упали зёрна (Матф. 13:4,5); или смоковницам, покрытым богатой листвой, но не приносящим плодов (Марк 11:13). Их сердца - твёрдые, как камни, и не становятся плотью (Зах. 7:12). Они, как куропатки, которые собирают под себя яйца, которых не откладывали, скапливают богатства нечестным способом, оставляют их на середине дней своих, и наконец становятся глупцами. (Иерем. 17:11). Они - как те пять дев, у которых были светильники, но не было масла (Матф. 25:1-12).
Собирающих множество высказываний из Слова о милосердии и покаянии, и знающих огромное количество заповедей, но не живущих в соответствии с ними, можно сравнить с обжорами, которые набивают себе рот кусками пищи и отправляют их в желудок, не жуя. Там эти куски долго лежат не переваренными, а затем, проходя по кишечнику, портят его сок и вызывают затяжные болезни, приводящие к жалкой смерти. Таких людей, поскольку они лишены духовного тепла, сколько бы света у них не было, можно назвать зимами, холодными странами, арктическими непогодами или, скорее, снегом и льдом.