Из источника, который называется Салсабиль»
Иудей сказал: «Ты сказал правду, но я пришёл спросить тебя о том,
о чём может знать только пророк или один-два человека».
Тогда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил:
«أَيَنْفَعُكَ شَيْئًا إِنْ حَدَّثْتُكَ؟»«Чем поможет тебе то, что я расскажу тебе?»
Иудей сказал: «Я хотя бы услышу своими ушами».
Затем он сказал: «Я спрашиваю тебя о ребёнке».
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил:
«مَاءُ الرُّجُلِ أَبْيَضُ، وَمَاءُ الْمَرْأَةِ أَصْفَرُ، فَإِذَا اجْتَمَعَا فَعَلَا مَنِيُّ الرُّجُلِ مَنِيَّ الْمَرْأَةِ، أَذْكَرَا بِإِذْنِ اللهِ تَعَالَى، وَإِذَا عَلَا مَنِيُّ الْمَرْأَةِ مَنِيَّ الرَّجُلِ، أَنَّثَا بِإِذْنِ الله»
«Жидкость мужчины белая, а жидкость женщины жёлтая. И если они встретятся,
и семя мужчины одолеет семя женщины, то будет мальчик по позволению Аллаха. Если семя женщины одолеет семя мужчины, то будет девочка по позволению Аллаха». Иудей сказал: «Ты сказал правду, и поистине ты, конечно же пророк».
Затем он ушёл. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует !) сказал:
«لَقَدْ سَأَلَنِي هَذَا عَنِ الَّذِي سَأَلَنِي عَنْهُ، وَمَا لِي عِلْمٌ بِشَيْءٍ مِنْهُ حَتَّى أَتَانِي اللهُ بِه»
Он спросил меня о том-то и том-то.
А у меня нет об этом никакого знания, кроме того, что дал мне Аллах».
(Муслим 315)
Далее Аллах сказал:﴿وَبَرَزُواْ للَّهِ﴾«И предстанут пред Аллахом» – все люди предстанут перед Аллахом (выйдя) из своих могил;﴿الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ﴾«Единым, Могучим» – который поверг всё и победил. Перед Ним склоняются шеи и разум.
Аллах сказал далее:
وَتَرَى الْمُجْرِمِينَ يَوْمَئِذٍ مُّقَرَّنِينَ فِى الاٌّصْفَادِ
И увидишь ты грешников в тот день, связанных цепями.
سَرَابِيلُهُم مِّن قَطِرَانٍ وَتَغْشَى وُجُوهَهُمْ النَّارُ
(50) Штаны их из смолы, лица их покрывает огонь,
لِيَجْزِىَ اللَّهُ كُلَّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
Чтобы Аллах воздал каждой душе то, что приобрела.
Поистине, Аллах быстр в расчёте!
Всевышний Аллах говорит:﴿يَوْمَ تُبَدَّلُ الاٌّرْضُ غَيْرَ الاٌّرْضِ وَالسَّمَـوَتُ﴾
«В тот день, когда земля будет заменена другой землёй, и – небеса» – т.е.
когда все творения предстанут перед их Господом, ты, о, Мухаммад, увидишь, беззаконников, которые совершали преступления на основе своего неверия и нечестия:
﴿مُقْرِنِينَ﴾ «Связанных» – т.е. между собой. Их соберут вместе группами и видами,
каждый вид в своей группе. Как сказал Аллах в другом аяте:
﴿احْشُرُواْ الَّذِينَ ظَلَمُواْ وَأَزْوَجَهُمْ﴾ «Соберите беззаконников и им подобных и тех…» (37:22) также:﴿وَإِذَا النُّفُوسُ زُوِّجَتْ ﴾«Когда души объединятся». (81:7) также:
Когда их скованными бросят
в тесное место, там они будут призывать погибель». (25:13) а также:
А также дьяволов
— всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами». (38:37-38)
Далее Аллах говорит:﴿سَرَابِيلُهُم مِّن قَطِرَانٍ﴾«Штаны их из смолы» – т.е.
их одежды будут из смолы, т.е. жидкости, которой покрывают верблюдов.
Катада прокомментировал, что смола самый быстровоспламеняющийся материал.
Ибн Аббас считал, что (قَطِرَان) упомянутый в аяте это растопленная медь.
Возможно чтение аята как: (سَرَابِيلُهُمْ مِنْ قَطِرٍآنٍ) «их одеяние будет из растопленной и застывшей на них меди» –согласно Муджахиду,
Икриме, Саиду ибн Джубайру, аль-Хасану и Катаде.
Слова Аллаха:﴿وَتَغْشَى وُجُوهَهُمْ النَّارُ﴾«Лица их покрывает огонь» – подобны словам Аллаха в другом аяте: ﴿تَلْفَحُ وُجُوهَهُمُ النَّارُ وَهُمْ فِيهَا كَـلِحُونَ ﴾«Огонь будет сжигать их лица,
и там они будут корчиться». (23:104)
Имам Ахмад передаёт от Яхьи ибн Абу Исхака, а тот от Аббана ибн Язида, а тот от Яхьи
ибн Абу Касира, а тот от Зайда ибн Абу Аслама, что Абу Малик аль-Аш’ари рассказывал,
как посланник Аллаха (Да бдагословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أَرْبَعٌ فِي أُمَّتِي مِنْ أَمْرِ الْجَاهِلِيَّةِ لَا يَتْرُكُونَهُنَّ:الْفَخْرُ بِالْأَحْسَابِ، وَالطَّعْنُ فِي الْأَنْسَابِ، وَالْاسْتِسْقَاءُ بِالنُّجُومِ،
وَالنِّيَاحَةُ عَلَى الْمَيِّتِ، وَالنَّائِحَةُ إِذَا لَمْ تَتُبْ قَبْلَ مَوْتِهَا، تُقَامُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَعَلَيْهَا سِرْبَالٌ مِنْ قَطِرَانٍ وَدِرْعٌ مِنْ جَرَب»
«Четыре особенности в моей Умме остались от времён Джахилии,
и их не оставят: хвастовство происхождением, дискредитация родословной,
прошение дождя посредством звёзд, громкое оплакивание покойника. Если плакальщица (которую нанимают для рыдания над усопшим) не покается до смерти,
то в Судный день она предстанет в штанах из смолы и рубахе из струпьев».
(Ахмад 5/342) Муслим также приводит этот хадис.
Слова Аллаха:﴿لِيَجْزِىَ اللَّهُ كُلَّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ﴾ «Чтобы Аллах воздал каждой душе то,
что приобрела» – т.е. в Судный день. Как об этом сказано в другом аяте:
﴿لِيَجْزِىَ الَّذِينَ أَسَاءُواْ بِمَا عَمِلُواْ﴾ «Дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили». (53:31)
Слова Аллаха:﴿إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ﴾«Поистине, Аллах быстр в расчёте» – т.е.
Его расчёт для раба будет быстрым и действенным, т.к. ничего не скроется от Него,
а все творения перед Его могуществам подобны одному творению из них:
﴿مَّا خَلْقُكُمْ وَلاَ بَعْثُكُمْ إِلاَّ كَنَفْسٍ وَحِدَةٍ﴾«Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека». (31:28) Поэтому Муджахид прокомментировал слова Аллаха:﴿سَرِيعُ الْحِسَابِ﴾«Быстр в расчёте» – т.е. постоянно считает (их деяния).
Аллах сказал:
هَـذَا بَلَـغٌ لِّلنَّاسِ وَلِيُنذَرُواْ بِهِ وَلِيَعْلَمُواْ أَنَّمَا هُوَ إِلَـهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُوْلُواْ الأَلْبَـبِ
(52) Это - послание для людей, и пусть увещевают им и пусть знают,