В которой они пребудут вечно
Сура 18 «Пещера», аяты 1-3
Хвала Аллаху, Который ниспослал нам Книгу, в которой — рассказ о том, что было до нас, и о том, что будет после нас, и разъяснение всего того, что видим мы и что происходит с нами. Эта Книга несёт в себе истинное знание, и нет в ней ничего неважного и несерьёзного. Кто оставит её, возгордившись, того покарает Всевышний, и кто будет искать руководства и правильного пути не в ней, того Аллах введёт в заблуждение. Книга эта — прочная вервь Аллаха и мудрое напоминание. Она — прямой путь, который не искажают человеческие страсти и прихоти, и в ней не запутывается язык. Чудеса её не кончаются, а учёные не могут насытиться ею. Кто говорит в соответствии с ней, тот говорит истину, кто поступает
ВСТУПЛЕНИЕ 9
согласно ей, того ждёт награда, кто судит по ней, тот судит справедливо, а кто призывает к ней, тот ведом прямым путём1.
Мир и благословения рабу Аллаха и Его Посланнику Мухаммеду. «Послал его Аллах с правильным руководством и религией истины перед наступлением Часа добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с позволения Его, и сияющим светочем. Им Он запечатал Своё Послание, вывел людей из заблуждения, научил невежественных. Его Посланием открыл он глаза слепые, уши глухие и сердца закрытые и этим Посланием осветил землю после того, как она пребывала во тьме, и соединил сердца после того, как была меж ними рознь. Посредством него Он исправил религию искажённую и указал путь прямой и хорошо освещенный. Он расширил грудь его, и снял с него грехи его, и возвысил положение его, и сделал унижение уделом тех, кто посмел противоречить ему и вставать на его пути. Он послал его ,когда прошло много времени с пришествия предыдущих пророков и Послание, принесённое ими, стало забываться, когда стали исчезать Писания, когда исказились убеждения людей, когда перестали люди соблюдать заветы Всевышнего и у каждого народа появилось своё мнение о религии, которым они руководствовались, Они судили об Аллахе и вершили суд над Его рабами в соответствии со своими словами, которые были не чем иным, как ложью, наговором и проявлением их прихотей и страстей. Через Своего Посланника Он вывел людей на истинный путь, указал им дорогу, по которой им следовало идти, вывел людей из тьмы к свету, заставил прозреть тех, кто был слеп, направил тех, кто сбился с пути. Посредством него Всевышний разделил людей на обитателей Рая и обитателей Огня, отделил благочестивых от грешников, сделал его верных последователей приверженцами прямого пути и даровал им преуспеяние, а уделом тех, кто ослушивался его и противоречил ему, Аллах сделал заблуждение и несчастье. С этим Посланником связал Всевышний испытание в могиле: там людям задают вопрос о нём,и, в зависимости от своего ответа, они присоединяются к спасённым или подвергаются мучениям»2. И мир
1 Это хадис, приведённый в сборнике ат-Тирмизи. Смысл, заключённый в нём, прекрасен, однако его иснад — слабый, и поэтому мы не выделяем его в тексте как хадис Посланника Аллаха .
2 Эти замечательные слова принадлежат великому учёному и шейху ислама Ибн Таймийи [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 262].
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 10
и благословение пречистым членам его семейства, его благородным сподвижникам, у которых были самые благородные сердца, самые большие знания и которые жили просто, но жизнь их при этом была достойной, а также всем тем, кто следовал их путём и чья жизнь была озарена светом ислама, тем, кто подчинялся руководству Корана и был последователем последнего пророка и посланника.
Представляю вашему вниманию четвёртую книгу из серии «Исламская 'акида в свете Корана и Сунны». Предназначение её, как и всех предыдущих книг этой серии, — подробно разъяснить исламскую 'акиду путём обращения к её основным источникам, избегая при этом запутанности и неясностей, а также философских и догматических терминов.
Тема Священных Писаний столь тесно связана с темой пророков и посланников, переплетаясь с ней, что я решил раскрыть обе эти темы в одной книге. Из-за этого первая часть книги, посвященная преимущественно посланникам, получились достаточно объёмной, тогда как вторая, посвященная преимущественно Писаниям, напротив, состоит только из двух глав. Так получилось потому, что в главах о посланниках затрагиваются многие темы, имеющие отношение к Писаниям.
О посланниках повествуют восемь глав. В первой главе рассказывается о том, кто такой пророк, кто такой посланник и чем эти два понятия отличаются друг от друга. В этой главе говорится также об обязательности веры в пророков и посланников, а также о том, что человек, утверждающий, что он верит в Аллаха, но не верит в посланников, является неверующим. В этой главе приводятся также имена посланников и пророков, которые упоминаются в Коране и хадисах.
Во второй главе речь идёт о нашей потребности в посланниках и Писаниях: в ней доказывается, что человек не может постичь всё своим умом, а потому нуждается в Откровении Всевышнего и установленных Им законах.
Третья глава посвящена разъяснению предназначения посланников и описанию возложенной на них миссии.
В четвёртой главе рассказывается о способе, которым Всевышний передаёт Своим посланникам и пророкам знание и который именуется Откровением. Описываются также виды передачи Откровения и то, каким образом приходит к посланникам ангел, передающий Откровение.
ВСТУПЛЕНИЕ 11
В пятой главе перечисляются свойства, которыми обладают посланники Всевышнего, и разъясняется, что посланники, в сущности, обыкновенные люди и их поведение в повседневной жизни обусловлено их человеческой природой. В этой главе говорится также о том, что посланники — самые совершенные из людей, а в конце главы рассказывается о том, чем отличаются посланники и пророки от остальных людей.
В шестой главе обсуждается тема непогрешимости посланников и рассказывается о том, от каких ошибок они защищены, а от каких — нет. При этом упоминаются другие мнения по этому вопросу и доказывается их несостоятельность.
В седьмой главе рассказывается о признаках пророчества, о чудесах и знамениях предыдущих посланников и несколько подробнее описываются чудеса и знамения нашего Пророка Мухаммеда . В этой же главе приводятся предсказания предыдущих пророков относительно пришествия нашего Пророка Мухаммеда и разъясняется, что правдивость посланников подтверждают их действия и то, к чему они призывают людей. Кто изучит и то и другое, тот непременно придёт к истине, если дано ему ' понимание и если он искренне стремится эту истину найти. Ещё одно доказательство их правдивости, упомянутое мною в этой главе, — содействие Всевышнего Аллаха Своим посланникам и пророкам.
Восьмую главу данной книги я посвятил разъяснению достоинств пророков. Ведь пророки — лучшие из людей. К тому же у каждого из них свои достоинства, которыми они отличаются друг от друга. А те, кто превозносит других людей над пророками, впали в явное заблуждение и идут против согласного мнения мусульман. В этой главе я разъяснил необоснованность их утверждений.
Следующая глава — о вере в Писания. В ней рассказывается о том, что вера во все Писания обязательна, а также о том, что включает в себя вера в них.
Последнюю главу я посвятил сравнению Священных Писаний с целью разъяснения следующего:
— источник этих Писаний и цель их ниспослания;
— универсальное и частное в них;
— защищены ли они Всевышним от искажения и изменения;
— в чём сходятся и в чём расходятся между собой эти Писания;
— объём этих Писаний и время их ниспослания.
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 12
В конце этой главы я разъяснил отношение последнего, завершающего Писания ко всем предыдущим Писаниям.
И в заключение прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал благодатным и благословенным наше время и наши дела и помог нам делать всё, что мы делаем, только ради Лика Его. Я прошу Его также о том, чтобы Он уберёг нас от неверных слов и неправильных действий и чтобы эта книга принесла пользу Его рабам. Поистине, Он — Слышащий, Близкий. И да благословит Аллах и приветствует Своего раба и посланника, его семью и его сподвижников.
Профессор 'Умар аль-Ашкар
Глава 1. Понятия «пророк» и «посланник»
Кто такой пророк3
Арабское слово набий — — 'пророк' происходит от слова наба' — — что означает 'весть! Всевышний сказал:
О чём они расспрашивают друг
друга?
О великой вести.
Сура 78 «Весть», аяты 1-2
Пророк назван так потому, что он вестник, который, в свою очередь, получает весть (то есть Откровение) от Всевышнего:
Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий».
Сура 66 «Запрещение», аят 3
Пророки передают людям веления Всевышнего Аллаха и Его Откровение: