Ссоры и брань до добра не доводятъ. 11 страница

Вотъ ваши общiя обязанности, которыя нераздельно принадлежатъ и мужу и жене. Но есть и особенныя обя­занности, изъ которыхъ одне преимущественно относятся къ вамъ, мужи, а другiя принадлежатъ вамъ, жены. Какъ важны и святы показанныя теперь общiя ваши обязанности такъ важны и святы и частныя обязанности мужа или жены. Оне также заповеданы Богомъ, положившимъ различiе половъ и качествъ, принадлежащихъ каждому полу порознь. Послушайте вы, мужи; покажу кратко сперва ваши частныя обязанности.

Мужъ есть глава своей жены, это преимущество усвояетъ ему самъ Богъ, даровавшiй мужескому полу

ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ. 163

преимущественныя силы въ самой природе его. Это пре­имущество Богъ утвердилъ и особымъ закономъ, когда изрекъ судъ свой первосозданной жене: „къ мужу твоему обращенiе твое, и той тобою обладати будетъ" (Быт. 3, 16). Апостолъ учитъ: хощу васъ видети, яко всякому мужу глава Христосъ есть; глава же жене мужъ (1 Кор. 11, 3. Еф. 5, 23). Поэтому мужъ и долженъ удерживать за собою преимущества, свойственныя ему, какъ главе, управляющей членами семейства. Поэтому въ попеченiи и благосостоянiи семейства мужу особенно принадлежатъ те занятiя и труды, которые требуютъ большихъ силъ, физическихъ или нравственныхъ. Мужъ, какъ глава жены, долженъ благоразумно руководить ее во всехъ обстоятельствахъ жизни, требующихъ его помощи: съ христiанскою кротостью замечать и исправлять ея недостатки и предусмотрительно заботиться о нуждахъ ея.

Но при этомъ мужъ долженъ обращаться съ своею женою всегда почтительно, съ приличнымъ уваженiемъ, а не какъ съ рабою. Этого требуетъ Богомъ установленное отношенiе мужа и жены, какъ членовъ одного тела: ибо, по закону Божiю, оба плоть едина. Тако должни суть мужiе любите своя жены, учитъ апостолъ Павелъ, яко своя телеса. Любяй бо свою жену, себе самаго любитъ (Еф. 5, 28). Мужья, говоритъ апостолъ Петръ, обращайтесь благоразумно съ женами, какъ съ немощнейшимъ сосудомъ, оказывая имъ честь, какъ сонаследницамъ благодатной жизни (1 Петр. 3, 7).

Мужъ, какъ глава семейства, преимущественно обязанъ заботиться о благоустройстве и благосостоянiи дома. Его долгъ смотреть за порядкомъ по всемъ частямъ семейнаго общества; иметь въ виду не только настоящее его состоянiе, но, сколько прилично христiанину, прилагать предусмотрительное попеченiе и о будущемъ. Земледелецъ осенью бросаетъ семена въ землю, чтобы получить жатву на будущее лето. Такъ поступаетъ и благопопечительный отецъ семейства: чего хочетъ достигнуть въ будущемъ,

164 ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ.

тому полагаетъ начало въ настоящемъ. Нераденiе и безпечность должны быть совершенно чужды отцу семейства: и каждому человеку законъ Божiй велитъ трудомъ добывать себе хлебъ, а отецъ семейства обязанъ заботиться не о себе только, но и о своемъ семействе. Апостолъ такъ обличаетъ нерадивыхъ: „аще кто о своихъ, паче же о присныхъ (домашнихъ) не промышляетъ, веры отверглся есть, и невернаго горнiй есть (1 Тим. 5, 8).

Мужъ, какъ глава семейства, долженъ съ христiанскою любовiю и благоразумiемъ заботиться не о земномъ только благополучiи дома, но особенно о душевномъ спасенiи всехъ членовъ своего семейства. Поэтому онъ и словомъ и примеромъ жизни обязанъ руководствовать ихъ къ благочестiю и показывать собою образецъ христiанскихъ добродетелей, чтобы ему своими делами светить для всехъ членовъ ея и возбуждать ихъ къ прославленiю Бога. Мужъ долженъ помнить, что жена, по установленiю Божiю, есть помощница его. Поэтому во всехъ важныхъ семейныхъ предпрiятiяхъ и делахъ долгъ внушаетъ ему советоваться съ женою, какъ для того, чтобы получить отъ нея пособiе въ сужденiи о деле, такъ и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а чрезъ то соблюдать надлежащее къ ней отношенiе и поддерживать взаимное согласiе и любовь. Когда жена, какъ помощница и подруга мужа, даетъ ему свои мненiя и советы; мужъ долженъ слушать и принимать ихъ со вниманiемъ и уваженiемъ. И въ томъ случае, когда голосъ жены, по основательному разсужденiю, не можетъ быть принятъ, мужъ не долженъ отказывать жене въ приличномъ вниманiи, дабы не оскорбить ее и темъ не нарушить правъ ея. Истинная христiанская любовь и благоразумiе покажутъ, когда и какъ надобно поступать мужу при такихъ обстоятельствахъ. Вотъ, мужи, ваши особенныя обязанности! Богъ, одаривши васъ преимуще­ственными правами, возложилъ на васъ и преимуществен­ные заботы и труды.

Послушайте и вы, жены: есть и у васъ свои обязан-

ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ. 165

ности, кои Богъ предписываетъ вамъ. Вы должны знать ихъ и исполнять съ постояннымъ вниманiемъ и ревностiю. Это необходимое условiе вашего счастiя.

Вотъ ваши особенныя обязанности.

Жена должна всегда оказывать своему мужу нелице­мерное почтенiе, какъ главе семейства. Эту обязанность внушаетъ ей Богъ и закономъ природы, создавъ ее слабейшею въ сравненiи съ мужемъ и назначивъ ей быть помощницею мужа. Къ сему обязываетъ жену и определенiе Божiе, которое вы слышали: „къ мужу твоему обращенiе твое, и той тобою обладати будетъ. Зане мужъ, учитъ апостолъ, глава есть жены, якоже и Христосъ глава церкве" (Еф. 5, 23). Пусть иногда жена и превосходитъ мужа естественными или нравственными качествами, образованiемъ и опытностiю: но и въ такомъ случае она не имеетъ права выходить изъ своихъ пределовъ, установленныхъ закономъ Божiимъ, а должна всегда свято сохранять въ душе и показывать на деле приличное уваженiе къ мужу. Благоразумiе и любовь жены къ мужу, ея искренняя попечительность о мире и спокойствiи семейнаго общества укажутъ способъ, какъ можетъ она правильно употреблять свои преимущества, не нарушая, но во всей точности исполняя долгъ почтительности къ своему мужу.

Жена, для соблюденiя законнаго отношенiя къ мужу, во всехъ действiяхъ своихъ должна оказывать ему повиновенiе, какъ своему главе и господину дома. Иначе въ семейномъ обществе не будетъ желаемаго благоустройства, порядка и мира. Апостолъ обязываетъ жене къ этой покорности высокимъ значенiемъ таинства брака, когда говоритъ: „якоже церковь повинуется Христу, такожде и жены своимъ мужемъ во всемъ" (Еф. 5, 24). Жены повинуйтеся своимъ мужемъ, якоже подобаетъ о Господе (Кол. 3, 18). Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужемъ, но быти въ безмолвiи (1 Тим. 2, 12).

Жена, какъ верная помощница своего мужа, должна во всехъ случаяхъ семейной жизни стараться оказывать

166 ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ.

помощь своему мужу, заботясь объ общемъ семейномъ благе. Мужа, обремененнаго тяжелыми трудами, она должна, какъ искренняя подруга, стараться успокоивать и утешать всеми возможными мерами предусмотрительнаго благоразумiя и любви.

Жена, какъ мать семейства, преимущественно обязана иметь попеченiе о внутреннемъ благоустройстве дома, заботиться о порядке домашнихъ делъ, своимъ благоразумiемъ сберегать прiобретаемое трудами мужа, смотреть не только за детьми, но и за прислугою, удалять все вредное для семейства и, по возможности, приводить все въ лучшiй порядокъ и благоустройство.

Жена, какъ мать семейства, должна особеннымъ усер-дiемъ заботиться о поддержанiи и возвышенiи духа благо­честiя и добрыхъ нравовъ въ недрахъ семейства. Она, какъ несвязанная общественными должностями и менее обремененная внешними делами, пребывая въ кругу се­мейства, более имеетъ удобства прилагать попеченiе о нравственномъ состоянiи дома, питать благочестiе и христiанскiя добродетели въ членахъ домашней церкви. Это святое упражненiе послужитъ для жены наилучшимъ пособiемъ въ исполненiи другихъ ея обязанностей; оградитъ ее отъ соблазновъ и искушенiй; утвердитъ добрый нравъ ея и будетъ обильнымъ источникомъ христiанскихъ добродетелей и истиннымъ украшенiемъ ея нравственнаго достоинства.

Вотъ, жены, ваши особенныя обязанности, преимуще­ственно на васъ лежащiя! Помните ихъ и старайтесь исполнять верно, съ искреннимъ усердiемъ. Къ этому обязываетъ тебя, каждая жена, и твоя любовь къ супругу твоему, и попеченiе о взаимномъ вашемъ счастiи и твой долгъ, Богомъ предписываемый тебе.

И такъ, мужи и жены, видите ваши общiя и особенныя обязанности! Всегда носите ихъ въ памяти вашей и съ благоговенiемъ къ Богу соблюдайте ихъ, не какъ правила человеческiя, но, поистине, какъ правила Божiи.

ВЗАИМНОЕ ВЛЯНIЕ СУПРУГОВЪ. 167

Богъ предписываетъ ихъ вамъ и внушенiями здраваго разума и ученiемъ священнаго Писанiя. Онъ всегда утверждаетъ сiи обязанности ваши, какъ Свои божественные законы, посылая Свое благословенiе и миръ соблюдающимъ ихъ и, напротивъ, лишая сего нарушителей ихъ. Поэтому и для вашего семейнаго благополучiя вы необходимо должны стараться благоугождать Господу соблюденiемъ Его заповедей и вашихъ супружескихъ обязанностей. Где нетъ благословенiя Божiя, тамъ нетъ счастiя; тамъ нетъ мира, нетъ истинныхъ утешенiй и радостей; тамъ нетъ истиннаго довольства и не можетъ его быть, ибо нетъ необходимаго къ этому условiя, то есть, благоволенiя и благословенiя Божiя, всегда сильнаго восполнить все наши недостатки и лишенiя.

Молитесь Господу Богу, да утвердитъ васъ благодать Его на пути истины и научитъ, и да содействуетъ вамъ всегда и во всемъ съ постоянною и неизменною ревностiю соблюдать волю Его въ честь и славу Пресвятаго имени Его, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Взаимное влiянiе супруговъ.

Великая вещь супружество! Мужчины и женщины раз-ныхъ положенiй и состоянiй разстаются съ родителями, давшими имъ жизнь и воспитанiе, съ братьями, съ сестрами, съ которыми они проводили детство и отрочество и вступаютъ въ бракъ, т. е. въ теснейшiй союзъ, и притомъ съ людьми неродственными. И это делается по опредоленiю Божiю: „оставитъ человекъ отца своего и матерь свою, и прилепится къ жене своей и будетъ два въ плоть едину". Какая же цель брака? Главная—взаимное влiянiе супруговъ другъ на друга; утешить и ободрить, предостеречь и даже удержать другъ друга отъ греха и отъ всего худого, помогать взаимно во всемъ хорошемъ, особенно въ достиженiи царства небеснаго,—вотъ главная цель брака. И

168 ВЗАИМНОЕ ВЛIЯНIЕ СУПРУГОВЪ.

благотворно это супружеское влiянiе! Въ древней христiанской Церкви были браки, такъ называемые, смешанные, т. е. браки между хриcтiанами и язычниками. Это допу­скалось въ виду благотворнаго влiянiя христiанина на язычника. Вотъ что по этому поводу пишетъ св. апостолъ Павелъ: „Если какой братъ (христiанинъ) имеетъ жену неверующую, и она согласна жить съ нимъ, то онъ не долженъ оставлять ея. И жена, которая имеетъ мужа неверующаго, и онъ согласенъ жить съ нею, не должна оставлять его, ибо неверующiй мужъ освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужемъ верующимъ" (1 Кор. 7,12—14). Эти слова вполне оправдыва­лись въ жизни: бывали случаи, когда мужья язычники подъ влiянiемъ женъ христiанокъ становились верующими, и наоборотъ... Подобный примеръ благочестиваго влiянiя супруговъ мы видимъ въ жизни св. мучениковъ Хрисанфа и Дарiи, память коихъ совершается 19 марта. Св. Хрисанфъ былъ сынъ одного знаменитаго и богатаго язычника. Отецъ, побуждаемый любовiю къ сыну, старался дать ему блестящее образованiе. Съ этою целiю онъ отправляетъ Хрисанфа въ Римъ, отдаетъ въ лучшую школу, нанимаетъ лучшихъ наставниковъ и, вообще, ничего не жалеетъ, чтобы устроить счастье сына. Последнiй съ любовiю занимается науками и своими успехами радуетъ отца своего. Отецъ мечтаетъ уже видеть своего сына знаменитымъ въ государстве. Но увы!—мечтамъ его не пришлось осуществиться. Хрисанфъ случайно наткнулся на книгу, называемую Евангелiемъ. Онъ съ жадностiю началъ читать ее и чемъ больше читалъ, темъ больше увлекался высотою и правдою Евангелiя. Но не все онъ могъ понять изъ этой книги и сильно объ этомъ сокрушался. Неожиданно Хрисанфъ встретилъ въ городе православнаго священника, къ которому онъ и обратился съ просьбою о вразумленiи. После несколькихъ беседъ со священникомъ Хрисанфъ настолько усвоилъ христiанскiя истины, что скоро принялъ св. крещенiе и сталъ всенародно проповедывать ученiе

ВЗАИМНОЕ ВЛIЯНIЕ СУПРУГОВЪ. 169

Христово. Узналъ объ этомъ отецъ—язычникъ, пришелъ въ страшную ярость и принялъ страшныя меры противъ сына. Но... ничто не помогло поколебать веры Хрисанфа. Наконецъ, отецъ решилъ женить сына на богатой и знатной язычнице Дарiи, думая, что жена — язычница, можетъ поколебать христiанскiя убежденiя Хрисанфа. Но вышло напротивъ. Въ первые же дни Хрисанфъ своими пламенными речами настолько увлекъ Дарiю, что та оставляетъ язычество и принимаетъ христiанство и Хрисанфъ вступаетъ въ бракъ уже не съ язычницею, а съ христiанкою. Скоро отецъ Хрисанфа умеръ, и молодые супруги безбоязненно стали проповедывать ученiе Христово и творить милостыню. Но нашлись злые люди, которые оклеветали ихъ предъ правителемъ въ томъ, что они своею целомудренною жизнiю смущаютъ мужей и женъ, юношей и девицъ, и вотъ они предстали на судъ, который приговорилъ ихъ къ самымъ ужаснымъ мученiямъ. Много Хрисанфъ претерпель страданiй, но не менее его и св. Дарiя. Ее отвели въ особую комнату и подослали къ ней одного постыднаго юношу, чтобы онъ осквернилъ ее. Но Господь чудесно сохранилъ ея чистоту: у двери комнаты, где находилась св. Дарiя, лежалъ левъ и стерегъ ее. Когда вошелъ къ ней тотъ юноша, то левъ схватилъ его и хотелъ было растерзать его; но св. Дарiя сжалилась надъ несчастнымъ юношею и приказала льву отпустить его. Много и другихъ мученiй и оскорбленiй терпели св. мученики, и, наконецъ, были живыми брошены въ колодецъ, где и были они засыпаны землею и камнемъ.

Таково, христiане, было влiянiе св. Хрисанфа на жену!

Подъ влiянiемъ мудраго и благочестиваго мужа Дарiя не только делается христiанкою, но и разделяетъ съ нимъ всевозможныя страданiя, мученiя и даже страшную смерть.

Подобное же благотворное влiянiе могутъ оказывать и жены на мужей. „Жена благоговейная и благоразумная более всехъ имеетъ возможности упорядочить мужа и образовать душу его, какъ ей угодно,—говоритъ св. Iоаннъ

170 ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ.

Златоустъ. Ни друзей, ни учителей, ни начальниковъ не послушаетъ онъ такъ, какъ предлагаемый советъ и увещанiе христiански любящей жены. У ней много силы для того, чтобы научить добродетели мужа".

Итакъ, христiанскiе супруги, будьте снисходительны къ слабостямъ другъ друга и старайтесь взаимно исправлять ихъ. Если жена твоя имеетъ какiе-либо пороки, то искореняй ихъ не наказанiемъ, которое только ожесточаетъ человека, а ласковымъ словомъ, силою убежденiя и собственнымъ примеромъ. Точно также, если мужъ будетъ суровъ, придирчивъ, нетрезвъ, то ты, жена, постарайся повлiять на него не бранью, а кроткимъ обращенiемъ съ нимъ и словами одобренiя и укрепленiя его въ доброй жизни. Только при такихъ добрыхъ взаимныхъ влiянiяхъ супруговъ можно достигнуть семейнаго счастiя, а ссора, брань, подозренiя и т.п. никогда не доведутъ до добра, а только доведутъ до полнаго разлада и развода, отъ чего избави насъ Господи.

Худые и добрые мужья.

(Внебогослужебная беседа въ неделю 3-ю по пасхе—св. женъ Мiроносицъ).

Прот. П. Троцкаго.

I.

Всемъ и каждому хорошо известно, какъ живутъ добрые супруги и какъ они относятся другъ къ другу. Добрый мужъ живетъ въ мире и согласiи съ своею женою, любитъ и уважаетъ свою жену,—обращается съ нею, какъ съ единственною подругою жизни, какъ съ истинною хозяйкою дома и доброю матерью. Между мужемъ и женою все общее: и радости и печали, и отдыхъ и трудъ, убытки и заработки. Мужъ не говоритъ своей женъ: „это я заработалъ — это мое, — этого не трогай"; и жена не скрываетъ отъ своего мужа своей трудовой копейки. Добрый

ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ. 171

мужъ не только самъ не оскорбляетъ своей жены ни уко­ризнами, ни бранью, а темъ меньше побоями, но не потерпитъ обиды, нанесенной его жене кемъ нибудь постороннимъ, вступится за нее, какъ за отца и мать, какъ за родное дитя. Такого мужа и жена любитъ, почитаетъ и уважаетъ, какъ главу семейства, какъ незаменимаго защитника и покровителя родного, семейнаго гнезда. Счастливы такiе супруги; счастливъ мужъ, хозяинъ семьи; счастлива и жена, хозяйка дома; счастливы и дети; благословенiе Божiе видимо почиваетъ на такой семье.

Но, братья, много ли у насъ такихъ счастливыхъ супруговъ, такихъ добрыхъ, благословенныхъ семействъ? Замужнiя женщины у насъ по большей части хилы, измучены и преждевременно стареютъ. Многiя изъ нихъ не разъ съ радостью вспоминаютъ о своей девичьей жизни, въ доме своихъ отцовъ и матерей, и съ тяжелою грустью говорятъ о своей замужней жизни и другихъ заклинаютъ— не выходить замужъ. Отъ чего это такъ бываетъ? Не отъ того ли, что мужья обращаются съ своими женами не какъ съ Богомъ данными подругами своей жизни, — не такъ, какъ Господь заповедалъ мужьямъ относиться къ женамъ? И действительно, многiе мужья забываютъ о заповеди Господней, данной имъ чрезъ апостола: мужiе! любите своя жены, якоже и Христосъ возлюби церковь и Себе предаде за ню. Тако должны суть мужiе любити своя жены, яко своя телеса (Ефес. 5, 25, 28). Мужья, по большей части, смотрятъ на своихъ женъ, какъ на даровыхъ и безответныхъ работницъ, закабаленныхъ имъ на всю ихъ жизнь; и обращаются съ ними иногда даже хуже, чемъ съ наемницами. Посему, житье некоторымъ женамъ у своихъ мужей бываетъ гораздо хуже, чемъ житье прислуги у добрыхъ и даже у недобрыхъ хозяевъ. Слуга у недобраго хозяина, по крайней мере, во всякое время можетъ попросить у него разсчета и оставить место; а жена и этого не можетъ сделать: она должна оставаться на всегда жертвою злости мужа, — безответною страда-

172 ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ.

лицей. Добрый хозяинъ смотритъ на своего слугу, какъ на семьянина: говорить сь нимъ приветливо, доверяетъ ему, советуется съ нимъ; добрый хозяинъ не потребуетъ отъ своего слуги излишняго труда, не позволитъ себе обижать его бранными словами и ударами,—не позволитъ и другимъ обижать его; за усердную его работу, кроме условленной платы и похвалы, награждаетъ его и щедрыми подарками... А такъ ли бываетъ женамъ у недобрыхъ людей? Во многихъ ли домахъ у васъ мужъ съ женою такъ живутъ чтобы жена, въ крайности, конечно не скрывала части своихъ заработковъ отъ мужа для своихъ домашнихъ нуждъ, о которыхъ мужья не хотятъ и слышать? Всегда ли мужья готовы бываютъ заступиться за своихъ женъ, когда видятъ ихъ обиду со стороны детей или кого нибудь изъ домашнихъ, или совсемъ стороннихъ людей? „Ты и стоишь того, такая, да такая": иногда прибавляетъ недобрый мужъ къ обиде, и несчастной остается только терпеть и терпеть. Не часто ли бываетъ, что бедныя жены, скрываясь отъ злости своихъ мужей у соседей, бегаютъ изъ двора въ дворъ, изъ дома въ домъ; но и тамъ едва, едва спасаются. Много ли такихъ домовъ, где бы жена могла похвалиться, что никогда не испытала ни грубой брани, ни побоевъ со стороны своего мужа? Многiе ли мужья похвалятся этимъ? Много ли у насъ женъ не битыхъ мужьями? „Да, по понятiямъ многихъ мужей, жена и не можетъ быть не бита мужемъ, что тотъ мужъ и не любитъ свою жену, который хотя разъ не побьетъ ее. Въ оправданiе своего несправедливаго, строптиваго и даже жестокаго обращенiя съ женами мужья обыкновенно говорятъ такъ: „къ недобрымъ женамъ иначе и относиться нельзя, что такихъ женъ нужно учить уму—разуму". Но если жена действительно оказывается недоброю,—распутною, пьяницею, не радеющею о своей семье, то мужъ — христiанинъ долженъ смотреть на нее съ сожаленiемъ и со страданiемъ, а не жестоко обращаться съ нею. Всего же чаще бываетъ, что та жена, которую мужъ считаетъ не-

ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ.173

доброю, на самомъ деле она оказывается не такою. Она бываетъ предана своему мужу более, чемъ кому-либо другому, горюетъ по случаю болезни или какой-либо неудачи своего мужа. Она содержитъ домъ мужа въ порядке и опрятности; приготовляетъ мужу ежедневно пищу изъ того, что онъ собралъ на огороде и въ поле. Въ летнiе жаркiе дни она усердно трудится, чуть не до кроваваго пота, на огороде мужа, заготовляя запасы на весь годъ,—въ знойные летнiе дни она разделяетъ съ мужемъ и труды его въ поле, на своей или чужой ниве, заработывая хлебъ съ нимъ въ поте лица. Она смотритъ за малыми детьми,— кормитъ ихъ, поитъ, обмываетъ, одеваетъ; готовитъ для нихъ и для мужа рубашку, занимаясь пряжею и шитьемъ, не досыпая ночей. — Она учитъ детей креститься и молиться Богу и водитъ ихъ въ церковь. Чаще мужа посещаетъ она въ воскресенье и въ праздничные дни храмъ Божiй при всехъ немалочисленныхъ ея хозяйственныхъ занятiяхъ по утрамъ. И такую жену можетъ ли мужъ считать недоброю, бранить ее, а иногда и бить за то, что она по временамъ, при бедности и при недостаткахъ семейныхъ, понукаетъ мужа къ работе, предостерегаетъ отъ излишней рюмки,—скажетъ ему иногда доброе и правдивое, хотя и горькое слово? Можетъ ли мужъ считать свою жену недоброю за то, что молча не сноситъ брани мужа, жалуется на него предъ людьми? Разве легко и всегда можно ей скрыть предъ другими то, о чемъ тяжко болитъ ея сердце? Разве у нея сердце каменное? Если мужъ не бранитъ жены безпощадно, не позоритъ ее предъ другими, то и жена сама никогда не вздумаетъ безславить мужа и себя.

Положимъ иная жена, по словамъ мужа недобрая. А кто же виноватъ въ этомъ прежде всего, — какъ не самъ мужъ, считающiйся главою семьи, хозяиномъ въ доме, — наделенный отъ Бога более крепкимъ умомъ, твердою волею и уполномоченный большею властью въ семье? Жена — не добрая... Почему же мужъ не учитъ ее быть

174 ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ.

доброю? Правда, мужъ хочетъ учить и учитъ ее грубою бранью, побоями. Напрасно. Бранитъ и бьетъ ее не съ мыслiю исправить, а съ желанiемъ только выместить зло на ней,—удовлетворить своей злости. Но зломъ никогда нельзя сделать добра; не сделаетъ и мужъ жены своей доброю, расположенною къ себе, искренно любящею супругою, если будетъ учить ее бранью, побоями, она будетъ мужа бояться, но не любить; она будетъ у мужа загнанною слугою, но не доброю, искреннею женою.

Итакъ, если мужья хотятъ искренно исправить своихъ женъ, требующихъ въ чемъ либо исправленiя, если хотятъ иметь своихъ женъ добрыми, а вместе съ темъ иметь миръ и благоденствiе въ своихъ семействахъ; то должны быть больше снисходительными и ласковыми къ своимъ женамъ, любить ихъ искреннею, чистою христiанскою любовiю, живо принять къ сердцу великiя слова славнаго апостола Христова—Павла: Мужiе! Любите своя жены, якоже и Христосъ возлюби Церковь и Себе предаде за ню. Тако должни суть мужiе любити своя жены, яко своя телеса.

II.

Въ прежней беседе мы говорили о томъ, что некоторые мужья несправедливо обижаютъ своихъ женъ, что мужья, по заповеди св. ап. Павла, должны любить своихъ женъ, какъ Христосъ возлюбилъ Церковь, за которую Онъ и предалъ Себя,—должны любить своихъ женъ, какъ свои тела, какъ самихъ себя, — добрыхъ женъ должны любить за ихъ доброту,—а недобрыхъ—для вернейшаго ихъ исправленiя; потому что зло недобрыхъ женъ нужно и лучше всего исправлять добромъ, а не зломъ. А теперь побеседуемъ о томъ, что тотъ мужъ, который любитъ свою жену, себя самаго любитъ: „любяй бо свою жену, себе самаго любитъ", говорить св. ап. Павелъ, т. е. кто любитъ свою жену, тотъ для себя делаетъ лучше, и наоборотъ, кто не любитъ своей жены, тотъ для самаго себя делаетъ хуже. Въ этомъ

ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ. 175

легко можетъ убедиться каждый изъ насъ. Такъ, всемъ намъ хорошо известно, что прислуга и домашнiе меньше любятъ того хозяина, который бываетъ угрюмъ, сердитъ, не въ меру требователенъ и черезъ меру взыскателенъ, бранчливъ и драчливъ,—напротивъ, прислуга и домашнiе больше любятъ того хозяина, который добросердеченъ, тихъ, благоразумно требователенъ и благоразумно взыскателенъ, отъ котораго никогда не слышатъ брани и не видятъ драки. Известно также и то, что у добрыхъ, къ которымъ расположены его слуги и домашнiе, успешнее идетъ работа, напротивъ, у того хозяина, къ которому слуги и домашнiе не расположены, работа идетъ безуспешно: слуги и домашнiе такого хозяина работаютъ только изъ подъ страха или по принужденiю такъ, чтобы хозяинъ только виделъ ихъ работу, только, чтобы не бранилъ ихъ. То же самое бываетъ и съ хозяйками домовъ,—съ женами. Правда, иная добрая и терпеливая жена, не смотря на недоброе обращенiе съ нею мужа, скрепя сердце, все-таки остается доброю женою, матерью и хозяйкою, все-таки желаетъ своему мужу добра, не перестаетъ хлопотать о муже, о детяхъ и о хозяйстве, все-таки считаетъ своимъ святымъ долгомъ заботиться обо всемъ этомъ, но когда она испытываетъ частыя обиды отъ мужа или, по крайней мере, когда она часто видитъ невниманiе мужа къ своимъ заботамъ, когда безнаказанно обижаютъ ее домашнiе, когда она видитъ себя со всехъ сторонъ унижаемою; тогда невольно можетъ ослабевать у ней добрая ревность о доме, муже, о детяхъ, и о всемъ хозяйстве, тогда она легко можетъ уклониться съ прямой дороги, можетъ решиться искать отрады и утешенiя где нибудь и въ чемъ нибудь другомъ, преступномъ, греховномъ, что, къ сожаленiю, иногда и бываетъ. Великой похвалы у людей и великой награды у Бога стоитъ та женщина, которая, при всехъ семейныхъ невзгодахъ, при всей нерасположенности къ ней мужа, остается доброю женою, доброю матерью, доброю хозяйкою дома. А какою она была бы женою, какою матерью,

176ХУДЫЕ И ДОБРЫЕ МУЖЬЯ.

какою хозяйкою, если бы видела къ себъ вниманiе, доброе расположенiе и мужа и домашнихъ! Счастливы были бы тогда супруги, успешно пошла бы тогда ихъ работа; и они при благословенiи Божiемъ, въ скоромъ времени непременно нашли бы въ своемъ доме, по крайней мере, довольство, если не изобилiе.

А что сказать о томъ, когда у недобраго, бранчливаго мужа бываетъ еще жена не совсемъ добрая—нетерпеливая, сварливая и мстительная? Въ доме такихъ супруговъ бываетъ постоянная ссора, самая грязная, безстыдная перебранка,—постоянная драка. Жена въ злости скажетъ одно какое-нибудь обидное слово мужу; мужъ ей два; жена еще прибавитъ, мужъ тоже не отстанетъ; и изъ искры поднимается пожаръ, въ которомъ растлеваются души, не только бранящихся, но часто и зрителей и слушателей. Можетъ ли у такихъ супруговъ быть общiй, добросовестный, успешный трудъ? Могутъ ли богатеть такiе дома, въ которыхъ мужъ и жена часто на перекоръ делаютъ другъ другу и иногда явно вредятъ себе же: напр., мужъ бьетъ посуду, а жена окна, и проч. Могутъ ли и дети быть благовоспитанными въ такой семье, где постоянно происходить между родителями вражда, ссора, брань, драка и где детямъ часто приходится испытывать незаслуженныя про­клятiя и удары, едва выносимые побои. Нечего уже говорить о томъ, что дети въ такой семье учатся самымъ понятнымъ способомъ и неповиновенiю родителямъ, и неповиновенiю къ старшимъ,—брани, ссоре и драке. Итакъ, легко принимается детьми эта наука, и какъ горько впоследствiи бываетъ отъ нея и самимъ родителямъ и обществу! Въ довершенiе злополучiя сварливаго мужа и таковой же жены нередко бываетъ, что мужъ не встречаетъ сочувствiя отъ жены ни въ радостныхъ, ни въ скорбныхъ случаяхъ, видитъ себя одинокимъ въ семье, какъ одинокою становится и его жена; и вотъ оба они стараются искать для себя особеннаго рода утешенiй,—въ пьянстве ли, или въ чемъ другомъ; а отъ этого еще больше растраивается

КЪ ЖЕНАМЪ, ИМЕЮЩИМЪ ХУДЫХЪ МУЖЕЙ. 177

ихъ семейная жизнь; еще больше делается ихъ супружество несчастнымъ.

Все зло, вся неурядица и растройство въ семье, какъ мы видимъ, происходитъ отъ—того, что мужъ, который, по своему назначенiю, долженъ быть главою жены, добрымъ и мудрымъ распорядителемъ своей семьи, не имеетъ прежде всего добрыхъ чувствъ къ жене своей, а при своемъ нерасположенiи къ жене не имеетъ и благоразумiя при случае удерживать и себя и жену отъ гнева и злости. Имей бы онъ сколько нибудь добраго чувства къ своей хозяйке, умелъ бы смолчать ей во время, или же сказать доброе слово,—и не было бы распри, раздора и непрiязни между ними. Ведь и дикихъ свирепыхъ зверей иногда укрощаютъ ласковымъ взглядомъ, ласковымъ обращенiемъ. Итакъ, всякiй мужъ, если любитъ себя самаго, стремится къ своему благополучiю, желаетъ благая увидеть въ своей жизни, долженъ любить свою жену, обращаться съ нею, какъ своею хозяйкою, помощницею, подругою жизни—обращаться съ нею ласково и приветливо, не давая ей чувствовать тяжелаго гнета, избегая брани, ссоры и раздора съ нею.

Къ женамъ, имеющимъ худыхъ мужей.

(Изъ жизни св. Нонны. Чет. Мин. авг. 5).

Всякiй знаетъ, что далеко не все живутъ счастливо въ супружестве и что, при этомъ, въ огромномъ большинстве, чаще приходится пить горькую чашу женамъ, нежели мужьямъ. Тамъ, слышишь, мужъ вовсе не хочетъ знать Бога и творитъ неподобная; тамъ пьяница; иному все равно, есть ли у него жена и дети, или нетъ; у третьяго въ привычку вошло надругаться надъ женою. Четвертый... да что четвертый? И не перечтешь, сколько есть худыхъ мужей. И вотъ сердце обливается кровью,

178 КЪ ЖЕНАМЪ, ИМЕЮЩИМЪ ХУДЫХЪ МУЖЕЙ.

глядя на этихъ несчастныхъ страдалицъ, какъ бы осужденныхъ на каждодневную муку и безграничную скорбь. Какъ же быть? Неужели такъ ужъ и оставить ихъ въ этой муке и ничемъ не помочь имъ? Ужели нетъ средства облегчить ихъ горькую участь? Нетъ, необходимо должно помочь и есть средство на то, чтобы облегчить ихъ участь. Вы, конечно, спросите, въ чемъ же состоитъ это средство? А вотъ послушайте, мы его сейчасъ откроемъ вамъ.

Мать св. Григорiя Богослова, блаженная Нонна, была дочь добрыхъ христiанъ, и родители воспитали ее по правиламъ христiанскаго благочестiя. Но вотъ ея несчастiе: родители выдали ее за язычника. И горько, горько ей, пламенной христiанке, было видеть, какъ мужъ ея, вместо истиннаго Бога, чтитъ бездушныя твари и кланяется огню и светильникамъ. Въ самомъ деле, каково ей было, когда она станетъ на свою молитву, а мужъ на свою; она начнетъ молиться Богу, а мужъ справлять идольскiе обряды?—Да, тяжело было! Но къ чести ея должно сказать, тяжело было только сначала. Нонна была женщина мудрая и волей сильная, и скоро средство изъ тяжелаго положенiя выйти нашла и худого мужа сделала добрымъ и изъ него— язычника сделала также примернаго и святаго христiа­нина. Какимъ же образомъ она достигла этого?

Наши рекомендации