Все о медитации: научитесьрасслаблять тело и успокаивать сознание 18 страница
Разыграйте спектакль в своем воображении
Когда какая-либо эмоция или импульс оказывается настолько сильной, что перенаправить ее не представляется возможным, вы можете ‘ разыграть’ ее в ходе медитации, вообразив себя главным действующим лицом и предоставив этой эмоции возможность полностью развернуться — возможно, даже в значительно преувеличенном и ничем не сдерживаемом варианте. А вы будете внимательно за ней следить. Этот не просто фантазия, носящая, как правило, навязчивый и бессознательный характер. Напротив, внимательно и бесстрастно отслеживая развертывание эмоции в своем воображении, вы понимаете, что у нее гораздо меньше власти на вами, чем вам казалось.
В то же время вы можете оценить ограничения, вред или боль, которые она может причинить. Например, вы можете вообразить, как разыгрываете — совершенно осознанно — ярость или желание, наблюдая за этим со стороны, Действительно ли ярость переполняет вас? Какое влияние ваша ярость оказывает на других? Принесла ли ваша вспышка то удовлетворение, которого вы ожидали?
Осознанно разыграйте эмоцию в реальной жизни
Когда какой-то стереотип настолько силен, что вы не в силах сопротивляться ему, попробуйте разыграть его в реальной жизни, как вы это обычно делаете, но только с полным осознанием происходящего. Обратите внимание на свои физические ощущения во время всего ‘спектакля” — от начала до полного завершения. Например, вы сопротивляетесь желанию съесть сливочное мороженое, но потом уступаете соблазну. Попробуйте иодойти к этому событие по-новому: тщательно пережевывайте и смакуйте каждый кусочек, внимательно фиксируйте каждое свое ощущение во время и после еды. Больше того, съешьте не одну, в несколько порций мороженого. Я гарантирую, что в процессе такого осознанного поедания ваше отношение к сливочному мороженому изменится. (Подробнее об использовании максимальной включенности в текущую ситуацию в повседневной жизни см. в главе 15.)
Фокусировка; западный способ медитации, позволяющий разобраться в своих чувствах
Ниже описана медитация, называемая фокусировкой. Эта медитация разработана прфессором психологии Чикагского университета Юджином Гендлином, чтобы помочь людям, таким как вы и я, разобраться в своих комплексах и соответствующим образом измениться — как внутренне, так и внешне.
Фокусируясь на своем ощущении той или иной проблемы — т.е. на том месте своего тела, где она у вас “хранится”, — вы можете получить ценную информацию о том, что вы представляете собой и чего вы в действительности хотите (в чем нуждаетесь).
1. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
2. Сосредоточьтесь на том месте внутри себя, в котором испытываете проблемы, и спросите себя: “Как я действую? Что у меня не так? На что следует обратить внимание прямо сейчас?”
Вы пытаетесь отыскать не какую-то сильную эмоцию, а нечто более тонкое и эфемерное — испытываемое вами ощущение. (В данном случае речь идет не столько о чувстве — и, безусловно, не о мысли, — сколько о том, что обычно выражают словами “чую нутром'’.)
3. Возьмите то, что вы получили, отложите его в сторонку и задавайте такие же вопросы до тех пор, пока у вас не составится список из трех или четырех элементов, на которых вы могли бы сфокусироваться прямо сейчас.
Выберите один из элементов, но не “влезайте” в него. Вместо этого, расчистите некоторое пространство вокруг него.
Отставьте в сторону любые мысли и аналитические выкладки и просто останьтесь с ощущением выбранного элемента.
4. Спросите себя: “В чем заключается основной пункт этой проблемы?”
Не торопитесь делать выводы и не пытайтесь понять проблему. Пусть этот “основной пункт” возникнет перед вами в полной тишине. Может оказаться, что то, что вы получили, отличается от того, на что рассчитывало ваше сознание. Вы узнаете это в своем теле.
5. Посидите минуту-другую с основным пунктом этого испытываемого вами ощущения и подождите, пока этой основной пункт выразится в каком-либо слове, образе или чувстве.
Не пытайтесь понять это. Просто осознавайте этот основной пункт с мягким любопытством, ожидая, что более глубокое знание проявится само собою.
6. Сравните это слово, образ или чувство с ощущением, которое вы испытываете в своем теле, спрашивая у себя: “То или не то? Подходит или нет?”
Если подходит, вы заметите перемену ощущения: глубокий выдох, вздох облегчения или небольшое расслабление внутри вашего тела. Если не подходит, спросите у испытываемого вами ощущения: “Так что же все-таки подходит?” — и ждите ответа. Запомните: чтобы получить информацию, вы задаете вопросы телу, а не сознанию.
7. Когда вы получите ответ, который покажется вам правильным (вы ощутите его как правильный), посидите молча какое-то время и предоставьте возможность своему телу проявить соответствующую реакцию.
Эта перемена ощущения может продолжаться. Вы можете также испытать высвобождение энергии или какой-то другой заметный отзвук в своем теле.
Вот наглядный пример фокусировки. Допустим, вас не покидает навязчивая мысль о вчерашнем разговоре с другом. Этот разговор вы прокручиваете раз за разом в своем сознании, не находя ответа на терзающие вас сомнения. Вы решаете отбросить свои мысли и обратить внимание на внутреннее восприятие этого разговора (т.е. ощущение, которые вы испытываете в связи с этим разговором). Заглянув внутрь себя, вы обнаруживаете, что это внутреннее восприятие сосредоточено в вашей душе, а основной пункт его связан с тоном, которым ваш друг разговаривал с вами.
Посидев один на один с этим внутренним восприятием, вы приходите к выводу, что основной пункт данной проблемы — это даже не тон вашего друга, а чувство, которое этот тон вызвал у вас. Что же это за ■ чувство? Может, зависть? Пожалуй, нет... Возможно, это ощущение того, что вас недооценивают, что вы не так хороши, как ваш друг, или, еще точнее, что вы занимаетесь делом, которое вам не по душе, а как ваш друг — своим любимым делом. Пожалуй, вот в чем дело: вы понимаете, что занимаетесь совсем не тем, чем хотели бы заниматься и к чему испытываете склонность, и поэтому слова вашего друга вызвали у вас неприятное ощущение.
Осознав это, вы замечаете в себе изменение ощущения, возможно, сопровождаемое слезами и печалью. Итак, вы выполнили цикл фокусировки. Точно такой же метод вы можете использовать для решения любой другой проблемы и для анализа любого ощущения.
Как найти специалиста, который поможет вам избавиться от навязчивых стереотипов
Возможно, вы так полны негативными мыслями и чувствами, что не можете сконцентрироваться — даже во время медитации. Голоса (или образы), роящиеся у вас в голове, обрушивают на вас бесконечный поток мыслей, сожалений, оценок и критики. Этот поток так силен и стремителен, что вы не можете додумать до конца ни одной мысли. Возможно, вам удается сосредоточиться на своем дыхании или повторять мантру, но неожиданно в вашем сознании внезапно вспыхивает какая-нибудь особенно впечатляющая история или визуальный образ, и это полностью вышибает вас из колеи.
Мое первое предложение — регулярно занимайтесь медитацией и наблюдайте за происходящими с вами переменами. Как вы чувствуете себя после нескольких недель или месяцев регулярных занягий медитациеи? Удалось ли вам добиться успеха? Почувствовали ли вы себя спокойнее и умиротвореннее? Углубилась ли степень вашей концентрации?
Однако если какие-то стереотипы оказываются особенно навязчивыми — в частности, если они мешают вам продуктивно работать или поддерживать хорошие отношения с людьми, — можно обратиться за помощью к психотерапевту. Разумеется, многие испытывают неловкость, когда им приходится обращаться за помощью в решении своих проблем к посторонним людям. Впрочем, эту ситуацию можно рассматривать и с другой точки зрения: с незапамятных времен люди обращались за помощью и советом к врачам, шаманам, священникам и старейшинам всякий раз, когда у них возникали серьезные проблемы.
Суть заключается в том, что психотерапия бывает разной и зависит от специалиста, оказывающего психотерапевтическую помощь. Вот несколько рекомендаций по выбору психотерапевта, который поможет вам освободиться от ограничении, налагаемых вашими навязчивыми стереотипами. Эти рекомендации основаны на моих собственных предпочтениях, на моем более чем двадцатилетием опыте работы в качестве психотерапевта и на моем тридцатипятилетнем опыте медитационной практики (в качестве медитатора и учителя медитации).
Поговорить, конечно, важно, но этого мало
Классическая психотерапия представляет собой беседу, нацеленную на достижение момента, когда углубленное проникновение в суть проблемы позволит выявить некое место, скрывающееся в глубинах подсознания пациента, и инициировать некий внутренний сдвиг или эмоциональное высвобождение. Однако психотерапия, основанная исключительно на беседе, продвигается к решению поставленной задачи очень медленно. Постарайтесь найти психотерапевта, который сочетает беседу с другими методами, обеспечивающие более быстрое продвижение в глубины вашего подсознания, например гипнотерапию.
Где найти психотерапевта
Если хотите найти подходящего психотерапевта, прежде всего обратитесь за советом к друзьям, членам семьи или людям, разделяющим ваши интересы или _ ценности. Выяснив фамилии этих психотерапевтов, пообщайтесь с ними по телефону. Вы имеете полное право расспросить их обо всем, что вас интересует. Вы можете даже провести с каждым из них сеанс-другой, прежде чем принять окончательное решение. В конце концов, лучше сейчас потратить пару сотен долларов на такие пробные сеансы, чем обнаружить через шесть месяцев или через год, что вы совершили ошибку.
Выбирайте человека, а не рекомендации
Даже если психотерапевт предоставит вам кучу рекомендательных писем, а стены его офиса будут увешаны дипломами, постарайтесь разобраться в нем как в личности. Внимательно ли он слушает вас? Слышит ли то, что вы говорите ему? Производит ли он впечатление человека, способного глубоко заглянуть вам в душу и разобраться в ваших проблемах?
Pie чувствуете ли вы себя скованно в его присутствии. Доверяете ли вы ему настолько, чтобы раскрыть ему свою душ /, позволить прикоснуться к вашим больным местам и решить ваши самые сложные проблемы? Вам ведь придется полностью довериться этому человеку.
Имеет ли для вас значение религия
Если у вас есть религиозные уоеждения— или вы склоняетесь к определенной религии, — вам лучше выбрать психотерапевта с аналогичной духовной ориентацией. Если выбор невелик, постарайтесь по крайней мере найти психотерапевта, который уважает духовный выбор своих пациентов и не пытается развенчать его. С таким человеком вы сможете открыто говорить о медитации и межличностных ощущениях, а он сможет сочетать вашу медитацию с психотерапией, что позволит эффективнее решить ваши проблемы.
Обратитесь к своему “внутреннему ребенку'
Если вы взволнованы или расстроены чем-либо, обратитесь к своему “внутреннему ребенку’, т.е. той вашей части, которая способна чувствовать очень тонко и глубоко. Ниже описан вариант медитации, который поможет вам успокоить и воспитать своего “внутреннего ребенка".
1. Обратите внимание на свои чувства и то место, где они ощущаются.
2. Уделите какое-то время отслеживанию своего дыхания и постепенному погружению в испытываемые вами чувства (с одновременным расслаблением).
3. Представьте, что э- и чувства испытывает маленький мальчик или девочка внутри вас
Этот ребенок — молодая, недостаточно развитая часть самою вас. В вашем сознании мсжет существовать какой-либо образ, какое-то интуитивное чувство или внутреннее знание,
4. Задайте себе следующие вопросы: “Сколько лет этому ребенку? Как его зовут? Какого внимания этот ребенок требует от меня в данный момент?”
Возможно, этот ребенок хочет, чтобы его успокоили, убаюкали. Может быть, он просто хочет поиграть.
5. Представьте, что вы даете своему “внутреннему ре&енку” то, что он хочет получить.
6. Продолжайте общаться с этим ребенком, сколько пожелаете, произнося соответствующие слова, выслушивая его или поглаживая его по головке.
7. Когда этот процесс общения закончится, обратите внимание на то, как вы чувствуете себя.
Возможно вы еще сильнее расслабились или стали увереннее в себе. Во всяком случае вы уже не так расстроены и боитесь гораздо меньше.
8. Обнимите своего “внутреннего ребенка” (если он не против), скажите ему, что любите его, и пообещайте время от времени навещать его. Разумеется, вы должны сдержать свое обещание!
Глава 12
Разбор завалов и устранение побочных эффектов
В этой главе...
- Препятствия на пути к медитации — зерна для вашей мельницы
- Как преодолеть измененные состояния и избавиться от необычных ощущений, не отвлекаясь от медитации
- Семь энергетических центров — и чему они могут научить вас утешествие в мир медитации изобилует великолепными, 'захватывающими видами и вдохновляющими достопримечательностями. Однако па пути может встретиться немало препятствий, объездных дорог и поломок, мешающих вашему движению к цели. Как я уже говорил, моя книга должна сыграть роль подробного путеводителя, а данная глава может выполнить роль руководства по устранению неполадок и препятствий.
Если вы принадлежите к числу счастливчиков, для которых не существует препятствий, можете пропустить >ту главу— по крайней мере в данный момент. Но если вы хотите получить представление о препятствиях, которые могут встретиться на вашем пути, внимательно прочитайте эту главу. Вы узнаете, как преодолеть самые распространенные препятствия, которые могут встрети ться на вашем пути, и найдете описание живописных мест, которые могут увести вас в сторону от намеченного пути.
Как преодолеть дорожные завалы
Несмотря на то что медитация может быть очень сложной, базовая практика (см. главу 1) достаточно проста: нужно просто сесть поудобнее, успокоиться, обратить внимание внутрь себя и сфокусировать сознание. Однако это может оказаться нелегко!
Помимо “проблемных ’ эмоций и навязчивых стереотипов, которые мы обсуждали в главе 11, каждый настойчивый медитатор рано или поздно сталкивается с какими-то из многочисленных “дорожных завалов' или препятствий. (Слово препятствия не должно пугать вас: препятствия могут замедлить ваше движение, но не могут остановить его.) Если вас клонит в сон, если вы не можете успокоиться, если вас одолевает скука, если вы раз за разом пропускаете занятия медитацией или сомневаетесь, стоит ли вообще продолжать их, это вовсе не означает, что вы делаете что-то не так. На самом деле вы просто сталкиваетесь с навязчивыми стереотипами, которые создают вам проблемы во всех сферах жизни. Медитация служит лабораторией, в которой вы можете с максимальным осознанием исследовать навязчивые стереотипы и применить полученные результаты в работе, в отношениях с друзьями или в семейной жизни. (Иными словами, эти “препятствия” на самом деле служат зерном для мельницы самоосознания и изменения поведения.)
Как я уже неоднократно подчеркивал, вьг должны относиться к самому себе и к дорожным завалам, возникающими на вашем пути, заботливо и внимательно, как к близкому другу, Ьаша задача заключается не в гом, чтобы продираться сквозь эти завалы к какому-то величественному месту, где царит ясность и покои. Скорее эти препятствия сами по себе служат исключительно важным исходным материалом для вашей лабораторной работы, когда вы научитесь открывать все, что возникает на вашем пути (т.е. попадает в сферу ваших ощущении), с помощью мягкого, без- оценочного осознания. Вместо того чтооы воспринимать эти завалы как препятствия, вы можете представлять их как посланцев, приносящих с собой подарки в виде возросшей энергии, мудрости и уверенности. Как указывалось в главе 11. целесо- ооразно начать с присвоения имен своим ощущениям.
Сонливость
Большинство из нас проживают свою жизнь в полусне, обращая минимум внимания на происходящее вокруг. Не бывает ли с вами так, что, придя домой, вы не можете вспомнить, как попали сюда? Поскольку задача медитации заключаемся в том. чтобы проснуться и включить свое осознание на полную мощность, не приходится удивляться тому, что всем медита- торам хотя бы изредка приходится преодолевать в себе скуку и сонливость
Сонливость— одно из самых распространенных препятствий и проявляет себя в разных формах и масштабах. Начните с исследования своих ощущений. В каком месте тела вы испытываете сонливость? Что происходит с вашим сознанием? Может быть, вы ощущаете физическую усталость или вам просто скучно? Возможно, вы зеваете, потому что уже несколько дней не можете нормально выспаться? В таком случае прекращайте медитацию и отправляйтесь в постель.
Однако чаще всего ваше сознание затуманивается, когда вы сопротивляетесь возникновению у себя какой-либо неприятной или нежелательной эмоции например страха или печали. Вы можете спросить у себя: “Чего я пытаюсь избежать? Что скрывается за этой сонливостью?” (Вы можете перенести подобные расспросы и на другие моменты своей жизни, когда неожиданно словно впадаете в анабиоз.)
Занимаясь медитацией в течение какого-то времени, вы заметите, что, по мере того как ваше сознание успокаивается, на вас наваливается сон. В этот момент вам надо пробудить свою энергию, широко открыв глаза и усевшись прямо. Если же сонливость не желает покидать вас, можно подняться и пройтись туда-сюда, умыться прохладной водой. Это поможет вам прийти в себя и окончательно проснуться.
Беспокойство
Когда вам не удается сосредоточить внимание на медтации из-за того что ваш мозг перевозбужден, вы озабочены или вефевожены или предпочли бы заняться чем-либо другим, попробуйте присвоить своему беспокойству имя и выяснить, как вы ощущаете его в своем теле. Возможно, вы ощущаете зажатость мышц живота, напряженность в голове или испытываете неприятные ощущения в руках и ногах. Возможно, вы заметите, что сидите в неудобном положении, например на самом краешке сидения, будто в любой момент готовы вскочить и отправиться на кухню перекусить или позвонить по телефону.
Обратите также внимание на то, чем занят ваш мозг. Не перепрьп ивает ли он самопроизвольно с одной темы на другую, не сверлит ли его навязчивая мысль о каком-нибудь предстоящем событии или о неприятной обязанности? Исследуйте свое беспокойство как можно спокойнее, не впадая в возбуждение и не поддаваясь соблазну немедленно вскочить и начать действовать, займитесь подсчетом своих вдохов и выдохов или воспользуйтесь каким-либо другим способом достижения концентрации, чтобы успокоить свое сознание, а затем возобновите свои обычные занятия медитацией. Беспокойство, как и сонливость, может быть вашей реакцией на болезненные или неприятные ощущения, которые вы предпочли бы не испытывать.
Скука
Подооно большинству людей, вы полагаете, что скука одолевает вас потому, что объект вашего внимания не представляет для вас достаточной ценности или интереса. Однако, возможно, вам следует внимательнее изучить свою скуку и причины, ее вызвавшие. Дело в том, что скука возникает у вас потому, что ваше внимание время от времени рассеивается или у вас появились какие-то суждения или предпочтения, которые мешают вам полностью сосредоточиться на текущем моменте. Кроме того, большинство из нас уже привыкли к постоянному стимулированию. Нам трудно посидеть какое-то время спокойно, сосредоточившись на каком-нибудь простом занятии, например на своем дыхании.
Скука, подобно беспокойству, мешает вам ощущать красоту и течение жизни, зато медитация предоставляет вам восхитительную возможность исследовать свою скуку. Начните хотя бы с повторения ее имени: ‘скука, скука...”. Какие ощущения вы испытываете при этом в своем теле (т.е. как вы ощущаете скуку)? Какие истории возникают в вашем сознании? Вместо того чтобы реагировать на свою скуку, предоставьте себе возможность скучать с полным осознанием этого состояния. Испытываемая вами скука может настолько восхитить вас, что скуку как рукой снимет!
Когда страх перестает быть препятствием
В своей книге When Thing- Fall Apart ("Когда все валится из рук”) буддистский учитель американского происхождения Пема Чодрон рассказывает историю одного молодого человека, который в 1960-е годы прибыл с Запада в Индию. Он страстно желал избавиться от негативных эмоции (особенно страха), которые одолевали его и были, по его мнению, главным препятствием в его развитии.
Учитель, с которым этот молодой человек встретился в Индии, уговаривал его прекратить свою внутреннюю борьбу, однако молодой человек воспринял этот совет просто как очередной способ избавления от страха.
Наконец, учитель отправил его медитировать в лачугу, расположенную далеко в предгорьях. Однажды поздно ночью когда молодой человек одиноко сидел в своей лачуге, он внезапно услышал какой-то подозрительный шорох. Оглянувшись, он увидел в углу лачуги кобру, которая приняла боевую стойку и угрожающе покачивала головой из стороны в сторону. Молодого человека охватил ужас. Он сел, уставившись на змею. Разумеегся, он не мог не только уснуть, но даже пошевелиться. Он не мог воспользоваться каким-либо из медитационных методов, чтобы успокоиться. Он просто сидел, наедине со своим страхом, стараясь дышать как можно тише.
Ближе к утру, когда догорела свеча, молодой человек внезапно испытал прилив нежности и сострадания ко всем живым существам в мире. Он ощущал все их страдания и желания. Неожиданно он понял, что использовал свои занятия медитацией для того, чтобы отгородиться невидимой стеной не только от других, но и от самого себя.
Окруженный со всех сторон темнотой, он расплакался, Да, он был зол, высокомерен и напуган — но он был также неповторим, мудр и оезмерно любим. Преисполненный чувства глубокой благодарности, он поднялся со скамьи, подошел к змее и поклонился ей — а затем уснул прямо на полу. Когда же он проснулся, змеи в лачуге уже не было. Она бесследно исчезла — как бесследно исчезла и его отчаянная потребность бороться со своим страхом.
Страх
Иногда, приступая к занятиям медитацией, вы замечаете, как в вашем сознании копошатся пугающие мысли и чувства, которых вы прежде пе замечали у себя. Откуда они появились? Возможно, вы опасались чего-либо, но не отдавали себе в этом отчета, пока не приступили к медитации? Возможно, в вашем осознанном внимании неожиданно всплыли какие-то застарелые страхи, которые нужно просто проанализировать и уяснить? Возможно, вы боитесь медитации как таковой, например опасаетесь, что не сможете выполнять ее правильно, не сможете избавиться от стресса? Наконец, может быть, вы боитесь каких-то неприятных воспоминаний или чувств, которые могут появиться у вас в процессе медитации?
Если это действительно так, то вы не одиноки! Страх — одна из самых распространенных человеческих эмоций, а потому нет ничего удивительного в том, что он проявляется в процессе медитации. Вы можете использовать занятия медитацией как уникальную возможность преодолеть свой страх, следуя инструкциям, изложенным в главе 11.
Сомнения
Эго препятствие может оказаться осооенно трудным, поскольку ставит под вопрос все ваше путешествие в мир медитации. "Есть ли у меня качества, необходимые для успешных занятий медитацией? Мне нико1да не удается успокоить свои мозг— возможно, мне следовало бы заняться йогой или тай-чи? Какая польза от отслеживания лыхания? Разве это помогает мне расслабиться и успокоить мозг?” Разумеется, полезно задавать вопросы и искать ответы, но если уж вы решили заняться медитацией и посмотреть что из этого получится, то рассматривайте свои сомнения как зерно для своей мельницы, а не относиться к ним с повышенной серьезностью.
Сомнения могут быть также результатом чрезмерной спешки и завышенных ожиданий, тогда как. занимаясь медитацией, следует выбросить из головы какие бы то ни было ожидания (о чем говорится в главе 6) — и просто медитировать, веря в то, что со временем польза от этих занятий проявится сама собой. Чтобы выработать у себя такую веру, советую вам почитать также и другие книги о медитации.
Сомнения возбуждают сознание и затрудняют концентрацию. Советую вам называть их по имени (“сомнения, сомнения, сомнения,...”) и фиксировать ощущения, которые появляются в вашем теле, а также истории, возникающие в вашем сознании. В результате использования метода максимальной включенности в текущую ситуацию сомнения постепенно рассеиваются и отступают. Со временем все ваши маленькие сомнения могут даже слиться в одно огромное сомнение, которое заставит вас заняться углубленным исследованием природы его возникновения и получить ответы на вопросы, которые не дают вам покоя.
Откладывание на потом
Подобно сомнениям, откладывание может прервать ваше путешествие в мир медитации. В конце концов, если вы будете постоянно откладывать медитацию на потом, то не сможете воспользоваться ее преимуществами. Если вы вообще склонны все откладывать в долгий ящик, то медитация дает вам возможность исследовать свои оолее глубокие чувства и озабоченность, способствующие выработке и поддержанию этого стереот ипа. Попытайтесь честно но вместе с тем мягко и не прибегая к оценкам) ответить на вопрос, что мешает вам реализовать на практике свои намерения.
Как я уже говорил, вы, возможно, боитесь, скучаете или сомневаетесь в пользе медитации. Возможно, какая-то часть вашего “я” сопротивляется позитивным переменам, предла-
гаемым медитацией, и сводит на нет все ваши усилия. Возможно, вы слишком беспокойны или чересчур заняты и потому не можете выкроить минутку именно на ту деятельность, которая поможет вам сосредоточиться и избавиться от беспокойства Возобновив регулярные занятия медитацией, вы сможете тщательнее изучить эти стереотипы. (Возможно, вам понадобится освежить свою мотивацию или укрепить самодисциплину. Перечитайте главы 4 и 9.)
Чрезмерная бдительность
Понаблюдайте за молодой матерью, которая возится со своим младенцем. Следит ли она за ним неотрывно, пытаясь заметить первые же признаки болезни или дискомфорта? Отнюдь нет! Она мягко, словно невзначай, заглядывает ему в глаза с теплым и заботливым вниманием. При этом ее взгляд не выражает ни тревоги, ни озабоченности.
Такое же мягкое, осознанное внимание следует проявлять в медитации. Если ваша сосредоточенность принимает навязчивый характер, если стремитесь достичь в медитировании совершенства, ваши занятия медитацией могут вызвать у вас еще больший стресс, чем гот, который был у вас до медитации. Вместо этого вам следует расслабить свое внимание, как это делает любящая мать, фиксируя свои ощущения таким образом, чтобы это не вызывало у вас чрезмерной озабоченности или напряженности. Возможно, вам необходимо исследовать глубоко засевший в вас страх, который и является первопричиной вашей чрезмерной бдительности.
Чрезмерная бдительность может также принимать форму постоянного отслеживания достигнутых вами успехов. Однако дело в том, что истинный прогресс в медитации требует от вас постоянного и осознанного присутствия в настоящем времени, без чрезмерной озабоченности вашим положением дел. Лучше всего вам расслабить свое осознание и просто позволить себе делать то, что вы делаете.
Самооценка
Самооценка, подобно страху, присуща каждому человеку, — по крайней мере человеку западной культуры. Возможно, вы сосредоточили свою самооценку на занятиях медитацией я медитирую неправильно, я не умею концентрировать внимание) или на своем бытии в целом (я неадекватен меня нельзя полю Зить, я поступаю плохо). Оценивающее сознание может даже маскироваться под объективного наблюдателя или духовного наставника, который постоянно сравнивает ваши успехи с неким идеалом. “Будда был совершенно спокоен и невозмутим, а ты нет — нашептывает такой объективный наблюдатель или духовный наставник. Или: '‘Если бы ты был хорошим христианином (магометанином, иудеем), у тебя не возникали бы чувства гнева или страха’. К сожалению, как любил повторять один из моих учителей, сравнение убивает . Тем самым он хотел сказать, что сравнение мешает уникальной жизненной силы и самовыражению, которые принадлежат лишь одному вам и не подлежат сравнению ни с чем.
Называя по имени или фиксируя свою самооценку, вы дистанцируетесь от них. вместо того чтобы принимать их за истину, как склонны делать многие из нас. Как звучит голос вашей самооценки? Какие истории он нашептывает вам, пытаясь выдать их за истину в последней инстанции? Не напоминает ли он вам голос какого-то конкретного человека (например, кого- то из ваших родителей или начальника)? Не пытаетесь ли вы избавиться от какого-то своего опыта, поскольку по каким-то причинам он кажется вам нежелательным? Ооратите внимание, как эти самооценки ощущаются в вашем теле. Когда вы принимаетесь оценивать себя, в каких-то частях вашего тела может возникать напряженность, сокращаются мышцы и т.п.
Подвергнув анализу свою самооценку, начните приглашать ее, как своего старого друга, не только в занятия медитацией, но и в свою повседневную жизнь (впрочем, не покупаясь на ее истории).
Привязанности и желания
Если страх и самооценка представляют собой попытку избежать определенных ощущений (или сопротивляться им), то привязанности заставляют нас цепляться мертвой хваткой за то, что у нас есть, в то время как желания заставляют нас искать что-то лучшее. Ваша привязанность к чему-либо (к своей карьере, к своим отношениям с другими людьми или к каким-то материальным объектам) мешает вам расстаться с предметом вашего обладания, если обстоятельства изменяются. “Разве в 'том есть что-то противоестественное?”— спросите вы. Конечно. нет, но привязанность может послужить причиной ооли, поскольку жизнь зачастую проходит по сценарию, не отвечающему нашим ожиданиям. Что же касается желаний, то неудовлетворенность из-за отсутствия у нас того, чем мы хотели бы обладать, и наличием у нас того, у чему мы безразличны, проявляется в виде болезненного течения, проходящего под поверхностью нашего осознания.