В) опровержение идеологии матуридитов об Атрибуте речь Аллаха (аль-калям).

https://youtu.be/cf_d6ZVfz4s

Как мы разрушаем эту их идеологию и как мы её опровергаем. Так вот её опровержения делается несколькими методами.

1. Сами же лидеры матурудитов и ашаритов более поздних поколений, согласились с тем, что говорить о наличии какого-то "каляму нафси" (внутренней речи) это является абсурдом и бредом. Почему первые поколения (этих заблудших) не посчитали это за абсурд, но наоборот устанавливали это? Потому что еще не было предъявлено всех этих претензий, потом уже с годами веками во время разных полемик и споров между мутазилитами и матурудитами, а также между суннитами и матурудитами, им предъявляли всё больше и больше претензий, которые ставили их всё больше в тупик. И появлялось множество сложностей относительно этой идеологии. Поэтому когда поздние поколения читали все эти споры, диспуты и полемики, пришли к выводу, что «каляму нафси», такая идеология является неправильной.

Из тех, кто её опроверг, был лидер ашаритов Сайфуддин аль Амуди, он сказал в своей книге: "Ответить на все эти претензии, которые нам предъявляют относительно каляму нафси, (то есть внутренней речи), тяжело (ответить на все эти претензии)". Источник: «абкару абкар» 1/91.

Потом пришел Аль-Джурджани и тоже указал и признался в том, что если мы будем утверждать «каляму нафси», то за этим следует много различных ложных последствий. Поэтому начал говорить, что слова Всевышнего Аллаха это не просто внутренний смысл, но это слова и смысл, то есть буквы, звуки и смысл, потом разбирая этот вопрос, сказал: "То, что мы упомянули, хоть это и противоречит идеологии наших поздних соратников, но необходимо признать то, что это является истиной, и с этим не поспоришь". Источник: «Шархуль мавакиф» 8 том стр. 103-104.

Затем за этими двумя последовал Исамуддин Аль-Ифараини и сказал: "И нет никакого сомнения, что то, что высказал Джурджани более близко к истине, чем то, что высказывали наши соратники ранее". Источник: «Хашьяту исам шарх акаид ан-насафия Тафтазани» стр. 188-189.

И затем с этим, то, что каляму нафси и это идеология является бредом, и абсурдом согласились также Аль-Мар`аши и АбдульХаким ас-Саляякути, эти лидеры матурудитов тоже согласились с этим.

2. Задаем вопрос матурудитам: когда Всевышний Аллах разговаривал с Мусой (алейхи салям), Муса (алейхи салям) слышал слова Всевышнего Аллаха или только понял их? Они говорят: только понял их. Мы говорим: хорошо, мы с вами соглашаемся, допустим, Муса (алейхи салям) не слышал слов Всевышнего Аллаха, но только понял их. Дальше мы вам задаём второй вопрос: Муса (алейхи салям) понял все, все слова Всевышнего Аллаха или понял какую-то часть слов Всевышнего Аллаха? Если они скажут, что Муса (алейхи салям) понял все слова Всевышнего Аллаха, то они попадают в явное неверие, потому что получается, что Муса алейхи салям, слышал все слова Всевышнего Аллаха, о которых Всевышний Аллах сообщает о том, что если бы все моря на земле превратились в чернила, как и все деревья превратились в перья и еще бы добавилось семь земель таких же или семь морей таких же, то слова Всевышнего Аллаха не иссякли бы. Получается, что Муса алейхи салям, когда слышал слова Всевышнего Аллаха: «Поистине Я Всевышний Аллах, нет божества достойного поклонения кроме Меня, поклоняйся же Мне и выстаивай намаз, для того, чтобы поминать Меня», что в этой фразе, которую слышал Муса алейхи салям и в других фразах, которые он слышал, то есть в нескольких фразах, он понял, как они говорят, что он понял все слова Всевышнего Аллаха, это является явным неверием. Поэтому если они скажут, что нет Муса алейхи салям, не понял всех слов Всевышнего Аллаха, но понял только часть слов Всевышнего Аллаха, тогда мы ставим их во второй тупик и говорим, что исходя из этого, получается по вашим же словам, что слова Всевышнего Аллаха делятся на части, а деления на части указывает на то, что Всевышний Аллах способен разделиться на части и способен из частей собираться и Его сущностный атрибут делится на части по частям, а это противоречит вашим философским устоям (основам), и указывает на то, что Всевышний Аллах готов к принятию сотворенности и Он является творением и не является Творцом, то есть попадаете вы в тупик с обоих сторон, и попадаете в неверие.

3. Из вашей идеологии получается ложное последствие то, что слова Всевышнего Аллаха, которые мы читаем в Коране приказы, запреты, извещения являются одним и тем же. То есть Всевышний Аллах говорит: "Хвала Аллаху Господу миров", и слова Аллаха о запретах: "Не приближайтесь к намазу тогда, когда вы пьяны", у вас получается, что и первый и второй аят одно, и тоже, то есть приказы запреты и извещения это одно, и тоже.

4. Матурудиты заявляют явно то, что слова Всевышнего Аллаха являются атрибутом, который противоречит немоте и противоречит молчанию. Но сами же они говорят, что Слова Всевышнего Аллаха являются внутренней речью, а это никак не противоречит в действительности молчанию и немоте. Потому что немой человек, а также молчащий человек - разговаривает внутренней речью, поэтому они попадают в противоречие самим себе.

5. Всевышний Аллах бросил вызов курайшитам (многобожникам) и указал на то, что они не смогут прийти с таким же Кораном, с которым пришел Пророк (алейхи соляту ва салям). И если бы слова Всевышнего Аллаха были бы внутренней речью, то этот вызов бросать не было бы смысла, потому что это было бы накладыванием на души то, что они изначально не способны, то есть, как может человек принести книгу, которая является внутренней речью? Человек не способен, этого сделать. А если они скажут, что Коран не является на самом деле словами Всевышнего Аллаха, мы говорим, тогда курейшиты смогли бы принести такой же Коран, потому что нетрудно принести то, что не является словами Всевышнего Аллаха.

6.Матуридиты говорят, что Коран, который перед нами на самом деле является словами Аллаха лишь (маджазом) в переносном смысле, но не в прямом смысле. Исходя из этого, мы говорим, ваше же единогласное мнением «маджазистов», то, что маджаз можно аннулировать и отменить. Например: «Я видел льва, который рубит головы врагу», можно сказать - я льва не видел, в том смысле, что я не видел хищное животное лев. Также получается из вашего убеждения, то, что Коран можно аннулировать и сказать, раз он является словом Всевышнего Аллаха лишь (маджазом) в переносном смысле, то можно сказать, что Коран не является словом Всевышнего Аллаха, а это является неверием, единогласно мусульманской общиной.

7. Седьмой пункт опровержения их идеологии является очень важным и заключается он в том, что действительная сущность их представления об атрибуте Всевышнего Аллаха - Разговор, является аннулированием этого атрибута, потому что внутренняя речь является чем? Обладатели знания разъясняя о действиях или о словах объекта говорят, что объект может действовать или разговаривать либо действием «билль фи`иль» либо силой «билль кува», как это понять?

Когда я произношу слова, то про меня говорят - он разговаривает действием, - в действительности происходит разговор. А когда я молчу и думаю про себя свои слова, это называется - он разговаривает силой, то есть он не разговаривает словом, но он разговаривает внутренней своей силой, в том смысле, что он способен на разговор, но действие он не производит. То есть одно дело сказать - разговаривает, а другое дело сказать - способен на разговор. Это две разные вещи.

Так вот внутренняя речь в действительности является одним из двух: либо является знанием, либо является желанием. То есть объект, когда думает внутри себя (разговаривает внутри себя), то есть знает о том, что он хочет высказать, и это не является атрибутом разговор, но является атрибутом знания. Либо внутреннюю речь можно описать желанием, то есть желает это высказать, но не высказывает. То есть внутренняя речь это одно из двух: либо знание, либо воля, поэтому говорить, что разговор Всевышнего Аллаха это внутренняя речь, является аннулированием этого атрибута и сведением его к одному из двух атрибутов, либо это знание, либо это воля.

Поэтому УалиюЛлах Ад-Дахляви (ханафит), делая опровержения матурудитам, сказал: "Разговор внутренний это либо знание, либо воля, ничего другого", это в его книге "Аль Будур" на странице 108.

Поэтому мы спрашиваем матурудитов: Всевышний Аллах разговаривает действием или силой? Если они скажут действием, то они опровергают и аннулируют свою идеологию о "внутренней речи", если они скажут, что Всевышний разговаривает лишь силой, тогда мы скажем, что разговаривать силой может как немой, так и молчащий, и разговаривать силой является чем? Знать о том, что ты хочешь высказать или желать это высказать, это является уже другим атрибутом, либо знание либо воля. Поэтому как мы приводили слова их же имамов матурудитов за которым они следуют, как абу Ханифа (ученый ахли Сунна), аль-Баздави, Ас-Саракси, Ан-Насафи, Аль-Бухари (это не автор сахиха), Аль-Магнисави, Мула Али Аль-Кари, Аль-Баяды, мы приводили на одном из прошлых уроков их слова, о том, что если кто то сделает истолкование атрибута Рука и скажет, имеется ввиду милость или имеется ввиду мощь, он является тем, который аннулировал этот атрибут, сделал относительно него тахриф (искажение) и пошел не по дорогое приверженцев Сунны, а пошел по дороге мутазилитов и кадаритов.

Так вот здесь получается тоже самое, если вы говорите, что разговор Всевышнего Аллаха - разговор внутренний, то этим самым вы аннулируете этот атрибут и сводите его к одному из двух атрибутов, либо к знанию либо к воле (к желанию), поэтому вы являетесь теми, кто идет не по дороге суннитов, а идут по дороге заблудших течений - кадаритов и мутазилитов.

[Примечание не из урока]:

Абу Ханифа сказал: «У Него есть Рука (йад), Лик (ваджх) и Сущность (нафс), о чём Всевышний Аллах упомянул в Коране. Упомянутые Всевышним Аллахом в Коране Лик, Рука и Сущность относятся к Его качествам, в отношении которых нельзя задавать вопрос «каковы (они)». Кроме того, нельзя говорить, что Его Рука – это Его могущество (кудра) или Его милость (ни’ма), поскольку в подобных высказываниях содержится отрицание (ибталь) качеств Аллаха, что является воззрениями кадаритов и мутазилитов» Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

Конец примечания].

8. Это то, что матуридиты попытались убежать от уподобления Всевышнего Аллаха творениям, но попали в уподобления Всевышнего Аллаха более худшим творениям, попали в уподобления, таким как животные, которые не способны разговаривать, или к немым объектам которые не могут говорить. Когда человек не следует за Кораном и Сунной и хочет уйти от чего-то дурного (как он думает), но уходит от этого дурного на основании каких-то дурных неправильных основ, он попадает в еще более худшее, еще более дурное последствие.

Также опровержение им является то, что Всевышний Аллах сказал пророку Закарии алейхи салям: "Твое знамение (то есть признак и знамение для тебя) будет то, что ты не будешь разговаривать с людьми в течении трех дней, кроме как символами(кроме как мимикой)".Всевышний Аллах указал то, что разговор в арабском языке это разговор речью, буквами и звуком, а что касается различных символик и мимики, это не является разговором в арабском языке, поэтому матурудиты признают то, что исключение в этом аяте является «мункати» - то есть «ты не будешь разговаривать с людьми в течении трех дней, кроме как мимикой и символами», они сказали кроме как мимикой и символами, не имеется ввиду здесь, что мимика и символы - один из видов разговора, нет сказали, Всевышний Аллах сказал, что ты не будешь разговаривать с людьми, но всё что ты будешь делать, это двигать руками или мимикой лица, вместе с тем, что ты здоровый человек и способен разговаривать, но три дня не сможешь разговаривать, вместе с тем, что ты не больной, но Я (Аллах) сделаю так, что ты не сможешь разговаривать, поэтому сказал Аллах в другом аяте: "Твое знамение, что ты не сможешь общаться с людьми в течении трех дней, в то время как ты здоровый человек(ты не больной человек),это будет тебе знамением".

Также слова Марьям: "Скажи им, я дала обет Милостивому то, что воздержусь от разговора, и не буду разговаривать сегодня ни с кем из людей", можно ли сказать, что она не будет разговаривать внутри себя? Марьям в этот день разговаривала внутри себя или нет? Внутренняя речь у неё была или она ничего не думала, и у неё вообще внутренней речи не было? Думала, внутренняя речь у неё была, но, несмотря на это Всевышний указал на то, что она не является из тех, кто разговаривает сегодня, отсюда понимается, что разговор, когда арабы говорят разговор, они не имеют виду внутреннюю речь.

Всевышний Аллах в Коране, а также в хадисах приходит атрибут «калам» разговор, речь Всевышнего Аллаха, в разных видах, и описаниях. То есть Всевышний Аллах не говорит просто разговор и всё, не говорит слова Всевышнего Аллаха и всё, но также используются различные другие понятия, которые дают тебе понять, то, что разговор Всевышнего Аллаха строится на буквах или представляет из себя буквы и звук, а не просто какая та внутренняя речь. Так вот из этого то, что в контекстах упоминается понятие «саут» звук, или голос, голос Всевышнего Аллаха. В одном из достоверных хадисов у имама Ахмада, также у Бухари в «адабуль муфрад» и у других сборников сказано: «Всевышний Аллах воскресит своих рабов(то есть в Судный день)и воззовет к ним голосом так, что услышат этот голос те, кто далеко одинаково хорошо также как те, которые близко и Всевышний скажет этим голосом: "Я Властелин, Я Воздающий по заслугам"».

Также пришло в одном из хадисов то, что Всевышний Аллах скажет: "О Адам", и ответит Адам: «Вот я перед Тобой о Мой Господь и рад Тебе служить" и тогда Всевышний Аллах воззовет голосом: "Поистине Всевышний Аллах приказывает тебе вывести из твоего потомства группу в огонь"», этот хадис приходит у имама аль Бухари в его достоверном сборнике "Китабу Таухид", и также в его книге "Халкъ афаль аль-ибад", и в других сборниках.

[Примечание не из урока]:

Имам Бухари говорит в своей книге "Халкъ афаль аль-ибад" стр. 137:

«Поистине Аллах призовет с голосом (со звуком), и слышен он будет из далека так же, как и в близости, и не подобает подобное никому кроме Аллаха.

Говорит Абу АбдуЛлах (Бухари имеет виду самого себя): И в этом доказательство на то, что Голос Аллаха, не подобны ему голоса творений, потому как Голос Аллаха, слышен из далека также как слышен в близи, и то что ангелы падают ниц слыша Его голос, а если слышен голос ангелов то они не падают ниц.

Сказал Аллах: "Посему никого не равняйте с Аллахом...". Сура Бакара 22 аят.

И нет в Качестве Аллаха равного и нет подобного, и нет ничего из Качеств Его, в творениях».

Конец примечания].

И также пришли слова ибн Мас'уда, который сказал: "Когда Всевышний Аллах разговаривает откровением (то есть религиозное откровение посланникам), слышат жители небес от этого звук, а когда уходит дрожь и страх из их сердец и уходит этот звук, (то есть голос), они узнают, что это были слова Всевышнего Аллаха. Эти слова ибн Мас'уда приходит у имама аль Бухари в его достоверном сборнике в подвешенном виде, в утвержденной форме, то есть утверждает, что ибн Мас'уд это сказал. И в другом риваяте приходит: "Когда Всевышний Аллах разговаривает откровением, жители небес слышат голос Всевышнего Аллаха".

[Примечание не из урока]:

Передал это имам Ахмад, от аль-Мухариби, от аль-Амаша, от Аби ад Духа, от Масрука, от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах). Сказал имам ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.) про этот иснад: "Все передатчики этого сообщения являются имамами, сообщения которых принимаются!" Источник: "Ат Тахбир шарх ат тахрир", 1332.

Конец примечания].

То есть отсюда, ты понимаешь, что в контекстах утверждается наличия голоса у Всевышнего Аллаха, как Его атрибут. Это помогает тебе понять, что понятия разговора Всевышнего Аллаха необходимо понимать в прямом смысле, не просто в каком то (маджаз) переносном смысле, не имеется виду просто какая-то внутренняя речь, но имеется виду именно разговор, который происходит голосом и происходит буквами.

Поэтому говорит сын имама Ахмада АбдуЛлах: "Однажды я спросил у своего отца о людях которые говорят: "Всевышний Аллах, когда разговаривал с Мусой алейхи салям, Он не разговаривал с ним голосом", и тогда мой отец (то есть имам Ахмад) сказал:"Нет! Твой Господь разговаривал голосом и разговаривает голосом, эти хадисы, которые пришли об этом, мы их передаем так, как они к нам пришли". И также говорит АбдуЛлах: "Мой отец (то есть имам Ахмад) сказал: "Эти неверующие хотят заблудить и запутать людей", (то есть этими различными философскими понятиями хотят запутать и заблудить людей).

Также пришло от абу Бакра Аль Марузи: "Я слышал абу АбдиЛлях (то есть имам Ахмад), когда ему сказали: "Поистине Абдуль Вахаб (один из сподвижников имама Ахмада) произнес речь и сказал: "Кто утверждает, что Всевышний Аллах разговаривал с Мусой алейхи салям без голоса, то он является джахмитом, является врагом Аллаха и врагом Ислама", и тогда имам Ахмад улыбнулся и сказал: "Как прекрасно то, что он сказал, да защитит его Аллах от всякого дурного".В этих словах имама Ахмада приходит утверждение голоса Всевышнему Аллаху. Эти слова имама Ахмада приходят у Аль-Халяля в его «Китаб Ас-Сунна» от имама Ахмада, достоверно.

[Примечание не из урока]:

Сказал Аллах: "Мы воззвали к нему с правой стороны горы и тихо подозвали его поближе"
Сура Марьям, 52.

Сказал имам Ибн Кудама аль Макдиси приведя этот аят:
зов не может быть кроме как Голосом, и таких аятов много в Коране".
Источник: "Аль Бурхан фи баян аль Куран", стр. 157.

Пришло в книге "Аль-Акаид ас-Саляфия":

"Упоминание Зова Аллаха пришло во многих аятах Его Книги. Из них - слова Аллаха: "Дошел ли до тебя рассказ о Мусе? Вот воззвал к нему Его Господь в святой долине Тува" (Ан Назиат, 15-16), и также слова Аллаха: ""Мы воззвали к нему с правой стороны горы и тихо подозвали его поближе", и слова Аллаха: "И когда Муса пришёл к Нему, он услышал Зов: "О Муса!" (Та ха, 11), и также слова Аллаха:"В тот день Он воззовет к ним и скажет: "Что вы ответили посланникам?"" (Аль Касас, 65), и также слова Аллаха:"В тот день Он воззовет к ним и скажет: "Где же Мои сотоварищи, о существовании которых вы предполагали?" (Аль-Касас, 62).

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "И "зов" в арабском языке - это повышенный голос, и слово "ан нида" (зов) не употребляется в арабском языке на то, что не является голосом - ни в прямом, ни в переносном смысле". Источник: "Маджму аль фатава", 6/531.

Что касается Сунны, то сказал хафиз аль-Мирдави аль-Ханбали (ум. 885 г.х.) перечислив многие из хадисов где пришло упоминание Голоса Аллаха:
"Это последний из хадисов, которые мы передали здесь из книги хафиза Дыяу Ддина аль Макдиси и других книг, и их книги содержат в себе хадисы разъясняющие что Аллах говорит Голосом а его слова состоят из букв.
И их около 30 хадисов, часть их достоверные, а часть хорошие которыми разрешено аргументировать, и большинство их передал хафиз Ибн Хаджар в шархе на "Сахих аль Бухари"
И большинством их аргументировал имам Ахмад, и имам Мухаммад Ибн Исмаиль аль Бухари и другие имамы хадиса на то, что Аллах говорит Голосом…
И удостоверили их большие имамы на которых опираются - как Ахмад Ибн Ханбаль, Абдуллах Ибн аль Мубарак, Усман Ибн Саид ад Дарими, Мухаммад Ибн Исмаиль аль Бухари, и другие…
И они - имамы этого искусства, за которыми следуют в нём, и к которым возвращаются, и они удостоверили эти хадисы и оперлись на них, и были убеждены в том что пришло в них, одновременно очищая Аллаха от неподобающего Его величию из подобия сотворенному и так далее - как они сказали обо всех Качествах Аллаха". Источник: "Ат Тахбир", стр. 1344-1350.

Сказал имам Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.): "Воистину, Аллах говорит по своему могуществу и желанию, Голосом, как хочет, и когда хочет, без того чтобы спрашивать: "Как?"
Источник: "Ат Тахбир", стр. 1352.

Сказал ближайший ученик имама Малика, имам Абдур-Рахман Ибн Косим(ум. 191 г.х), соавтор главной маликитской книги "Аль-Мудаввана", в своем послании об акыде:
"И обязательна вера в то что Аллах говорил с Мусой Ибн Имраном посредством голоса, который слышал Муса от Всевышнего Аллаха, а не от кого то другого. И кто сказал что то другое или усомнился в этом тот кафир". Источник: "Мухтасар ас-сауаик аль мурсаля", 1-680.

Сказал великий имам ханбалитского мазхаба, Абу Бакр Ибн Сулейман Ибн Наджад (ум. 338 г.х.): "Сказал нам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль: «Я спросил своего отца, да смилуется над ним Аллах, о людях которые говорят: "Когда Аллах разговаривал с Мусой, Он не говорил голосом". Мой отец (т.е. имам Ахмад) ответил: "Истинно, твой Господь говорил голосом, эти хадисы следует передавать, как они пришли".
И сказал мой отец: "В хадисе АбдуЛлаха Ибн Мас'уда пришло, что Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) сказал: "Когда Аллах говорит, слышен его Голос, подобный звуку прохождения цепи по гладкой скале".
И сказал мой отец: "И джахмиты отрицают это".
И сказал мой отец: "Эти кафиры хотят мошенничать с людьми (признавая внешне, что Аллах говорил, но отрицая Голос). Кто утверждает, что Аллах не говорит - тот кафир. А мы же передаём эти хадисы так, как они пришли". Источник: "Ар-Родд аля ман якулю инна аль-Кур'ан махлюк", 3. Также всё это сказал сам имам Абдуллах Ибн Ахмад в своей книге "Ас-Сунна", и передали это от имама Ахмада многие другие.

Сказал имам Абу Бакр аль-Халляль: "Рассказал нам Абу Бакр аль-Марузи, что он слышал, как имаму Ахмаду сказали: "Абдуль Ваххаб аль Варрак высказал некоторые слова. Он сказал: "Кто заявляет, что Аллах говорил с Мусой без Голоса - тот джахмит, враг Аллаха, враг Ислама"
И улыбнулся имам Ахмад, и сказал: "Как же хорошо он сказал! Да простит Аллах ему его грехи!" Источник: "Шарх аль-Акыда аль-Исфахания", 1/42.

Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад: "Я сказал своему отцу: "Есть люди которые заявляют, что Аллах не говорит Голосом" Имам Ахмад сказал: "О мой сынок, эти зиндыки-джахмиты ходят вокруг отрицания Творца". Источник: "Маджму аль-фатауа", 12/368.

Сказал имам Абдуллах ибн Ахмад Ибн Ханбаль: «Я спросил своего отца, да смилуется над ним Аллах, о людях которые говорят: "Когда Аллах разговаривал с Мусой, Он не говорил голосом". Мой отец (т.е. имам Ахмад) ответил: "Истинно, твой Господь говорил голосом, эти сообщения следует передавать, как они пришли". Источник: "Ас-Сунна", 1/280


Сказал имам аль-Бухари, автор "Сахиха", (ум. 256 г.х.) передав один хадис Ибн Унейса про Голос Аллаха: "В этом далиль, что Голос Аллаха - Свят Он и Велик, его слышит как тот, кто близок к Нему, так и тот, кто далек. И этого нет ни у кого кроме Аллаха, Свят Он и Велик, и в этом довод на то, что Голос Аллаха не похож на голоса творений - потому что Голос Аллаха слышится как издалека, так и изблизи". Источник: "Хальк аф'аль аль ибад", стр. 149.

Сказал имам Усман Ибн Саид ад-Дарими аш-Шафии (ум. 280 г.х.):
"И Муса слышал от Него Голос в дунья...". Источник: "Ар Роддя аля аль Мариси", стр. 442.

Сказал имам Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма аш-Шафии (ум. 310 г.х.) в "Книге Единобожия", в разделах про описание Слов Аллаха:
"Раздел о ниспослании откровения Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и разъяснении того что он слышал иногда откровение через Голос, подобный звону колокола". Источник: "Китаб ат Таухид", стр. 349.

Сказал имам аль-Барбахари (ум. 329 г.х.): "И обязательна вера в то что Аллах (Свят Он и Велик) - именно Он говорил с Мусой Ибн Имраном у горы Тур, и Муса слышал слова Аллаха, слыша Его Голос своими ушами, именно от Аллаха, а не от кого то другого. И кто говорит, что-то другое - тот стал кафиром". Источник: "Шарх ас-Сунна" аль-Барбахари.

Сказал имам Ибн Батта (ум. 360 г.х.): "Кто отрицает, что Аллах говорил с Мусой (мир ему) Голосом, который слышали уши и понимали что Он говорит сердца - без всякого посредника между ними или переводчика или гонца - тот стал кафиром во Всевышнего Аллаха и отрицал Коран, и правитель мусульман должен потребовать от него покаяние, и либо тот кается и возвращается от своих слов - либо ему нужно отрубить голову". Источник: "Аль Ибана аль Кубра", 6/31.

Сказал имам Абу ан-Наср ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.), в опровержении ашаритам:
"И слова наших оппонентов: "Никто не говорил что Коран - слова Аллаха которые он произнес Голосом и они состояли из букв" - ложь и клевета, однако все саляфы говорили это, и раз мы привели об этом хадисы Пророка, и слова сподвижников без разногласия у них - это стало подобно иджма". Источник: "Ар Рисаля иля ахли забид", стр. 35.

Сказал имам ат Тейми аль-Асбахани (ум. 535 г.х.): "Ученые по арабскому (языку) единогласны, что все то, в чем нет букв и голоса - не называется словами в истинном смысле этого термина". Источник: "Аль Худжжа фи баян аль Махаджжа", стр. 399.

И у него в этой книге целый раздел про утверждение Голоса Аллаха (Свят Он и Велик)

Сказал имам Яхья аль-Имрани аш Шафии, великий шафиитский факих (ум. 558 г.х. ):

"И далиль на утверждение Голоса Аллаху - слова Аллаха Мусе - "Я избрал тебя, так прислушайся же к тому, что тебе дается из откровения". И Аллах говорил с ним из-за покрывала, и не было между ними переводчика, а прислушивание человека может быть лишь к голосу". Источник: "Аль-Интисар", стр. 559.

Сказал аль-Мирдави: "Точно также и хафиз Абдуль Гани аль-Макдиси (ум. 600 г.х.), и другие - собирали в отдельных книгах хадисы переданные с упоминанием Голоса Аллаха, Свят Он и Велик.. И собрал хафиз Дыяуддин аль-Макдиси (ум. 643 г.х.) джуз об этом...".
Источник: "Ат Тахбир", стр. 1302,1326.

Сказал имам Ибн Кудама (ум. 620 г.х.) перечислив асары и хадисы где пришло что Аллах говорит Голосом: "И такого много в асарах, и передавала это исламкая Умма, и не отрицает это никто, кроме нововведенца к которому не оборачиваются!"


Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия (ум. 728 г.х.): "Пришло очень много асаров от Пророка - мир ему и благословение Аллаха, сподвижников и табиинов и имамов Сунны кто после них - что Аллах взывает Голосом, и позвал Мусу, и воззовет к своим рабам в Судный День Голосом, и говорит откровение Голосом. И не передано ни от одного из саляфов, что он сказал: "Аллах говорит без Голоса", или "Его речь не состоит из букв". Источник: "Маджму аль фатава", 12/304.

Сказал аз-Захаби (ум. 748 г.х.): "Пришло более чем в 13 хадисах Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) упоминание Голоса Аллаха, это не говоря уже про слова сподвижников и табиинов. И я исследовал все их, и собрал в отдельной книге". Источник: "Аль Арш", стр. 122.

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали (ум. 795 г.х.): "Слов имама Ахмада где он утверждает для Всевышнего Аллаха Голос - очень много". Источник: "Зейль ат табакат", 1/191.

И сказал Ибн Роджаб аль Ханбали: "Из нововведений, которые порицал имам Ахмад в вопросах Корана - это слово тех, кто говорит, что Аллах говорит не голосом. Имам Ахмад порицал это слово, и вынес табди' говорящим его. И было сказано, что имам Ахмад объявил бойкот Харису аль Мухасаби лишь по этой причине". Источник: "Ат Тахбир", 3/1314.

Сказал имам Ахмад Ибн Яхья Ад-Дир'и аль-Ханбали (ум. 949 г.х.), опровергая тех, кто пытается подвергнуть сомнению ясные многочисленные тексты имама Ахмада в вероубеждениях, переданные его учениками: "И также - те, кто передал этот от имама Ахмада утверждение того, что Аллах говорит голосом и его речь состоит из букв - они те же, что передал от него фикх его мазхаба. И либо вы поверите им во всём, либо обвините во лжи, и тогда аннулируется его мазхаб и его ахкамы. А если вы примете лишь фикх, и отвергнете акыду, то вы будете подобны тем, кто уверовал в части Книги, и не верует в другую часть".
Источник: "Тураф ат-торф фи мас'аляти ас-саут уаль харф", 3.

Сказал аль-Мирдави (ум. 885 г.х.), приведя слова многих имамов саляфов:
"И удостоверение этими имамами этих хадисов об упоминании Голоса Аллаха первее, чем отрицание тех (ашаритов и т.д.) кто отрицал, что хоть в одном хадисе пришло упоминание Голоса! И это с нескольких сторон:
Во-первых, утверждение ставится выше отрицание.
Во-вторых, великая степени удостоверивших эти хадисы, и их широчайшие познания особенно в разделе утверждения Качеств Аллаху - наряду с полным аскетизмом и великой набожностью.
Разве будет уместным для имама Ахмада, и имама Абдуллаха Ибн аль Мубарака, и аль Бухари, и других праведных саляфов - что они утверждают для Аллаха Качество без довода, и исповедуют религию перед Аллахом таким образом, и берут это в акыду, и бойкотируют тех кто противоречит им в этом - и всё это без достоверного для них довода? Такое не будет делать любой мусульманин, верующий в Аллаха и Судный День, так что же говорить про великих имамов Ислама за словами и поступками, которых следуют мусульмане?!". Источник: "Ат Тахбир", 1350-1351.

Сказал имам Абу Убейд аль-Касим Ибн Салям:

"Кто сказал, что Аллах не разговаривает, то нет никакого куфра, кроме как этот будет больше его. И кто сказал такое - тот сказал об Аллахе то, что не говорили даже иудеи и христиане, и его мазхаб - та'тыль Творца". Источник: "Ар-Родд аля аль-джахмия" аль-Бухари, 54.

Сказал имам большой алим в языке, Абу аль-Баян Аш Шафии (Ум. 551 г.х.), обращаясь к ашариту:

"Горе тебе! Ханбалиты, когда им говорят: "В чем ваш довод на то, что Аллах говорит звуками и голосом? Они отвечают: "Сказал Аллах...", "сказал Посланник...", и перечислил аяты и хадисы. А когда вам говорят: "В чем ваш довод на то, что Коран - смысл, существующий в Сущности Аллаха?". Вы говорите: "Сказал аль-Ахталь: "Истинно, слова в сердце". Что такое этот аль-Ахталь? Мерзкий христианин! Вы построили свой мазхаб на стихе из слов христианина, и оставили Коран и Сунну!" Источник: "Аль-Улюв", 1/266.

Конец примечания].

Также в контексте приходит понятие "мунада"(воззвание), указание на то, что Всевышний Аллах воззвал некоторым из своих рабов. Например, слова Всевышнего Аллаха: "И тогда воззвал к ним(то есть к Адаму и к Хаве)Их Господь: "Разве Я не запрещал вам вкушать с этого дерева?". Также пришло в Коране: "И тогда Мы воззвали к нему: "О Ибрахим, ты выполнил то, что видел во сне и подтвердил правдивость твоего ведения",и также Всевышний сказал: "И тогда воззвал к нему Его Господь к священной долине Тува", к кому воззвал в данном случае? К Мусе алейхи салям. Так же пришло в Коране: "И в тот день, когда Он воззовет к ним и скажет: "Где Мои сотоварищи, которых вы считали?".То есть те, о существовании которых вы предполагали, или которых вы Мне придавали в сотоварищи. Смотри во всех этих аятах приходит указание на то, что Всевышний Аллах "нада", то есть воззвал, воззвал к кому? К Адаму к Хаве, воззвал к Мусе алейхи салям, воззвал к Ибрахиму алейхи салям, воззовет в Судный день к многобожникам и скажет: "Где Мои сотоварищи, которых вы предполагали?",и при этом невозможно эти аяты истолковать каким-то образом и сказать, что имеется в виду, воззвал не Аллах, а воззвал кто - ни будь другой, воззвал от имени Аллаха ангел или воззвал еще кто либо, эти аяты невозможно так понять. Потому что приходит: воззвал к ним Их Господь", то есть Всевышний Аллах не называет Господом Адама и Хавы кого-то кроме Себя, или говорит: "Когда воззвал к нему Его Господь", а кто Господь Мусы алейхи салям? Если кто-то скажет, что Господь Мусы алейхи салям, Джибриль алейхи салям, или еще какой-либо ангел, тот говорит слова явного неверия. Также Всевышний Аллах говорит: "И в тот день, когда Он воззовет к ним и скажет: "Где Мои сотоварищи?",может сказать такое слово ангел или кто-либо другой? Такое слово может сказать только Всевышний Аллах. Потому что многобожие - это когда люди придают в сотоварищи Аллаху, а не ангелам и ни каким-то другим объектам. Эти все аяты невозможно понять иначе. Поэтому в арабском языке приходит указание на то, что такое «ан-нида», это «саутун рафии`», это не просто голос и не просто звук, но голос повышенный. Самая высокая степень повышенности голоса называется - «ан-нида» (взывание). Отсюда берется, что Всевышнему Аллаху утверждается в контекстах «саут» голос, а во вторых его первостепенный уровень, - «ан-нида» взывание громким голосом, приписывается голос и приписывается громкий голос. Все это говорит тебе о том, что когда речь идет о разговоре Всевышнего Аллаха в Коране и в Сунне имеется ввиду разговор настоящий, действительный, истинный, а не просто какой-то там, в переносном смысле имеется в виду внутренняя речь, нет имеется ввиду настоящий, истинный разговор.

Также из методов опровержения идеологии матурудитов относительно разговора Всевышнего Аллаха, это приведения им слов Всевышнего: "И разговаривал Аллах с Мусой алейхи салям таклимом (разговором)".

Абу Аббас Ахмад ибн Йяхь, который известен как Ас-Саляб аль Куфи, скончался в 291 году хиджры, говорит: «Если бы пришло: "И разговаривал Аллах с Мусой", можно было бы предположить, что не имеется в виду настоящий, истинный разговор. А имеется в виду слово, когда ты говоришь: я поговорил за тебя с таким то, имея виду, что я написал ему письмо или отправил к нему того, кто с ним поговорил, можно было бы так понять, если бы не пришло подтверждение масдарам – таклиман: "И разговаривал Аллах с Мусой разговором"».

Поэтому также один из других ученых арабского языка Абу Джафар Ахмад ибн Мухаммад ан Нухас сказал: "Таклиман - это масдар, который подтверждает истинность и действительность разговора, и сошлись на единогласном мнении все ученые Нахва, (то есть грамматики арабского языка) то, что если приходит подтверждение глагола масдарам (разговаривал разговором, сел сидением, встал вставанием), то наличие маджаза невозможно, (это предложение не может быть маджазом)».

Это одно из правил, единогласное у ученых по Нахву. Если приходит подтверждение глагола масдаром, который состоит из тех же букв, из которых состоит глагол, то наличие маджаза аннулируется, наличие маджаза невозможно. Поэтому здесь не может быть переносного смысла, «Всевышний Аллах разговаривал с Мусой разговором», имеется виду истинным, настоящим разговором, который состоим из букв, состоит из звука и который слышан тому с кем разговаривают, поэтому мы говорим, что Муса алейхи салям слышал разговор Всевышнего Аллаха.

Поэтому приходит в книге "Фикхуль Акбар", эта книга приписывается к абу Ханифе, с его шархом Мулы Али Аль Кари, на странице 46, то, что абу Ханифа сказал: "Муса алейхи салям, слышал слова Всевышнего Аллаха, как сказал Всевышний: "И разговаривал Аллах с Мусой разговором".

Если они говорят, что они следуют своей религии в своих убеждениях за абу Ханифой, то они вынуждены признать, что Муса алейхи салям слышал слова Всевышнего Аллаха, а не просто понял эти слова. Поэтому говорит абу Ханифа: "Слышал Муса алейхи салям слова Аллаха".

[Примечание не из урока]:

Абу Ханифа сказал: «Именно Он являлся Тем, Кто говорил (мутакаллим), и это не было речью Мусы, мир ему» Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

Абу Ханифа сказал: «Он говорит, однако (Его Речь) не подобна нашей речи» Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

Абу Ханифа сказал: «Он говорит Своей Речью. Речь же является Его извечным качеством» Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

Абу Ханифа сказал: «Муса, мир ему, слышал Речь Всевышнего Аллаха, о чём Всевышний Аллах сказал: «А с Мусой Аллах разговаривал напрямую» сура "Женщины", аят 164. Именно Всевышний Аллах являлся Тем, Кто говорил, и это не было речью Мусы, мир ему» Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.302.

Абу Ханифа сказал: «Коран является Речью Аллаха, записанной в свитках (масахиф), сохраненной в сердцах, читаемой устами, и ниспосланной пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха». Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

Абу Ханифа сказал: «Коран несотворен». Источник: «аль-Фикх аль-Акбар», стр.301.

Ибн Абд аль-Барр передал, что АбдуЛлах бин Нафи сказал: «Малик бин Анас говорил: “Того, кто утверждает, что Коран сотворен, следует подвергнуть побоям и держать в тюрьме до тех пор, пока он не раскается» Источник: «аль-Интика», стр.35.

Ибн Абд аль-Барр передал, что аль-Джаруди сказал: «Когда в присутствии аш-Шафии упомянули об Ибрахиме бин Исмаиле бин Алихе*, он сказал: «Я противоречу ему во всем. Произнося слова: «Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха» (Ля иляха илля-Ллах), – я не говорю то, что говорит он. Я говорю: “Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Который напрямую разговаривал с Мусой, мир ему, из-за завесы”. А он говорит: “Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, сотворившего Речь, которую Муса услышал из-за завесы”» Источник: «аль-Интика», стр. 79. Аль-хафиз (Ибн Хаджар) упомянул это предание в «аль-Лисан» (1/35) из «Манакиб аш-Шафии» аль-Байхаки.

*[Ибрахим бин Исмаил бин Алих. Аз-Захаби о нем сказал: «Пропащий джахмит. Вел споры и говорил, что Коран сотворен. Скончался в 218 году хиджры». («Мизан аль-Итидаль», 1/20). См. также его биографию в «Лисан аль-Мизан» (1/34, 35)].

Аль-Лялякаи передал от ар-Раби’ бин Сулеймана, что аш-Шафии сказал: «Тот, кто говорит, что Коран сотворен, является неверующим».Источник: «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (1/252).

Аль-Байхаки передал, что Абу Мухаммад аз-Зубайри сказал: «Один мужчина обратился к аш-Шафии, сказав: «Поведай мне о Коране! Является ли он творящим?» Аш-Шафии ответил: «Боже мой, нет!». «Является ли он сотворённым?» Аш-Шафии ответил: «Боже мой, нет!» Этот человек снова спросил: «Значит, он несотворен?» Аш-Шафии ответил: «Боже мой, да!» Мужчина спросил: «А какие доказательства, что он несотворен?» Тогда аш-Шафии поднял голову и спросил: «Ты признаёшь, что Коран является Словом Аллаха?» Тот ответил: «Да». Аш-Шафии сказал: «А это уже было сказано до тебя. Всевышний Аллах сказал: “Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха” сура "Покаяние", аят 6.

“А с Мусой Аллах разговаривал напрямую” сура "Женщины", аят 164.

Далее аш-Шафии спросил у него: «Ты признаешь, что Аллах всегда существовал, обладая даром речи? Или же ты считаешь, что Аллах всегда существовал, не обладая даром речи?»

Человек ответил: «Нет, Аллах всегда существовал, обладая даром речи». Услышав это, аш-Шафии улыбнулся и сказал: «О, жители Куфы! Поистине, вы приходите ко мне, говоря об опасных и серьезных вещах. Если вы признаете, что Аллах существовал извечно также как и Его Речь, то откуда вы взяли следующие слова: “Поистине, Речь – это Аллах, либо все, кроме Аллаха, либо не Аллах, либо без Аллаха”?! Тогда мужчина умолк и вышел» Источник: «Манакиб аш-Шафии», 1/407- 408.

АбдуЛлах бин Ахмад (сын имама Ахмада) в книге «ас-Сунна» пишет: «Ахмад сказал: “Тот, кто считает, что Аллах не разговаривает, является неверующим. Разве мы не передаем хадисы об этом так, как они дошли?!”» Источник: «ас-Сунна» стр. 71.

В «Китаб аль-Михна» Ханбала сообщается, что имам Ахмад сказал: «Великий и Всемогущий Аллах всегда был говорящим (мутакаллим). Коран – это Слово Великого и Всемогущего Аллаха, и он никоим образом не является сотворенным. Нельзя описывать Аллаха теми качествами, которые выходят за пределы того, чем Великий и Всемогущий описал Себя Сам» Источник: «Китаб аль-Михна», стр.68.

Ибн Абу Йала привел следующие слова АбдуЛлаха бин Ахмада: «Я спросил своего отца о тех людях, которые говорят: “Когда Аллах разговаривал с Мусой, то Он не говорил посредством звука (би-саут)”. На это мой отец ответил: “Аллах разговаривал посредством звука (би-саут). Мы передаем эти хадисы так же, как они дошли до нас”» Источник: «Табакат аль-Ханабиля» (1/185).

Аль-Лялякаи передал, что Абдус бин Малик аль-Аттар сказал: «Я слышал, как Абу АбдуЛлах Ахмад бин Ханбал говорил: «…а Коран – это Слово Аллаха, и он не является сотворенным. И не переставай говорить, что он (т.е. Коран) несотворен, ибо Слово Аллаха (исходит) от Него, а всё, что (исходит) от Него, не является сотворенным». Источник: «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (1/157).

Конец примечания].

Наши рекомендации