Огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница
Наставления и мудрые изречения 71
Величайшая прибыль в этом мире — тратить своё время на то, что приносит наибольшую пользу в мире вечном.
Как может быть разумным тот, кто обменял Рай со всем, что в нём, на кратковременное наслаждение?
Знающий выходит из мира этого, не насытившись двумя вещами: плачем о самом себе и восхвалением Господа Своего.
Боясь творения, ты относишься к нему настороженно и бежишь от него, а когда ты боишься Аллаха, ты чувствуешь Его близость к тебе и стремишься приблизиться к Нему [ещё больше].
Если бы знание приносило пользу без действий, то Всевышний Аллах не стал бы порицать учёных людей Писания, и если бы действия без искренности приносили пользу, Он не стал бы порицать лицемеров.
Подавляй внезапно приходящие в голову мысли о скверном, потому что если ты этого не сделаешь, то такая мысль превратится в идею. И подавляй идею, ибо если ты не сделаешь этого, она превратится в страсть. И борись со страстью, ибо если ты не сделаешь этого, она превратится в твёрдое намерение и решимость, и если ты не подавишь её, она превратится в действие, и если ты ничего не противопоставишь ему, оно превратится в привычку, и тогда тебе будет уже очень трудно отказаться от неё.
Богобоязненность имеет три степени. Первая: оберегание сердца и органов тела от грехов и запретного. Вторая: оберегание их от нежелательного. Третья: оберегание их от лишнего и от всего, что их не касается.
72 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Первая даёт рабу жизнь, вторая даёт ему здоровье и силу, а третья приносит ему радость и сияние.
Неясность истины, когда ты её защищаешь,
Уменьшает число защитников той стороны, которая права, Сокрытое и тонкое понять не способны люди,
И они выносят решения в пользу того,
кто суть излагает яснее.
С помощью Аллаха достигаю и добиваюсь я того,
к чему стремлюсь,
Л не благодаря себе или заступнику своему
из числа людей.
И когда я отчаиваюсь и готово отчаяние одолеть меня,
Надежда спешит мне на помощь после отчаянья...
Когда Адам захотел получить вечное пребывание в Раю посредством дерева, в качестве наказания он был изгнан из него. И когда Юсуф хотел выйти из тюрьмы с помощью одного из тех, кому он толковал его сон, он пробыл там после этого ещё несколько лет.
Когда раба постигает предопределение, которое неприятно ему, он должен вспомнить в связи с ним о шести вещах.
Первая: единобожие и то, что это Аллах предопределил ему это, пожелал этого и сотворил его, и чего пожелает Аллах, то случается, а то, чего Он не желает, никогда не произойдёт.
Вторая: справедливость и то, что решения Его относительно него непременно осуществятся, а приговоры, выносимые ему Всевышним, справедливы.
Третья: милосердие и то, что Его милость в этом Его предопределении побеждает гнев Его и что ею наполнено Его предопределение.
Наставления и мудрые изречения 73
Четвёртая: мудрость и то, что мудрость Всевышнего предполагает то, что случилось, и Он предопределил его не просто так, и осуществил его не без смысла.
Пятая: хвала и то, что Всевышнему надлежит полная и совершенная хвала за это, с какой бы стороны мы ни посмотрели на это предопределение.
Шестая: подчинённость Господу ('убудиййа) и то, что он — раб, с какой стороны ни посмотри, и постановления и решения Господа распространяются на него, поскольку он принадлежит Ему и является Его рабом. И Он распоряжается им посредством Своего предопределения и Своих постановлений, касающихся религии, и все эти постановления и решения распространяются на Его раба.
Частые неудачи, неправильные мнения, неспособность познать истину, порча сердца, покинутость14, напрасная трата времени, неприязненное отношение со стороны творений, холодность в отношениях раба со своим Господом, неполучение ответа на мольбы, жестокосердие, отсутствие благодати в уделе и жизни, лишение возможности приобретать знания, унижение, победа врага, стеснение в груди, испытание посредством скверных товарищей, которые портят сердце и заставляют впустую тратить время, продолжительная тоска и печаль, тяжкая жизнь и закоснелость разума... Всё это появляется в результате ослушания Аллаха и беспечного отношения к поминанию Его, подобно тому, как растение появляется от воды, а пожар — от огня. А противоположности упомянутому рождаются от покорности Ему.
14 То есть о человеке никто не вспоминает.
Польза
Следует думать об Аллахе благое
и признавать собственные грехи и упущения
Б |
лажен тот, кто примерно исполняет свои обязанности перед Господом и признаёт перед Ним собственное невежество, упущения в деяниях своих, собственные пороки и изъяны, недостатки в соблюдении Его права и несправедливость допускаемую по отношению к Нему.
И если Он накажет его за его грехи, то он считает это справедливостью. А если Он не станет наказывать его, то он считает это милостью.
Если он совершает благое дело, то считает это благодеянием и милостыней со стороны Всевышнего, и если Он примет это дело, то он считает это ещё одним благодеянием и милостыней. Если же Он отвергнет его дело, то он понимает, что причина в том, что дело это не годится для того, чтобы обращать его к Нему.
Если же он совершает скверное дело, то считает, что это Аллах оставил его без Своей помощи и поддержки и лишил Его Своего оберегания, и это справедливо по отношению к нему. И он видит в этом свою потребность в Господе и несправедливость, которую он допускает по отношению к самому себе. И если Он прощает ему содеянное им, то он считает, что это
Следует думать об Аллахе благое и признавать собственные грехи и упущения 75
благодеяние в чистом виде и проявленная к нему Всевышним Аллахом щедрость и великодушие.
Суть вопроса в том, что он всегда видит в Господе благодетеля и всегда считает себя поступающим скверно, делающим упущения и нерадивым. И он считает всё, что радует его, милостью своего Господа и Его благодеянием по отношению к нему, а то, что неприятно ему, он считает последствием своих грехов и справедливостью Всевышнего по отношению к нему.
Любящие говорят, когда разрушаются дома их любимых: «Да будут напоены их обитатели!»
Так же и любящий, когда наступают для него годы, которые ему суждено провести под землёй, вспоминает благую покорность Ему в этом мире и то, как он искал приближения к Нему в этом мире и обновление милости Его и Его поение тех, кто обитал в этих тленных телах.
Польза
Ревность бывает двух видов,
и она бывает похвальной и порицаемой
Р |
евность бывает двух видов. Ревновать можно кого-то и к кому-то.
Ревность в отношении объекта своей любви обусловлена твоим нежеланием делить его с кем-то другим.
Ревновать объект своей любви невозможно без наличия того, к кому ты его ревнуешь.
Эта ревность похвальна в том случае, если объект любви относится к тем, которые скверно делить с кем-либо, — речь идёт о творении.
Если же говорить о таком объекте любви, соучастие в любви к которому является благим, например, о Посланнике, учёном или о Любимом и Близком — Всевышнем Аллахе, — то невозможно представить себе ревность в подобных случаях — скорее, это зависть! В данном случае похвальная ревность — ревность, заключающаяся в том, что человек не желает, чтобы любовь его доставалась другим вместо Него. Или же он не желает, чтобы кто-нибудь узнал об этой любви и испортил её для него. Или же он проявляет ревность в отношении своих деяний, не желая, чтобы хоть что-то из них совершалось не ради объекта его любви. Ревность может выражаться и в том, что он не желает, чтобы к его деяниям примешивалось что-то неугодное его Любимому — из
Ревность бывает двух видов, и она бывает похвальной и порицаемой 77
совершения дел напоказ, или самолюбования, или желания иметь свидетелей своим деяниям или желания сокрыть от людей милости Всевышнего, которые Он оказывает ему, помогая ему совершать благие дела.
Если говорить в общем, ревность предполагает стремление человека к тому, чтобы его состояния и его деяния были посвящены только Аллаху. Человек также может проявлять ревность в отношении собственного времени, избегая тратить его на неугодное Тому, Кого он любит.
Это ревность со стороны раба Аллаха, и это ревность к тому, кто мешает ему снискать довольство объекта своей любви и возводит препятствия на его пути.
Если же говорить о ревности объекта любви [Всевышнего Аллаха], то это нежелание того, чтобысердце любящего Его испытывало такую же любовь к кому-то ещё,то есть придавало Ему сотоварищей в своей любви к Нему.
Поэтому ревность Всевышнего предполагает, что Eгo раб не должен совершать то, что Он запретил15. И ревность Его — причина того, что Он запретил мерзости, совершаемые явно и тайно16, потому что творения — Его рабы, и Он ревнует рабов Своих так же, как хозяин ревнует своих невольниц — а Аллах, разумеется, совершенени ни с кем не сравним. Он ревнует рабов Своих, и эта ревность предполагает, что они не должны обращать свою любовь ни к кому, кроме Него, потому что любовь эта побуждает их страстно любить образы [творения] и совершать мерзость с ними.
15 Хадисы на эту тему приводят аль-Бухари и Муслим.
16 Хадисы на эту тему также приводят аль-Бухари и Муслим.
78 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Кто почитал Аллаха так, что это удерживало его от ослушания Его, тому Аллах дарует уважение к нему со стороны людей, так что они не станут унижать его.
Если корни знания приживутся в почве сердца, в нём вырастает дерево любви, и когда оно становится прочным и сильным, оно начинает приносить плоды — покорность Ему, и это дерево «плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (сура 14 «Ибрахим», аят 25).
Первая остановка на пути идущих: «Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (сура 33 «Союзники», аяты 41-42);
Вторая остановка: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (сура 33 «Союзники», аят 43). И последняя остановка: «В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: "Мир!"» (сура 33 «Союзники», аят 44).
Почва естественной природы человека плодородна и принимает то, что сажают в неё, и если будет посажено дерево веры и богобоязненности, то оно принесёт вечную сладость. А если будет посажено дерево невежества и страстей, то плоды его будут горькими.
Устремись к Аллаху и требуй этого от глаза своего, от слуха своего, от сердца своего и от языка своего и да не уклонятся от этого возвращения эти четверо, ибо тот, кому Аллах помогает устремиться к Нему, делает это посредством них, и тому, кому не удаётся сделать это, потому что Аллах оставляет их без помощи, также не удаётся сделать это именно их посредством. Тот, кому Всевышний оказывает помощь, слышит, видит, говорит и берёт что-
Ревность бывает двух видов, и она бывает похвальной и порицаемой 79
то благодаря своему Господу, а тот, кого Он оставляет без помощи и поддержки, совершает те же самые действия в угоду душе своей и страстям своим.
Рождение покорности, её рост и приумножение осуществляется так же, как и в случае с косточкой, которую ты сажаешь в землю, и в конце концов она превращается в дерево и приносит плоды, и ты ешь его плоды и сажаешь в землю косточки от них, и каждый раз, когда оно приносит плоды, ты срываешь их и сажаешь косточки от них... То же самое можно сказать и о грехах, которые выстраиваются в подобную цепочку.
Пусть же разумный человек задумается над приведённым примером. К награде за благое дело относится и совершение следующего благого дела, а к наказанию за скверное дело — совершение следующего скверного дела.
Не стоит удивляться рабу, который смиряется пред Аллахом, поклоняется Ему и без устали служит Ему, нуждаясь в Нём и будучи не в состоянии обойтись без Него. Удивление вызывает Властелин, Который помогает рабу Своему полюбить Его, оказывая ему многочисленные милости и благодеяния притом, что Он совершенно не нуждается в нём.
Достаточный почёт для тебя — то, что ты являешься Его рабом. И достаточный повод для гордости для тебя — то, что Он — твой Господь.
Польза
Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама
О |
стерегайся грехов, ибо поистине, они унизили величие «Падите ниц...»17 (сура 2 «Корова», аят 34) и изменили «Поселись...»18 (сура 2 «Корова», аят 35).
О мгновенье, которое породило жар тысячелетней тревоги!..
Он [Адам] писал кровью сожаления строкипечали в историях и посылал их с горестными вздохами, пока не пришла подпись: «И Он принял его покаяние» (сура 2 «Корова», аят 37).
Иблис обрадовался изгнанию Адама из Рая, не зная о том, что ныряльщик, погружаясь глубоко в море, поднимается на поверхность, да ещё и с жемчугом.
17 Подразумевается отданное Господом ангелам веление пасть ниц перед Адамом .
18 Подразумевается отданное Господом веление поселиться в Раю месте со своей женой Хаввой.
Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама 81
Какая разница между словами «Поистине, Я поставлю на земле наместника...» (сура 2 «Корова», аят 30)19 и словами «Ступай! И если кто-то последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием...» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 63)20!
To, что произошло с Адамом, и есть цель его существования: «Если бы вы не грешили...»21
О Адам! Да не опечалят тебя слова Мои, сказанные тебе: «Выйди отсюда» (сура 7 «Преграды», аят 18). Ведь Я создал Рай для тебя и на пользу твоим потомкам.
О Адам! Ты входил ко Мне, как входят цари к царям, а теперь ты входишь ко Мне, как входят рабы к царям.
О Адам! Не огорчайся из-за чаши проступков, которые помогли тебе образумиться, ибо она изгнала из тебя недуг самолюбования и облачила тебя в одеяние покорности Всевышнему: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» (сура 2 «Корова», аят 216).
О Адам! Я не отбирал у тебя то, чем наделил тебя. Я лишь отвёл тебя в сторону, дабы завершить преобра-жение этого места для тебя и чтобы работники посы-
19 Имеется в виду Адам .
20 Эти слова обращены к Иблису.
21 Это указание на хадис, который приводит Муслим со слов Абу Хурайры- Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы вас и привёл бы на ваше место людей, которые грешили бы и просили бы у Аллаха прощения, и Он прощал бы их»
82 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
лали мне плату: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура 32 «Земной поклон», аят 16).
Клянусь Аллахом, когда он [Адам] ослушался Господа, ему не принесло пользы ни величие: «Падите ниц» (сура 2 «Корова», аят 34), ни почёт «И Он научил Адама...»(сура 2 «Корова», аят 31), ни особенность: «кого Я сотворил Своими обеими Руками» (сура 38 «Сад», аят 75), ни гордость «и вдохнул в него от Моего духа» (сура 15 «Хиджр», аят 29), но ему принесло пользу смирение: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе...» (сура 7 «Преграды», аят 23).
Когда кольчуга единобожия надевается на тело благодарности, вражеская стрела наносит не смертельную рану, и человек накладывает на нее повязку смирения и становится таким, каким был до ранения, и раненый поднимается так, будто с ним ничего и не случилось.
Раздел
Следование прямым путём и заблуждение —
от Аллаха
С |
пасательные средства подготовлены, а ноги гонимого закованы в колодки.
Буря предопределения поднялась во Вселенной, и всё перевернулось, и родилось благо. А когда ветер стих, стало ясно, что Абу Талиб тонет в море погибели, а Сальман — на берегу благополучия, и аль-Валид ибн аль-Мугира возглавляет свой заблудший народ, Сухайб прибыл с караваном византийцев, а негус в Эфиопии говорит: «Вот я перед Тобой, о Аллах!» А Биляль провозглашает: «Молитва лучше сна!», а Абу Джахль занят противоречиями.
Сальману было предопределено благо и благополучие, и провидение заставило его отклониться от пути своих предков, которые были огнепоклонниками и он стал вести полемику с отцом на тему придавания Аллаху сотоварищей. И когда ои одолел его в споре, тот не нашёлся что ответить и вместо ответа заковал сына в цепи. К этому прибегают приверженцы ложного с того момента, как они сбились с истинного пути. Именно такой ответ дал фараон Мусе: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня...» (сура 26 «Поэты», аят 29).
И такой же ответ дали джахмиты имаму Ахмаду, когда подвергли его бичеванию. И такой же ответ дали
84 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
приверженцы нововведений шейху ислама Ибн Таймийе, когда бросили его в тюрьму.
Итак, история Сальмана. Пришёл к нему гость: «дабы испытать вас»(сура 2 «Корова», аят 155). И благодаря радушному приёму этого гостя он заслужил степени: «Сальман — из нас, людей дома22». Услышав о том, что некие люди отправляются в путь, он выкрал самого себя у отца и, оседлав решимость, отправился на поиски заветного счастья. Он погрузился в море поисков, дабы найти жемчужину мироздания, и добровольно служил указующим путь, как служат смиренные. И когда монахи почувствовали, что время их подходит к концу, то сообщили ему приметы нашего Пророка и сказали Сальману: «Время его пришествия настало, остерегайся же впасть в заблуждение!» И он отправился в путь в сопровождении людей, которые отнеслись к нему без всякого сострадания и жалости и продали его на рынке за ничтожную цену в несколько дирхемов. Его купил один из иудеев Медины, и когда Сальман увидел лавовые поля, стремление найти Пророка усилилось в нём. При этом хозяин его ничего не знал о желании Сальмана. Потянулись долгие часы ожидания, и вот наконец прибыл благой вестник. Сальман в это время был на вершине пальмы и едва не свалился с пальмы от объявшего его беспокойства, но решимость помогла ему удержаться, как в тот день, когда: «Она [мать Мусы] готова была раскрыть его[свой поступок], если бы Мы не укрепили её сердце»(сура 28 «Рассказы», аят 10). Он поспешно спустился, дабы принять радостную весть.
Там друг возлюбленный, которого искал я,...
Я чувствую: из мест тех дует ветер.
22 То есть членов нашей семьи.
Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 85
Его хозяин крикнул ему: «Что с тобой?! Иди, займись своим делом!» Он же сказал в ответ [нечто подобное]:
Как мне уйти, когда в вашей земле
есть у меня занятие...
И он пребывал в таком состоянии, о котором сказал поэт:
Друзья мои, клянусь, я не из вас, когда
Мне открывается семейства Лейлы дом...
Встретившись с Посланником, он сравнил копию, хранившуюся у монахов, с оригиналом, и увидел полное соответствие.
О Мухаммад! Ты желаешь, чтобы ислам принял Абу Талиб, а Мы желаем, чтобы его принял Сальман...
Когда Абу Талиба спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абд Манаф». И при этом гордился своими предками. А когда речь заходила об имуществе, он называл число верблюдов. А когда Сальмана спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абдуллах». А когда его спрашивали об имени его отца, он отвечал: «Я — сын ислама». А когда спрашивали его об имуществе, он отвечал: «Бедность». Когда спрашивали о его лавке, он говорил: «Мечеть». А когда его спрашивали о его способе добывания хлеба насущного, он отвечал: «Терпение». А о своей одежде он говорил: «Богобоязненность и скромность». О своей подушке он говорил: «Ночные бдения». А его поводом для гордости был хадис «Сальман — из нас». А о своей цели он говорил: «И стремятся к Лику Его» (сура 6 «Скот», аят 52). А когда его спрашивали о том, куда он идёт, он отвечал: «В Рай». А когда его спрашивали, кто показывает ему дорогу, он отвечал: «Предводитель творений и указующий путь предводителям».
86 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Когда мы в путь отправляемся и ты — наш предводитель,
Твоё поминание для верблюдов —
лучшая песня погонщика,
И когда, заблудившись, дорогу не можем найти,
Лик твой светлый достаточно путь освещает...
Грехи — ранения, а ранения бывают смертельными.
Когда разум твой выходит из-под власти страстей твоих, сила оказывается на его стороне.
Входя в обитель страстей, ты ставишь на кон свою жизнь.
Если взгляд твой случайно упал на запретное, то знай, что это та самая искра, от которой возгорается пламя войны, так закройся от него покровом: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры...» (сура 24 «Свет», аят 30). И тогда ты избегаешь скверных последствий, и Аллах избавляет верующих от сражений.
Когда море страсти становится обширным, в нём можно утонуть, и самое опасное для пловца — открывать глаза в воде.
Нет никого почтеннее лежащего в могиле,
Которому дела благие одиночество скрасили,
Наслаждается он в Садах, и он не подобен
Рабу, для которого стала могила тюрьмою...
Каков человек, таковы и его испытания,
Познать его можно, увидев его терпение,
Кто нетерпелив при встрече с тем, чего опасается,