Азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 12 страница
*
Нищий подошёл к дому и попросил кусок хлеба. Дома была только девочка, она сказала: «Нету». — «Немного уксуса». — «Нету». — «Полено дров». — «Нету». — «Крупицу соли». — «Нету». — «Кувшин воды». — «Не имеем». «А где же твоя мать?» — «Ушла на поминки родственников». — «Насколько я вижу, положение вашего дома таково, — сказал нищий, — что десяти другим родственникам следовало бы прийти на ваши поминки».
*
Вор шарил ночью в доме одного бедняка. Бедняк проснулся и сказал: «Эй, парень! То, что ты ищешь в потёмках, мы ищем при свете дня и не находим!»
*
Несли покойника хоронить. Бедняк с сыном стоял у дороги. Сын спросил у отца: «Что это?» Отец сказал: «Человек». Сын спросил: «Куда его несут?» Отец ответил: «В место, где нет ни одежды, ни еды, ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня, ни золота, ни серебра, ни рогожи, ни ковра». Сын сказал: «Папа, неужели они несут его в наш дом?»
*
Мудрые люди говорили, что стыдливость присуща только душе. Она удерживает человека от омерзительных поступков, которые осуждаются людьми. Как говорил Пророк, стыдливость связана с верой.
Верность — способ выражения благодарности, и заключается она в поддержании человека, оказавшего тебе услугу. В Коране говорится: кто верен своему долгу, того вознаградит Бог.
Правдивость состоит в том, чтобы своё сердце держать открытым для друзей и не делать ничего такого, что противоречило бы твоим словам. Милосердие и сочувствие — это помощь человеку, находящемуся в тяжёлом положении.
*
Женщина имела безобразную внешность, но очень красивые глаза. Однажды она пошла к судье с жалобой на мужа. Судья любил заигрывать со свидетелями; её глаза понравились ему, и он воспылал к ней страстью. Когда привели её мужа, судья принял сторону женщины. Муж, догадавшись, в чём дело, сорвал с головы своей жены чадру. Когда судья увидел её лицо, исполнился к ней отвращения. Он сказал: «Эй, женщина, уходи! У тебя глаза угнетённой, а лицо тирана, правда на стороне мужа».
*
Не надейтесь на чужое благодеяние, чтобы быть независимыми от других.
*
Мир — то место, где ни одно существо не находит спокойствия.
Мудрый — тот, кто не обращает внимания ни на мир, ни на людей.
Совершенный — тот, на кого не оказывают воздействия ни печали, ни радости.
Благородный — тот, кто не зарится на чужой сан и имущество.
*
Один араб, приняв опиум, заснул в какой-то мечети. Когда рано утром муэдзин начал молитву, араб проснулся. От криков муэдзина он не мог спать. По ошибке муэдзин сказал: «Сон лучше молитвы». Араб ответил: «Ей-богу, подтверждаю, что ты, муэдзин, сказал правду!»
*
Судья — тот, кого все проклинают.
Помощник судьи — тот, кто не знает жалости.
Жадность судьи — сосуд, который ничем не заполнишь.
Счастливец — тот, кто никогда не встречался с судьёю.
*
На этом корабле, название которого жизнь, |
Где назначение дыхания — охрана жизни, |
Не подобает беспечно спать сладким сном: |
Корабль отплыл от берегов и попал в пучину. |
В этой пучине нельзя предаваться покою, |
Пожитки следует унести на берег. |
Ни на миг в этом мире не чувствуй себя в безопасности. |
Я предупреждаю об этом тебя, но, впрочем, |
С такими моряками и таким кормчим |
Как сможешь ты выбраться из этой пучины? |
От одного порыва ветра рушатся суетные дела мира, |
Дела мирские не стоят ничего, |
Не место тебе здесь, не привязывайся к этому уголку: |
Твой путь впереди, собирайся, иди. |
В другом месте тебе уготован покой. |
Там вода и растительность приятнее, чем здесь, |
Там бедные будут вознаграждены, |
В том крае нищие будут одарены, |
Мучителям там будет воздано по заслугам: |
Они будут худы телом и желты лицом; |
Там нет места высокомерию, |
Там нет надобности в царствовании. |
*
Один «великий человек» эпохи сказал своему рабу: «Купи за свои деньги кусок мяса, приготовь его, а я съем и тебя освобожу». Раб, обрадовавшись, приготовил жаркое и принёс ему. Хозяин съел приправу, а мясо вернул рабу. На другой день сказал: «Приготовь из этого мяса гороховый суп, покушаю и тебя освобожу». Раб выполнил это, приготовил и подал. Хозяин съел бульон, а мясо вернул рабу. На следующий день мясо испортилось. Он сказал: «Продай его и купи масла и приготовь из него пищу. Я поем и тебя освобожу». Раб на это ответил: «О, хозяин, пусть я навсегда останусь твоим рабом, но ты лучше освободи мясо».
*
Один мудрец, услышав, как его сын кого-то порицает, сказал: «О, сынок, почему ты не искоренишь в себе того недостатка, который порицаешь в других?»
*
О, Боже, в чём причина того, что богатство никогда не бывает благосклонно к мудрецам?
*
Одного бедуина привели к халифу. Он увидел, что тот сидит на троне, а другие стоят внизу, и сказал: «Мир тебе, о, Аллах!» Халиф ответил: «Я не Аллах». «О, архангел Гавриил!» — сказал бедуин. Халиф: «Я не архангел Гавриил». — «Ты не Аллах, не архангел Гавриил, а сидишь так высоко? Спускайся и садись между людьми».
*
Наслаждение этого дня не откладывайте на завтра.
*
От людей, которые недавно разбогатели, даров не ждите.
*
Достигший совершенства — тот, кто не мечется от горя к радости.
*
Аскет — тот, кто смеётся над этим миром.
*
Пока можете, не говорите правды, чтобы не отягощать ею сердца и не сердить понапрасну людей.
*
Мужчина должен давать и брать, ибо истинный порядок покоится на обмене, и тогда его можно будет назвать великим и вдвойне щедрым.
*
Не заботьтесь о создании себе репутации — будете жить свободно.
*
Кротость основана на терпении.
*
Телу каждого человеческого существа Творцом вверена благородная жемчужина, называемая духом. Она ниспослана из мира вышнего, и ею владеет Господь.
Сущность человека заключается в этой жемчужине, и она — постоянная и самосущая, охраняемая и защищаемая от гибели, способная к развитию и совершенствованию. Так же как тело воспринимает чувственные наслаждения, радуется им и обращается к миру низменному, так и дух от постижения величия, которое является пределом пределов, — величия достоинства, — от познания Истины и добра обретает свою долю и обращается к миру священному.
*
Мудрость заключается в стремлении к совершенствованию двух способностей человеческой души — способности к познанию и способности к практической деятельности. Первая проявляется в познании истинной сущности вещей, а вторая — в приобретении таких духовных качеств, с помощью которых душа получает возможность совершать добродетельные поступки и воздерживаться от недостойных деяний; это и называется характером.
*
Душа человека обладает тремя различными свойствами, которые являются источниками всякого рода деятельности. Одно из них — сила разума, в которой заложены начала мысли и способность к различению. Другое — «гневная сила», которая определяет состояние человека и является первопричиной его страстного стремления к возвышению и власти. Третье свойство — «чувственная сила», которую также называют животным началом; она толкает на поиски пропитания и вызывает непреодолимую потребность в питье, пище и женщинах.
*
Великий муж, тебе подобает избрать щедрость |
И кошель держать открытым, а не завязанным. |
*
Мир — есть место, где ни одно создание не знает покоя.
Ибн Йамин
Ибн Йамин, Акнер Рахроддин Махмуд ибн Алиер Йамин-ад-дин Тограй Муствуфи Фарюмади (1286–1368) — персидский поэт. Родился в семье учёного и поэта Алиера Иасини-ад-дина в Фарюмаде около Себзерара. Считается придворным поэтом династии Сербедаров (середина XIV в.). Сохранилось более 500 его стихов, главным образом афористических, а также касыды и маснави философского и мистического содержания.
Все люди, которые служат Богу, |
Подразделяются на три группы. |
Одни преданы Богу ради рая, |
Но таково ведь свойство торговцев. |
Другие верны Богу из страха. |
Это удел рабов, но так поступают и аристократы, |
Остальные отвергают эти два пути к Богу |
И порицают первые две группы. |
Поскольку для себя эти люди не нашли центра бытия, |
Они вращаются вокруг себя, как циркуль. |
Таков путь Истины, по которому идёт этот третий вид. |
Это не торный путь — путь праведников. |
О, брат мой, постарайся не выдать тайны и не общайся с восемью типами людей: завистливыми, вероломными, невеждами, коварными, жадными, неблагодарными, безнравственными и клеветниками.
Реже ходи на поклон к сановникам, |
Если хочешь избежать их презрения. |
Частые дожди надоедают, |
А когда дождя нет, люди умоляют Бога послать его. |
Пойми значение богатства и знания, |
Узнай, каковы они: |
Богатство убывает, подобно полной луне, |
А знание, как молодой месяц, растёт. |
Знаешь ли ты, что такое мужество сильного человека? — Это скромность, это покорность слабым.
Если великодушный впал в нищету, это признак того, что дерево плодоносит. Но если скряга разбогател, беги от него: когда помойная яма полна, нет сил вынести вонь.
Знаешь ли ты, в чём величие благородных? — |
В том, чтобы отказаться от благодеяний скупцов. |
Тот, кто сдался продажному миру, |
Лишь с виду муж, по сути же — баба. |
Нужно ограничить себя во всём, |
Удовлетвориться половиной лепёшки, |
Даже оставаясь полуживым. |
Человек по природе своей ненасытен, |
Любого богатства ему мало. |
Возможно ли наполнить кувшин водой, |
Если дно его — решето? |
Гони прочь думы о смерти, избрав путь мужества, |
Ибо гибнут и трус и храбрец. |
И пусть блага житейские к себе не влекут, |
Ибо непостоянен мир и изменчив, |
От лука небосвода и стрел судьбы |
Не спасаются ни газель, ни лев. |
Кто оставляет нынешний день на завтра, не преуспеет ни в чём. Не следует менять то, что имеешь, на обещанное, ибо завтра не найдёшь того, что имеешь сегодня.
Что, кроме скуки, в силах тот добиться, |
Кто в доме навсегда уединится? |
И сокол, не покинувший гнезда, |
Не может называться ловчей птицей. |
Цени сегодняшнее, хоть его и мало. |
Вчера — прошло, а завтра — не настало. |
Если ты себя казной своей |
Не освобождаешь, а неволишь, |
Ты любого нищего бедней |
И богатству — сторож ты всего лишь. |
Махмуд Шабустари
Шабустари Махмуд (1287–1320) — поэт и философ. Родился в местечке Шабустар (Шебестер) близ Тебриза. Там же и умер. Писал на фарси. Исповедовал и преподавал учение суфизма. Оказал заметное влияние на развитие общественной мысли в странах Ближнего и Среднего Востока. Автор философских сочинений в стихах Книга счастья, Сокровищница истин, Зерцало искателей истин, Книга очевидца и др. Известность принесла ему поэма Цветник тайн.
*
Мышление — это движение от лжи к истине |
И узрение абсолютного, всеобщего, в частном. |
Мудрецы, написавшие об этом, |
Так говорят, объясняя это: |
Когда в душе возникло представление, |
Первоначально его называли воспоминанием. |
И, когда перейдёшь от него во время размышления, |
Это обычно называется самопознанием. |
Представление, которое существует для обдумывания, |
У людей разума порождает мышление. |
От обдумывания известных представлений |
Непознанное становится познанным. |
*
Знай, что мир есть с начала и до конца зеркало, |
В каждом атоме — сотни сияющих солнц. |
Если ты рассечёшь сердце одной капли воды, |
Из него появится сотня чистых океанов. |
Если ты вглядишься внимательно в каждую песчинку, |
То сможешь увидеть в ней тысячу Адамов. |
Своей сущностью комар подобен слону, |
По своему строению капля дождя подобна Нилу. |
Ядро зерна равно сотне урожаев, |
Мир содержится в посеянном семени. |
В крыле комара — океан жизни. |
В зрачке глаза — небеса. |
Как бы мало ни было сердце, |
Оно является местонахождением |
Господина обоих миров. |
*
Искатель Истины, который является свидетелем единства, |
Первый взор устремляет к свету бытия. |
Сердце, узревшее через познание свет чистоты, |
Среди увиденных первым увидело Бога. |
*
Условием хорошей мысли является абстракция, |
А затем — проблеск сияния подтверждения. |
Если кому-нибудь Бог не указал Путь, |
При помощи логики он ничего не откроет. |
Все вещи являются через противоречия, |
Однако Бог не имеет ни подобного, ни равного. |
*
Глуп тот, кто ищет сияющее солнце |
В степи посредством свечи. |
*
Воспалены оба глаза у людей, признающих лишь внешность. |
Ибо они не видят ничего во внешности, кроме явления. |
*
Знай, весь мир — это сияние света Истины, |
Истина скрыта в нём от проявления. |
*
Разум не может устоять против блеска того Лика, |
Иди ищи для этого другие глаза. |
*
Думать о Боге — это условие Пути, |
Но думать о сущности Бога — это грех. |
Размышлять о сущности Бога — это абсурд, |
Считай чистой невозможностью приобретение вывода об этом, |
Потому что явления освещены сущностью, |
А не сущность освещается явлениями. |
*
Оставь разум и будь всецело с Истиной, |
Так как глаза летучей мыши не выдержат света солнца. |
Свет разума в таком же отношении к лучам сущности, |
Как наши глаза — по отношению к источнику солнечного света. |
*
Если хочешь видеть источник солнца, |
Будешь ты нуждаться в другом глазе. |
Когда наши глаза не могут выдержать, |
Тогда сверкающее солнце можно видеть в воде. |
От этого поскольку яркость уменьшается, |
Твоё познанье чем-то обогащается. |
Небытие является зерцалом абсолютного бытия, |
Ибо в нём проявляется сияние Истины. |
*
Небытие — зерцало, мир — отражение, а человек |
Подобен глазу этого отражения; в нём сокрыта личность. |
Ты — глаз отражения, а Он — свет очей, |
Он есть видение глаз, очи очей. |
Мир — это человек, а человек — это мир, |
Лучше этого нет пояснения. |
*
Делай, если теперь ты можешь сделать,
Если не можешь, тогда какая польза от того, что ты можешь.
*
У тебя есть душа от каждого тела, |
И они связаны одной нитью. |
*
Ты — сердцевина мира, потому и в середине, |
Познай себя, ибо ты душа мира. |
*
Человек будет одарён покаянием, и в тот миг |
Станет лучшим из потомков Адама. |
Очистится от укора, и |
Подобно пророку Еноху, вознесётся на четвёртое небо. |
Как только освободится от дурных качеств, |
Подобно Ною, станет хозяином судьбы. |
Не останется могущества его частиц во всеобщем, |
Подобно Аврааму, станет хозяином жизни. |
Его воля с согласия Истины объединится, |
Пройдёт, подобно Моисею, через великие ворота. |
Освободится от своего знания, |
Подобно пророку Иисусу, будет небесным. |
Даст бытие полному разгрому, |
Вслед за Мухаммедом взойдёт на небеса. |
*
Вынимай из ушей вату воображения, |
И внемли возгласу Единого Всемогущего! |
Ты постоянно можешь услышать призыв Божий, |
Зачем же ждёшь только Дня Воскресения. |
*
Когда последняя точка соприкоснётся с первой, |
Туда не будут вмещаться ни ангел, ни пророк. |
*
Совершенный тот человек, кто, по своему совершенству |
Будучи господином, выполняет дело раба. |
*
Излучение души идёт в сторону тела при равновесии, |
Как солнце посылает лучи к земле. |
*
Соединиться с Истиной — значит удалиться от сотворённости, |
От неведения о самом себе, приобщиться к самопознанию. |
Как только возможное стряхнёт пыль возможности, |
Ничего не останется, кроме необходимого. |
*
Из всего, что в мире, из нисхождения и восхождения, |
Образец в твоём теле и душе воплотился. |
Мир подобен тебе — единой определённой личности, |
Ты для него — как душа, а он для тебя — как тело. |
*
Когда Адаму была оказана сотни раз помощь благодаря тьме, |
Сатана стал навеки проклятым благодаря свету. |
*
Восхвалением Бога при помощи чёток, молитвы и Корана |
Не превращается никогда неверующий в мусульманина. |
*
Бытие — это такое море, берег которого — сердце. |
Тысяча волн науки приходит к этому берегу. |
*
Верование чисто и беспорочно от смешивания, |
Далеко и свободно от двух крайностей. |
Истинный Путь тот, который посередине, |
А всё прочее — изумление, сомнение и ошибка. |
*
Этот мир является местом приобретения ремесла и знания, |
Заблуждения возникают от неведения души. |
*
Воплощение и соединение вытекают одно из другого, |
Тогда как единство вытекает из созерцания. |
*
Если ты человек, одного намёка тебе достаточно.
*
Определённое обновление движения происходит от необходимости.
*
Сделай зло добром, пусть возникнет добро, так как все вещи появляются из противоречия.
*
Функция представления заключается в том, |
Чтобы через образы познать сущность. |
Зерцалом знания является воспоминание.
*
Перед тобою нет ничего, кроме твоего «я», |
Поэтому размышляй о своём существе. |
Если ты будешь в плену у самого себя, |
Тогда мир становится завесой перед тобой. |
*
Не поверит слепой в существование цвета, |
Если даже сто лет ему рассказывать и доказывать. |
Белый, жёлтый, розовый, зелёный и светло-коричневый |
Для него не представляют ничего другого, кроме чёрного. |
*
Разум в познании обстоятельств иного мира |
Подобен слепорождённому в этом мире. |
Сверху разума человек имеет такую способность, |
С помощью которой познаёт сокровенные тайны. |
*
У кого в душе нет сомнения, |
Он достоверно знает, что нет бытия кроме Единого. |
*
У Господа Бога нет двойственности, |
В нём нет разделения на: я, ты, мы. |
Я и мы, ты и он — это всё едино, |
Ибо в единстве нет никакого различия. |
*
Воссоединение есть устранение воображения, |
А устранение чужого воображения приводит к воссоединению. |
*
Твои действия были созданы раньше тебя, |
Тебя избрали для дела. |
*
Предопределено ещё до тела и души |
Для каждого определённое значение. |
*
Ты во сне, и это твоё видение — воображение, |
Всё то, что ты видишь в нём, — это подобие. |
Как только ты очнёшься в день всеобщего воскресения, |
Узнаешь, что всё это — воображение и привидение. |
Если высвободить зрение от привидения, |
Земля и небо поменяются местами. |
*
Вспоминай место первоначального состояния.
Кто возражает против Бога, говоря почему и как, |
Он подобен язычнику, который говорит сквернословие. |
Ему позволительно спросить: что и как, |
Человеку не подобает делать возражения. |
*
Великодушие человека — это предначертание. |
Его участь не зависит от его воли. |
*
Наука никогда не совместима со страстью, |
Если хочешь ангела, отгони от себя собаку. |
*
Все добрые нравы придерживаются середины, |
Ибо отдаляются от крайностей. |
Середина эта подобна «Правильному пути», |
С обеих его сторон — адская бездна. |
*
Проявление добра связано с умеренностью.
*
Каждое действие, которое ты совершил один раз, |
Можешь совершить ещё несколько раз. |
И каждый раз, если оно принесёт пользу либо вред, |
В твоей душе что-то накопится. |
*
Куда бы вы ни смотрели, там есть лик Бога. Ни одна частица из частиц мира не лишена его щедрости.
*
Как для полной зрелости миндального зерна нужна и тонкая кожица и скорлупа, так и для проявления Истины нужны закон и Путь, правилам которых должна подчиняться совокупность телесных и духовных проявлений в человеке, согласно двойственности природы его: закон воспитывает тело и душу, Путь очищает сердце и озаряет дух; как для получения чистого миндального зерна нужно сначала разбить скорлупу и потом снять кожицу, так для достижения Истины сперва необходимо подчиняться «закону» и тогда уже стать на Путь.
*
Если бы мусульманин знал, что такое идол, |
Он понял бы, что в идолопоклонстве присутствует религия. |
Если бы идолопоклонник знал, что такое религия, |
Он понял бы, где он сбился с пути. |
Но он зрит в идоле лишь осязаемое творение — |
Вот почему он, согласно исламскому закону, язычник. |
Аухад ад-дин Кирмани
(ум. 1298)
*
Отдаваться воле Божьей и покоряться Его решению — высшее и достоверное знание.
Накшбанд
Накшбанд, Баха ад-дин Мухаммад б. Бурхан ад-дин Мухаммад ал-Бухари (1318–1389) — крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. От его ремесла (накшбанд — чеканщик) происходит название суфийского братства накшбандийа, вместе с тем традиция братства не считает его основателем: он — пятый в цепи руководителей накшбандийа. Духовным основателем накшбандийа считается ходжа Йусуф ал-Хаспадани (ум. в 1140 г.)
Накшбанд родился в семье таджика-ремесленника в селении Каср-и хиндуван, умер в родном селении. Его отец был ткачом и чеканщиком. Основную роль в судьбе Накшбанд сыграл дед, имевший прочные связи с суфиями, он и пробудил у внука интерес к мистике. Первым наставником Накшбанда был шейх Мухаммад Баба-йн Самаси, который незадолго до смерти (ум. в 1340 г.) приказал Алшру Сайнду Кулалу (ум. в 1370 г.) взять Накшбанда к себе в ученики, ввести в общество дервишей ходжаган и обучить его правилам их мистического Пути. Согласно традиции братства, Накшбанд прошёл духовную инициацию с помощью ‘Абд ал-Халика ал-Гиджувани, которого он увидел во сне и который направил его к Сайсииду Кулалу, но Накшбанд пришёл к последнему уже мистиком, постигшим истину Пути без помощи руководителя. Почти всю жизнь Накшбанд прожил в Бухаре и окрестных селениях. Дважды совершал хадж.
Накшбанд являлся проповедником довольства малым и добровольной бедности (он зарабатывал на хлеб своим трудом, довольствовался старой циновкой и разбитым кувшином и считал грехом для суфия иметь слуг или рабов). После смерти Накшбанда был признан святым и ходатаем перед Богом, чудодеем и покровителем Бухары. Накшбанд был канонизирован, и его культ получил широкое распространение как в Средней Азии, так и в сопредельных странах, а мавзолей над его могилой, воздвигнутый в 1544 г. Шибанидом ‘Абд ал-’Азиз-ханом, стал исключительно популярным местом паломничества: считалось, что трёхкратное посещение его могилы заменяет хадж в Мекку и Медину.
Встав во главе общины, идущей по Пути ходжаган, Накшбанд заложил организационные основы будущего братства накшбандийа, которые окончательно оформились уже при его приемниках. Он возродил и продолжил традиции и взгляды ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани. Учение Накшбанда распространило и укрепило суннитский ислам среди кочевых и полуоседлых тюркских племён, прочно закрепившихся в его время в Средней Азии.