Проповедник Сальвиан (V в.) о бегстве римлян к варварам
Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные, бегут к врагам. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян. У них нет ничего общего с народами, к которым они бегут; они не разделяют их нравов, не знают их языка и, осмелюсь сказать, не издают зловония, исходящего от тел и одежды варваров; и тем не менее они предпочитают смириться с различием нравов, нежели терпеть несправедливость и жестокость, живя среди римлян. Они уходят к готам... или к другим варварам, которые господствуют повсюду, и совсем не жалеют об этом. Ибо они желают быть свободными в обличье рабов, а не рабами в обличье свободных. Римского гражданства, некогда не только очень уважаемого, но и приобретавшегося за высокую цену, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх... По этой причине даже те, кто не бежит к варварам, все равно вынужден превращаться в варваров, как это происходит с большинством испанцев и многими галлами, равно как и со всеми, кого на обширных пространствах римского мира римская несправедливость побуждает отрекаться от Рима.
Вопросы
1. Какую известную историю о взятии неприступного города напоминает первый рассказ Прокопия Кесарийского? Какую древнюю поговорку забыли римляне на свою беду?
2. Можно ли объяснить поведение императора Гонория как-нибудь иначе, чем тем, что он был «недотепой»?
3. Некоторые историки утверждают, что Аларих не позволил своим воинам сжигать Рим. Есть ли какие-нибудь подтверждения этому в тексте?
4. Правильно ли поступила «женщина по имени Проба»?
5. Напишите «воспоминания» от лица Алариха, Гонория или Пробы о том, как готы захватывали и грабили Рим.
6. Вспомните историю поздней Римской империи. Объясните, почему многие римляне не только не сопротивлялись варварам, но и предпочитали жить под их властью.
Конец империи
Удары «Божиего Бича»
Мы говорили о страшных ордах кочевников-гуннов. Это они внезапно вторглись с востока — из Азии — в Европу и окончательно изменили там соотношение сил не в пользу Римской империи. Гунны уничтожили, подчинили или заставили бежать из обжитых мест десятки племен. Гунны расположились там, где сейчас Венгрия, но вся Европа была в ужасе от бесконечных нападений безжалостных кочевников.
Самого знаменитого из вождей гуннов звали Аттила. Настрадавшиеся от его войск христиане впоследствии прозвали Аттилу «Бичом Божиим». Чтобы получить власть, Аттила убил родного брата. Железной рукой правил он гуннами и всеми покорившимися им племенами.
В 451 г. Аттила повел несметные полчища гуннов в очередной поход. Гунны перешли Рейн и двинулись дальше на юго-запад. Навстречу им вышла большая армия во главе с римским полководцем Аэцием. Армия Аэция считалась римской, но вся сила ее была в том, что многие германские вожди и короли пришли к Аэцию во главе своих племен сражаться с гуннами. И в стане Аттилы тоже собралось множество разноязыких племен.
Поэтому битва на Каталаунских полях стала одной из самых знаменитых в истории. В ней встретились огромные армии, в которых бились чуть ли не все племена и народы тогдашней Европы. Поле сражения покрылось тысячами тел павших, но ни одна из сторон до наступления темноты не могла одержать верх. И все же в конце концов Аттиле пришлось отступить. Преследовать его у победителей сил не было...
Аэций. Резьба по слоновой кости (V в.)
Согласно легенде, еще три дня над полем битвы сражались души погибших. Они и после смерти не могли прекратить бой...
Поражение Аттилы на Каталаунских полях вовсе не означало, что «Бич Божий» перестал угрожать Европе. В следующем же году войско гуннов внезапно ворвалось в Италию и двинулось на беззащитный в тот момент Рим. Почти без всякой надежды римский папа Лев I отправился с богатыми дарами навстречу грозному завоевателю. Как прошла встреча преемника апостола Петра (как называли себя папы) с «Бичом Божиим», что они говорили друг другу, мы не знаем. Зато результат известен хорошо: Аттила забрал большой выкуп и повернул назад. Римляне сочли это чудом.
Спустя год Аттила внезапно умер на собственной свадьбе сразу после брачного пира. Тело усопшего положили в золотой гроб, его поставили внутрь большего — серебряного, а тот поместили в железный. Чтобы никто не мог потревожить покой почившего владыки и коснуться захороненных вместе с ним сокровищ, гунны, как утверждает легенда, отвели большую реку в сторону, сделали гробницу на дне ее русла, а затем вновь позволили реке течь как прежде.
Огромная держава гуннов распалась сразу же после смерти Аттилы, и только в сказаниях многих народов то с почтением, то со страхом еще много веков повторялось имя человека, перед которым когда-то трепетала вся Европа.
Второе падение Рима
Всего через четыре года после блистательной победы на Каталаунских полях Рим был снова захвачен варварами. Это было германское племя вандалов. Вандалы сначала прорвались из Германии в Испанию, а затем один римский наместник пригласил их в Северную Африку в качестве наемников. Но германцы быстро захватили власть в этой бывшей римской провинции и создали там свое королевство. Кстати, Августин умер в 430 г. как раз в те дни, когда его город Гиппон осаждали вандалы. Падения Гиппона Августину посчастливилось не видеть...
Ровно через четверть века после смерти Августина, в 455 г., флот вандалов, которыми командовал король Гейзерах, подошел к берегам Италии, поднялся вверх по Тибру и неожиданно для римлян оказался у стен их города. Рим был совершенно не готов к обороне. Снова к варварам отправился папа Лев I уговаривать пощадить город.
Вестготская корона
Гейзерих грозил римлянам страшной резней, но после переговоров со Львом I и полученных от него огромных подарков варвар несколько смягчился. Он согласился оставить в живых жителей, не сжигать церкви и не разорять главные храмы Рима, а разграбление города ограничить «всего лишь» четырнадцатидневным сроком. На память о тех двух неделях осталось навеки слово «вандализм», означающее бессмысленное уничтожение культурных ценностей.