Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Короткие слова, но емкие. Каждый верующий должен быть светом для окружающих, чтобы те видели его добрые дела и прославляли Бога. Нет, говорится не о том, чтобы их делать специально напоказ, ибо за эти показные добродетели Господь и обличал фарисеев. Но Господь говорит, чтобы нам самим делать то, к чему призывает наша вера, ибо если мы говорим об этом, но не делаем сами, то да не думаем, что оружающие не видят этого. Видят и еще как. Потому мы должны быть примером для окружающим, чтобы не давать повода ищущим его….
В конце литургии, после пения тропаря и кондака, под пение величания праздника Преображения Господня (пел только хор) икона праздника была унесена в алтарь.
По окончании службы о.Евгений говорил проаоведь на тему нынешнего рядового Евангелия. Ко Христу приходит группа саддукеев – отрицавших всеобщее воскресение. Группа эта состояла, преимущественно, из людей богатых и именитых, а потому была немногочисмлена. Они задают провокационный вопрос, основываясь на повелении Закона Моисеева, гласящем, что если некто женился и умер, не дав потомства, то его брат должен взять его жену и восстановить семя брата, так что рожденный ребенок имел бы отчество старшего, умершего брата, дабы семья не оставалась без наследников, что для Ветхого Завета было очень важно, ибо все ждали пришествия Христа. Несмотря на данные Ветхим Заветом ограничения, многоженство встречалось в те века часто и лишь Христос восстановил справедливость, вернув Еву Адаму, дав женщине равноправие с мужем, сделав ее помощником мужу, а не частью «частной коллекции», чем-то второстепенным. Теперь же они, задавая вопрос, доводят в своем примере ситуацию до абсурда, притом, спрашивают – в будущем веке, чьей женой будет умершая женщина. Здесь – заведомый подвох, ибо они отрицали последнее воскресение мертвых, считая, что земной жизью все и кончается. Но Господь обличает их в незнании Писании и извращении его. Далее Он говорит о том, что в будущем веке не будет этих особенностей века сего, страстей и похотей века сего, но люди будут жить, как Ангелы на небесах, в истинном братстве в Господе, основой жизни их будет единение с Богом. Даже ныне семейные пары, прожившие друг с другом многие десятилетия, становятся союзом уже не плотским, но умным и духовным, поскольку плоть уже ветшает и распадается еще при жизни, дети сами обретают семьи и расходятся по миру, уходит и все прочее, а остаются лишь умы и души двух людей, проживших вместе всю жизнь. Таким будет и единение людей в будущем веке, уже не отдельных пар, но всех людей в единой семье, Отец которой – Бог. Господь обличает и их неверия, улавливая их самих в хуле на Бога, ведь Бог – не есть Бог мертвых, но живых, так как сам говорит о себе: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Иудеи удивились, ибо для них многое в этом учении было новым, но, в сущности, Господь восстановил справедливость.
Также о.Евгений напомнил всем расписание дальнейших служб, вплоть до воскресенья, на которое выпадает праздник Успения Божией Матери, о чине погребения сказав, что день его совершения будет избран позднее….
[1] Актовый материал свидетельствует о том, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных в виде вкладов в течение времени отходят к Троицкому монастырю. Поэтому вполне логично, что будущий Митрополит из рода Скрипицыных принял постриг в Троице-Сергиевой обители с именем Иоасаф, став затем ее настоятелем.
[2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви - http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html
[3] ГБЛ, собр. МДА, IV, 83
[4] (алб. Berati) — город на юге Албании. Административный центр префектуры Берат и округа Берат.
Население — 65 тыс. жителей (2006).
Расположен на реке Осуми у подножия горного хребта Томори, в 70 км к югу от Тираны.
В 2008 году исторический центр города был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец хорошо сохранившейся городской застройки времён Османской империи. Городское поселение на территории современного Берата существует с IV века до н. э. С начала III века до н. э. известен как Антипатрея (греч. Αντιπατρια). Название было дано македонским царём Кассандром в честь своего отца Антипатра. Во II веке до н. э. город был завоёван римлянами.
В византийский период город известен как Пульхериополис (греч. Πουλχεριοπολις).
В IX веке болгарский царь Симеон I захватил город и присвоил ему имя Белиград (букв. Белый град[3]), от которого произошло и современное название города. Город находился в составе Болгарского царства до XI века, позднее входил в Эпирский деспотат. В XIII веке город снова в составе Византийской империи. В 1345 году город вошёл в состав Сербского королевства при Стефане Душане.
В XV веке Берат был столицей княжества Музаки, в 1432—1444 гг. — столицей княжества Арианити.
Город был завоеван османами в 1431 г. В 1450 году город был включён в состав Османской империи и находился в её составе до 1912 года.
О времени основания Белиградской митрополии точных свидетельств не сохранилось. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии в юрисдикции Охридской архиепископии, из которых наиболее известными являются Игнатий (1691—1693; впоследствии архиепископ Охридский) и Иоасаф I (1752—1760 и 1765—1801). При Иоасафе Белиградская митрополия ввиду упразднения Охридской архиепископии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Берат был местом мученической смерти в 1779 году греческого проповедника-просветителя Космы Этолийского (греч. Κωσμας о Αιτωλος).
[5] Никомидия (греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.
[6] возможно, в 1859 году; данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика
[7] По-еврейски – «дом милосердия».
[8] или – Выдропусская
[9] Легочная форма чумы, распространяемая воздушно-капельным путем…..
[10] Вя́зьма — город в России, административный центр Вяземского района, расположенного на востоке Смоленской области.
[11] Черемисы - устаревшее наименование марийцев. Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш) — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.
Основной территорией проживания является междуречье Волги и Ветлуги.
Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённое лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия, которая является сочетанием политеизма и монотеизма.
[12] Мещера – древняя финно-угорская народность, населявшее среднее течение Оки и затем ассимилировавшаяся в русском народе, дав название данной местности, а позднее – название субэтнической группы русских с особым говором и культурой.….
[13] Нынешняя Анкара, столица Турции.
[14] ПСТБИ указывает варианты фамилии: Асташкина, Цибизова.
[15] На самом деле Господь говорит: «Ты – камень», называя его камнем, а более – веру его основанием, на котором возникнет Церковь. Но на арамейском языке, на котором тогда говорили евреи (да и сами Евангелия были написаны на нем, а не на священном иврите, используемом на богослужении Ветхого Завета), камень именуется – Кифа. В Евангелии от Иоанна показано, что Господь, встретив Петра, именует его именно Кифой. Но русский народ, да и многие другие, восприняли Священное Писание от греков, а по-гречески камень: «πετρο ος» (петрос), отсюда и славянский текст Евангелия….
[16] Жизнь.
[17] Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. – М., 1899. – С.132
[18] Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. – СПб., 1899; То же. – Репринт. изд. 1899 г . – СПб., 1994. – С.670.
[19] РГБ ф.299 №484.1
[20] Сегодня церковные историки считают, что это – заимствование из жития другого подвижника, чтимого в Мирах – святителя Николая Пинарского.
[21] Этот эпизод сегодня также считается заимствованием из жизнеописания святого Николая Пинарского.
[22] Юго-восток Малой Азии. Исторически армянская территория. К нынешнему дню полностью очищена от коренного армянского населения. Киликия простиралась от Памфилийского залива к востоку до гор Аманских (ныне Нур), отделяющих от неё северную Сирию (Коммагену); к северу — до хребта Тавр, отделявшего её от Ликаонии и Каппадокии и наполнявшего своими южными отрогами всю западную часть Киликии. В восточной части Киликии Тавр перерезали «Киликийские ворота» (ныне Гёлек Богаз), Ларандский и Средний перевалы. Западная часть Киликии называлась «Суровой» (др.-греч. Κιλικία τραχεῖα), или Кетидой, восточная — низменной, «Равнинной» (др.-греч. Κιλικία πεδιάς).
«Суровая» Киликия, с мощным Имбарским хребтом, вдаётся на юге в Средиземное море. Её прорезает с запада на восток река Каликадн (ныне Гёксу), впадающая в море у Сарпедонского мыса (ныне Лисан). Здесь много бухт, служивших гаванями прибрежным городам.
[23] Иван Протасов оговорил многих людей. Иногда его агентурные донесения были настолько далеки от действительности, что даже неправый советский суд не мог их принять. В 1936-1937 годах он сообщал, например, о некоем рабочем и, когда того арестовали, был вызван в качестве свидетеля в суд, подтвердить показания, которые содержались в его агентурных материалах. Суд, однако, оправдал рабочего и вынес определение: привлечь Протасова к ответственности за ложные показания. Однако к уголовной ответственности он за лжесвидетельства привлечен не был. Во время Великой Отечественной войны Протасов через начальника Наро-Фоминского НКВД, с которым он был связан как секретный сотрудник, стал получать отсрочки от призыва в действующую армию, за услуги давая тому взятки деньгами и продуктами. Но в 1944 году за уклонение от службы он все же был арестован и приговорен к пяти годам заключения. После освобождения в 1949 году, он застрелился из ружья во время охоты.
[24] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.
[25] Престол не освящен, стало быть, его роль исполняет просто стол, а литургия совершается на антиминсе (в переводе – «вместо простола»). Антиминс – освященный плат с вшитой в него частицей мощей кого-либо из мучеников. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников (существует даже древнее правило, запрещающее строить храмы там, где нет останков святых мучеников и угрожающее священнослужителям, нарушающим запрет, лишением сана). Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII - IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола. Освящается только архиереем, притом, при смене архиерея на кафедре освящается новый антиминс. На нем литургия может совершаться даже и без престола…
[26] «Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений наших, но предвари, яко благая, на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву, потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя!»
[27] Центр Малой Азии с нынешней столицей Турции Анкарой.
[28] У́мбрия (итал. Umbria) — область в центральной Италии. Административный центр — город Перуджа. Граничит на западе с Тосканой, на востоке с Марке и на юге с Лацио.
[29] LP. Vol. 1. P. 427
[30] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44, 230
[31] На самом деле Господь говорит: «Ты – камень», называя его камнем, а более – веру его основанием, на котором возникнет Церковь. Но на арамейском языке, на котором тогда говорили евреи (да и сами Евангелия были написаны на нем, а не на священном иврите, используемом на богослужении Ветхого Завета), камень именуется – Кифа. В Евангелии от Иоанна показано, что Господь, встретив Петра, именует его именно Кифой. Но русский народ, да и многие другие, восприняли Священное Писание от греков, а по-гречески камень: «πετρο ος» (петрос), отсюда и славянский текст Евангелия….
[32] Журнал №48 - http://www.patriarchia.ru/db/text/283491.html
[33] 31 июля по старому стилю / 13 августа по новому стилю - http://calendar.rop.ru/mes1/jul31.html
[34] Цит. по Полынкин Александр, "Священномученик архимандрит Сергий," Орловский вестник (газета), 3 мая 2012, http://www.vestnik57.ru/page/svjashhennomuchenik-arhimandrit-sergij
[35] Цит. по Полынкин Александр, "Священномученик архимандрит Сергий," Орловский вестник (газета), 3 мая 2012, http://www.vestnik57.ru/page/svjashhennomuchenik-arhimandrit-sergij
[36] Цит. по Полынкин Александр, "Священномученик архимандрит Сергий," Орловский вестник (газета), 3 мая 2012, http://www.vestnik57.ru/page/svjashhennomuchenik-arhimandrit-sergij
[37] Цит. по Котова Мария, "Новомученик, не облеченный саном," Слово (Одесса), № 1001, http://www.slovo.odessa.ua/1001/1_4.html
[38] Также встречается написание фамилии Холодоковский.
[39] Также в источниках встречается написание: Тупицинское и Тупицыно
[40] В 1959 г. деревня была включена в черту города Кинешмы Ивановской области.
[41] ГАКО. Ф. 200. Оп. 13. Д. 171. Л. 257 об.–258.
[42] ГАИО. Ф. 1155. Оп. 9. Д. 29. Л. 132 об.
[43] Там же. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 12. Л. 24.
[44] Священномученик Григорий Аверин; память 7/20 сентября
[45] Крестьяне Вандышек неоднократно судились за землю. То со своим бывшим помещиком, известным благотворителем Кинешмы Всеволодом Александровичем Пазухиным, чье имя носит городская библиотека: иск от имени крестьян подписывал старший брат блаженного Максима, Григорий Иванович, то между собой, то с соседним селом Ищеином в 1923 г. Общественную землю крестьяне частично сдавали в аренду фабричным для возведения построек, а на полученные деньги покупали сельскохозяйственную технику. В 1927 г. в районной газете появилась статья, где крестьян Вандышек критиковали за зажиточную жизнь, обвиняя их в том, что они превратились в коллективного кулака и живут так же, как и до революции. Впоследствии власти провели коллективизацию и организовали в Вандышках и Ищеине колхоз«7 лет смерти Ленина».
[46] Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Тверь, 1996. Кн. 2.С. 265–271.
[47] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включала в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми.
[48] Тюркский народ, предки нынешних татар, башкир и чуваш.
[49] Антио́х IV Эпифа́н[1] (др.-греч. Αντίοχος Δ' Ἐπιφανής; ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.). — сирийский царь из династии Селевкидов[2] македонского происхождения, сын Антиоха III Великого, царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э.
Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Период правления Антиоха IV характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство окончательно пришло в упадок.
[50] Кстати, имя Маркелл или Марцелл – римское, а не еврейское и в переводе с латыни означает «воинственный», так что это может быть не имя, а перевод настоящего имени, что в сказаниях о святых бывает нередко.
[51] Причина сопротивления в том, что монашеский постриг, как и крещение не может быть совершено против воли человека, стало быть, это решение было вопиющим беззаконием, тем более, что если жена с согласия мужа принимала постриг, то и муж должен был оставить мир…. Но муж женился на другой….
[52] См. Житие с портала Русские святые, http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
[53] В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»
[54] Упоминается, что инокиня София долго не могла примириться с таким насилием над собой и долго скорбела, Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской (после ее насильственного пострижения ходили слухи о том, что она, будто бы. не была бесплодной и уже в монашестве родила сына, так что из столицы даже прибыла комиссия для проверки слухов, но София не допустила ее членов к себе, а позже, якобы, было сообщено о смерти ребенка и была показано место его захоронение. Уже в XX веке в монастыре была найдена гробница, где была… кукла, что толкуется светскими историками, как подтверждение этих слухов и подтверждение народных легенд, будто бы ее сын выжил и воспитывался у неких людей, а впоследствии стал известным разбойником Кудеяром… Слухи. впрочем, они есть слухи, ведь мир всегда клеветал на угодивших Богу) в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 / 31 декабря 1542 года.
[55] Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.
[56] ПрОсти – буквально «встаньте прямо…».
[57] Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.
[58] Асс (устар. «ас», лат. as, assarius) — название древнеримской медной монеты, впервые появившейся, согласно преданию, во времена Сервия Туллия, но, согласно научным данным,— только в период Республики.
Асс первоначально имел вес фунта, назывался либральным ассом и соответствовал ⅘ либры («обыкновенного фунта»). Но с течением времени он все убавлялся и в позднейшее время империи сохранил только 1/36 своего первоначального веса. Все монеты древней Италии представляли собой асс или помноженный, или разделенный на известное число. Не только при разделе монет, но и при определении меры, веса, наследства и процентов единицей брался асс и разделялся на 12 долей, унций, причём каждая часть разделенной единицы носила своё особенное название, например:
· унция = 1/12
· секстанс = ⅙
· квадранс = ¼ (также кодрант)
Медные монеты отличались одна от другой традиционным оформлением. На аверсе изображался профиль одного из богов, например Юпитера (на самом ассе — Януса), на реверсе — корабельный нос (т. н. «морские» чеканы) с указанием номинала: точками обозначалось число унций на дробных частях асса; римские цифры чеканились на ассе и кратных ему монетах.
[59] Евреи, живущие за пределами Израиля, в землях языческих.
[60] Исх, главы: 7, 8, 9, 10, 11, 14.
[61] Зороастри́зм, также маздаи́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» — behdin,«Благая Вера») — одна из древнейших религий[1], берущая начало в откровении «пророка» Спитамы Заратуштры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном, будто бы, им от бога — Ахура Мазды.. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Азербайджане, Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР. Имеет следующие основы: Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа», как Благого Творца.
Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.
[62] Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) — единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.
В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра)[1].
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.
Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.
Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
Таким образом, если принять, что в притче имелся в виду еврейский талант, то получается, что несчастный был должен царю сумму эквивалентную 44,8 тоннам золота, что и сегодня сделало бы честь любому государству, а тогда даже не все цари имели такое богатство, что более чем наглядно демонстрирует неоплатность долга, которые любой человек имеет пред Богом, в сравнении с этим долгом, долги любого человека пред ним – ничтожны.
[63] Его почитание было официально признано Русской Православной Церковью в августе 2000 г.
[64] Совр. Нижегородская обл.
[65] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего оца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строило обронительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терриризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).
[66] По римскому календарю - 3 января.
[67] Евсевий Памфил, Церковная история VI, 29.
[68] По римскому календарю - 20 января
[69] Epistola. 84, 10
[70] Церковная история. VI, 29
[71] Письмо к римским священникам и диаконам.
[72] По-латыни, (а имя явно римское) это, вероятно, звучало бы, как Цезариус…
[73] Единоверцы – часть старообрядцев, вернувшихся в состав Русской православной Церкви с сохранением дореформенных обрядов.
[74] По БД ПСТГУ, родился в 1848 году в селе Краснослободское
[75] Это (или «вот») Сын мой возлюбленный, о котором (я) благоволил. Того слушайте.
[76] Спасение.
[77] Святитель завещал похоронить себя в схиме и отпевать по монашескому чину.
[78] Либо имя, либо звание этого князя было Дьюла.
[79] Са́жень, или саже́нь (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния. В XVII в. основной мерой была казённая сажень (утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков. Ещё во времена Петра І русские меры длины были уравнены с английскими. Один аршин принял значение 28 английских дюймов, а сажень — 7 английских футов, то есть 213,36 см. Позже, 11/ 24 октября 1835 года, согласно указанию Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена: 1 казённая сажень приравнена к длине 7 английских футов, то есть к тем же 2,1336 метра.
[80] Василий (Пронин), архимандрит. История Православной Церкви в Закарпатье. Николаевский Мукачевский монастырь, 2005. С. 65.
[81] Györffy György. István király és műve. Gondolat Bp., 1977. S. 294–295.
[82] Ibid. S. 128.
[83] Ныне Луховицкий район Московской области.
[84] "Журнал № 15", Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Української Православної Церкви, http://news.church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino...ku/
[85] Шуваев С. В., Александро-Невский Хренников общежительный мужской монастырь близ г. Борисоглебска. Игумен Никандр, сайт Борисоглебского благочиния: http://www.borblag.ru/hrennikov.html
[86] Елевферий – Ελευθερειος (буква θ «фита» (а не тэта, как нас учат в школе) дает межзубный звук «Ф», а не «т», как его часто читают) – означает «свобода» или точнее, «независимость».
[87] Лев V Армянин (Лево́н Арцруни́) — император Византийской империи (11 / 24 июля 813—25 декабря 820 (7 января 821)). Происходил из знатного армянского рода Арцруни, за что получил прозвище «Армянин». Отразил нападение болгар на Константинополь. Иконоборец. Правил уже после VII Вселенского Собора, прошедшего в 787 году и осудившего ересь иконоборчества. Тем не менее, император занял сторону еретиков, насильственно сместив патриарха, святителя Никифора и насильственно насаждал ересь. Убит приверженцами Михаила Аморианина (будущего Миахила II Травла (косноязычного), также иконоборца, но веротерпимого) Ув захваченном еретиками Софийском соборе в Константинополе, во время Рождественской службы.
[88] Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы.
[89] Смирна – древний город в Малой Азии. Ныне турецкий Измир….
[90] По БД ПСТБИ - 26 ноября
[91] Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12597.
[92] По БД ПСТБИ - 8 месяцам
[93] По ortho-rus.ru - с 10 июня 1932 г.
[94] Или 8 декабря по Архиву УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12597.
[95] Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12597
[96] Справка начальника тюрьмы от 21/VIII 1938 года № 6359
[97] "Разрядный список учеников Усть-Сысольского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1902 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1902, № 15, с. 179.
[98] В 1904 году числится переэкзаменуемым после летних каникул по греческому языку на II курсе Вологодской духовной семинарии - "Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1904 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1904, № 13, с. 312.
[99] Епитрахиль (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя, а также иго Христово. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.
[100] «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа!» «Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (от Твоего чрева) пройде, яко Плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем»
[101] Древнегреческое наименование Черноморского побережья нынешней Грузии.
[102] Лев III Исавр — византийский император (717—741), основатель Исаврийской династии. При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества. К его времени империя потеряла Египет и Сирию, а арабы наводняли Малую Азию, а во время его правления – даже осаждали Константинополь. Император даже обещал платить арабам дань, правда, неисполненного, в ответ на что арабы предприняли вторжение, окончившееся неудачно. Ввел иконоборчество, насильственно насаждая им же введенную ересь.
[103] Бишой, копт. Abba Pišoi.
[104] "Мы точно знаем о том, что св. Ефрем проживал к востоку от реки Евфрат во второй и третьей четверти IV в. /.../ ни одно из его путешествий не было исторически обоснованным. /.../ св. Ефрем никогда не посещал ни св. Василия, ни св. Бишоя". С.П. Брок "Святой Ефрем - певец Слова Божия", Христианское чтение № 1, 2012 - http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/brok-efrem-sirin.pdf
[105] Указ Св. Синода от за N685
[106] Яссы – Город и административный центр в Западной части исторически существующего княжества Молдова, ныне Румыния. До 1862 года был столицей Молдавского княжества.
[107] Уже после проводов святыни епархиальный сайт написал пространную статью на тему мероприятия, написав, что это был – секретарь епархиального управления, протоиерей Александр Абрашкин.
[108] Уже потом «Новороссийский рабочий» назвал его, как «вице-адмирала (а не контр-адмирала) Александра Побожий».
[109] «Ветеранов Соловецкой школы юнг» - написал «Новороссийский рабочий». Из-за того, что выступавшие не всегда говорили громко и внятно, а также из-за шума в храме я многое мог не слышать, а часть их речей просто не слышал, а что-то мог и не понять.
[110] http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ...pnl
[111] http://pstgu.ru/news/martir/2011/08/23/31304/
[112] Родиной его считают Далмацию (нынешняя Хорватия). Похоронен св. Гай на кладбище св. Каликста. Надгробная надпись на греческом языке на его могиле была найдена и восстановлена по фрагментам знаменитым римским археологом де Росси: ГАIOY ЕПIСК КАТ ПPО I КАЛ MAIQN (Положение Гая епископа в 10 календы мая.
[113] Некоторые заявляют, что здесь святой ошибочно отождествляется с его сыном, но источников этой информации не приводится….. Дату смерти такие источники называют 1410 год, вопреки написанному в тексте….
[114] Команы или Комана - название ряда населенных пунктов.
В Понте Римской империи находилось 3 города под названием Команы, каждый из которых мог именоваться Команы Понтийские, или, для различия:
Команы Каппадокийские или Армянские, Хризополь, ныне село Шаркёй, Турция.
Команы Понтийские, древний город в руинах рядом с селом Гуменек, Турция.
Команы Абхазские, ныне село Коман, Абхазия.
Также известны Команы Италийские - три одноименных коммуны в современной Румынии. В каждой коммуне находится и село под названием Комана:
Комана (Констацкий жудец)
Комана (Брашовский жудец)
Комана (Джурджуский жудец)
[115]
Неокесария (совр. турецкий Никсар, греч. Νεοκαισάρεια) — город в северной части центрального региона Малой Азии, был столицей византийской причерноморской провинции Полемонов Понт. Приобрела известность как родина Григория Чудотворца и место проведения Неокесарийского собора.
Место первоначально называлось Кабира (Κάβειρα – правильно это звучит, как Кавера), понтийский царь Митридат Великий построил там свой дворец. Победитель Митридата Помпей Великий в I в. до н. э. превратил Кабиру в город, дав ему название Диополь (Diopolis). В I веке город стал резиденцией царей Понта под именем Sebaste, но вскоре после включения Понтийского царства в 64 году в состав Римской империи город стал известен под названием Неокесария.
В настоящее время: турецкий город Никсар с населением ок. 90 тыс. человек.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
[116] В миру Вершинин Александр Гаврилович, родился 6 / 19 марта 1881 года в Верхотурском уезде Пермской губернии, в крестьянской семье.
25 августа / 7 сентября 1904 года поступил послушником в Белогорский Никольский монастырь.
16 / 29 сентября 1909 года был пострижен в монашество с именем Сергий, 25 сентября - рукоположен во иеродиакона, 27 ноября - во иеромонаха.
29 апреля 1917 г. направлен в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства. В сентябре того же года вернулся в монастырь.
С 28 августа 1918 года временно исполнял обязанности настоятеля монастыря. 10 октября 1918 года был арестован красноармейцами, увезен в г. Осу и замучен.... Его тело было найдено с исколотой штыками шеей, размозженным черепом и простреленными ладонями рук. По-видимому, убийцы пригвождали его ко кресту.
[117] В миру – Попов Яков Васильевич. Родился в 1887 году, 1/ 14 ноября, в Юго-Камском заводе, в Пермской губернии, в крестьянской семье.Поступил в Белогорский монастырь в 1902 году. Принял постриг в июне 1913 года, тогда же стал делопроизводителем в канцелярии обители. Время священнической хиротонии неизвестно, но совершена она была до 1917 года. Был награжден правом ношения набедренника.
[118] В миру – Косожилин Андрей Ефимович. Родился 18 /31 августа 1879 года в Осинском уезде Пермской губернии (населенный пункт не указан). В 1901 году поступил в должность послушника Белогорской обители. 5 / 18 января 1904 года был пострижен в рясофор. 6 / 19 июня 1905 года – в мантию с именем Вячеслав. Тогда же был рукоположен в иеродиакона и перемещен в Архиерейский Дом Пермской епархии. Позже рукоположен во иеромонаха, где исполнял обязанности ризничего. В 1911 году был возвращен в штат Белогорского монастыря, а 11 / 24 ноября был назначен духовником обители и исполнял это послушание до своей мученической кончины.
[119] В миру Сабинцев (или Сабанцев) Иван Романович. Родился 2 / 15 января 1880 года в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии в семье крестьянина. В 1908 году поступил послушником в Белогорской монастырь. В 1912 году принял постриг с именем Иоасаф. 20 апреля / 3 мая 193 года был рукоположен в сан иеродиакона, 29 августа / 11 сентября – в сан иеромонаха. Утвержден в звании соборного старца.
[120] В миру Новосёлов Яков Адрианович, родился 19 марта 1879 года в деревне Новосёловская Котельнического уезда Вятской губернии.
Поступил послушником в Белогорский Никольский монастырь.
11 апреля 1913 года принял монашество с именем Иоанн.
25 сентября 1917 года рукоположен во иерея Соликамским еп. Феофаном (Ильменским).
В августе 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, настоятель архим. Варлаам (Коноплёв) арестован и расстрелян по дороге в г. Оса. В октябре иеромонах Иоанн, инок Савва (Колмогоров) и иеродиаконы Виссарион (Окулов) и Матфей (Банников) были отправлены на принудительные работы. За отказ участвовать в подготовке революционного праздника после жестоких пыток 14 октября 1918 года они были утоплены в р. Каме в Осинском уезде Пермской губернии. Место захоронения неизвестно.
[121] Родился в 1880 году в Иркутске.
С 1897 года подвизался в Белогорском Никольском монастыре Пермской епархии.
22 июня 1905 года рукоположен во иеродиакона и вскоре во иеромонаха.
В 1909 году назначен благочинным Белогорской обители, в 1911 году - казначеем, затем -и.о. настоятеля монастыря во время отсутствия в обители настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплёва).
Заботами игумена Антония в монастыре было завершено строительство Крестовоздвиженского собора. О. Антоний был выдающимся миссионером-проповедником, его проповеди, как и проповеди настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама (Коноплева), привлекали в монастырь тысячи паломников. Проповеди о.Антония регулярно печатались в Пермских «Епархиальных ведомостях».
В 1911 году о. Антоний был назначен казначеем Белогорского монастыря. В это время собор был выстроен только наполовину, об украшении его внутри нечего было и думать; не было средств для окончания постройки. Благодаря энергичной деятельности о. Антония и его проповедям, которыми он расположил сердца многих людей к щедрым пожертвованиям, строительство собора было завершено, и он был богато украшен.
29 июня 1917 года о. Антоний был возведен в сан игумена.
После убийства большевиками архимандрита Варлаама (25 августа 1918) игумен Антоний был назначен настоятелем Белогорского монастыря.
При наступлении красных о. Антоний и часть братии ушли вместе с войсками адмирала Колчака.
В 1919 году после вступления Красной Армии в Иркутск был арестован и расстрелян.
[122] Деяние Святого Синода Белорусской Православной Церкви о канонизации в лике местночтимых святых 23-х новомучеников, клириков Минской епархии первой половины XX века - http://www.pstbi.ru/cgi-bin/code.exe/nmbelor.htm?ans
[123] Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века - http://www.patriarchia.ru/md/db/text/1567900.html
[124] по некоторым данным 1875
[125] Зыряне – устаревшее название коми.
[126] Старинное русское название Вильнюса, столицы Литвы. Литовцы. разумеется, всегда называли свою столицу так, как и называют теперь.
[127] http://www.brooklyn-church.org/pamyat-blazhennogo-maksima-xr...tml
[128] Второзаконие 6 Глава: 4Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. В Евангелии от Марка указывается, что Господь не перефразирует пророка, а прямо цитирует эту фразу из его книги.
[129] 19 Глава Книги Левит: 18Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].