Великий грех удерживать достояние монашествующих

Не удивитесь, что неожиданно пишу к вам, и не оскорбитесь на то, о чем буду писать. Пишу, во-первых, исполняя просьбу ближнего; а во-вторых, исполняя долг христианский. Впрочем, если бы вы, по временам, не относились ко мне, грешному, то никак бы не решился писать к вам. Вот в чем дело.

Не так давно приезжала к нам мать Е., сестра ваша, и выражала свое скорбление о том, что она едва было согласилась только с мыслью получать вместо следуемого ей наследственного капитала по разделу назначенную ей вами процентную сумму, то есть получать оную от вас, и от наследников ваших, до ее смерти; но вдруг, сверх всякого ожидания, в нынешнем году вы у нее вычли из назначенной суммы 50 рублей; и даже стали уклоняться, чтобы выдать ей письменное обязательство, касательно получения ею до смерти процентов от вас и от наследников ваших.

Как вам будет угодно, послушать ли меня, грешного, или не послушать, а я должен и обязан вам сказать прямо правду, что монашеские деньги в мирском доме — огонь истребляющий, как об этом сказано в церковной книге, называемой "Пролог". Других примеров вам не нужно; а вы можете в этом убедиться собственным опытом. Вы только подумали и решились вычесть у матушки Е. из означенной суммы 50 рублей, — и в это самое время, как бы из рук ваших, вырвали у супруга вашего высшую должность, которая, по всем правам, ему принадлежала, а не другому, приехавшему издалека. Вы, может быть, скажете, что так сложились обстоятельства. Но ведь не без попущения Божия так слагаются и устраиваются обстоятельства.

Советую вам искренно, чтобы рассмотрели вы вопрос этот со всех сторон, не просто по-человечески, а с духовной стороны, по суду Божию. Василий Великий угрожает наказанием родителям, которые лишают наследственной части детей, поступающих в монашество. И, рассмотрев дело, сделать одно из двух: или выдать теперь же наследственный капитал матери Е., или написать письменное обязательство такое, что вы и наследники ваши обязаны матери. Е., до ее кончины, платить ежегодно такую-то сумму за ее наследственную часть; в случае же, если кто из наследников не захочет платить ей ежегодно означенной суммы, тот обязан ей вдруг выдать наследственный капитал не менее пяти тысяч.

Вы сами знаете, что матушка Е., хотя теперь и в монастыре живет, но она не лишена права по разделу, который был в свое время. Да и до суда дело доводить нехорошо, выставляя на вид права обеих сторон. Простите, может быть, вам письмо мое будет и неприятно, но что делать? Есть мудрая старинная пословица: "Правда груба, да Богу люба". Я, со своей стороны, обязан высказать вам справедливо; а вы уж сотворите так, как вам будет угодно.

Наступает светлый праздник Воскресения Христова. Сердечно желаю вам и превосходительному супругу вашему и всему вашему семейству встретить и провести всерадостный праздник сей в мире, и благоденствии, и утешении духовном.

P.S. Матушка Е., хоть и скорбно, а с помощью Божией может как-нибудь прожить до своей кончины. Но вы опасайтесь, чтобы уклонением от исполнения долга своего не навести бедствия на семейство ваше. Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует.

КАК НЫНЕ ДЕЛА ИДУТ

Слава Богу, и благодарение Господу, что сын ваш, за молитвами покойного батюшки отца Макария, занимается своим делом как должно. Это для вас немалое утешение.

Ныне у всех дела идут тихо. На словах издали кричат, что будто бы дело идет все к лучшему, и к лучшему; а на деле видим противное. Подай, Господи, терпение, да умение быть хоть не голодными да холодными; да пошли, Господи, христианскую кончину, кому придет жребий, чтобы перейти в будущую жизнь с христианским напутствием, в раскаянии и смирении, со упованием на милосердие Божие.

Насчет дочери вашей, ждите ее участи по воле Божией. Если бы пришлось определить ее хоть и в среднем положении, отказываться не должно, лишь бы был порядочный человек, а не забияка.

Наши рекомендации