Во время брачной церемонии жених обращается с невестой обходительно

ПРЕДИСЛОВИЕ

Воистину, хвала Аллаху. Славим Его, просим Его о помощи и о прощении, прибегаем к Аллаху от зла в наших душах и в наших делах. Того, кого Аллах ведет по верному пути, нельзя ввести в заблуждение, а тот, кто вводит в заблуждение, не может идти по верному пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, что нет у Него сотоварища. Я свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Его Посланник.

«О те, кто уверовали! Истинно бойтесь Аллаха и умирайте, лишь будучи мусульманами»[1].

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Воистину Аллах ‑ над вами надсмотрщик!»[2]

«О те, кто уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правдивое. Он благоустроит для вас дела ваши и простит вам грехи ваши. Тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, получит великую прибыль»[3].

Далее:

Воистину, самое правдивое повествование – это Книга Аллаха, а наилучшее руководство – это руководство Мухаммада. Наихудшие из дел – религиозные новшества. Всякое религиозное новшество – это бид‘а (религиозное нововведение), всякое религиозное нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение – в Огне.

Далее:

Уважаемый читатель! Перед Вами третье издание нашего исследования “Правила супружеской жизни: что говорит об этом Пречистая Сунна”. Тираж предыдущих изданий этой работы давно разошелся, однако потребность в этой книге и желание многих читателей в разных странах мусульманского мира ознакомиться с ней с каждым годом становятся все больше и больше. В настоящем издании книга дополнена рядом толкований, хадисами, разного рода примечаниями о путях их передачи, чего не было в предыдущих изданиях моей работы, поскольку в каждом следующем издании книги я стремлюсь поделиться с читателем новыми находками и знаниями, ведущими человека к благим делам. С этим награда для меня у Господа моего увеличивается, а Его воздаяние удваивается, ведь сказал Всевышний: “Мы записываем их предрасположения к делам и последствия их”[4], ‑ а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: “Тот, кто призывал на праведный путь, получит награду, равную наградам всех тех, кто за ним последовал. При этом их награды ни в чем не уменьшаться”, ‑ этот хадис приводится в Сахих Муслима (8/62)[5].

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал эту книгу полезной для Своих верных рабов, чтобы уготовил для меня награду за нее в День Воздаяния – в день, когда не помогут ни богатства, ни потомство, но одно лишь чистое сердце пред Аллахом. Хвала Аллаху, Господину миров.

Дамаск. 22 сафара 1388 года по Хиджре.

СЛОВО АВТОРА

Хвала Аллаху! Да благословит Аллах и да приветствует Пророка Своего, род его и его асхабов, а также всех тех, кто сделал его себе другом и последовал по верному пути, им ведомый!

Далее:

К написанию и публикации этой книги меня подвигло стремление исполнить волю нашего брата в Аллахе, благословенный Он и всевышний, профессора Абд ар-Рахмана Альбани, да уготовит ему Аллах добрый удел. Собираясь вступить в брак, он предложил мне написать эту работу, а когда книга была готова, издал ее на собственные средства и бесплатно раздавал гостям на празднике по случаю свадьбы – у столов, к которым обычно подходят люди, для того чтобы отведать десертов, сладостей и прочих пустяков. Безусловно, это был прекрасный поступок с его стороны – вернее, один из его прекрасных поступков, если того пожелает Аллах, ‑ достойный того, чтобы мусульмане наследовали его далее, поступая так же.Позднее, когда тираж первого издания разошелся, многие посчитали необходимым переиздать эту книгу, для того чтобы как можно больше людей в разных уголках мира смогли извлечь из нее максимум пользы для себя. Ко мне обратились с таким предложением, и я откликнулся на него. Некоторое время ушло на то, чтобы подготовить дополнения к исследованию – поместить их в первом издании книги мне помешал недостаток времени, в условиях которого книга писалась и готовилась к печати.Я посчитал необходимым расширить те места, где речь идет о принципиальных вопросах, которые недопонимались нашими предшественниками и не верно трактуются современниками. По мере сил, прибегая к разного рода доказательствам и аргументам, я попытался объяснить, в чем именно заблуждаются эти люди, как далеки они от истины в своих словах, чтобы уважаемый читатель получил ясное представление о сути вопроса и знал, что предписано в этом случае Исламом. Чтобы он не поддавался инсинуациям тех, кого терзают сомнения, и не верил тем, кто говорит ложь. Чтобы не смущал его тот факт, что мусульман, идущих по верному пути, в наше время осталось совсем немного, а человек, который придерживается установлений Сунны, слывет чудаком среди единоверцев, лишь делающих вид, что они следуют Ее предписаниям. И каково ему одному среди чуждых ему, отвергших его людей?!Прошу Аллаха, благословенный Он и всевышний, чтобы сделал Он нас теми немногими из Своих рабов, о которых Пророк Его, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды сказал: «Воистину, Ислам появился необычным образом и вернется таким же необычным образом, как появился. Мое благословение людям необычным»[6].Передо мной статья, которую в качестве введения к первому изданию книги соблаговолил написать шайх и великий ученый Мухибб ад-Дин аль-Хатыб. Сколько в ней поучительных мыслей и наставлений! На мой взгляд это введение послужит прекрасным напутствием нашим современницам, чтобы установления этой книги, выполнять которые они не привыкли и о которых никогда не слышали раньше, не показались им тяжелым бременем. О Господи! Покажи нам истину истиной и надели нас способностью следовать за ней! Покажи нам ложь ложью и надели нас способностью сторониться ее! Воистину, Ты все слышишь, Ты податель ответа. Дамаск. 25.10.1376 г. по Хиджре.Мухаммад Насыр ад-Дин аль-АльбаниПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ,написанное его честью шайхом Мухибб ад-Дином аль-Хатыбом Во имя Аллаха милостивого, милосердного.Хвала Аллаху, Господину миров! Нет Господа, кроме Него одного. Нет повиновения ни в скрытом, ни в явном, равного покорности пред Ним. Да благословит Аллах и да приветствует Мухаммада ‑ Учителя, научившего людей доброму, ведущего человечество путем истинной Сунны, ‑ все его семейство и асхабов.

Далее:

Часто взрослые люди ведут себя так, как будто ум у них детский, ‑ они тешутся тем, что обычно забавляет человека в детском возрасте. От пути к истине и добру их отвлекает все то, что отвлекает

внимание ребенка, – пустышки, игрушки, фантазии. Путь этот состоит в неотступном выполнении утановлений Сунны Ислама, в освобождении от всего, рабами чего становятся люди, – от развлечений, глупостей, соблазнов, собственной похоти. Если люди обращают лицо к Господу, Он хранит их здравомыслящими, благословит их в трудах и поступках, дарует им достаток, раскрывает их таланты и способности – и тогда люди используют все это себе же во благо. Отсюда люди черпают силы, так они становятся могучими.

Общество, в котором предписания Сунны неукоснительно выполняются, а люди следуют за Сунной, избавляясь от предубеждений, рабами которых стали более, чем тысячу лет назад, может быть построено при двух условиях. Первое условие – это полное полагание мусульманина на ученых дела, то есть на тех ученых, которые разъясняют обществу положения веры в любом из аспектов, затронутых Откровением. Второе условие – это рост числа мусульман, сознательно следующих за разъяснениями таких ученых на практике, чтобы люди, которые по какой-либо причине не могут слышать слово ученых непосредственно во время занятий или лекций, усваивали его в повседневной жизни, имея перед собой живой пример для подражания.

Перед нами великолепное исследование, в котором рассматривается один из аспектов нашей жизни, которого коснулось Откровение посредством Верной Сунны Учителя нашего, да благословит его Аллах и да приветствует, научившего людей добру, ‑ правила свадебных церемоний и праздников. Это та сторона жизни, в которой мы, мусульмане, далеко отошли от установлений Ислама. Отошли так далеко, что оказались даже не в эпохе джахилиййи накануне Ислама, когда люди жили, как настоящие арабы-кочевники, быт которых не знал роскоши и достатка, ‑ а скатились еще дальше – в эпоху первобытной дикости, когда люди поколение за поколением нисходили в Ад. Ведь брак и расходы, с ним связанные, стали людям не под силу, и мы близки к тому, чтобы вовсе отказаться от брака, который сам по себе является одним из установлений Сунны, лишь потому что отошли от Сунны Ислама при заключении брачных уз. Все это вернуло людей в самые темные времена язычества.

Необходимость в исследовании на эту тему назрела давно, но лишь недавно появился автор, готовый такое исследование предпринять. Он принадлежит числу тех глашатаев Сунны, которые посвятили всю свою жизнь делу Ее возрождения, ‑ это наш брат в Исламе шайх Абу Абд ар-Рахман Мухаммад Насыр Нух Наджати аль-Альбани. Он вложил в руки мусульман достоверные и надежные тексты из Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, непосредственно касающиеся темы свадебного этикета. Было бы замечательно, если бы в будущем время и обстоятельства позволили ему подробнее на том же материале исследовать все стороны супружеской жизни, правила ведения домашнего хозяйства ‑ словом, все те установления, которых надлежит придерживаться мусульманской семье. Но, как говорится, молодой месяц знает, сколько восходов луны потребуется для того, чтобы достичь полнолуния (Дорогу осилит идущий).

Подобно тому, как назрела тема данного исследования, и появился автор, способный ее раскрыть, нашлись мусульмане, он и она, готовые поклясться в том, что будут следовать Сунне и станут живым примером для всех мусульман, что перестанут быть рабами глупостей, удовольствий и дурных привычек. Они обратились к Аллаху за благословением, и Он избрал им в удел воздвигнуть чистый мусульманский дом и создать мусульманскую семью, свободную от чуждых нам традиций язычества. Обращаюсь к Аллаху, велик Он и славен, чтобы вел моего истинно верующего брата, муджахида и великого учителя господина Абд ар-Рахмана аль-Альбани по жизненному пути, пока не исполнит он всех своих чаяний, следуя Сунне Ислама по мере сил.

Свое вступительное слово мне хотелось бы завершить примером из жизни одной женщины, жившей на заре Ислама, – именно такой должна быть добропорядочная девушка-мусульманка. Каждой мусульманке надлежит следовать этому примеру, и тогда она обретет бесмертие, если того пожелает Аллах.Это Фатыма, дочь эмира правоверных Абд аль-Малика ибн Марвана. В день свадьбы дочери он был

самым могущественным человеком – правителем Сирии, Ирака, Хиджаза, Йемена, Ирана, Синда, Кавказа, Крыма, стран Центральной Азии, Нагары и Джанвы на востоке; Египта, Судана, Ливии, Туниса, Алжира, Дальнего Магриба вплоть до Испании на западе. Фатыма была не только дочерью величайшего из халифов. Она была сестрой сразу четырех великих халифов: аль-Валида ибн Абд аль-Малика, Сулеймана ибн Абд аль-Малика, Йазида ибн Абд аль-Малика и Хишама ибн Абд аль-Малика. Кроме того, она была супругой величайшего из правителей, которых только знал Ислам со времен праведных халифов, ‑ эмира правоверных Умара ибн Абд аль-Азиза.

Эта госпожа, дочь халифа, супруга халифа, сестра четырех халифов, покинула дом отца и в день свадьбы пришла жить в дом супруга. В тот день на ней красовались самые дорогие украшения и драгоценности, которыми когда-либо могла обладать женщина на Земле. Говорят, что среди них были серьги Марии – знаменитые серьги, воспетые поэтами. Каждая из них по стоимости равнялась целому кладу. Что и говорить: невеста Умара ибн Абд аль-Азиза жила в отцовском доме в роскоши, не доступной ни одной другой женщине в мире. Если бы она пожелала жить в доме супруга так же, как прежде жила в доме отца, ‑ ежедневно и ежечасно есть самую вкусную, самую изысканную и самую дорогую пищу, наслаждаться всеми возможными прелестями жизни ‑ то, безусловно, ее желание было бы удовлетворено. Хорошо известно, что жизнь в роскоши и удовольствиях могла повредить здоровью Фатымы ‑ ведь крепким здоровьем располагает лишь тот, кто во всем проявляет умеренность. К тому же, такой образ жизни мог стать причиной озлобленности, зависти и даже ненависти со стороны бедных и неимущих людей. Более того, жизнь, какой бы яркой она не была, со временем становится привычной ‑ скучной и однообразной. Есть люди, добившиеся в жизни верха благополучия, но стремящиеся к чему-то еще большему, ‑ в результате они сталкиваются с лишениями и не находят желаемого. И напротив, есть люди, живущие скромно – они знают, что могут добиться большего собственным трудом, когда того пожелают, ‑ но они не хотят большего ‑ они избрали свободу от всех атрибутов роскоши, чтобы подняться над ними и не идти на поводу у собственных вожделений.

Величайший из халифов Умар ибн Абд аль-Азиз – в то время самый могущественный правитель на Земле – установил, что расходы на ведение хозяйства в его доме должны составлять лишь несколько дирхемов в день. Супруга – дочь халифа и сестра четырех халифов – согласилась и была рада такому решению мужа – она поняла, что значит довольствоваться малым, познала вкус меры во всем. Этот вкус оказался лучше и приятней предметов роскоши и атрибутов красивой жизни, хорошо знакомых ей прежде. Супруг предложил ей подняться над инфантильными привычками и избавиться от пустяков и безделушек, которыми были украшены ее уши, шея, волосы и запястья, которыми нельзя ни насытиться, ни просто утолить голод, но денег, вырученных за которые, могло бы хватить на то, чтобы накормить целый народ – и мужчин, и женщин, и детей. И она согласилась с мужем, избавившись от всех украшений, драгоценных камней, жемчугов и перламутра, которые принесла с собой из дома отца. Все это она передала в казну мусульман. Спустя некоторое время эмир правоверных Умар ибн Абд аль-Азиз скончался. Он не оставил после себя ничего ни супруге, ни детям. И вот, однажды к Фатыме пришел управляющий казной. Он сказал: «О моя госпожа! Все твои драгоценности в целости и сохранности. Я посчитал их твоим закладом и хранил до сего дня. Я пришел, чтобы просить разрешения вернуть их тебе». Фатыма ответила, что по воли супруга передала все свои драгоценности в казну мусульман безвозмездно, в качестве дара, а затем добавила: «Не могу же я повиноваться супругу, когда он жив, и противиться его воли, когда он мертв». В ту минуту, когда Фатыма была бы рада и нескольким дирхемам, она отказалась взять деньги, принадлежащие ей по праву наследования, в сумме составлявшие многие и многие миллионы. За это Аллах уготовил ей вечность. И вот сегодня, через много веков, мы говорим о ее благородном нраве, о ее высоких качествах. Да будет милостив к ней Аллах и да уготовит Он ей горнее место в садах Рая.

Самый здоровый образ жизни – это жизнь, умеренная во всем. Человек может довольствоваться жизнью в любых обстоятельствах, суровых или благоприятных, если он смог свыкнуться с ними,

приспособился к ним. Счастье в том, чтобы довольствоваться малым. Для этого свободный человек отказывается от всего лишнего, от всего того, без чего можно обойтись. Это и есть жизнь в достатке – как с точки зрения Ислама, так и просто с человеческой точки зрения. Да сделает нас Аллах обладателями достатка.

17 зу-ль-хиджжа 1371 года Хиджры

7 сентября 1952 года по христианскому летоисчислению

Мухибб ад-Дин аль-Хатыб

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

ВВЕДЕНИЕ

Хвала Аллаху, который в Своей Книге определил: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость»[7]. Благословение и мир Его Пророку Мухаммаду, который установил: «Берите себе в жены женщин любящих и рожающих часто – и тогда в день Воскрешения я вместе с вами буду численно преобладать над [другими] пророками»[8].

Далее:

Для человека, вступившего в брак и желающего войти к своей супруге, Ислам установил ряд правил, о которых большинство людей – даже тех, кто верует истово, ‑ забывают или вовсе не имеют ни малейшего представления. В данном исследовании, написанном по случаю вступления в брак одного из моих добрых друзей, мне хотелось пояснить эти правила и тем самым помочь ему, а заодно и многим другим братьям в Исламе исполнить установления, предписанные самим Господином Посланников со слов Господина Миров. В заключение исследования я обращаю внимание читателя на некоторые аспекты проблемы, которые так или иначе касаются каждого женатого мужчины и становятся причиной страданий многих замужних женщин.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы эта книга принесла лишь пользу, чтобы была она чиста пред Его благородным ликом. Поистине, Он снисходительный и милосердный.

Как известно, правил, регулирующих различные стороны жизни супругов, достаточно много. В данном исследовании я затрагиваю лишь те аспекты поведения, в отношении которых Сунной

Мухаммада установлена определенная норма. Причем предметом работы являются лишь те установления Сунны, которые нельзя подвергнуть сомнению ни в части иснада, ни в части обстоятельств их происхождения. Цель работы состоит в том, чтобы человек, поступающий в соответствии с этими правилами, смог получить ясное представление об их предмете и был полостью уверен в неопровержимости предписанной нормы поведения. Мы надеемся, что тогда Аллах ниспошлет ему счастье, подарив удел начать супружескую жизнь в полном соответствии с Сунной, и сделает его одним из Своих рабов, в уста которых однажды вложил: «Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!»[9] Об исходе для богобоязненных Господин Миров сказал так:

«Богобоязненные ведь среди тени, и источников, и плодов, каких ни пожелают. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы творили! Поистине, так Мы вознаграждаем добродеющих!»[10]

Вот эти правила:

Во время брачной церемонии жених обращается с невестой обходительно.

Войдя к невесте, жених[11] обращается с ней обходительно – к примеру, предлагает ей утолить жажду, проявляет другие знаки внимания. Асма бинт Йазид ибн ас-Сукн передавала такой хадис: «Украсив[12]Аишу накануне ее свадьбы с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я явилась к Посланнику Аллаха и пригласила его взглянуть на Аишу без покрывала[13]. Посланник Аллаха вошел и сел рядом с Аишей. Ему поднесли кубок с молоком. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, немного отпил, а затем передал кубок Аише. Но та понурила голову и пришла в смущение. Асма продолжала: Я пожурила ее и сказала так: Возьми кубок из рук Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует. И далее: Аиша взяла кубок и немного отпила из него. Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей так: Передай этот кубок своей подруге[14]. Асма продолжала: Тогда я сказала: О Посланник Аллаха! Сначала возьми его ты и немного отпей, а затем передай кубок мне, чтобы я взяла его из твоих рук. Пророк взял кубок, отпил из него и передал мне. Далее: Я присела и поставила кубок себе на колени, затем поднесла его к губам и стала вращать так, чтобы не минуть того места, откуда испил Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Затем Посланник Аллаха сказал мне, имея в виду бывших со мной женщин: Передай кубок им. Но женщины ответили: Нам не хочется. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал так: Не лгите, что вы не голодны»[15].

2 – Новобрачный прикладывает руку к голове невесты и молится за нее[16].

Во время церемонии бракосочетания или до нее мужчине следует приложить руку ко лбу невесты[17] и, призвав Аллаха, благословенный Он и всевышний, обратиться к Нему за благословением. При этом новобрачный повторяет слова, однажды произнесенные самим Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Если кто-либо из вас женится или покупает себе служанку, [пусть возьмет ее за челку[18]], [призовет Аллаха, велик Он и славен], и [попросит у Него благословения] такими словами: О Господи! Воистину, прошу у Тебя от нее добра и всего доброго, чем Ты ее наградил. Прибегаю к Тебе от ее зла и от всего злого, что Ты ей уготовил[19].[Если кто-то покупает верблюда, пусть ухватится за верхушку горба и произнесет то же самое]”[20].


Наши рекомендации