Будь счастлив, как счастливы те, которые живут для счастья
Обратите внимание также, что четвертое правило учит нас быть счастливыми, как те, кто живет для счастья.
И это совершенно не вяжется с представлением об оккультисте как о человеке с вытянутой физиономией, наводящей тоску на окружающих. Правило это гласит: будьте счастливы (а не делайте вид, что вы счастливы), так счастливы, как те, кто живет для так называемого счастья, получаемого от вещей на физическом плане жизни. Это здравое учение. Будьте счастливы, то есть живите так, чтобы вы могли извлекать здоровое, естественное счастье из всякого часа вашей жизни. Вопреки весьма распространенному мнению, оккультист вовсе не несчастный, мрачный человек с кислой миной. Его жизнь и миропонимание поднимают его над тревогами и страхами человечества, и сознание высокого предназначения человека является для него неисчерпаемым источником вдохновения. Он способен возвыситься над жизненной бурей и, держась на самом гребне волны и приноравливаясь к каждому новому все более высокому валу, он избегает опасности быть потопленным. Когда на преходящей плоскости жизни условия становятся чрезмерно невыносимыми, он просто поднимается в высшие сферы духа, где все ясно и тихо, и достигает того умиротворения, которое не покидает его даже в новом погружении в испытания и тяготы повседневного существования.
Оккультист – счастливейший из людей, поскольку он утратил страх; он знает, что нет ничего такого, чего следовало бы бояться. Он перерос предрассудки толпы, которые доставляют людям столько мучений. Он отрешился от ненависти и злобы, а на их место поставил любовь, и в силу этой перемены он, несомненно, должен быть счастлив. Он перерос мысль о гневном Божестве, расставляющем западни, чтобы изловить его, и смеется над детской сказкой о дьяволе с раздвоенными копытами и рогами, пышущем огнем и сторожащем бездонную пропасть, в которую будет низвергнут тот, кто забыл прочесть свои молитвы или кто вздумает радоваться красоте и великолепию мира Божия в ясный праздничный день вместо того, чтобы дремать за утомительной богословской проповедью. Он знает, что он чадо Божие, предназначенное для высоких целей, и что Бог – любящий Отец (и вместе с тем – Мать), а не жестокий надсмотрщик. Он сознает, что достиг зрелости, и его судьба зависит от него самого.
Оккультист непременно должен быть оптимистом; он видит, что все в мире стремится к добру, что жизнь проходит по пути достижения совершенства и что любовь проникает все и царит надо всем. Всему этому оккультист научается по мере того, как он совершенствуется. Благодаря этому он счастлив и даже более, нежели те, «кто живет для счастья».
…Ищи в сердце своем источник зла и вырви его.
Приводимое здесь наставление резюмирует первые три правила, поясняемые четвертым. Оно повелевает ученику отыскать в своем сердце ограниченное представление о жизни и отбросить его. Оно обусловлено эгоистической частью нашей природы, которая заставляет нас считать себя лучшими, чем наши ближние, обособленными от них, не связанными неразрывно со всем живым. Это представление создано нашим низшим разумом, являющим лишь наиболее утонченный продукт нашей животной природы. Эта сторона нашей души – чисто животная – является вместилищем всех вожделений, страстей, низменных желаний и низших эмоций; все это само по себе не есть зло, но является принадлежностью низших животных ступеней жизни, через которые мы уже проходили (или проходим в данный момент) на пути к человеческой ступени бытия. Но эти стремления формировались в течение многих веков, глубоко внедрившись в нашу натуру, и нужно приложить героические усилия, чтобы освободиться от них, причем единственным путем к освобождению является замещение их более возвышенными состояниями духа. Здесь уместно обратить внимание на фундаментальный принцип оккультного воспитания, довольно редко упоминаемый в руководствах по этому предмету.
Мы хотим указать на тот факт, что дурная привычка в области мысли или действия легко искореняется заменой на противоположное ей доброе качество. Для того чтобы вырвать ее с корнем, нужна сверхчеловеческая сила воли, но вытеснить ее взращиванием доброй привычки – дело более легкое и, по-видимому, отвечающее мировому порядку. Добрая привычка будет постепенно вытеснять дурную, пока та не лишится возможности проявления, и вслед за последней борьбой за жизнь не исчезнет окончательно. Таков самый доступный путь избавления от нежелательных привычек и черт характера.
Возвращаясь к вопросу о том, что в нашей душе принадлежит к области преходящего, сюда надо отнести: эгоизм, все животные вожделения (включая половые влечения, поскольку они проявляются в физической плоскости, а человеческая любовь имеет и гораздо более высокие проявления), все страсти, такие, как ненависть, зависть, злоба, ревность, жажда мести, самовозвеличение. Низменная гордость – также одно из самых утонченных и опасных проявлений этой стороны нашей души, и она проявляется вновь и вновь в самых разных обличиях, в то время как мы думали, что уже отделались от нее. Причем всякий ее рецидив принимает все более и более утонченную форму: сначала физическая гордость, затем интеллектуальная; гордость, вызываемая развитием психических сил, духовным развитием и ростом, нравственным достоинством, целомудрием, добрым именем; гордость своим моральным превосходством над другими и многое другое. То и дело гордость искушает нас. Она опирается на ложное убеждение в нашей обособленности, побуждающее нас воображать, что мы никак не связаны с другими проявлениями жизни, и порождающее в нас чувство антагонизма и недостойного соперничества по отношению к нашим ближним вместо признания того факта, что все мы – частицы единой жизни: некоторые борются далеко позади, пробираясь в грязи низких ступеней развития; другие совершают тот же путь, что и мы; третьи продвинулись дальше – но все они находятся на Пути, все входят в состав единой великой Жизни.
Берегитесь гордости (этого самого утонченного врага самосовершенствования) и замените ее мыслью, что все мы – существа одного происхождения, что всех нас ожидает одна и та же судьба, всем нам приходится пройти один и тот же путь, все мы – братья и сестры, все – чада Божии, все – малыши в детском саду жизни. Признаем как факт, что хотя каждый из нас должен пройти через одиночество, прежде чем будет в состоянии выдержать испытания Посвящения, тем не менее мы все находимся в зависимости друг от друга, и страдания одного являются страданиями всех нас, и грех одного – грех всех; все мы входим в состав человечества, идущего вперед в совершенствовании и развитии, и любовь и чувство братства дают единственно разумную точку зрения.
Животные инстинкты продолжают жить в нас, постоянно вторгаясь в сферу нашей мысли. Оккультисты учат обуздывать эти низшие инстинкты и управлять ими, подчиняя высшим идеалам разума, развивающимся в нашей сознательной жизни. Не падайте духом, если вы все-таки найдете, что в вашей натуре сохранилось еще много животных черт; они есть у всех нас с той лишь разницей, что некоторые научились управлять ими и держать в узде, в подчинении и послушании высшим свойствам нашей природы, между тем как другие позволяют им управлять собою и, бледнея, дрожат, когда заключенный в них зверь показывает свои зубы, не сознавая, по-видимому, что только твердость характера и спокойствие духа могут обуздать его. Не сокрушайтесь, если этот зверь будет постоянно проявлять себя, стремиться освободиться и захватить свою прежнюю власть над вами. Не думайте, что это признак слабости, – это только указание на то, что ваше духовное совершенствование уже началось. Ибо теперь вы уже научились распознавать этого зверя и стыдиться его присутствия, а раньше вы даже не замечали его существования, так как сами были зверем.
Лишь в силу стремления отрешиться от него вы и начинаете смущаться его присутствием. Вы не можете его видеть, пока не отрешитесь от него. Научитесь укрощать диких зверей, поскольку вы вмещаете в себе целый зверинец: в вас живут лев, тигр, гиена, обезьяна, свинья, павлин и множество других животных, постоянно обнаруживающих свойственные им черты характера. Не бойтесь их, смейтесь, когда они показываются, ибо вы сильнее и можете подчинить их себе, между тем как их проявление полезно для вас уже тем, что уведомляет об их присутствии. Они могут только забавлять вас, если вы достигли той ступени, когда можете стоять в стороне и смотреть, как они пытаются проделывать свои штучки и кривляются. Вы прекрасно чувствуете, что они – не вы, но нечто совершенно отдельное от вас, нечто такое, от чего вы скоро освободитесь. Теперь вам нечего беспокоиться о них, потому что вы стали их господином.
Обратите внимание на фразу: "Он живет и приносит плоды в сердце преданного ученика так же, как и в сердце, полном желаний". Это может показаться странным, но всякий высокоразвитый оккультист знает по опыту, что спустя долгое время после того, как он считал себя уже освобожденным от гордости, она, к его изумлению, появлялась снова в какой-нибудь новой фазе, и ему приходилось начинать всю работу сначала. Однако следует заметить, что существует род гордости, которая не является выражением низшего «я»; если хотите, ее можно назвать абсолютной формой гордости. Мы имеем в виду гордость величием, красотой и великолепием всего сущего, взятого в целом, гордость тем, что мы составляем часть этого целого и что наш разум – часть мирового разума; гордость тем, что духовный рост, достигнутый нами, есть доля заложенных в человечестве великих возможностей и что много еще гораздо более великого ждет человечество впереди. Мы в опасности только в том случае, когда начинаем исключать других из этого общего чувства гордости, именно с того момента, когда удаляем какое-либо проявление жизни (как бы оно ни было низменно) из этого общего чувства и тем самым впадаем в эгоистическую гордость.
С того момента, как мы отгораживаемся от кого бы то ни было, мы предаемся эгоистической гордости. Ибо – в конце концов – нет никого и ничего «внешнего», мы все внутри, нет места вне Всеединого. Когда вы ощущаете гордость великого единения со всеми живыми существами, со всей жизнью, со всем сущим, – вы не эгоистичны. Но когда вы выделяете себя в отдельный разряд – будет ли он состоять из вас одного или из всего человечества, за исключением лишь одного человека, – вы уже поддаетесь утонченной форме эгоизма. Ни один человек не должен и не может быть выделен. У вас нет ни одного качества или достоинства, которое не было бы достоянием всего человечества и которого всякий человек не мог бы достичь с течением времени.
Все, что вы считаете превосходством, есть только результат немного более зрелого возраста души, результат более длительного опыта в физической плоскости жизни. Ваша гордость – просто глупая гордость ребенка, который только что перешел из подготовительного класса начальной школы в первый и свысока смотрит на новую толпу детей, входящих в тот класс, из которого он только что вышел. В глазах учеников высшего класса такой малыш достоин лишь снисходительной добродушной улыбки; но наш мальчуган не знает этого, он чувствует свою важность в данный момент и дает полный простор павлиньим чертам своего характера. Но все-таки мы должны заметить, что наш ученик имеет некоторое оправдание, гордясь своим переходом в следующий класс, – это достойное чувство, – а павлинье чванство является тогда, когда он начинает смотреть сверху вниз на своих младших товарищей. Сущность безумия гордости заключается в чувстве превосходства над стоящими ниже. Чувство радости от исполненной работы или достижения высшей ступени совершенства не имеет в себе ничего недостойного. Но нам следует остерегаться сопутствующего ему чувства превосходства над тем, кто еще только подвигается вперед, – что и составляет жало гордости. Извлеките это жало, и сама оса станет для вас безвредной.
Если вас будет иногда искушать желание самопрославления, то вспомните, что сравнительно с другими умами, которые уже давно прошли через вашу настоящую ступень развития, ваш ум не более чем ум сверчка и что в глазах некоторых высоко развитых душ обыденная жизнь представителей современного земного человечества является не чем иным, как потешной возней, прыжками, борьбой и кувырканием щенят, лишь недавно открывших глаза, – помните это, и вы составите себе более верное понятие о том месте, что вы занимаете на лестнице разумности. Но это вовсе не является самоуничижением. Как бы низко мы ни стояли, мы все же пребываем на пути совершенствования, и перед нами лежат великие задачи; у нас не может быть отнята ни одна малейшая частица нашей жизни, мы не можем быть лишены жизни, мы не можем быть лишены нашего наследия, мы все идем вперед и вперед, достигая все больших и больших высот. Но запечатлейте в вашей душе и следующее: не только вы идете туда, но все человечество, до последнего человека включительно, движется вперед. Не забывайте этого. В царстве вечности нет места себялюбивой гордости – разум навсегда стер ее.
…Живи не в настоящем и не в будущем, живи только в Вечном.
Это изречение поставило в тупик многих изучающих оккультизм, ведь оккультное учение всегда подчеркивало важность того, чтобы жить в настоящем и смотреть на будущее как на арену дальнейшего развития; между тем это изречение, по-видимому, противоречит предшествующему положению. Но и здесь речь идет об абсолютной и относительной точках зрения. Постараемся разъяснить это, насколько возможно.
Жизнь в настоящем, рассматриваемом как нечто отличное от будущего, – равно как и жизнь (воображаемая) в будущем, рассматриваемом как нечто отдельное от настоящего, – является заблуждением, вытекающим из относительного взгляда на жизнь. Эти старая ошибка, в силу которой мы отделяем время от вечности.
Абсолютная точка зрения на этот предмет устанавливает, что время и вечность – одно: как ныне мы пребываем, так и пребудем в вечности. Она устраняет заблуждение, что можно провести резкую черту между периодом бренной жизни и вечностью, куда мы вступаем, покидая телесную оболочку. Напротив, она указывает нам, что именно здесь, в этой телесной оболочке, мы и находимся в вечности. Она показывает нам, что эта жизнь составляет бесконечно малую часть великой жизни в целом, что она лишь утренняя заря великого дня сознания и что жить так, будто этот ничтожный период жизни составляет все, – величайшее безумие невежественного человечества. Но именно здесь не следует делать новой ошибки и впадать в другую крайность, пренебрегая настоящей жизнью и презирая ее в стремлении «жить в будущем».
Вспомните парадокс, который можно найти во всех попытках выразить истину, – так называемую оборотную сторону медали. Презирать настоящую жизнь так же смешно, как и жить так, словно ею исчерпывается вся жизнь. Поступать таким образом значит совершать безрассудство, воображая, что мы живем как бы лишь в будущем, против чего и предостерегает рассматриваемое руководство. Эта жизнь (как бы она ни была мала и незначительна сравнительно с мировой жизнью) имеет для нас весьма важное значение как необходимая стадия развития, и мы не должны чуждаться или презирать ее. Мы находимся именно там, где должны быть, ибо это самое лучшее место в данной стадии нашей эволюции, и мы не можем тратить жизнь только на то, чтобы думать о будущем, потому что мы должны исполнять возложенные на нас задачи и учиться надлежащим вещам, поскольку мы никогда не сможем существенно продвинуться по пути совершенствования до тех пор, пока не научимся в совершенстве исполнять обязанности, соответствующие конкретной ступени нашего развития. Данное телесное существование – не вся жизнь, но оно – часть всей жизни, помните это.
Эти затруднения в различении настоящего и будущего исчезают при рассмотрении их с абсолютной точки зрения. С того момента как мы начинаем вполне ясно сознавать, что вечность – единственная реальность, что настоящее – та же вечность, и что мы всегда живем и будем жить в настоящем, – относительные формы «настоящего» и «будущего» утратят для нас свое прежнее значение, а время и вечность, вчера, сегодня, завтра и все будущее из века в век окажутся только мало отличающимися друг от друга проявлениями великого вечного «сейчас», в котором мы живем во всякий момент нашего существования. Эта жизнь в вечности позволяет нам использовать всякий момент настоящей жизни и без страха взирать в будущее; побуждает проникнуться осознанием подлинного значения этой жизни; помогает постигать бытие своего истинного «Я»; дает возможность видеть правильное соотношение вещей; короче говоря, сообщает жизни реальность, коей в противном случае она была бы лишена, и старые относительные взгляды опадают подобно увядшим лепесткам розы.