Тантрическая йога в горах Нью-Мехико

На покрытой травой возвышенности, на высоте 7500 футов в горах Джемез на севере штата Нью-Мехико, собралась тысяча молодых американцев (большинство в возрасте от 20 до 25 лет) на десять дней в период летнего солнцестояния в июне 1973 года, чтобы заниматься духовными упражнениями. Каждый день они встречают в четыре утра и собираются на рассвете (закутавшись в одеяла, так как утром холодно), рассаживаясь рядами и перед сценой, построенной снаружи. Все вместе они начинают день с мантры и пенджаби (язык из группы санскрита), чтобы настроиться на духовные упражнения, которые им предстоят.

Сначала несколько часов занимаются кундалини-йогой - это последовательность трудных физических упражнений, песнопений и медитации, целью которых является достижение сознательного управления телесными и духовными процессами и приготовление к "реализации Бога". Затем происходит церемония подъема двух флагов: американского и "Флага народа водолея" (Аквариуса) (это народ, как подразумевается, - мирные люди "эры Водолея", или тысячелетия, к которому этот культ готовит людей) в сопровождении гимна "Боже, спаси Америку" и молитвы за американский народ. После вегетарианской трапезы (это типично почти для всех культов) и лекций на теоретические и практические темы все готовятся к долгим занятиям тантрической йогой.

До сих пор в Западном мире очень мало слышали о Тантра-йоге и почти не занимались ею. Все авторитеты сходятся во мнении, что это в высшей степени опасные занятия, всегда производимые вместе мужчиной и женщиной, которые пробуждают чрезвычайно мощную психическую энергию и требуют внимательного контроля и наблюдения. Считается, что на Земле единовременно живет только один учитель Тантра-йоги. Упражнениями на "Солнцестоянии" в Нью-Мехико руководил "Великий Тантрик" наших дней, йоги Бхайян.

Все, одетые о одинаковые белые одежды, рассаживаются длинными прямыми рядами, мужчины против женщин, тесно соприкасаясь плечами с соседями по ряду и спинами - со следующим рядом. От сцены расходятся около десяти прямых рядов длинной по 75 футов; ассистенты следят за безукоризненной прямизной рядов, чтобы обеспечить правильное "течение" йогического магнитного поля".

Начинается пение мантр, со специальными строфами, посвященными покойному гуру, который является "личным покровителем" йоги-Бхайяна. Сам йоги - впечатляющая фигура, ростом с метр девяносто сантиметров, с окладистой черной бородой, облаченная в белые одежды и увенчанная белым тюрбаном - появляется на сцене и начинает говорить о своей мечте "о новом прекрасном творческом народе" Америки, которая может быть построена путем духовной подготовки людей в наши дни; тантрические упражнения - основное звено этой подготовки - поднимают людей от их обычного "индивидуального сознания" до "группового сознания", а затем и до "вселенского".

Начинаются упражнения. Они крайне сложны, связаны с серьезными физическими усилиями и болью и пробуждают сильнейшие эмоции: страх, гнев, любовь и т.д. Все должны делать точно то же совершенно синхронно; трудные позы сохраняются в полнейшей неподвижности длительное время; сложные мантры и упражнения должны выполняться в строгой координации с партнером и со всеми в данном ряду; каждое отдельное упражнение может занимать от 31 до 61 минуты. В этой интенсивной групповой деятельности исчезает самосознание индивидуальности и наступают сильнейшие сопутствующие эффекты - физическое истощение, иногда даже временные параличи, эмоциональная истощенность или экзальтация. Кроме того, никто на "Солнцестоянии" не имеет права разговаривать с кем бы то ни было, так что нет возможности рационально осмыслить испытанные ощущения,. обсудив их с другими; целью является радикальное преобразование личности человека. После дневных занятий по таким темам, как восточные школы самозащиты, практическая медицина и диетология и устройство ашрамов, начинается вечерняя сессия (после второй трапезы): "распеваются санскритские мантры на музыку популярных народных и "рок" песенок, некая смесь "рок-фестиваля" и "радостной молитвы" - это входит в приемы йоги Бхайяна, задавшегося целью сделать свою религию "исконно американской" (Новое религиозное сознание, с 8-18).

Описанная выше религия - не что иное, как современная переделка религии сикхов из Северной Индии в сочетании с некоторыми практическими школами йоги. Эта организация, получившая название "З-Эйч-О (3HO:HEALTH - HAPPINESS - HOLINESS ORGANIZATION, то есть, "Здоровье-Счастье-Святость"), была основана в 1969 году в Лос-Анджелесе йоги Бхайяном, который, собственно говоря, приехал в Америку, чтобы стать педагогом, и только случайно сделался основателем религиозного культа, когда обнаружил, что занятия йогой пользуются успехом среди хиппи Южной Калифорнии. Комбинируя "духовные" искания хиппи с собственными познаниями об индийских религиях, он сформировал "американскую" религию, которая отличается от большинства восточных религий тем, что придает особое значение практической, мирской жизни (подобно сикхам в Индии, которые в большинстве своем занимаются торговлей); от всех последователей требуется, чтобы они состояли в браке, имели прочную семью, состояли на службе и участвовали в общественной жизни.

Со времени своего основания "3НО" разрослась до более чем 100 ашрамов (общин, которые служат местом сбора для приезжающих последователей) в американских городах; несколько таких ашрамов есть в Европе и а Японии. Несмотря на отчетливое внешнее отличие от других восточных культов (полноправные члены культа формально становятся сикхами и всегда носят традиционный тюрбан сикхов и одеваются в белое), "3НО" объединяет с ними одинаковый успех среди бывших хиппи, а также то, что его целью является "расширенное" сознание (или "вселенское", "трансцендентальное") и то, что они сами себя считают "авангардом", который приблизит новую "духовную эру" (многие группы называют ее "Эра Водолея").

И хотя этот культ провозглашает относительно нормальную жизнь человека в обществе, он является таким же "знамением времени", как и индуистские культы, насаждающие явный эскапизм (стремление убежать от действительности); он подготавливает нас к "здоровой, счастливой, святой" Америке, ни словом ни обмолвившись о Христе. Когда убежденные и счастливые американцы безмятежно разглагольствуют о Боге и о своем религиозном долге, не упоминая о Христе, воистину убеждаешься, что "пост-христианская эра" наступила.

Наши рекомендации