Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху».
Доказательством того, что обет является поклонением, указывает высказывание Всевышнего:
﴿يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْماً كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيراً ﴾
«Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается»
(аль-Инсан 76:7).
Вторая основа
Познание религии Ислама на основании доказательств. Ислам — это покорность Аллаху через таухид, повиновение Ему и непричастность к ширку и его приверженцам. Он имеет три ступени: ислам, вера и ихсан, И каждая из ступеней имеет свои столпы.
Ступень первая
Столпов Ислама — пять: свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха», совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц рамадан, большое паломничество в Священный дом Аллаха.
На свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» указывает высказывание Всевышнего:
﴿ شَهِدَ اللّهُ أَنَّهُ لاَ إلٰه إِلاَّ هُوَ وَالْمَلاَئِكَةُ وَأُوْلُواْ الْعِلْمِ قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ لاَ إلٰه إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого».
(Али Имран 3:18).
Это значит: нет достойного для поклонения, кроме Одного Аллаха.
Выражение «нет божества» отрицает все чему поклоняются помимо Аллаха. Выражение «кроме Аллаха» утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей в поклонении, также как и нет у Него сотоварища в царствовании.
Толкованием этих слов, которое разъясняет их значение, является высказывание Всевышнего:
﴿وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأَبِيهِ وَقَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَآء مِّمَّا تَعْبُدُونَ*إِلاَّ الَّذِي فَطَرَنِي فَإِنَّهُ سَيَهْدِينِ * وَجَعَلَهَا كَلِمَةً بَاقِيَةً فِي عَقِبِهِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ ﴾
«И вот сказал Ибрахим своему отцу и народу: «Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме того, кто создал меня. Поистине, Он поведёт меня по прямому пути!» И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, — может быть, они вернутся!»
(аз-Зухруф 43:26-28).
Всевышний также сказал:
: ﴿قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ ﴾
«Скажи: «О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите. «Засвидетельствуйте, что мы — покорные Аллаху (мусульмане)»
(Али Имран 3:64).
На свидетельство «Мухаммад — посланник Аллаха» указывает высказывание Всевышнего:
﴿ لَقَدْ جَآءكُمْ رَسُولٌ مِّنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим».
(ат-Тауба 9:128).
Значение свидетельства «Мухаммад — посланник Аллаха» заключается в подчинении его повелениям, убеждённости в том, что он сообщил, отдалённости оттого, что он запретил и от чего удерживал, и поклонении Аллаху только так, как он установил.
Указанием на необходимость совершения молитвы и выплаты закята, а также и толкованием таухида является высказывание Всевышнего:
﴿وَمَا أُمِرُوا إِلاَّ لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَآءَ وَيُقِيمُوا الصَّلاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ ﴾
«Было им велено только поклоняться Аллаху, очищая пред Ним религию, как ханифы, выстаивать молитву, выплачивать закят. Это – прямая вера»(аль-Байина 98.5).
На необходимость соблюдения поста указывает высказывание Всевышнего:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!»(аль-Бакара 2:183).
На необходимость совершения большого паломничества (хаджа) указывает высказывание Всевышнего:
﴿وَلِلّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ الله غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ ﴾
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах».(Али Имран 3:97).
Ступень вторая
Вера состоит из шестидесяти с лишним ответвления. Высшая степень её — произнесение слов «нет божества, кроме Аллаха», а низшая — убрать препятствие с дороги, Скромность — одна из ветвей веры.
Вера имеет шесть столпов: вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом.
На эти шесть столпов указывает высказывание Всевышнего:
﴿ لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ﴾
«Не в том благочестие, чтобы обращать лица в сторону востока и запада: но благочестивы те, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писания и в пророков»
(аль-Бакара 2:177).
На веру в предопределение указывает высказывание Всевышнего:
﴿إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ ﴾
«Поистине, мы всякую вещь сотворили по предопределению»
(аль-Камар 54:49).
Ступень третья(ихсан).
Ихсан — состоит всего из одного столпа. Он заключается в поклонении Аллаху, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то он видит тебя. На это указывает высказывание Всевышнего:
﴿ إِنَّ اللّـهَ مَعَ الّـَذِينَ اتَّقَواْ وَّالّـَذِينَ هُم مُّحْسِنُونَ ﴾
«Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро»
(ан-Нахль 16:128).
Всевышний также сказал:
((وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ * الَّذِي يَرَاكَ حِينَ تَقُومُ * وَتَقَلُّبَكَ فِي السَّاجِدِينَ * إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ))
«И уповай на Могущественного, Милосердного, который видит тебя, когда ты стоишь на молитве и находишся среди падающих ниц. Поистине, Он — Слышащий, Знающий»
(аш-Шуара 26:217-220).
Всевышний также сказал:
﴿وَمَا تَكُونُ فِي شَأْنٍ وَمَا تَتْلُو مِنْهُ مِن قُرْآنٍ وَلاَ تَعْمَلُونَ مِنْ عَمَلٍ إِلاَّ كُنَّا عَلَيْكُمْ شُهُوداً إِذْ تُفِيضُونَ فِيهِ﴾
«В каком бы ты ни был состоянии и что бы ты ни читал из Корана, и какое бы дело вы ни делали, Мы будем свидетелями привас, когда вы погружаетесь в это»
(Йунус 10:61).
Доказательством этого из Сунны является хадис Джибриля от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. «Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами: на нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошёл и сел напротив пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бёдра. Он сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!» Посланник Аллаха сказал:«Ислам означает засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы, платить закят, поститься в рамадан и совершать большое паломничество в Дом, если ты в состоянии сделать это».Он сказал:«Ты сказал верно».Мы были удивлены, что он спросил и подтвердил достоверность его слов. Он сказал:«Расскажи мне о вере».Он сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом».Он сказал:«Расскажи мне об ихсане».Он сказал: «Ты должен поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя».Он сказал:«Теперь расскажи мне о Часе».Он ответил:«Спрашиваемый не знает больше спрашивающего»Он сказал:«Расскажи мне о его признаках».Он сказал:«У рабыни родится её госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий».После этого ушёл, а мы еще остались на долго.
Затем пророк сказал:«О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?»Я сказал:«Аллах и Его посланник знают лучше всего».Он сказал:«Это был Джибриль, который пришёл к вам научить вас вашей религии».
Третья основа
Познание вашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир). Его имя — Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль Мутталиб ибн Хашим. Хашим был родом из Курайша. Курайшиты были арабами, а арабы — потомками Исмаила ибн Ибрахима аль-Халиля, мир ему и нашему пророку и лучшее благословение. Пророк прожил шестьдесят три года. Сорок лет он прожил до пророчества, двадцать три года он был пророком, посланником, Аллах сделал его пророком, ниспослав аят «Читай!», и сделал его посланником, ниспослав аят «О завернувшийся!». Пророк родился в Мекке, а затем переселился в Медину. Аллах послал его предостерегать людей от ширка и призывать их к таухиду. На это указывает высказывание Всевышнего:
((يَا أَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ * قُمْ فَأَنذِرْ * وَرَبَّكَ فَكَبِّرْ * وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ * وَالرُّجْزَ فَاهْجُرْ * وَلاَ تَمْنُن تَسْتَكْثِرُ وَلِرَبِّكَ فَاصْبِرْ))
«О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! Одежды свои очищай! Скверны избегай! Не оказывай милости, чтобы получить большее! И ради Господа твоего терпи».
(аль-Муддассир 74:1-7).
«Встань и увещевай» означает предостерегай от ширка и призывай к таухиду. «Господа твоего возвеличивай» означает возвеличивай Его через таухид. «Одежды свои очищай» означает очищай свои дела от ширка. В Аяте «Скверны избегай» скверной называются идолы, а избежание их — это оставление их, а так же непричастность к ним и их сторонникам (многобожникам).
В течении десяти лет пророк следовал этому и призывал к таухиду, после чего был поднят на небеса, где ему были предписаны пять обязательных молитв. В течение трех следующих лет он совершал эти молитвы в Мекке, после чего совершил переселение (хиджра) в Медину.
Переселение из языческой страны в исламскую является обязательным предписанием для этой общины, и переселение останется действительным до того, как наступит Час.
На это указывает высказывание Всевышнего:
﴿ إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلآئِكَةُ ظَالِمِي أَنْفُسِهِمْ قَالُواْ فِيمَ كُنتُمْ قَالُواْ كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الأَرْضِ قَالْوَاْ أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُواْ فِيهَا فَأُوْلَـئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَآءتْ مَصِيراً * إِلاَّ الْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَآء وَالْوِلْدَانِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ حِيلَةً وَلاَ يَهْتَدُونَ سَبِيلاً * فَأُوْلَـئِكَ عَسَى اللّهُ أَن يَعْفُوَ عَنْهُمْ وَكَانَ اللّهُ عَفُوّاً غَفُوراً ﴾
«Тем, кого упокоят ангелы, причинившими несправедливость самим себе, они скажут: «В каком положении вы были»?» И скажут они: «Мы были слабыми на земле».
Они скажут: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?» Их убежищем станет геенна, и скверно это пристанище.
Кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Этим, может быть, простит Аллах, ведь Аллах — Извиняющий и Прощающий!» (ан-Ниса 4 97-99).
Всевышний также сказал:
﴿ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ أَرْضِي وَاسِعَةٌ فَإِيَّايَ فَاعْبُدُونِ ﴾
«О рабы Мои, которые уверовали Земля Моя обширна, и Мне вы поклоняйтесь» (аль-Анкабут 29:56).
Аль-Багaви, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Этот аят был ниспослан о мусульманах, которые остались в Мекке и не совершили переселения (хиджры). Аллах призвал их именем веры,
О необходимости переселения говорит и Сунна, Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал:
(لا تَنْقَطِعُ الْهِجْرَةُ حَتَّى تَنْقَطِعَ التَّوْبَةُ، وَلا تَنْقَطِعُ التَّوْبَةُ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَ)
«Не прервётся переселение, пока не прервётся покаяние, а покаяние не прервётся, пока солнце не взойдёт с запада».Когда он обосновался в Медине, ему было повелено выполнять остальные предписания Ислама, такие как закят, пост и большое паломничество, азан, джихад, повеление благого и запрещение неодобряемого, а также и другие предписания Ислама. Он следовал этому в течение десяти лет. Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) скончался, но религия его осталась, и это — его религия. Нет блага, на которое он бы не указал своей общине, и нет зла, от которого он бы не предостерег её. Благом, на которое он указал, является таухид и всё, что любит Аллах и чем Он доволен. Злом, от которого он предостерёг, является ширк и всё, что ненавидит и порицает Аллах. Аллах послал его ко всему человечеству и предписал всем джиннам и людям подчиняться ему.
На это указывает Всевышнего:
﴿ قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيع﴾
«Скажи: «О люди! Я — посланник Аллаха ко всем вам».(Аль-Араф 7:158).
Аллах усовершенствовал через него Свою религию, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего:
﴿ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِين﴾
«Сегодня я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас милость Мою, и удовлетворился Исламом как религией».
(аль-Маида 5:3).
Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) скончался, и это подтверждается словами Всевышнего:
﴿ إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ عِندَ رَبِّكُمْ تَخْتَصِمُونَ ﴾
«Ты ведь смертен, и они смертны, потом в День воскресения вы будете препираться у своего Господа».
(аз-Зумар 39.30).
Люди после смерти будут воскрешены. Всевышний сказал:
﴿ مِنْهَا خَلَقْنَاكُمْ وَفِيهَا نُعِيدُكُمْ وَمِنْهَا نُخْرِجُكُمْ تَارَةً أُخْرَى ﴾
«Из неё Мы вас сотворили и в нее вас вернём и из неё вас выведем еще раз».
(Та Ха 20.55).
Всевышний также сказал:
(( وَاللَّهُ أَنبَتَكُم مِّنَ الأَرْضِ نَبَاتاً * ثُمَّ يُعِيدُكُمْ فِيهَا وَيُخْرِجُكُمْ إِخْرَاجاً))
«И Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернет вас туда и вновь выведет оттуда».
(Нух 71:17).
После воскрешения люди отчитываются и получают воздаяние за свои деяния. Об этом сказал Всевышний:
﴿ وَلِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ لِيَجْزِيَ الَّذِينَ أَسَاؤُوا بِمَا عَمِلُوا وَيَجْزِيَ الَّذِينَ أَحْسَنُوا بِالْحُسْنَى ﴾
«Аллаху принадлежит то, что на небесах и что на земле, дабы Он воздал тем, которые поступали дурно, за их поступки и воздал тем, которые творили добро, благом»
(ан-Наджм 53:31).
И каждый, кто считает ложью воскресение, является неверным. На это указывает высказывание Всевышнего:
﴿ زَعَمَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَن لَّن يُبْعَثُوا قُلْ بَلَى وَرَبِّي لَتُبْعَثُنَّ ثُمَّ لَتُنَبَّؤُنَّ بِمَا عَمِلْتُمْ وَذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ ﴾
«Предполагают те, которые не веровали, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: «Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, потом вам будет сообщено то, что вы совершили, и это для Аллаха легко»
(ат-Тагабун 64:7).
Аллах посылал всех посланников, которые радовали верующих благой вестью, и предостерегали неверных. Об этом сказал Аллах Всевышний:
﴿ رُّسُلاً مُّبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ لِئَلاَّ يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ﴾
«.. посланников благовествующих и предостерегающих, чтобы не было у людей против Аллаха довода после посланников».
(ан-Ниса 4:165)
Первым из посланников был Нух (мир ему), а последним — Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир). Он является печатью пророков (последним пророком). О том, что первым посланником был Нух, свидетельствуют слова Аллаха:
﴿ إِنَّا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ كَمَا أَوْحَيْنَا إِلَى نُوحٍ وَالنَّبِيِّينَ مِن بَعْدِهِ﴾
«Поистине, Мы ниспослали тебе откровение, как ниспослали его Нуху и пророкам после него»(ан-Ниса 4:163).
К каждой общине Аллах посылал посланников, начиная с Нуха и заканчивая Мухаммадом, повелевая им поклоняться Одному Аллаху и запрещая им поклоняться тагуту. На это указывает высказывание Всевышнего:
﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ﴾
«Мы отправили к каждому народу посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута»(ан-Нахль 16:36).
Аллах предписал всем Своим рабам проявлять неверие к тагутам и уверовать в Аллаха. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Тагутом называется каждый, в отношении к которому раб переходит границу дозволенного в поклонении, покорности и подчинении».
Тагутов много, и основными являются пять: 1) Иблис, да будет на нем проклятие Аллаха, 2) тот, кому поклоняются и он доволен этим, 3) тот, кто призывает людей к поклонению ему, 4) тот, кто заявляет о знании чего-нибудь из сокровенного, и 5) тот, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах. На это указывает высказывание Всевышнего:
﴿لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىَ لاَ انفِصَامَ لَهَا وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ﴾
«Нет принуждения в религии Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!»
(аль-Бакара 2:256).
В этом и заключается смысл свидетельства «нет божества, кроме Аллаха» Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир)сказал «Основа нашего дела — ислам, его столб — молитва, а вершина — джихад на пути Аллаха». И Аллах знает лучше, и да благословит Аллах Мухаммада, его семью и его сподвижников и приветствует.
— шейх Мухаммад ибн абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах