Понятийно-терминологическая система каппадокийской триадологии.
· Свят. Василий Великий установил различие между сущностью и ипостасью как между общим и частным. Различие между этими понятиями можно выразить с помощью граматических категорий: Ипостась – кто? Ипостось – что?
· Ипостась есть сущность, ограниченная особыми свойствами (οὐσία μετὰ ἰδιωμάτων) и прежде всего означает конкретную реализацию общей сущности, рассматриваемую в противопоставленности этой общей сущности и отличаемую от других ее реализаций.
· Три Ипостаси —это не три реализации общей сущности, а Три самостоятельных Лица, в каждом из которых единая Божественная сущность имеет свой особый образ существования (τρόπος ὑπάρξεως), без разделения и всецело пребывая в каждой из Ипостасей.
· Божественные Лица-Ипостаси не являются ни частями, ни свойствами, ни функциями Божественной природы. Личность не сводима к природе.
· Природа есть некоторая качественность, лицо — конкретный носитель качеств. Лица-Ипостаси заключают в Себе Божественную природу, определяя ее способ существования, или образ бытия. В Лицах-Ипостасях Божественная природа существует и созерцается.
· Нет сущности без ипостаси.
«Единосущие»
· Тождество по сущности.
· Впервые встречается у монархиан динамистов в III веке. Этим термином они обозначали единство Логоса с Отцом.
· Введен на I Вселенском Соборе.
· Православный смысл этого термина раскрыл Афанасий Великий.
· Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог.
· Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело.
· Единосущеепо Иоанну Дамаскину «тождество воли, деятельности, силы и власти и... Движения...»
· Согласно Великим Каппадокийцам, единосущие — это не совершенное совпадение, не только тождество свойств и определений, но неизреченное единство самой Троичной жизни.
Учение о монархии Отца
· По учению восточных отцов, в Троичной жизни имеет место определенный порядок. Согласно этому учению, Бог Отец есть как причина (греч. Αἰτία, лат. Causa) и начало (греч. ἀρχή, лат. Principium) Божества в Троице, так и начало личного бытия Сына и Святого Духа.
· «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности или в достоинстве, а образ бытия... Подобным образом веруем и во единого Духа Святаго, имеющего все, что имеет Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности» (Иоанн Дамаскин)
· Свят. Григорий Палама в своем исповедании веры говорил: «Отец — единственная Причина и Корень и Источник в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества».
· По выражению В. Н. Лосского, «Отец тем самым является Пределом соотношений, от которых Ипостаси получают Свое различение: давая Лицам Их происхождение, Отец устанавливает и Их соотношение с единым началом Божества как рождение и исхождение».
· Только принцип монархии Отца, поскольку он полагает в Боге одно начало и для единой сущности, и для троичности Ипостасей, позволяет сохранить «равновесие» между единством и троичностью в учении о Пресвятой Троице.
Билет 8
Древние тринитарные заблуждения: Монархианство. Динамизм или адопцианство. Модализм. Учение Оригена о Троице.
Монархианство – (греч. Monarсhia, «единовластие»), еретическое учение кон. II–III в. И его последователи, утверждали тождество Отца и Сына и, тем самым, не различали Лица Св. Троицы.
Динамизм (от греч. Δύναμις — сила), или адопцианство (от лат adoptianismus— усыновление). Епископ Павел Самосатский. (Феодотиане от имен двух идеологов: Феодот Кожевник и Феодот Банкир )
· Они полагали, что Священное Писание надо исправить, и составляли свои «проверенные» тексты Священных Книг.
· В основании этой ереси лежала философия Аристотеля.
· Бог – единое абсолютное всемирное существо.
· Христос – просто добродетельный человек, который получил некоторую высшую силу, отличающую Его от всех ветхозаветных пророков.
· Бог — это конкретная Личность с совершенным самосознанием.
· Логос — свойство Божие, некое неипостасное знание.
· Логос – одно лицо с Богом Отцом.
· Логос обитал во Христе, как в храме.
· Для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин «Единосущный». Благодаря чему этот термин оказался скомпрометирован.
· Учение было осуждено на Антиохийских соборах 264-265 гг. И 269 г.
Модализм (от лат. Modus— образ, способ). – Савелианство.
· Возникло это учение в Малой Азии, в г. Смирне, где с проповедью модализма выступил Ноэт.
· Затем центр его перемещается в Рим, где проповедниками этого учения стали Праксей и римский пресвитер Савеллий(родом из Ливии, появился в Риме в 200 г.).
· Ноэт учил, что Христос есть Сам Отец. Сам Отец был рожден и пострадал.
· В Своей сущности как субстрат (подлежащее) Бог неизменен и един; Он может быть изменчив по отношению к миру, однако не в силу какой-либо внешней или внутренней необходимости, а исключительно по Своей воле.
· Отец и Сын мдусы Божества. Бог — это «единый, меняющий обличье (versipellis) Бог.
· По Савелию Единый Бог – монада или Сыноотец.
· Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Однако монада не могла вечно пребывать в молчании, имея в своем разуме потребность самореализоваться, выразить Себя вовне. Таким образом, молчащий Бог становится Богом глаголющим. И вследствие этого изменения свойственная Богу изначальная сокращенность сменяется распространением. Эта речь дотоле молчаливого Бога отождествляется Савеллием с творением мира.
· Логос, в свою очередь, также есть единая сущность, которая последовательно проявляет себя в трех модусах, или лицах: Отец, Сын и Святой Дух.
· Отец создал мир и даровал Синайское законодательство. Сын воплотился и жил с людьми на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Но во всех этих трех модусах, последовательно сменяющих один другой, действует единый Логос.
· Святой Дух возвратится в Логос, Логос опять «сожмется» в монаду, говорящий Бог снова станет Богом молчащим, и все погрузится в молчание.
· Плюс учения: модализм утверждал равночестность Божественных Лиц, основанную на Их одинаковом отношении к общей сущности, и позволял обосновывать божественное достоинство Христа.
· Учение Савеллия было дважды осуждено на Поместных соборах: в 261 г. — на Александрийском соборе под председательством свят. Дионисия Александрийского и в 262 г. На Римском соборе под председательством папы Дионисия Римского.
Учение Оригена о Троице
· Учение было предопределено его философскими взглядами.
· Первый установил различие терминов в Троичном богословии: сущность для обозначения единства, ипостась для различения лиц. Но при этом не дал положительного определения этим терминам.
· В учении Оригена Бог является Творцом по природе, следовательно, Бог не может не творить. И творение совечно Богу (православие Бог творец по воле, а не по природе)
· Исходя из ложной предпосылки, Ориген, тем не менее приходит к правильному выводу в триадологии.
· Бог – творец по природе,=> Он творит вечно (для этого Ему нужен посредник – Логос) => само рождение Сына нужно думать превечно.
· Главная заслуга Оригена в Троическом Богословии – учение о предвечном рождении Сына. Он не мыслил предвечное рождение как эманацию (истечение).
· Он признает ипостасность Сына.
· Богословие Оригена: он принижает достоинство Сына по сравнению с Отцом, называет Его «вторым Богом». И отвергает мысль о рождении Сына из сущности Отца.
· Сын выступает в системе Оригена как ипостасная проекция Божественных свойств Отца.
· Учение о Святом духе в богословии Оригена не разработано. Он отрицает товарность Святого Духа, говоря о Нем как о особой ипостаси, которая по достоинству ниже Сына.
· В Триадологии Оригена есть противоречия: Отец Сын и Святой Дух принадлежат к сфере божественного бытия. Но божественные ипостаси не являются не единосущными и не равными между собой.
· Субординатизм – это убывающая Троица: Отец, Сын, Святой Дух, каждое последующее Лицо находится в подчиненном положении по отношению к предшествующему.
Билет 9
Доктрина Ария. Опровержение арианства на Первом Вселенском соборе. Термин «единосущный» («омоусиос»).