Всяк час Богу да подаст ему слово разума
Полная исповедь
Подготовка к таинству Покаяния по наставлениям святых и подвижников благочестия (с объяснением грехов)
«Ковчег»
Москва
Рекомендовано к публикации
Издательским Советом
Русской Православной Церкви
ИС 10-09-0593
Полная исповедь.Подготовка к таинству
Покаяния по наставлениям святых и подвижников
благочестия (с объяснением грехов). —
М.: «Ковчег», 2013. — 400 с.
ISBN 5-98317-094-5
Л
Л Р№ 065821 от 15.04.98.
Подписано в печать 11.07.12. Формат 84х 108'/32.
Печать офсетная. Бумага писчая Архангельская.
Объем 13 п. л. Гарнитура «GaramondC».
Тираж 5000 экз. Заказ № 1169.
Издательство «Ковчег».
Москва, ул. Б. Ордынка, 7
Оптовая и розничная
Книжная торговля
Телефоны:
Москва: (495) 689-11-00
Санкт-Петербург: (812) 336-21-98
Книжный интернет-магазин
издательства «Ковчег»
izd-knigi.ru
Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография»,
филиал «Дом печати — ВЯТКА» в полном соответствии
с качеством предоставленных материалов.
610033, г. Киров, ул. Московская, 122.
Факс: (8332) 53-53-80, 62-10-36
http://www.gipp.kirov.ru; e-mail: [email protected]
© Набор, верстка, составление, оформление «Ковчег», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
· От издателей
· Чинопоследование исповеди
· Увещание желающим покаяться.
· Исповедь, составленная в Китаевой пустыни близ Киева
· Исповедь, составленная в Оптиной пустыни
· Исповедь, составленная в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Святой Горе Афон
· Исповедание грехов, составленное святителем Димитрием Ростовским
· Исповедь, составленная преосвященным Иустином, епископом Рязанским и Зарайским
· Исповедь из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского
· Исповедь, составленная священником М. Пеньковским
· Исповедь, составленная по трудам протоиерея Александра Ветелева
· Исповедь кающегося грешника по сочинениям епископа Иустина (Полянского)
· Исповедь, составленная протоиереем Борисом Николаевским
· Исповедь по восьми церковным заповедям
· Опыт сердечной исповеди христианина
· Вопросы для исповеди детей
· Исповедь по десяти заповедям Божиим
· Исповедь по заповедям блаженства
· Сказание о мытарствах блаженной
· Феодоры
· Исповедь монахов
· Исповедь послушников
· Исповедь монахинь
· Исповедь послушниц
· Вопросы для исповеди женщин (преимущественно матушек)
· Вопросы для самоиспытания перед исповедью, составленные преосвященным Иустином,
· епископом Рязанским и Зарайским
· Вопросы для самоиспытания, извлеченные из бесед Евсевия, архиепископа Могилевского
· Вопросы для самоиспытания перед исповедью
· Вопросы для самоиспытания, составленные преподобным Георгием, затворником Задонским
· Перечень грехов, составленный преподобным Георгием, затворником Задонским
· Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
· Грехи против десяти заповедей, данных Господом пророку Моисею
· Грехи против евангельских заповедей блаженства
· Краткое объяснение некоторых грехов
· Как учиться исповеди
· Как учиться домашнему покаянию и исповеди перед Богом
· Как учиться самоиспытанию
· и исправлению сердца
· Как правильно говеть
· Практические советы старцев о подготовке к церковной исповеди и самоиспытании
· Что говорить на исповеди в храме
· Почему некоторые старцы советуют записывать свои грехи
· Как часто надо исповедоваться
· Надо ли искать для исповеди особого духовника
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Эта книга, предназначенная как для священнослужителей, так и для мирян, является самым полным сборником исповедей, исповедей святых и подвижников благочестия, составленных
по десяти заповедям Божиим, по заповедям блаженства, церковным заповедям и мытарствам.
Материалы, вошедшие в этот уникальный сборник, помогут как священнослужителю при составлении проповеди перед началом исповеди, так и каждому верующему при подготовке к великому таинству.
В конце книги приведены многочисленные списки грехов и их краткое объяснение, а также старческие советы о подготовке к исповеди. Эта книга создана, чтобы помочь исповеднику. Но знать свои грехи еще не значит каяться в них. Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.
Преосвященный Евсевий, архиепископ Могилевский,
писал: «Добросовестно исповедует грехи свои тот, кто обличает себя в них пред духовником не только с полною откровенностью, без лжи и лукавства, но вместе с твердым намерением исправиться в них на будущее время, — вот это исповедь. А как большей частью делают только один перечень грехов —
это совсем не исповедь, не покаяние. Разве Господь и без нас не знает грехов наших? Но Он хочет, чтобы мы просили у Него сознания во грехах, и, стоя пред духовником, старались извергнуть из души своей все грехи, с полною решимостью при этом не вносить их более туда, не оскверняться ими более. Вот это исповедь. Грешное сердце — это заросль, которую чистить и чистить надо. Знаете, как приготовляют
под сев поле, покрытое кустами или сорными
травами? Стараются их с корнем вырвать, а то новые ростки пойдут. Так вот и для нас мало пересказать грехи, а надо при этом и до самих корней греховных добраться, то есть начать самое сердце очищать от грехов. Только с таким условием и спасительны исповедь и святых Таин приобщение».
Нет греха, который бы не мог быть прощен, если только искренно в нем покаяться и исповедовать
его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость. Как ни велико было грехопадение апостола Петра, Господь простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что апостол Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (см.: Деян. 2, 36—38), и Симона волхва, родоначальника всех еретиков (см.: Деян. 8,22), а апостол Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительно временному отлучению (см.: 2 Кор. 2,7).
Но Священное Писание говорит и о тех
случаях или условиях, когда грехи не прощаются.
В слове Божием упоминается о хуле
на Духа Святого, которая не простится ему
ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31—32).
Также говорится о «грехе смертном», о прощении
которого не заповедано даже молиться
(1 Ин. 5, 16). Наконец, апостол Павел
наставляет, что невозможно — однажды просвещенных,
и вкусивших дара Небесного, и со-
делавшихся причастниками Духа Святого,
и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего
века, и отпадших, опять обновлять
покаянием, когда они снова распинают в себе
Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4—6).
Во всех этих случаях причина невозможности
прощения грехов лежит в нераскаянности
грешников. Как может быть прощен грех благодатью
Святого Духа, когда на эту благодать
изрыгается хула?
Но и эти грехи могут быть прощены, если в
них принесу г искреннее покаяние. «Ибо,— говорит
святитель Иоанн Златоуст о хуле на Духа
Святого,— и сия вина была отпущена раскаявшимся.
Многие из тех, которые изрыгали хулы
на Духа, впоследствии уверовали, и все им
было отпущено».
ЧИНОПОСЛВДОВАНИЕ исповеди
Предисловие, и сказание, о еже како подобает
быти духовнику, и сказовати невозбранно
приходящим к нему:
Приёмляй помышления человеческая,
должен ёсть быти образ[должен
быть образцом] благ всёх, и воздёржник,
смирён и добродётелен, моляся на
всяк час Богу да подаст ему слово разума
[мудрость], во ёже иснравляти
притекаюжция[приходящих] к нему.
Прежде всёх должен есть сам пости т ся
срёду и пяток всего лёта[весь год],
якоже Божёственная правила повелевают,