Всяк час Богу да подаст ему слово разума

Полная исповедь

Подготовка к таинству Покаяния по наставлениям святых и подвижников благочестия (с объяснением грехов)

«Ковчег»

Москва

Рекомендовано к публикации

Издательским Советом

Русской Православной Церкви

ИС 10-09-0593

Полная исповедь.Подготовка к таинству

Покаяния по наставлениям святых и подвижников

благочестия (с объяснением грехов). —

М.: «Ковчег», 2013. — 400 с.

ISBN 5-98317-094-5

Л

Л Р№ 065821 от 15.04.98.

Подписано в печать 11.07.12. Формат 84х 108'/32.

Печать офсетная. Бумага писчая Архангельская.

Объем 13 п. л. Гарнитура «GaramondC».

Тираж 5000 экз. Заказ № 1169.

Издательство «Ковчег».

Москва, ул. Б. Ордынка, 7

Оптовая и розничная

Книжная торговля

Телефоны:

Москва: (495) 689-11-00

Санкт-Петербург: (812) 336-21-98

Книжный интернет-магазин

издательства «Ковчег»

izd-knigi.ru

Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография»,

филиал «Дом печати — ВЯТКА» в полном соответствии

с качеством предоставленных материалов.

610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

Факс: (8332) 53-53-80, 62-10-36

http://www.gipp.kirov.ru; e-mail: [email protected]

© Набор, верстка, составление, оформление «Ковчег», 2007

СОДЕРЖАНИЕ

· От издателей

· Чинопоследование исповеди

· Увещание желающим покаяться.

· Исповедь, составленная в Китаевой пустыни близ Киева

· Исповедь, составленная в Оптиной пустыни

· Исповедь, составленная в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Святой Горе Афон

· Исповедание грехов, составленное святителем Димитрием Ростовским

· Исповедь, составленная преосвященным Иустином, епископом Рязанским и Зарайским

· Исповедь из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского

· Исповедь, составленная священником М. Пеньковским

· Исповедь, составленная по трудам протоиерея Александра Ветелева

· Исповедь кающегося грешника по сочинениям епископа Иустина (Полянского)

· Исповедь, составленная протоиереем Борисом Николаевским

· Исповедь по восьми церковным заповедям

· Опыт сердечной исповеди христианина

· Вопросы для исповеди детей

· Исповедь по десяти заповедям Божиим

· Исповедь по заповедям блаженства

· Сказание о мытарствах блаженной

· Феодоры

· Исповедь монахов

· Исповедь послушников

· Исповедь монахинь

· Исповедь послушниц

· Вопросы для исповеди женщин (преимущественно матушек)

· Вопросы для самоиспытания перед исповедью, составленные преосвященным Иустином,

· епископом Рязанским и Зарайским

· Вопросы для самоиспытания, извлеченные из бесед Евсевия, архиепископа Могилевского

· Вопросы для самоиспытания перед исповедью

· Вопросы для самоиспытания, составленные преподобным Георгием, затворником Задонским

· Перечень грехов, составленный преподобным Георгием, затворником Задонским

· Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

· Грехи против десяти заповедей, данных Господом пророку Моисею

· Грехи против евангельских заповедей блаженства

· Краткое объяснение некоторых грехов

· Как учиться исповеди

· Как учиться домашнему покаянию и исповеди перед Богом

· Как учиться самоиспытанию

· и исправлению сердца

· Как правильно говеть

· Практические советы старцев о подготовке к церковной исповеди и самоиспытании

· Что говорить на исповеди в храме

· Почему некоторые старцы советуют записывать свои грехи

· Как часто надо исповедоваться

· Надо ли искать для исповеди особого духовника

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Эта книга, предназначенная как для священнослужителей, так и для мирян, является самым полным сборником исповедей, исповедей святых и подвижников благочестия, составленных

по десяти заповедям Божиим, по заповедям блаженства, церковным заповедям и мытарствам.

Материалы, вошедшие в этот уникальный сборник, помогут как священнослужителю при составлении проповеди перед началом исповеди, так и каждому верующему при подготовке к великому таинству.

В конце книги приведены многочисленные списки грехов и их краткое объяснение, а также старческие советы о подготовке к исповеди. Эта книга создана, чтобы помочь исповеднику. Но знать свои грехи еще не значит каяться в них. Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Преосвященный Евсевий, архиепископ Могилевский,

писал: «Добросовестно исповедует грехи свои тот, кто обличает себя в них пред духовником не только с полною откровенностью, без лжи и лукавства, но вместе с твердым намерением исправиться в них на будущее время, — вот это исповедь. А как большей частью делают только один перечень грехов —

это совсем не исповедь, не покаяние. Разве Господь и без нас не знает грехов наших? Но Он хочет, чтобы мы просили у Него сознания во грехах, и, стоя пред духовником, старались извергнуть из души своей все грехи, с полною решимостью при этом не вносить их более туда, не оскверняться ими более. Вот это исповедь. Грешное сердце — это заросль, которую чистить и чистить надо. Знаете, как приготовляют

под сев поле, покрытое кустами или сорными

травами? Стараются их с корнем вырвать, а то новые ростки пойдут. Так вот и для нас мало пересказать грехи, а надо при этом и до самих корней греховных добраться, то есть начать самое сердце очищать от грехов. Только с таким условием и спасительны исповедь и святых Таин приобщение».

Нет греха, который бы не мог быть прощен, если только искренно в нем покаяться и исповедовать

его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость. Как ни велико было грехопадение апостола Петра, Господь простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что апостол Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (см.: Деян. 2, 36—38), и Симона волхва, родоначальника всех еретиков (см.: Деян. 8,22), а апостол Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительно временному отлучению (см.: 2 Кор. 2,7).

Но Священное Писание говорит и о тех

случаях или условиях, когда грехи не прощаются.

В слове Божием упоминается о хуле

на Духа Святого, которая не простится ему

ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31—32).

Также говорится о «грехе смертном», о прощении

которого не заповедано даже молиться

(1 Ин. 5, 16). Наконец, апостол Павел

наставляет, что невозможно — однажды просвещенных,

и вкусивших дара Небесного, и со-

делавшихся причастниками Духа Святого,

и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего

века, и отпадших, опять обновлять

покаянием, когда они снова распинают в себе

Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4—6).

Во всех этих случаях причина невозможности

прощения грехов лежит в нераскаянности

грешников. Как может быть прощен грех благодатью

Святого Духа, когда на эту благодать

изрыгается хула?

Но и эти грехи могут быть прощены, если в

них принесу г искреннее покаяние. «Ибо,— говорит

святитель Иоанн Златоуст о хуле на Духа

Святого,— и сия вина была отпущена раскаявшимся.

Многие из тех, которые изрыгали хулы

на Духа, впоследствии уверовали, и все им

было отпущено».

ЧИНОПОСЛВДОВАНИЕ исповеди

Предисловие, и сказание, о еже како подобает

быти духовнику, и сказовати невозбранно

приходящим к нему:

Приёмляй помышления человеческая,

должен ёсть быти образ[должен

быть образцом] благ всёх, и воздёржник,

смирён и добродётелен, моляся на

всяк час Богу да подаст ему слово разума

[мудрость], во ёже иснравляти

притекаюжция[приходящих] к нему.

Прежде всёх должен есть сам пости т ся

срёду и пяток всего лёта[весь год],

якоже Божёственная правила повелевают,

Наши рекомендации