О Страхе Божием и о Последнем Суде 2 страница
О смирении и гордости
Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи, — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым. Препояштесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение — путь к Царствию. Это — дверь небесная, это — лествица, по которой человек восходит на небо. Им Бог сошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть.
Смирением человек более благоугождает Богу, нежели жертвами и приношениями. Через него достигают совершенства праведные, приемлются Богом кающиеся, примиряются с Ним грешники, оправдываются виновные. Смирение есть источник, из которого истекает все доброе; напротив, гордость есть кладезь, из которого течет все худое. Кто облечен смирением, в том живет все доброе, а кто облечен гордостью, в том пребывает все худое. Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока.
Сатана в начале был совершенный дух, но пал от гордости и стал князем геенским. Разбойник был злодей и преисполнен всяким злом, но исповедался в своем смирении и стал наследником Царства. Грешник, если приобретет себе смирение, делается праведником, напротив того, праведник, если предается гордыне, делается грешником.
Господь наш верхом всех добродетелен поставляет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретаются как любовь, так надежда и вера. Оно пост делает истинным постом, оно охраняет девственников, дает цену милостыне, оно жертву делает угодной Богу. Кто постится без смирения, тот постом своим прогневляет Бога, и блудники лучше горделивых девственников; милостыня, поданная без смирения не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу. Кто без смирения совершает бдение и молитву, тот не лучше сонливого; а молитва смиренного, хотя он и спит, — благоухающее кадило пред Богом. Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным. Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого получит оставление грехов — залог новой жизни. Доказательством утверждаемого мной служит блудница, которая обременена была грехами и, облекшись в ризу смирения, с сокрушением умоляла о прощении ей грехов. Поелику Господь наш видел, как она смирялась, то омыл её от греховной нечистоты и благоволил, чтобы имя её вписано было в Евангелие и чтобы слава о ней распространилась в целом мире. А поелику память её так славна на земле, то имя её превозносится и на небесах. И все это приобрела она смирением.
Яко всяк возносяйся смирится , — говорит Господь наш в Своем Евангелии, — и смиряяйся вознесется (Лк. 14:11), — учит нас Спаситель наш. И сколь гнусна гордыня показывает Христос, говоря: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Желательно тебе стоять высоко? Усердно возлюби смирение, оно без усилий делает человека праведным. Любишь ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ей; она и дела правды делает неблагоугодными Богу. Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные из-за гордыни губят и многие труды свои. Имейте всегда пред очами, учеников Христовых, Самого Христа, Который уничижил Себя, и старайтесь приобрести смирение, потому что им угодите вы Богу. У кого есть смирение, с тем Сам Христос, а кто исполнен гордости, в том невидимо водворяется лукавый. Преданный высокомерию делает из себя жилище бесов, а кто облечен в смирение, тот пребывает в Боге. Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога. Если хочешь одержать победу над лукавым, вооружись смирением, ибо диавол, как скоро увидит у тебя это оружие, с трепетом побежит от тебя прочь. И если хочешь благоугодить своему Господу, облекись в ризу смирения, ибо как скоро увидит тебя в оной, возрадуется о тебе и прославит тебя в Царстве Своем.
Прекрасное оружие — смирение. И кто с ним выходит на брань, тот не бывает побежден. Смирение — высокая ограда, блажен, кто в нем находит себе убежище. Смирение наделяет непорочных благословениями и делает их наследниками светлого чертога в Небесном Царстве. Оно принесло Авеля в благоугодную жертву Богу. Оно преложило Еноха на небо, и не вкусил он доныне смерти. Оно спасло Ноя от потопа, и не погряз он в водах потопных. Оно Мелхиседека поставило иереем Божиим.
Смирение Авраама сделало другом Божиим и первым главным из возлежащих на небесной вечере. Исаака спасло смирение от жертвенного заклания, Иакова соделало наследником благословений, Иосифу даровало Царство, Моисея увенчало сиянием, Аарону дало первосвященство, Иисусу — предводительство народом, Давиду — царство. Гедеону — победу, Неффалиму — исполинскую крепость, Езекии — избавление, Илию восхитило на небо, Елисею дало духа, Самуилу — рог помазания, Исаии — высокие видения, Иону извлекло из моря, Даниила из рва; одним словом, смирение прославляло святых и в древние и в последние времена. Это-то смирение, этот источник всех благ твердо храни в душе своей, ученик; оно источает тебе все прекрасное, приближает тебя к Богу, вводит в содружество с Ангелами, открывает тебе сокровеннейшие тайны, исполняет тебя всякой премудрости, обнажает перед тобой глубины, показывает тебе недоведомое (непостижимое). Оно преклоняет перед твоей славой и покоряет ей высокомерие гордых; сеет мир внутри тебя, славу окрест тебя, чистые помыслы в сердце твоем, и делает светлым лицо твое.
Смирение не дает места раздражительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонит от тебя прочь ненависть, зависть и злобу, и, напротив, исполняет тебя любви, мира, радости и веселья, — не радости людей, думающих о земном, не веселья сильных земли, но радости духа, веселья мудрости. Оно приобретает тебе благорасположение всякого человека и делает тебя боголюбезным. Ангелы радуются, видя тебя, а бесы приходит в смущение. Даже завистливые, которые ненавидят тебя, внутренне изумляются тебе, потому что упоены они яростью, а твое сердце спокойно и мирно. Никто в дольнем мире не живет такой высокой жизнью, как смиренный, и только совершенные из людей достигают высоты смирения. Приятно и сладостно иго смирения; кто несет его на себе, тот проходит высокое и великое служение.
Итак, подклони выю свою под иго сие, ученик, желающий благоугодить Богу; трудись под игом смирения, и труд твой угоден будет Богу. Нужно ли тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себя порок, преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь, им наследуешь. Желаешь ли стать высоким, оно вознесет тебя, как написано (Мф. 23:12). Любишь ли чистоту, им приобретешь чистое сердце; вожделеваешь ли святости, оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным, оно — путь совершенных: и на всякую высоту взойдешь ты смирением.
Смирение — стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Им очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители. Подлинно весьма высоко и величественно смирение. Блажен, кто пламенно возлюбил его, стремится вослед за ним и преуспевает в нем. Все сокровища заключены в смирении, все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все. Перечисли подвижников во времена древние, средние и новые и, если в состоянии, сочти всех, кто смирением приобрел победный венец. Вразумись же всем этим, ученик Христов, и отложи всякую гордость, избери же себе смирение. И поелику ты просил меня написать тебе, каким оружием в брани твоей можешь побеждать лукавого, который ненавидит тебя за то, что ведешь с ним брань, то отверз я двери слуха просьбой твоей, и весьма радуюсь твоим доблестям, ибо примечаю, что дух твой ревностно стремился к победе.
Осматривал я оружейную храмину победоносцев, вникал, какое оружие облекшемуся в оное доставляет победу. Много оружий представилось там взорам моим, и каждым из них можно одержать блистательную победу. Во-первых, видел я чистый пост, этот меч, который никогда не притупляется. Потом видел девство, чистоту и святость, этот лук, с которого острые стрелы пронзают сердце лукавому. Видел и нищету, с пренебрежением отвергающую серебро и всякое имущество, эту броню, которая не допускает до сердца изощренных стрел диавольских; заметил там любовь, этот щит, и мир, это твердое копье, от которых трепещет сатана и обращается в бегство. Видел бдение, этот панцирь, молитву, эти латы; и правдивость, эту легкую военную колесницу. Но, рассматривая все эти вооружения и размышляя, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего нет тверже его, потому что никакое оружие не может проторгнуть его, и лукавый не в силах взять его приступом. Поэтому-то, оставив прочие исчисленные мною оружия, написал я тебе об одном смирении. Если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе прибежища за оплотом смирения, там укройся и не оставляй этой ограды, чтобы не уловил тебя в плен хищник, не полагайся на собственное свое оружие, чтобы не поразил тебя лукавый.
Вот вооружение, которое посылаю тебе из оружейной храмины победоносцев, потому что этим и они побеждали. Блажен, кто этим вооружившись вступает в брань. Господь наш Сам облекся в смирение и нас научил смирению, чтобы дать нам средство Его смирением побеждать лукавого и всю силу его. Господа нашего предлагаю тебе смирение; слушай и заучи это, ученик, чтобы не ошибиться тебе и не счесть себя смиренным, когда ты не смирен. Воздерживай уста свои от излишних речей. Не говори худого о том, кто противен и ненавистен тебе. С покорностью выслушивай старших себя; следуй не своей воле, но воле братии своей. Понемногу вкушай пищи, не предавайся продолжительному сну, будь неутомим в работе, в служении другим. Ревностно упражняйся во всех этих добродетелях, преимущественно же в смирении, потому что им уплатишь все свои долги, исправишься от всех своих погрешностей. Оно приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься сосудом в честь и к славе Господа твоего. Слава Господу, Который уничижил Себя, научил нас смирению и дал нам Духа Своего, чтобы говорить о богатстве смирения. Благословен Отец, пославший Его к нам! Слава Единородному, спасшему нас! Благодарение Святому Духу, через нас вещающему о смирении! Да сподобятся помилования уста, изрекшие это, и прощения — рука написавшая, милости и оставления на Суде грехов — читающие и слушающие. Да даст Господь наш победу и венец правды тому ученику, который подал повод к слову сему! И кто помолится о бедном, написавшем это, того молитвы да войдут на небо и найдут себе доступ в Царство Божие! Слава Тебе, Боже, Который так любишь любящих Тебя!
О покаянии
Градом убежища для нас ныне покаяние. И не далеко, но близко оно; каждый стоит при вратах. Долго надобно было идти еврею, и едва только мог он спастись, а иногда и не спасался. Этот же град нашего убежища сам спешит навстречу грешникам. Благословен Благий, Который тебя, покаяние, даровал нам градом нашего убежища.
Кто и ненамеренно убивал человека камнем или острым орудием, тот не почитался невинным, но должен был укрыться в град убежища и там приносить покаяние. Куда же бежать и где искать защиты, как не под крылами покаяния, тому, кто намеренно наносит удар ближнему своему, или уязвляет его словом, которое хуже и камня? Благословен Учредивший много градов убежища, чтобы много было и кающихся!
Толпами прибегали люди к дверям ковчега, но двери не отверзались. Для скотов отверзались двери эти, а для грешников были затворены. Покаяние, братия, есть ковчег милосердия. Устремимся же к этому другу человечества. Двери его затворены для скотов, но отверсты для людей. Гора была пристанью ковчегу, а тебе, покаяние, пристань — чистое сердце.
Тремя градами убежища предызобразил Бог веру, надежду и родственную с ними любовь, потому что без этих добродетелей нет спасения. Но к ним прибавлены ещё три града, во образ трех степеней и чинов в нашем народе, а именно: низших, средних и совершенных высшей степени.
Образы в ином сходны с прообразуемым, а в некоторых отношениях не имеют сходства. И плодов не едят со скорлупой, потому что вкусен только плод. Евреи оставляли грады убежища, а мы навсегда должны оставаться в нашем граде убежища. Евреи удалялись из градов, которые были только образами; мы должны, как в ризу, облекаться в добродетели, прообразованные этими градами.
Ной оставил ковчег, но не оставил чистоты; спасся из вод, но не совлекался веры. Правда, Хам видел его обнаженным по вкушении вина, но сатана никогда не видел его преданным нечистоте. А сатане было бы приятнее, чтобы тело у Ноя прикрывалось благопристойно, только бы сердце осквернилось. Да не увидит же нас никогда лукавый благопристойно прикрытыми снаружи и обнаженными внутри!
Град убежища не всякому отверзал врата свои. Не мог в него входить убийца, совершивший намеренное убийство; если же таковой осмеливался входить, град принимался за оружие и выдавал его. Строг, грозен и страшен он грешникам. Но покаяние распростирает крыла свои, чтобы с любовью объять всякого, кто ни приидет к нему. О покаяние, ты образ благодати, так же любишь грешников, как и Господь твой!
Грады убежища означали гнев и милость и подобно покаянию были образом одновременно правосудия и благости. Закон не миловал намеренного убийцу; и правосудие не приняло Искариота, приносившего ложное раскаяние.
Постыдитесь, отступники, удалившиеся от Церкви и порицающие правый закон! Горбатые, слепые и хромые, совершив какое бы то ни было преступление, не могли укрыться от преследователей в град убежища, в означение того, что сонливые, нерадивые и ленивые не будут прибегать к покаянию. В образе тех, которые бы хотели, но не могли, осуждаются те, которые могут, но не хотят.
Убежал Иоав в скинию Господню , ища там спасения, и ухватился за роги жертвенника , но Ванея, сын Иодаев, не помиловал его, и умертвил (3 Цар. 2:28–34). Не будем оставаться в беспечности и питать при этом суетную надежду, потому что истина так же не укрывает грешника, как скиния Господня не укрыла преступного Иоава.
Тебя умоляю, Господи, в Твою дверь ударяю, Благий! Неложно обетование Твое, Господи: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7:7). Не затворена дверь Твоя, пусть грешник придет и ударяет. Даже всегда отверста дверь Твоя и для праведных, и для грешников. Сам ты указываешь грешнику дверь Свою, чтобы он воззвал, толкнул и вошел. Любовь Твоя поощряет просящего ревностно домогаться сокровищ Твоих.
Вот, прошу я теперь, как учил Ты меня; даруй же мне, Господи, как обетовал это. Вот, ударяю я в дверь, как наставил Ты меня; отверзи же мне, Господи, как сказал Ты. Не золота прошу у Тебя, Господи, потому что мамон неправды есть самая неправда. Прошу не временных благ, не имений, потому что они не доставляют вечной жизни.
Изглаждение грехов лучше золота, прощение драгоценнее сокровищ, бедность без грехов предпочтительнее богатства и имения. Богач охотно променял бы там все свое золото на венец бедности нищего Лазаря. Человек, умирая, ничего не берет с собой, как написано (Пс. 48:18). Иначе богач все состояние свое отдал бы за каплю воды.
Человек одно из двух приносит к дверям гроба: или труд добродетели, или служение греху. У юродивых и мудрых дев научился я, Господи, какое напутие должно мне взять с собой, чтобы там отверзлась мне дверь Твоя. Если юродивые девы не приняты были без елея, то мне, грешнику, кто из милости уделит там елея?
Поэтому юродивые девы служат для нас предостережением, а богач, как в зеркале, показывает, что надобно подумать, как здесь, прежде правосудия, вымолить себе милость.
Пока есть врачевство, исцеляющее невидимые греховые струпы в душе, и пока врач доставляет средства против греховных язв, несправедливо будет препятствовать врачу, чтобы приложил он к больным местам целительный пластырь. Правосудие вдруг затворит широкие врата благодати.
Есть у меня надежда, потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну.
Врач Иисус взывает: чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2:5), и болезнующей душе, равно как и телу, подает Он здравие. Царь понес на Себе Крест — этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери эти разбойникам и убийцам.
Отец милосердый сказал: сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе , и возвратился (Лк. 15:24), спасся из сетей греховных. Заклан уже телец упитанный, который кровью своей омывает нечистоты; принесена и пиршественная одежда, чтобы не было гнойных струпов.
Исповедующийся разбойник приближается и получает в наследие рай. Приходит покрытая грехами блудница и слезами уничтожает рукописание. Есть надежда и грешникам, что исцелены будут покаянием; есть надежда мытарям и лихоимцам, что оправдаются верой.
Пойду и я, и присоединюсь к Закхею, который исповедал Тебя и оправдан Тобою; присоединюсь к нечистой блуднице, которая плакала пред Тобою и помилована. От этих, бывших чуждыми Тебе и по вере соделавшихся Твоими домочадцами, и из примера их познал я, Господи, милосердие воли Твоей.
По домашним у судьи можно всякому заключать о собственном его нраве, и по узаконениям власти можно судить о снисходительности, На ученике показаны и любовь Учителя правды, и истины к чуждым, и то, сколь приятно Ему встречать святых.
Дом Твой наполнен грешниками, дружелюбно приемлет в себя кающихся, и сеть учения своего простирает как на обитающих в нем, так и на тех, которые ещё вне его. Из дома этого Павел взывает: я первый из грешников, да во мне первем покажет Иисус Христос все долготерпение благодати Своей (1 Тим. 1:16). Петр плакал и был исцелен после того, как отрекся от своего Господа и отвергся Его. Оправдан и Аарон, который согрешил и осквернил себя тем, что сделал литого золотого тельца. Мудрый врач Давид возглаголах после того, как болезновал грехом, но уверовал и исцелился (Пс. 115:1). Старейшины и военачальники поражены были в брани и потом спасались.
Кто же смежит вежды свои пред зерцалом Писания и, при таком множестве покаявшихся, не приложит врачевства сего к язвам своим?
Со всех сторон окружили меня, Господи, болезни, недуги и грехи, и нет другого врача, подобного Тебе, которому описал бы я страдания свои. Не ради праведных, Господи, было пришествие Твое в мир, но ради грешников, чтобы они изгладили грехи свои покаянием.
Ибо и врач не для здоровых составляет врачевства свои, но для больных, чтобы они исцелились при его попечительности. Не требуют здравии врача , как сказал Ты, Господи (Мф. 9:12). Праведникам и совершенным не нужно врачевство покаяния.
Всякий врач с помощью врачевства исцеляет болезни, а Твоя любовь, Господи, поспешает к каждому без зелий и врачевств. Таким грешникам, Господи, каков я, нужно прощение грехов, и у кого болезнь подобна моей, тот умоляет о уврачевании.
Ожидаемая награда располагает врача идти на помощь; из-за нее заботится он о больных; но больной, прибегающий к Тебе, исцеляется даром, даже сам за свое исцеление получает награду. Расслабленный не в силах был идти, чтобы показать Тебе болезнь свою, но Твое милосердие привлекло Тебя к одру его, и в тот же час не стало болезни его.
Благодать Твоя, Господи, ходит вслед юродивых и заблудших и взывает к немудрым: не объюродевайте во грехах ваших.
Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, и самых свирепых учение Твое, и благость Твоя всегда старается взыскать погибших.
Приидите ко Мне, взывает любовь Твоя, приидите, утомленные суетой и тяжелыми бременами и изнемогшие от похотений! Научитесь у меня кротости, приобретите у Меня смирение. Иго Мое сладостно, если только охотно понесете его на себе, и бремя Мое весьма легко.
О если бы, Господи, не свергать мне с себя ига Твоего, ига, которое сладостнее всего! О если бы рамена воли моей ни на что другое не меняли бремени любви Твоей! Коварный ловец да не расставляет передо мной сетей своего учения, и да не уловит меня в волю свою удовольствиями и похотениями. Грех да не нападает на меня, да не сокрушает намерений моих, как лев, да не растерзывает и да не разбрасывает приобретений моих, как львица. Лев нападает открыто, а грех — втайне, потому что он злее льва, ибо губит и душу и тело.
Давид силой Твоей, Господи, одолевал льва и умерщвлял медведя (1 Цар. 17:34–36). Твоей же силой, Господи, да одолею и я лукавого, этого невидимого волка, который подстерегает меня. Да не вонзает в меня лукавый зубов своих, как лев, и да не сокрушает предначинаний моих. Да будет он низложен, как лев Давидов; подобно Давиду да победит раб Твой.
Низложитель львов Давид уязвлен грехом на кровле царского дома (2 Цар. 11:2), но он скоро взялся за пращу покаяния, поразил и сокрушил грех. Льва побеждал Давид и умерщвлял медведя, но во время мира преодолела его мука. Однако же, по слову Нафана, умертвил он пленивший его грех.
Да не будет того, чтобы мне, обремененному беззакониями, выставлять напоказ проступки отцов! Для того только перечисляю дела их, чтобы показать, как любили они Тебя. Перечисляю для того, чтобы в зеркале их проступков видеть множество своих преступлений, и по их примеру здесь ещё просить себе помилования и оставления грехов.
Можно ли грешнику усиливаться, чтобы сравнился с праведниками, которые после одного проступка не впадали в новые проступки, и, согрешив, ещё крепче начинали любить Тебя?
Грешу я ежедневно и непрестанно приношу покаяние, но оно неистинно, потому что тотчас приходит опять грех и обращает его в ничто.
Какой врач подобен Тебе и с такой неутомимостью перевязывает язвы? Пока перевязываешь Ты одну болезненную язву, открывается у него другая, но врачевство Твое всегда неутомимо исцеляет их.
Любовь Твоя ободряет болящего, говоря: «Не медли приступить ко Мне».
Человеколюбие Твое взывает грешнику: «Приими, человек, оставление грехов. Если семьдесят крат седмерицею согрешил ты, в один раз прощаю тебе все. Если дал ты рукописание на пятьсот динариев, уничтожаю его, как блуднице. Тьму талантов грехов отпускаю тебе, если будешь просить Меня об этом. Поработай только час вечером, даю тебе динарий. Если придешь и в числе последних, принимаю тебя, как пришедших первыми. Врачую все язвы, какие нанес тебе лукавый. Обвязываю все язвы, какие наложены на тебя разбойниками. Оживотворяю все твое тело, хотя оно уже мертво; возвращаю душе твоей совершенное здравие, хотя она вся изъязвлена». Дай, Господи, никогда не отходить мне от дверей Твоих, потому что при них стоит благость Твоя. Дай, Господи, никогда не оставлять мне града убежища Твоего, потому что неотлучно в нем пребывают щедроты Твои. Ни болезнь, ни усыпление, ни уныние да не нападают на меня, и да не препятствуют мне покаянием врачевать греховные немощи.
Да не произрастет во мне корень, который в плод приносит беспечность; и да не будет отнята у меня молитва, как у Исава право первородства.
Не дай Господи, чтобы серебро Твое лежало у меня без пользы, оставалось в руках моих без прибытка, и правосудие Твое наказало меня за это, как того ленивого раба. Да не истязует меня там Суд Твой и за серебро и за приобретение, какое должен я был сделать, и да не осудит, как того бесстыдного раба, и за вверенный талант (слиток серебра или золота) и за лихву.
Дай мне здесь ещё возвратить Тебе и вверенный талант и лихву и обрадуй меня тем, что рукописание мое не в руках уже у заимодавца. Дай мне здесь осудить помышления свои, здесь заградить источник беззаконий своих, истребить корни грехов, пока при мне ещё Врач, Который с любовью приемлет недужных и неутомимо перевязывает язвы.
Отверсты двери милосердия и гостиница благодати; теперь ещё день, поэтому даруй мне, Господи, осмотреть все гнойные струпы свои и посыпать истертым в порошок целительным корнем покаяния. Светит ещё солнце щедрот и не склонило главы своей к покою; не настала ещё ночь, егда , по словам Твоим, никтоже может делати (Ин. 9:4); поэтому даруй мне, чтобы бежал я от греховной тьмы к пристанищу света Твоего. Даруй мне возвратиться из греховного скитания и прийти к двери Твоей, Господи.
Обольстил меня лукавый сонливостью, похотливостью и объедением, и уклонился я с прямого пути. Этой троякой сетью уловил меня лукавый; тремя добродетелями да избавлюсь, Господи, — любовью, которая возбуждает ленивых, надеждой, которая оправдывает грешников, истинной верой, которая подает руку кающимся.
Слышал я, что не презираешь Ты сердца, которое сокрушается о грехах своих и ежечасно подвизается в тяжкой борьбе покаяния (Пс. 50:19). Не отвергаешь Ты сокрушенного сердца, которое раскаивается в грехах своих и мысленно томит себя подвигом покаяния. И вот, Господи, всякая моя мысль есть сокрушение о грехах моих.
Будем вместе умолять, пока не возвратим себе рукописании своих; возвысим глас сетования, прольем реки слез, да расторгнутся сердца наши от воздыханий, пока не получим оставления грехов. Побудим Давида воспеть нам свою величественную молитвенную песнь: Помилуй мя, Боже , и услышь нас, по благости Твоей. Дай нам, Милосердый, не отходить от дверей благодати Твоей, пока не увидим, что рукописания наши изглаждены и уничтожены.
Нет у нас другого заимодавца, кроме величия Твоего. По множеству щедрот Твоих призри на нас и изгладь рукописание грехов наших. Пусть в зеркале покаяния увидим множество нечистот своих. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего , Господи, очисти мя .
Да благословляют Тебя: и плоть наша за то, что исхищена из тинного рва, и дух наш за то, что очищен от развращенных помыслов. Да возрадуется душа наша, потому что иссопом Твоим, Господи, очищена от скверн, и да возблагодарит псалмопевца, сына Иессеева.
Наипаче же восхвалим Твое человеколюбие, потому что радуется оно о кающихся! Воздадим хвалу и поклонение любви Твоей, потому что приемлет она грешников. Все вкупе да прибегаем к Твоим щедротам, потому что распростерты они и на грешных; да емлемся (схватимся) за крыла благодати Твоей, как больная за одежду Твою. Язык наш, подобно мытарю, да вопиет о грехах наших и да скажет: Боже , Сыне Божий, милостив буди нам, грешным, взывающим к Тебе! (Лк. 18:13).
Из персти образовали меня щедроты Твои, из сетей и из рва извлекло меня учение Твое. Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим! Да не радуется лукавый, что снова мы падаем, после того как восставлены и приведены в безопасность, или что новые язвы налагают на нас разбойники, после того как исцелил Ты наши струпы.
Неутомимый Врач, исцели греховные наши недуги! Самоцелебное Врачевство, уврачуй болезни душ наших! Вся надежда больного на врача, одно слово врача ободряет его. Твое слово, Господи, поощряет нас умолять Тебя об уврачевании наших недугов.
Возвратитеся, сынове возвращающиися, и изцелю сокрушения ваша (Иер. 3:22). Поэтому кто болен, приходи; он исцелится от болезни своей; и кто уязвлен, покажи язву свою; он получит для нее целебное врачевство.
Дождь и роса ниспосылаются даром. Но земледелец не должен поэтому спать и прекращать сеяние и возделывание земли. Врачевство для грешника всегда готово, но поэтому не должны мы переставать молиться об оставлении грехов. Если земледелец не посеет, не поможет ему дождь. Если грешник не будет молиться, не исцелит его благодать.
Как врач (человек), так и Бог взывает: «Покажи мне язву твою, и исцелю тебя». Ему желательно видеть твое обращение, тогда уврачует тебя. Принеси Ему добровольное покаяние, — и с любовью примет тебя. Обратитеся ко Мне… и обращуся к вам , — говорит Он тебе через пророка (Зах. 1:3). Итак, обрати сердце своё к молитве, чтобы обратилась к тебе благодать Его. Иди путем покаяния, чтобы встретило тебя человеколюбие Его. Не будь сегодня кающимся, а наутро грешником, и один день — в числе грешников, а другой — в числе кающихся.
Сегодня вопиешь: «Помилуй меня, потому что впал я в заблуждение, преступил заповедь и согрешил», а наутро взываешь: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22:13).
Не вводи себя в заблуждение, чтобы конец твой, как исполин, не напал на тебя внезапно и не обратил в ничто плотские удовольствия, и тогда не найдется у тебя времени для покаяния. В подвиге покаяния да увидит тебя наступивший конец, в святом ратоборстве да застигнет тебя смерть. В брани за веру да кончится служение твое на земле; венцом правды да заключится течение жизни твоей. Ристалище с его зрителями, борцами и колесничниками (погонщиками) да будет для тебя образом мира и его перемен, радостей и скорбей.
Если борец для увядающего венца употребляет усилие и труд, то кольми паче должен подвизаться верный для венца неувядающего?
Всяк же подвизаяйся , как пишет нам Павел, от всех воздержится (1 Кор. 9:25), пока не приобретет венца. Сколь чистыми должны мы быть в борьбе с лукавым, пока не одержим победы и не избавимся от его хитрых и коварных замыслов!