Ан-нуъман ибн мукаррин аль-музайни 2 страница
* * *
Однажды какой-то юноша обратился к Абу ад-Дарде: “Наставь меня, о сподвижник посланника Аллаха!” Абу ад-Дарда сказал ему: — О сын мой! Поминай Аллаха в добре, и Он помянет тебя в беде. О, сын мой! Набирайся знаний, учись, больше слушай, что говорят тебе. Старайся не быть невежественным, ибо иначе тебя ждёт гибель. О сын мой! Пусть мечеть станет твоим домом. Я сам лично слышал, как посланник Аллаха говорил: Мечети — дом каждого праведного человека. Всевышний и Всемогущий Аллах обеспечил тем, чьим домом стала мечеть, спокойствие, милость и возможность идти по пути Его благосклонности.
* * *
Как-то группа молодых людей сидела у дороги. Они весело болтали и разглядывали прохожих. Подойдя к ним, Абу ад-Дарда сказал: — О, дети мои! Дом мусульманина — это его келья, где он усмиряет душу и взор. Не сидите без дела на рынках ради пустого времяпровождения.
* * *
Однажды, когда Абу ад-Дарда был в Дамаске, Муавия Ибн Абу Суфйан посватал своего сына Йазида к его дочери. Однако Абу ад-Дарда отказался выдать свою дочь за сына Муавийи и отдал свою дочь за простого юношу-мусульманина, который отличался праведностью и благонравием. Людям стало это известно, и среди них пошли разговоры о том, что Йазид Ибн Муавийа посватался к дочери Абу ад-Дарды, но он отказал ему и выдал свою дочь за простого мусульманина. Когда Абу ад-Дарду спросили о причине этого, он ответил: — Тем, что я сделал, я хотел добра для своей дочери. — Как это? — спросили люди. Абу ад-Дарда ответил: — Представьте себе мою дочь в окружении рабов, которые прислуживают ей, а она сама будет находиться в роскошных чертогах. Что же в таком случае станется с ее религией?!
* * *
Когда Абу ад-Дарда находился в аш-Шаме, туда с ознакомительным визитов прибыл вождь правоверных Умар Ибн аль-Хаттаб. Вечером он пришёл навестить своего приятеля Абу ад-Дарду в его доме. Толкнув дверь, он заметил, что на ней не было никакого запора. Когда Умар вошёл в абсолютно тёмный дом, Абу ад-Дарда услышал его шаги, поднялся ему навстречу, поприветствовал и усадил рядом с собой. В кромешной тьме, не видя друг друга, друзья начали неторопливую беседу. Ощупав изголовье постели Абу ад-Дарды, Умар обнаружил, что вместо подушки у него была конская попона, матрас набит мелкими камнями, а одеяло было таким тонким, что совершенно не защищало от дамасских холодов. Умар воскликнул: — Да смилостивится над тобой Аллах! Разве я тебе не помогал?! Разве я тебе не посылал средства?! Абу ад-Дарда ответил: — А помнишь ли ты, о Умар, хадис, который рассказал нам посланник Аллаха? — А какой именно? — спросил Умар. Абу ад-Дарда сказал: — Разве не он сказал: Пусть будет у каждого из вас мирских благ столько же, сколько есть поклажи у всадника? — Да, он говорил так, — ответил Умар. — А что мы сделали после него, о Умар?! — воскликнул Абу ад-Дарда. Умар и Абу ад-Дарда разрыдались. Они плакали до тех пор, пока не наступило утро.
* * *
Находясь в Дамаске, Абу ад-Дарда продолжал увещевать его жителей, читать им и учить их Книге Аллаха и мудрости, пока не пришла ему пора умирать. Когда он смертельно заболел, к нему пришли его соратники и спросили: — На что ты жалуешься? — На свои грехи, — ответил Абу ад-Дарда. — А чего ты хочешь? — спросили его. — Чтобы мой Владыка простил меня, — ответил он. Затем он сказал окружающим: “Внушайте мне: “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха””. Он продолжал повторять это, пока не испустил дух.
* * *
Когда Абу ад-Дарда предстал пред своим Владыкой, Ауф Ибн Малик аль-Ашджаи увидел во сне обширную зелёную и тенистую лужайку, на которой стояла большая кожаная палатка, а вокруг паслось огромное стадо овец. — Кому принадлежит всё это? — спросил он. — Абдуррахману Ибн Ауфу, — было сказано ему. И Абдуррахман, выйдя из палатки, сказал ему: — О Ибн Малик, это всё Всемогущий Аллах ниспослал нам через посредство Корана. Если бы ты шёл этим путём, то увидел бы то, чего никогда не видел, и услышал бы то, чего никогда не слышал, а также нашёл бы то, о чём даже и не помышлял. Ибн Малик спросил: — А для кого всё это, о Абу Мухаммад? Он ответил: — Всемогущий Аллах приготовил всё это для Абу ад-Дарды, который при жизни отвергал всё мирское.
ЗАЙД ИБН ХАРИСА
“Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Хариса был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) Суада, дочь Саалаба, собралась навестить своё племя бану Маан. В дороге её сопровождал её сын Зайд Ибн Хариса аль-Кааби, которому было восемь лет. Едва она расположилась у своих родственников, как на их племя совершила набег конница племени бану аль-Кайн. Они разграбили всё имущество, захватили верблюдов и взяли пленных... В числе пленных, уведённых налётчиками, был и сын Суады Зайд Ибн Хариса. Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке Указ, где его за четыреста дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким Ибн Хазам Ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку. Когда его тётка Хадиджа Бинт Хувайлида узнала о прибытии племянника, то зашла к нему поздороваться и поговорить. Хаким сказал ей: — Послушай, тётушка, на ярмарке Указ я купил группу мальчиков. Выбирай себе любого, который приглянется тебе. Это будет мой подарок тебе. Госпожа Хадиджа внимательно всмотрелась в лица мальчиков и выбрала Зайда Ибн Хариса, отметив про себя его умный взгляд. Затем, забрав с собой мальчика, она удалилась. В скором времени Хадиджа вышла замуж за Мухаммада Ибн Абдуллу. Захотев одарить мужа хорошим подарком, Хадиджа выбрала Зайда Ибн Хариса и подарила его мужу.
* * *
Счастливый мальчик попал под попечение Мухаммада Ибн Абдуллы, постоянно находясь в его благородном обществе и приобщаясь к его возвышенной морали. А в это время его безутешная мать, опечаленная потерей сына, непрерывно плакала, не находя себе места и будучи не в состоянии успокоиться. Её огромное горе усугублялось ещё и тем, что она не знала, жив ли её мальчик, если жив, то сохранялась надежда вернуть его, либо он ужё мёртв и все усилия бесполезны. Отец Зайда — Хариса — тем временем непрерывно разыскивал его в разных местах, расспрашивал всех путников и, будучи в большом горе, складывал душераздирающие печальные стихи: “Я оплакивал своего Зайда, не зная, что с ним.... Жив ли он, и жива ли надежда, а быть может мне уже суждено Закончить свой жизненный путь, не увидев его? Клянусь Аллахом, ничто мне не известно, и я горестно вопрошаю: Похитили тебя равнины или горы? На восходе солнце напоминает мне о нём, и на закате я помню о нём... Неустанно я буду погонять своего верблюда, проведя в поисках всю жизнь, Пока не постигнет меня кончина... Любой человек смертен, даже если надежда и вводит его в заблуждение”.
* * *
В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Люди узнали Зайда, а он узнал их. Между ними завязалась оживлённая беседа, и с обеих сторон посыпались вопросы. Закончив обряды паломничества, люди вернулись домой и рассказали Харисе о том, что видели, и о том, что слышали.
* * *
Хариса немедленно собрался в дорогу, захватив с собой достаточно средств, чтобы выкупить своего любимого сына. В поездке Харису решил сопровождать его брат Кааб. Оба всадника во весь опор помчались в сторону Мекки. Прибыв туда, они пришли к Мухаммаду Ибн Абдулле и сказали ему: — О сын Абдель Мутталиба, вы — соседи Аллаха. Вы помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных и спасаете попавших в беду. Мы пришли к тебе за нашим сыном, который находится у тебя. Мы привезли тебе достаточно средств, чтобы заплатить тебе выкуп. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, чего тебе хочется. Мухаммад спросил: — А кто этот ваш сын, о котором вы говорите? Братья ответили: — Это мальчик, который находится у тебя. Его зовут Зайд Ибн Хариса. — А есть ли у вас то, что лучше выкупа? — спросил их Мухаммад. — А что именно?! — воскликнули братья. Мухаммад сказал: — Позовите его к себе. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим. Братья сказали: — Ты поступаешь более чем справедливо. Мухаммад вызвал Зайда и спросил его: — Кто эти люди? Зайд ответил: — Это мой отец Хариса Ибн Шурахил, а это мой дядя Кааб. Мухаммад сказал: — Я даю тебе право выбора: если желаешь, то можешь отправляться с ними, или же оставайся у меня. Зайд сразу же без малейшего колебания сказал: — Конечно же, я остаюсь с тобой. Отец Зайда воскликнул: — Горе тебе, о Зайд! Ты предпочёл рабство своему отцу и своей матери?! Зайд ответил: — Этот человек дал мне нечто, и я никогда не расстанусь с ним.
* * *
Увидев такое поведение Зайда, Мухаммад взял его за руку и привёл на священную территорию. Встав рядом с ним у Камня на глазах у курайшитов, Мухаммад обратился к ним: — О племя курайшитов! Свидетельствую, что это мой сын и мой наследник... Услышав эту торжественную клятву, успокоились души отца Зайда и его дяди. Оставив ребёнка у Мухаммада Ибн Абдуллы, они, успокоенные и удовлетворённые, вернулись к своему племени. С этого дня Зайд Ибн Хариса получил имя Зайд Ибн Мухаммад. Это имя он носил до тех пор, пока не появился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Ислам отменил усыновление. Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу следующее высказывание: “Называйте их по отцам их”. После этого Зайда стали называть по-старому: Зайд Ибн Хариса.
* * *
Когда Зайд предпочёл Мухаммада своим матери и отцу, то даже не догадывался о том, какое огромное приобретение он сделал. Он не знал, что его господин, которого он предпочёл своим родным и близким, является властителем всех людей и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем Его творениям. Ему и в голову не приходило, что на просторах Земли от Востока и до Запада возникнет Небесное государство, которое станет источником праведности и справедливости, а сам Зайд заложит первый камень в фундамент этого великого государства... Ни о чём подобном Зайд даже и не думал... Аллах ниспосылает Свою милость тому, кому угодно Ему... И огромна милость Его. Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада с религией истинного пути. Зайд Ибн Хариса был первым из людей, кто уверовал в неё. Разве может кто-нибудь соперничать с ним в этом первенстве? Зайд Ибн Хариса стал секретарём посланника Аллаха, его доверенным лицом, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка. Точно так же, как Зайд возлюбил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдав ему предпочтение перед своими родителями, точно так же благородный посланник Аллаха возлюбил его, считая Зайда родным человеком. Когда Зайда долго не было, Пророк очень скучал по нему и очень радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого. Вот как Аиша описывает радость посланника Аллаха при одной из встреч с Зайдом: — Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха находился в моём доме. Когда Зайд постучался в дверь, посланник Аллаха, едва прикрыв наготу, бросился к входу, обнял и расцеловал Зайда. Клянусь Аллахом, ни до этого, ни после этого я больше не видела посланника Аллаха в полуобнажённом виде. Об этой большой любви Пророка к Зайду стало известно мусульманам, которые прозвали его “любимым Зайдом” и дали прозвище “любимчик посланника Аллаха”. Впоследствии сына Зайда Усаму также прозвали “любимцем посланника Аллаха” и “сыном любимчика”.
* * *
В восьмом году по Хиджре Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, стало угодным проверить крепость чувств любимого при разлуке со своим любимым. Посланник Аллаха направил аль-Хариса Ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, в котором призывал его принять исламскую веру. Когда аль-Харис достиг Муаты на востоке Иордании, на него напал один из гассанидских эмиров Шурахбил Ибн Амру. На аль-Хариса надели кандалы, а затем казнили. Этот инцидент очень разгневал Пророка, так как его посланцев никогда не убивали. Собрав армию из трёх тысяч бойцов для похода против Муаты, посланник Аллаха назначил командующим своего любимца Зайда Ибн Харису, сказав при этом: “Если Зайд падёт на поле боя, то командование переходит к Джаафару Ибн Талибу. Если Джаафар будет убит, то командование перейдёт к Абдулле Ибн Равахе. Если же и Абдулла будет сражён, то пусть тогда сами мусульмане выберут своего командующего”.
* * *
Армия двигалась вперёд, пока не достигла Маана на востоке Иордании. Византийский император Ираклий во главе стотысячной армии выступил на защиту гассанидов. К его армии присоединилось ещё сто тысяч язычников из арабов. Это огромное войско расположилось недалеко от позиций мусульман.
* * *
Две ночи мусульмане провели в Маане, совещаясь по поводу своих дальнейших действий. Кто-то предложил: — Давайте напишем посланнику Аллаха и сообщим ему о численности противника, а затем будем ждать его указаний. Другой человек сказал: — Клянусь Аллахом, о люди, мы сражаемся вовсе не числом и не силой, а мы сражаемся нашей верой. Идите же вперёд к тому, ради чего вы выступили в поход. Аллах обеспечил вам успех в любом из двух возможных исходов: либо победа, либо смерть на поле боя за веру.
* * *
Две армии сошлись на земле Муаты. Мусульмане сражались с такой отвагой, которая поразила византийцев, а их сердца преисполнились уважением к этим трём тысячам бойцов, выступивших против двухсоттысячной армии. С невиданным в истории войн героизмом Зайд Ибн Хариса сражался под стягом посланника Аллаха, пока сотни копий не пронзили его тело, и он, обливаясь кровью, бездыханным рухнул на поле боя. После него к мусульманскому знамени встал Джаафар Ибн Абу Талиб и блестяще отстаивал его, пока не был сражён насмерть. К знамени встал Абдулла Ибн Раваха и геройски разил неприятеля, пока не был убит, как и его предшественники. После геройской гибели Равахи мусульмане выбрали командующим Халида Ибн аль-Валида, который незадолго перешёл в исламскую веру. Встав в ряды воинов, он спас армию от казавшегося неизбежным поражения.
* * *
До посланника Аллаха дошли вести о сражении при Муате и гибели троих назначенных им командующих. Эти трагические известия повергли Пророка в небывалую печаль и сильнейшие переживания. Он лично выразил соболезнования семьям павших героев. Когда посланник Аллаха пришёл в дом Зайда Ибн Харисы, его маленькая дочь с рыданиями бросилась к нему. Посланник Аллаха разрыдался. Саад Ибн Убада спросил его: — Что такое, о посланник Аллаха?! Пророк ответил: — Это любящий оплакивает любимого.
УСАМА ИБН ЗАЙД
“Поистине, отец Усамы был более любим посланником Аллаха, чем твой отец. А он был более любим посланником Аллаха, чем ты”. (Из беседы аль-Фарука со своим сыном) Итак, сейчас мы перенеслись в седьмой год до Хиджры в Мекку, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подвергался преследованиям курайшитов, как и его сподвижники. Заботы и тяготы, связанные с осуществлением призыва, превратили его жизнь в сплошную цепь горестей и бед. И вот, когда он был в таком тяжёлом положении, его жизнь была озарена радостью. К нему прибыл гонец с радостной вестью о том, что Умм Аймана родила мальчика. Лицо Пророка осветилось радостью, и счастье разгладило скорбные морщины. Кто же был этот счастливый младенец, который принёс посланнику Аллаха такую радость? Этого мальчика звали Усама Ибн Зайд. Никто из соратников посланника Аллаха не был удивлён его восторгом по поводу новорождённого, так как все они знали, насколько высоко Пророк ценил его родителей. Мать мальчика звали Барака аль-Хабашийа, а в народе её прозвали Умм Айман. В своё время она принадлежала Амине, дочери Вахба — матери посланника Аллаха. Она воспитывала Пророка и стала его кормилицей после смерти матери. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл глаза в этом мире, то не знал другой матери, кроме своей кормилицы. Он возлюбил её самой глубокой и искренней любовью. Очень часто он приговаривал: — Это моя вторая мать и полноправный член моей семьи. Итак, это была мать счастливого ребёнка, а его отцом был любимец посланника Аллаха Зайд Ибн Хариса и его приёмный сын до прихода Ислама. Зайд Ибн Хариса был неотлучным спутником Пророка, хранителем его секретов, членом его семьи и самым любимым человеком в эпоху Ислама. Все мусульмане обрадовались рождению Усамы Ибн Зайда так, как не радовались ни одному другому новорождённому. Они всегда были счастливы тому, что радовало Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане искренне радовались тому, что вселяло счастье в сердце посланника Аллаха. Люди прозвали счастливого младенца “любимцем, сыном любимца”. Мусульмане нисколько не преувеличивали, когда прозвали так маленького мальчика Усаму. Посланник Аллаха так сильно возлюбил его, что этой любви завидовал весь мир. Усама был примерно одного возраста с внуком Пророка аль-Хасаном Ибн Фатима аз-Захра. Аль-Хасан был белокожим, цветущим и красивым мальчиком, очень похожим на своего деда — посланника Аллаха. Усама же был темнокожим мальчиком с приплюснутым носом, очень похожим на свою мать-эфиопку. Однако посланник Аллаха одинаково горячо любил обоих детей. На одно колено он сажал Усаму, а на другое аль-Хасана. Затем он их обоих прижимал к груди, приговаривая: “О Аллах! Истинно, я возлюбил их, возлюби же и Ты их”. Об огромной любви посланника Аллаха к Усаме свидетельствует следующий случай. Как-то раз, споткнувшись о порог, Усама упал и до крови разбил себе лоб. Из раны сочилась кровь, и Пророк сказал Аише, чтобы она остановила кровотечение, но она не стала этого делать. Тогда к Усаме подошёл сам посланник Аллаха и начал отсасывать кровь из раны, сплёвывая её. При этом он очень ласковыми и добрыми словами успокаивал Усаму.
* * *
Так же, как и в младенчестве, посланник Аллаха продолжал горячо любить Усаму и тогда, когда он стал юношей. Один из знатных курайшитов Хаким Ибн Хазам подарил посланнику Аллаха богатую одежду, которую он купил в Йемене за пятьдесят динаров золотом у одного из йеменских царей по имени Йазан. Отказавшись принять такой подарок от курайшита, поскольку тот в то время был всё ещё язычником, Пророк купил у него эту одежду. Всего лишь один раз благородный Пророк надел эту одежду на себя в одну из пятниц, а затем, сняв её, подарил Усаме Ибн Зайду. Он гордо расхаживал в ней среди своих сверстников из молодых мухаджиров и ансаров.
* * *
Когда Усама Ибн Зайд возмужал, в нём сполна проявились высокие и благородные морально-нравственные качества, что делало его достойным любимцем посланника Аллаха. Он отличался острым умом, беспримерным мужеством и отвагой, мудро и своевременно решал все вопросы, правильно определяя степень их важности. Усама был целомудренным человеком, которому претило всё низменное. Он был очень общительным, любимым людьми, праведным и набожным, что было угодно Аллаху. В день битвы при Ухуде Усама Ибн Зайд с группой молодёжи из семей сподвижников Пророка прибыл на поле боя, желая принять участие в Священной войне на пути Аллаха. Посланник Аллаха принял некоторых из них, а остальных отослал обратно по причине малолетства. Среди отосланных находился и Усама Ибн Зайд. Он возвращался домой с глазами, полными слёз, опечаленный тем, что он не участвует в Джихаде под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
* * *
В дни битвы у рва Усама Ибн Зайд опять прибыл на поле боя с группой своих сверстников из семей сподвижников посланника Аллаха. Он усиленно тянулся вверх, чтобы казаться выше ростом, надеясь, что посланник Аллаха разрешит ему принять участие в бою. Пророк сжалился над ним и позволил остаться. С мечом в руках Усама принял участие в Священной войне на пути Аллаха в возрасте пятнадцати лет.
* * *
В битве при Хунайне, когда мусульмане терпели поражение, Усама Ибн Зайд с дядей Пророка аль-Аббасом, его двоюрдным братом Абу Суфйаном Ибн аль-Харисом и шестью другими лучшими сподвижниками Пророка выстояли на поле боя. Благодаря этой маленькой группе героев-правоверных, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смог превратить поражение в победу, защитив отступающих мусульман от язычников.
* * *
В битве при Муате Усама сражался под знаменем своего отца Зайда Ибн Харисы в возрасте неполных восемнадцати лет. Своими собственными глазами он видел гибель отца, однако это не ослабило и не сломило его. Он продолжал яростно сражаться под знаменем Джаафара Ибн Абу Талиба, пока и он не был сражён врагами на глазах Усамы. Он продолжал сражение под командованием Абдуллы Ибн Равахи, пока и он не последовал за своими предшественниками. После гибели Равахи Усама продолжал бой под знаменем Халида Ибн аль-Валида, пока маленькая армия не вырвалась из когтей визайнтийцев.
* * *
Стойко переживая утрату отца, Усама вернулся в Медину, оставив безгрешное тело Зайда Ибн Хариса на просторах аш-Шама. Он был верхом на коне, на котором погиб его отец.
* * *
В одиннадцатом году по Хиджре благородный посланник Аллаха повелел собирать армию, чтобы выступить в поход против византийцев. В войсках находились Абу Бакр, Умар, Саад Ибн Абу Ваккас, Абу Убайда Ибн аль-Джаррах и другие выдающиеся соратники Пророка. Командующим этой армией посланник Аллаха назначил Усаму Ибн Зайда, которому было в то время неполных двадцать лет. Он приказал Усаме пройти конницей в районе аль-Балка и крепости ад-Дарум вблизи Газы в стране византийцев. Когда армия собиралась выступить в поход, посланник Аллаха заболел, а когда его болезнь усилилась, военные приготовления были приостановлены в ожидании исхода болезни Пророка. Сам Усама рассказывал: “Когда болезнь пророка Аллаха обострилась, я с другими людьми навестил его. Когда я вошёл к нему, он так ослабел от болезни, что лежал молча, будучи не в силах разговаривать. Он поднял к небу руку, а затем положил её на меня. Я понял, что он благословляет меня”.
* * *
Вскоре посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью, и мусульмане присягнули Абу Бакру. Он приказал Усаме выступить в поход. Однако группа ансаров сочла необходимым отложить поход. Они попросили Умара Ибн аль-Хаттаба поговорить по этому поводу с Абу Бакром. Они сказали Умару: — Если он будет настаивать на выступлении в поход, то передай ему от нас, чтобы он назначил нашим командующим человека старше Усамы по возрасту. Когда Правдивейший Абу Бакр услышал от Умара то, что просили передать ансары, то от возмущения вскочил с места, схватил аль-Фарука за бороду и гневно воскликнул: — Чтоб твоя мать осиротела и потеряла своего сына, Ибн аль-Хаттаб! Его назначил командующим посланник Аллаха, а ты мне приказываешь снять его?! Клянусь Аллахом, этого не будет! Когда Умар вернулся к людям, они спросили его о результатах. Умар сказал: — Идите прочь, вы, матери которых потеряли своих сыновей! Из-за вас я получил, то, что причитается от халифа посланника Аллаха!
* * *
Когда армия под руководством своего молодого командующего выступила в поход, халиф посланника Аллаха Абу Бакр пешком провожал Усаму, который сидел на коне. Усама обратился к нему: — О халиф посланника Аллаха! Клянусь Аллахом, или ты сядешь на коня или же я спешусь. Абу Бакр ответил: — Нет, клянусь Аллахом, ты не спешишься, а я не сяду на коня! Неужели я не могу один час пройти пешком по пути Аллаха?! Затем он продолжал: — Да сохранит Аллах твою религию, безопасность и ниспошлёт тебе успех в твоих делах! Я прошу тебя выполнить то, что приказал тебе посланник Аллаха. Наклонившись у Усаме, Абу Бакр сказал: — Если ты считаешь возможным, чтобы Умар помог мне здесь, то разреши ему остаться со мной. Усама разрешил Умару остаться.
* * *
Вместе со своей армией Усама Ибн Зайд продолжил поход и выполнил всё то, что повелел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Конница мусульман захватила район аль-Балка и крепость ад-Дарум в Палестине, искоренив из сердец мусульман легенду о могуществе византийцев. Этим походом был открыт путь для дальнейших завоеваний в аш-Шаме, Египте и во всей Северной Африке вплоть до Атлантического океана... Из похода Усама вернулся в седле того самого коня, на котором принял мученическую смерть его отец. С собой он вёз неисчислимые трофеи и огромную добычу. Было сказано даже: “Никто не видел другой такой армии, которая бы понесла такие небольшие потери и захватила такие богатые трофеи, как армия Усамы Ибн Зайда”.
* * *
На протяжении всей своей жизни Усама Ибн Зайд продолжал оставаться предметом почитания и возвеличивания всех мусульман, которые тем самым демонстрировали свою преданность посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Фарук назначил Усаме жалованье больше чем собственному сыну Абдулле Ибн Умару. Абдулла сказал отцу: — Послушай, отец, ты назначил жалованье Усаме в четыре тысячи, а мне в три тысячи. У его отца было не больше заслуг, чем у тебя, а у самого Усамы заслуг не больше, чем у меня. Аль-Фарук ответил ему: — Какая же большая разница между нами... Его отца посланник Аллаха любил больше, чем твоего. А самого Усаму посланник Аллаха любил больше, чем тебя... После этого Абдулла Ибн Умар удовлетворился установленным ему жалованьем. Всякий раз, встречая Усаму Ибн Зайда, Умар Ибн аль-Хаттаб говорил ему: — Приветствую моего эмира... Увидев человека, удивлённого таким приветствием, Умар пояснял: — Моим эмиром его назначил посланник Аллаха.
* * *
Милостив был Аллах к таким великодушным людям. История не знала более великих, совершенных и благородных личностей, чем сподвижники посланника Аллаха, да благословит Аллах нашего Пророка и да будет доволен его сподвижниками.
САИД ИБН ЗАЙД
“О Господь мой, если Ты лишаешь меня этого добра, то не лишай этого моего сына Саида”. (Отец Саида Зайд) Вдали от людской суеты Зайд Ибн Амру Ибн Нуфайл наблюдал за курайшитами, которые отмечали один из своих праздников. Он видел мужчин в дорогих йеменских накидках, на головах которых были намотаны богатые чалмы, сделанные из тафты. Он видел женщин и детей, одетых в роскошные одежды, празднично разукрашенные. Пастухи гнали скот, украшенный разноцветными покрывалами и попонами, чтобы принести их в жертву рядом со своими идолами. Прислонившись спиной к стене Каабы, Зайд обратился к ним: — О народ курайшитов! Овец создал Аллах. Он ниспослал им дождь с неба, чтобы они напились, и Он вырастил для них траву на земле, чтобы они насытились. А вы приносите их в жертву не во имя Его. Я вижу, что вы невежественный народ. К нему подскочил его дядя аль-Хаттаб, отец Умара Ибн аль-Хаттаба, и ударил его по лицу со словами: — Да пропади ты пропадом! Мы выслушивали от тебя весь этот бред и терпели его. Однако теперь наше терпение истощилось. После этого он настроил против Зайда неразумных людей из своего племени, которые подвергли его долгим и тяжёлым мучениям. Зайд был вынужден бежать из Мекки и скрываться на горе Хира. Аль-Хаттаб поручил группе курайшитской молодёжи следить за ним и не пускать в Мекку. Поэтому Зайду пришлось проникать в Мекку тайком. По секрету от курайшитов Зайд Ибн Амру Ибн Нуфайл встретился с Варакой Ибн Науфалом, Абдуллой Ибн Джахшем, Усманом Ибн аль-Харисом и дочерью Абдель Мутталиба Умаймой, тёткой Мухаммада Ибн Абдуллы. Они вместе рассуждали по поводу той глубины заблуждений, в которые впали арабы. Зайд сказал своим соратникам: — Клянусь Аллахом, вам следует уяснить, что у вашего народа нет ничего за душой. Они исказили религию Ибрахима и нарушили её заветы. Изберите же для себя религию, которую бы вы исповедовали, если вы хотите спастись. Четыре человека обратились к известным учёным из иудеев, христиан и представителям других религиозных общин, пытаясь найти у них истинную религию Ибрахима. Варака Ибн Науфал принял христианскую веру. Что же касается Абдуллы Ибн Джахша и Усмана Ибн аль-Хариса, то они так ни к чему определённому и не пришли. С самим же Зайдом Ибн Амру Ибн Нуфайлом произошла интересная история, о чём мы предпочитаем, чтобы он рассказал сам. Вот повествование Зайда: “Ознакомившись с иудаизмом и христианством, я затем отказался от них, поскольку не нашёл того, чему можно доверять. После этого я напряжённо и повсюду начал разыскивать общину религии Ибрахима, пока не попал в аш-Шам. Мне говорили, что там проживает монах, владеющий знаниями Книги. Разыскав его, я изложил ему своё дело. Выслушав меня, он сказал: — Я вижу, что тебе нужна религия Ибрахима, о мекканский брат. Не так ли? — Да, это как раз то, чего я хочу, — ответил я. — Ты ищешь религию, которой ещё нет сегодня, — сказал монах, — возвращайся к себе домой. Аллах ниспошлёт из вашего народа того, кто обновит религию Ибрахима. Когда ты узнаешь этого человека, то держись него. Зайд отправился в обратный путь в Мекку, спеша найти возвещённого Пророка. Когда он был в дороге, Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией правильного пути и истины. Однако Зайд не успел увидеть его, так как подвергся нападению кочевых арабов, которые убили его, ещё до того, как он достиг Мекки, лишив его удовольствия лицезреть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Уже будучи при смерти, Зайд обратил свой взор к небу и воззвал: — О Господь мой, если Ты лишил меня этого добра, то не лишай этого моего сына Саида.