Viii. узкий путь к жизни вечной 6 страница
Говоря об этом, я невольно вспоминаю одну историю, произошедшую много лет тому назад. У берегов Ирландии затонул огромный корабль, капитаном которого был всеми уважаемый, бывалый и очень опытный мореход, широко известный своей чрезвычайной осторожностью. В один из своих обычных рейсов это судно натолкнулось на скалы и, получив большие повреждения, в течение нескольких минут исчезло под водой. Услышав об этой страшной трагедии, люди не могли ничего понять. "Что могло произойти с капитаном?! – поражаясь, говорили они. – Как он мог допустить, чтобы корабль так далеко уклонился от курса?! Как это возможно, чтобы такой осторожный, многими годами испытанный "морской волк" совершил такую глупую, недопустимую ошибку?! Такое могло случиться с кем угодно другим, но только не с ним!.." Всё это побудило морское руководство создать специальную экспертную комиссию для расследования и выяснения причин этой непонятной, труднообъяснимой катастрофы. К месту, где затонуло судно, была доставлена необходимая аппаратура и группа водолазов, которой было дано задание отыскать корабль и взять оттуда ящик с находившимся в нём компасом. Когда это было исполнено, найденный морской компас передали в руки экспертов, которые внимательно обследовали его. И что же... В ящике, где он находился, был обнаружен ничтожно маленький, почти микроскопический кусочек стали, оказавшийся крошечным обломком перочинного ножа. Результаты тщательного исследования позволили сделать такое заключение: по-видимому, один из матросов, за 1-2 дня до случившегося чистивший компасный ящик, воспользовался маленьким перочинным ножом. Во время его работы от самого кончика острия ножа откололся малюсенький, практически невидимый глазом кусочек металла, который так и остался в ящике, став причиной неверного показания компаса, что в конечном итоге привело к резкому уклонению от курса и гибели огромного корабля вместе с сотнями находившихся на нём людей.
Дорогие друзья! В наших глазах грех может казаться меньше этого ничтожно маленького кусочка металла, однако именно он способен привести нас к печальному исходу – разрушению семьи, преждевременному закату жизни и полному крушению жизненной ладьи. Поэтому нет греха, который был бы ничтожно малым и ничего не значащим! Примеров, подтверждающих это, более чем достаточно! Сколько ужасных преступлений начиналось с "безобидных" шалостей, неприметных пороков и так называемых "маленьких" грехов!
У нас, в Южной Африке, растёт один сорняк, который является прямо-таки бичом и проклятием для местных фермеров. То же самое наблюдается и в Австралии. История появления этого опасного сорняка такова. У одного австралийца был друг в Шотландии, который ради шутки положил в конверт с письмом несколько крошечных семян этого растения, ставшего через несколько лет настоящим проклятием для Австралии, а впоследствии и Южной Африки, куда оно было случайно завезено вместе с австралийским сеном. Кроме того, в нашей стране, славящейся разнообразием тропических фруктов, есть один опасный вредитель – плодовая муха, которая является ещё одним бичом для плодовых хозяйств садоводов и фермеров. Это насекомое, которого раньше вообще не существовало в Южной Африке, было завезено туда в 1913 году вместе с фруктами из других стран. За короткое время эта муха настолько расплодилась, нанося неизмеримый вред плодовым растениям, что владельцы ферм и садов в отчаянии стонали, не зная, что им предпринять. Много лет тому назад, также вместе с каким-то сеном, в Южно-Африканскую Республику был завезён особый род муравьёв, которые потом полчищами нападали на фермерские плантации, уничтожая всё на своём пути. Подобно этому было и с одной вредной птицей, привезённой каким-то человеком в качестве заморского сувенира из дремучих лесов дальней страны. Будучи сыном фермера, я мог бы рассказать вам целые истории, относящиеся к сельскому хозяйству, ясно показывающие то, как ничего незначащее начало приводило впоследствии к настоящим бедствиям.
Точно так обстоит дело и с грехом. Здесь мы должны неустанно бодрствовать, потому что он опаснее, чем самый худший сорняк и самый страшный вредитель. Не потому ли, хорошо зная смертельную опасность греха, Бог предупреждал в раю первого человека Адама, говоря: "... ибо в день, в который ты вкусишь от него, – смертию умрёшь". Непременным следствием греха является смерть! Когда читаешь 10-ую главу Книги Левит, то невольно приходишь в страх, видя, как строго говорил Господь к народу Своему в те времена. Но, дорогие мои, ведь этот Бог является теперь и нашим с вами Богом; и если в Библии сказано, что "Он вчера, сегодня и вовеки – тот же", тогда давайте спросим себя, действительно ли мы отдаём себе отчёт в том, с Каким Богом мы имеем дело. Что сказали бы Надав и Авиуд, если бы в день суда они были недопущены войти в небесную обитель, а мы со всеми нашими грехами получили на это право! Неужели думаете, что Господь закроет на всё глаза, когда мы предстанем пред Ним со всем тем, что натворили за свою жизнь?! За кого вы Его считаете?! Кто Он по вашему мнению, Бог – справедливый и праведный или Бог, способный пойти на любые компромиссы?! Не должны ли мы принимать всё то, что написано в Библии, как одно неразрывное, перестав делить на "это – для нас, а это – для людей Ветхого Завета", потому что те, видите ли, жили под законом, а мы – под благодатью? Вы что думаете, что Библия – это книга сказок?! Уж не хотите ли и вы, основываясь на ваших представлениях, сделать в угоду себе фильм, подобный тому, который, к стыду запада, демонстрируется на экранах различных стран под названием" Последнее искушение Иисуса Христа", где Христос показан гомосексуалистом и блудником, а Мария Магдалина – Его любовницей! До какого безумия могут дойти люди, следуя воображениям своего грязного, развращённого и извращённого ума! Так что же, и мы должны уподобляться таким вот горе-режиссёрам и толковать библейские истории так, как нам это нравится?! Горе нам, если мы на такое отваживаемся, научая других тому, что не является истиной! И потому, если Бог, Которому мы служим, и сегодня является Тем же Самым, о Котором читаем в 10-ой главе Книги Левит, тогда давайте покончим с тем, что является для Господа чуждым огнём! Давайте, не медля более, смиримся и раскаемся, исторгнув из сердца всякую греховную закваску! Довольно уже терпеть этот чуждый огонь, расплатой за который будет смерть! А вы, которые не желаете расстаться с грехом, всячески убеляя и прикрывая его, можете преуспевать в этом дальше, только знайте, что если вы не умертвите в себе свой грех, тогда наступит момент, когда он умертвит вас! То или другое, но что-то непременно произойдёт! И не надо успокаивать себя мыслью, что вы – дети Божии и даже, возможно, Его служители! Если Господь не потерпел греха в тех, которые являлись сыновьями первосвященника Божьего и племянниками самого Моисея, то откуда у вас такая уверенность, что Он будет смотреть сквозь пальцы на ваш грех?! Когда Бог совершил Свой грозный суд над Надавом и Авиудом, Моисей мог только в смирении сказать брату: "Аарон! Это и есть то, о чём нам говорил Бог: "Явлю святость Мою на тех, кто близок ко Мне, и через это пред всем народом прославлюсь!" Как видите, у Бога нет лицеприятия. Всякая душа, допустившая в себе горение чуждого огня, будет неизбежно осуждена и наказана! О, даровал бы Господь, чтобы этот печальный пример сыновей Аарона глубоко запал в наши сердца и умы и чтобы мы никогда более не осмелились приближаться к Господу с тем, что Ему неугодно и что в Его очах является чуждым огнём!
Дорогие друзья! Среди вас есть пасторы, дьяконы, евангелисты и проповедники, несущие людям Благую Весть о спасении! Многие являются детьми Божьими, приобретающими для Господа новые души! Я обращаюсь к вам, потому что вы – это те, кто в служении своём приближается к алтарю Божьему. Именно мы, как никто другой, обязаны ходить пред Господом в страхе и трепете, боясь следовать примеру сыновей Аарона и царя Озии! Да сохранит нас Господь от того, чтобы мы стали, как опьяневшие, но не от вина и другого алкоголя, а от собственной греховной натуры, проявляющей себя в своих понятиях, самоуверенности и своеволии! Пусть Господь вразумит и поможет нам не вырастать в своих глазах, но в умалении и смирении оставаться у ног Иисуса и у подножия Его Креста! Дай Бог, чтобы в нас, называющих себя христианами, всегда мог гореть истинный и святой огонь, зажжённый Самим Господом и взятый только с Его алтаря! Если же вы видите, что в вашей среде уже зажжён и горит чуждый огонь, то, оставив и забыв всё другое, умоляйте Господа поскорее затушить его полностью при помощи Святого огня! О, даровал бы Господь, чтобы каждый из вас уже сегодня пережил встречу с Богом Надава и Авиуда, и чтобы этот Бог и для вас мог стать реальностью и действительностью! Как бы я желал, чтобы каждому в отдельности Бог явил Себя так, чтобы он уже никогда не осмелился приблизиться к Нему со своим чуждым огнём – всем тем, что не согласуется с повеленьями и заповедями Божьими!
XII. КОРЕНЬ ГОРЕЧИ
В Послании к Евреям 12:15 мы находим такие слова: „Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие“.
В греческом подлиннике Библии слова „наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией“ дословно переданы так: „будьте внимательны и пристально следитеза тем, чтобы кто не лишился милости Божией, допустив в сердце своем вырасти горькому корню“. Как видите, горечь несовместима с милостью Божией. В окружающем нас мире есть многое, что практически несовместимо. Так, к примеру, вода и огонь, свет и тьма. Вода тушит огонь, а свет изгоняет тьму. Точно также действует горечь. Поселяясь в сердце человека, она вытесняет собой милость Божию. Где являет себя милость Божия, там не может быть горечи. Если же в сердце человека живет горечь, не стоит говорить о милости. Даже если мы продолжаем ходить в церковь, считаться ее членами и называться детьми Божьими, в очах Господа мы являемся отпадшими, потому что без милости Божией не может быть жизни веры.
Сердце и жизнь христианина должны преизобиловать благодатью и милостью Божией. Разве это не прекрасно, когда, входя в магазин, видишь полки, заставленные многочисленными товарами. Если же на полках находится ничтожно малый их ассортимент, то магазин выглядит печально и пусто. Еще хуже выглядит положение, если в сердце и жизни верующего человека такая же пустота. Есть немало христиан, которые давно уже стали духовными банкротами. Достаточно взглянуть на их лица, как сразу же видишь отсутствие каких бы то ни было знаков пребывания в них благодати Божией. Даже если такого человека называют „святым”, в жизни его не видно даже следа от милости Божией. У него ничего нет. Впрочем, нечто он всё же имеет, и этим „нечто” является горечь.
Среди верующих есть немало таких, которые в жизни своей пережили много милостей Божиих. Это пережитое оставляет на их лицах светлый, лучистый след. Однако, как только в жизнь этих людей входит горечь, выражение их лица сразу же меняется. Становясь темным и хмурым, оно действует на других отталкивающе. При этом изменяется и их поведение. Куда-то деваются прежние дружелюбие, приветливость и общительность. Замыкаясь в себе, они становятся угрюмыми и недоступными. Общаться с такими людьми очень трудно. Что бы им ни сказал, – все не так. Даже самое безобидное слово в их адрес, вызывает у них вспышку гнева и необъяснимой ярости. Уже на первых страницах Библии можно найти историю, описывающую типичный пример такой горечи и трагическое последствие этого: „Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородного стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его“ (Бытие 4:3-8).
Давая в сердце своём место горечи, мы лишаемся благодати Божией, а лишившись её, теряем смысл жизни. Стоит ли удивляться поэтому, что эти люди помышляют часто о самоубийстве, надеясь таким образом покончить со своими душевными терзаниями. Неразумные, они не понимают, что этот шаг станет для них не концом, а началом куда более ужасных мучений. Ведь там, куда они попадут, будет намного хуже того, в чём они находятся сейчас.
Корень горечи легко появляется и особенно быстро растёт в сердце, в котором живёт грех. Грехи являются для него лучшим удобрением. Вот почему исповедание грехов и принесение их в свет является для человека великим преимуществом. Между людьми и тем более среди детей Божиих не может быть искреннего общения, если в жизнь кого-нибудь из них вошла горечь. Среди миссионеров, трудящихся в различных странах мира, было произведено однажды интересное исследование. Оно показало, что 60% их не могут быть едиными между собою. Поразительно, не правда ли? Серьёзные, мужественные христиане, казалось бы, горящие любовью к Господу, жаждущие проповедовать Евангелие мусульманам, буддистам и чернокожим язычникам, не могут найти общий язык между собой. Люди, которые несут Слово Божие другим, сами не живут по нему! Как это понять, что дети Божии, имеющие одного Небесного Отца, не могут жить в мире? Они ссорятся, спорят, злословят и ненавидят друг друга! Кто же они в действительности? – Христиане без Христа, лишенные Божьей милости.
Горечь не лежит на земле, подобно упавшему листу. Попав в сердце, семя её сразу же дает корень, который имеет множество отростков. У нас, в Южной Африке, есть самое быстрорастущее дерево, которое называется эвкалиптом. В местах, где особенно жарко, оно достигает рекордной скорости роста – до тринадцати метров в год. Это дерево имеет на редкость мощный корень, который в длину достигает нескольких метров и идёт вертикально вниз на большую глубину. Никакой даже самый сильный ураган не может вырвать это дерево с корнем. В худшем случае сломается только ствол, корень же остаётся в земле. Это деревцо можно вытащить с корнем только тогда, когда оно ещё совсем крошечное. Крона эвкалипта так густа, что под тенью ее ничто не может расти; а семя по размерам равное пылинке так мало, что его трудно увидеть невооружённым глазом. Рост дерева можно наблюдать, роста же корня не видно, потому что он сокрыт глубоко в земле. День изо дня он растёт и набирает силу. Пройдёт несколько лет, и корень настолько разветвится и укрепится в почве, что его уже невозможно будет вырвать. Эвкалиптовое дерево можно срубить и распилить, однако оставшийся в земле корень очень быстро даст новый росток. Только вырыв вокруг него глубокую яму и выкорчевав весь корень до самого маленького его корешка, можно остановить, наконец, дальнейшее появление новых отростков.
Друзья мои! Я рассказал вам об эвкалиптовом дереве для того, чтобы употребить его, как сравнение. Однако должен сказать, что корень эвкалипта ничто в сравнении с корнем горечи. Самые близкие люди, соединённые когда-то теснейшей дружбой, из-за этого греха навсегда расстаются и стараются даже не вспоминать друг о друге. Безмерно любящие супруги, которые раньше не мыслили жизни друг без друга, из-за этого горького корня расходятся, становясь ненавистными врагами. Горечь разрушает и умерщвляет всё доброе.
Как дерево эвкалипта с его длинным корнем не даёт возможности другим растениям расти под его кроной, так и верующий, в сердце которого живет горечь, подавляет и угнетает окружающих его, разрушая, уничтожая и духовно превращая в пустыню всё вокруг себя.
А теперь рассмотрим, каким образом удается корню горечи проникнуть в сердце христианина. На это бывает много причин. Первой и наиболее частой из них является разочарование. Бывает, что мы очень ценим и глубоко уважаем какого-нибудь человека, всецело доверяем ему и полагаемся на него, как на самого себя, уверенные, что он не подведет нас и в самую трудную минуту. Мы смотрим на него снизу вверх и он для нас словно идол. Однако наши иллюзии рушаться, когда вдруг происходит нечто, что нас прямо-таки шокирует. Например, он что-то говорит или делает, или начинает вести себя так, что это нас глубоко огорчает, потрясает и разочаровывает. В такой ситуации вместо того, чтобы особенно бодрствовать и стоять на страже своих мыслей, мы затаиваем в сердце своем обиду, которая быстро перерастает в отчужденность и скрытую неприязнь, вплоть до ненависти. Знакомо тебе такое состояние, друг? Узнаешь себя в той или иной ситуации? Если да, тогда остановись и тщательно проверь, не растёт ли в глубину и твоего сердца корень горечи. Вслед за первым шоком и разочарованием приходит возмущение, затем зло и злопамятство. А когда дело доходит до этого, ты готов уже к мщению, которое может принять различные окраски и формы, причем под самыми благовидными предлогами. И вот так одно за другим, потому что грех действует по типу цепной реакции. Каждый из этих грехов дьявол может нам так преподнести, так разукрасить, что мы не скоро поймем действительную картину происходящего.
Библия учит, что в случае, если кто-то согрешил против нас, мы должны пойти к нему и сказать ему лично об этом. Если человек не пожелает этого принять, нужно взять ещё двух или трёх свидетелей, а если и их не послушает, тогда сказать это перед всей общиной. К сожалению, христиане очень часто пренебрегают этим советом, данным нам Господом. В своём ложном благочестии они предпочитают поступать иначе и молчат, считая, что Бог Сам вступится за них и справедливость восторжествует. При этом они даже не замечают, что тем самым удобряют и поливают в сердце своём почву, в которой растёт и укрепляется корень горечи. Вслед за горечью появляется неприязнь, потом ненависть, а человек продолжает считать себя чадом Божиим, думая, что по-прежнему находится на пути в небо. Он ходит на собрание, поёт, читает Библию, молится и делает всё, что делал раньше, потому что такая жизнь стала для него своего рода духовной культурой и традицией, за которой, увы, чаще всего уже ничего нет. Просто формальное хождение в церковь. Горе душе, которая, находясь в таком состоянии, отходит в вечность, потому что она лишена Божьей милости, а значит погибнет.
Ещё одной причиной возникновения корня горечи являютсянедоразумения.Они появляются чаще всего на почве недопонимания или неправильного понимания другого. Несмотря на их кажущееся несерьёзное начало, они так же становятся причиной появления корня горечи. Брат или сестра, не отдавая себе в том отчета, могут что-то сказать или сделать, что тебя глубоко ранит. Или предпринимая что-то, они мыслят иначе чем ты, и это становится причиной твоего глубокого огорчения. Возможно даже, направляемые Самим Господом, они начинают какое-то дело, которое тебе кажется неразумным или бессмысленным. Не понимая их целей и стремлений, видя что с мнением твоим не считаются, ты затаиваешь на них обиду и начинаешь внутренне или на деле противиться. А в сердце тем временем глубже и глубже пускает свой корень злая горечь. Даже если они действительно делают ошибку, почему бы тебе не молиться, чтобы Господь указал им на это. Но нет. Ты замыкаешься, отстраняешься, а то и вообще порываешь с ними, не видя того, что тем самым только усложняешь проблему. В случаях таких недоразумений лучше всего прислушаться к рассмотренному нами выше совету Библии – пойти к брату (или сестре) и открыто и искренне поговорить с ним. Может быть, выслушав тебя, он с изумлением воскликнет: „А я даже не подозревал что ты меня так понял. Я-то видел это совсем иначе и сделал так из совершенно других побуждений. Спасибо тебе, что ты пришел ко мне и прости, что я невольно тебя обидел“. Если бы христиане почаще выбирали этот прямой путь, для многих корней горечи не было бы места. Однако этот принцип, увы, нередко пренебрегается, результатом чего являются ссоры, несогласия и вражда вплоть до полного разделения.
Разномыслия также могут приводить к возникновению горечи. Это на первый взгляд что-то совсем безобидное и, казалось бы, им есть объяснение. Ведь каждый имеет право на своё мнение. Это же естественно. Все мы – разные, потому каждый и судит по-своему, выбирая путь, который считает для себя правильным. Однако с такого вот „безобидного“ разномыслия начинается горечь, которая кончается тем, что души расходятся в разные стороны, бродя, как овцы, не имеющие пастора. Разумеется, при этом не может быть и речи об отношениях, которые были во времена первоапостольской церкви, когда все дети Божии были одной душой и одним сердцем. Всякий человек, утверждающий, что он является чадом Божиим, должен быть един с теми, кто так же являются детьми Божьими. В противном случае, проповедуя истину другим, он сам однажды будет отвергнутым. Мы знаем, что крест, о котором мы проповедуем, имеет вертикальную и горизонтальную балки. В этом заложен символический смысл. Вертикальная балка указывает на связь человека, живущего на земле, с Богом, обитающим на небесах. Горизонтальная же балка символизирует связь человека с его ближним. Поэтому, если христианин действительно имеет близость с Господом, он непременно будет иметь близость с ближним. Если же этого нет, тогда его утверждение, что он близок с Господом, очень и очень сомнительно. Подтверждением этому является Первое Послание Иоанна 4:20, где написано:„Кто говорит „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец“. Таково для нас мерило Божие.
Разномыслие рано или поздно приводит к ожесточению и злобе. Проверьте себя в этом, дорогие друзья. Дав место корню горечи, не вскармливаете ли вы в сердце своём страшный грех злобы и ненависти. И поступая так, продолжаете называть себя христианами. Как можно так духовно ослепнуть? Человек, который делает с Господом хорошее начало, может потом низко упасть, даже не замечая этого. Не удивительно, поэтому, что Апостол Павел, обращаясь к Галатам с болью когда-то воскликнул: „О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый! Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, оканчиваете плотью?“ (Гал. 3:1,3). Когда растёт и углубляется в сердце злая горечь, руководя жизнью человека, тогда для милости к другим не остается больше места. Человек видит только ошибки, грехи и промахи своего ближнего, не имея к нему сострадания и снисхождения.
Зависть – ещё один грех, являющийся частой причиной появления в сердце горечи. Причины её появления очень различны; „Почему тому человеку в жизни так везет, а у меня одни неустройства? Почему эта сестра всё имеет и ей ещё прибавляется, а я должна постоянно жить в недостатках и бедности? Почему дети других такие способные и умные, а с моих никакого толку? У этой женщины муж такой видный, серьёзный, заботливый и внимательный, а мой – одно наказание! Жена у того-то брата – просто красавица! К тому же не только хорошая хозяйка в доме, но и прекрасная мать детям и душевный друг своему мужу. Моя же, увы, и близко того не имеет. Сосед-то какой себе дом „отгрохал“, прямо настоящий дворец, и машины часто меняет, одна лучше другой. И откуда только у него деньги? Смотри-ка, наши знакомые поехали в отпуск. Не бывает лета, чтобы они где-то не отдыхали. Везёт же людям! А тут сиди и потей в своей тесной квартире!..“
Знакомы вам такие мысли, друзья? Этот список можно было бы продолжить до бесконечности. И за всем этим кроется человеческая зависть, которую в народе не зря называют „чёрной“. Слово Божие в Книге Притчей 14:30 называет зависть гнилью для костей, предостерегая верующего от этой духовной проказы. Однако в среде христиан она, к сожалению, не только не изживается, но все больше и больше распространяется. Стоит ли поэтому удивляться неустройствам, царящим в христианских домах, церквах и общинах? Не зря ведь написано: „Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое“ (Иак. 3:16).
О ревности, думаю не стоит много говорить. Кто мучим ею, тот хорошо знает, какой горький корень пускает она в душе, нередко совершенно меняя человека и превращая его в тирана и деспота. Самое верное и самое точное определение этому греху даёт нам Священное Писание: „... люта, как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные; она пламень весьма сильный“ (Песни Песней 8:6). Если это зло появляется в сердце мужа или жены, тогда семейное счастье непременно разрушается. Ревность, гложущая сердце матери, у которой невестка видите ли „забрала“ любимого сына, не дает ей покоя ни днем, ни ночью, превращая её жизнь в кромешный ад. Ревность, возникшая в сердце ребёнка, только потому, что ему кажется, что родители любят его меньше других детей, делает его на всю жизнь ненавистником. Успех коллеги по работе, повышение его в должности и оказываемое ему доверие, благословение в духовном служении брата или сестры и многое-многое другое может стать причиной злой ревности, дающей начало горечи, от которой очень трудно избавиться.
Как видите, есть много грехов, которые являются причиной появления в сердце корня горечи. И было бы намного лучше, если бы, бодрствуя, мы препятствовали его возникновению, чем с большими муками старались от него потом избавиться.
Важно отметить, что человек, в сердце которого живёт горечь, склонен к безнравственности, будь это в мыслях или на деле. Исходя из этого можно понять, почему в христианских кругах всё чаще встречается разного рода блуд и прелюбодеяние. Какая жуткая вереница грехов, не правда ли? А ведь всё началось с такого безобидного на первый взгляд огорчения, давшего рост злому корню горечи.
Дорогие друзья, задумайтесь серьезней об этом. Выключите свой телевизор. Отложите в сторону газету, для которой вы находите больше времени чем для чтения Библии. Возьмите в руки Священное Писание и найдите то место, где Иаков готовился к встрече с братом своим Исавом, в сердце которого горечь переросла в ненависть и жажду мести. Иаков хорошо понимал, что никто кроме Господа ему не поможет. Переправив жён и детей через поток, он остался один на один с Богом. Произошедшая ночью борьба стоила ему многого, однако на следующее утро это был уже совсем другой человек, готовый в великом смирении семь раз пасть перед своим смертельным врагом (См. Бытие 32:22-31, 33:1-4). Брат и сестра, готовы ли и вы к этому,? Готовы ли подобно Иакову просить у Господа милости одержать победу над вашей горечью, даже если это будет вам стоить не одной, а многих бессонных ночей?
Всё доброе, что мы имеем, является результатом проявленной к нам милости Божьей. Отними эту милость, – что останется? Во что превратится тогда наша жизнь? Она превратится в канал, по которому потечёт всякая грязь. Сперджин рассказывал, что всегда, когда он видел какого-нибудь бродягу или алкоголика, говорил сам себе: „Видишь, там идёт Сперджин, который не пережил Божьей благодати и милости”.
До тех пор, пока в жизнь человека не войдёт Божья милость, грех будет царствовать над ним. Вот почему так страшно её потерять. Лишившись Божьей милости, человек остаётся способным только на то, чтобы распространять вокруг себя зловоние своих грехов, становясь проклятием для окружающих. Таковые могут только ломать и разрушать. Разумеется, они даже не подозревают этого. Им кажется, что с ними всё в порядке и что только они правы, в то время как все другие заблуждаются. Такое поведение человека является свидетельством духовного помешательства. Почему я так говорю? Да потому, что так себя ведут только психически больные люди, иначе говоря, сумасшедшие. Им кажется, что только они в здравом уме, другие же – ненормальные; и все попытки разубедить их в этом бывают обычно безрезультатны.
Корень горечи делает человека духовно слепым. Сколько можно встретить детей, которые не только не почитают своих родителей, но и ненавидят их. Это невозможно понять, потому что никто другой не делает для детей больше, чем их родители. В каких болезнях и страданиях рождает их мать! Сколько бессонных ночей проводит она у их детской постели! Сколько тревог переносит, пока они подрастут. В поту своего лица работает отец, обеспечивая их всем нужным. И вот в благодарность за это дети, вырастая, покидают родителей, не являя им ни любви, ни заботы. Мало того, стараясь оправдать себя, они идут и злословят их, рассказывая о них только плохое. Когда ко мне приходят такие молодые люди и начинают обливать грязью своих родителей, я задаю им вопрос: „Как ты думаешь, сколько раз мать, о которой ты так плохо говоришь, стирала твои запачканные пелёнки и смывала с тебя твои испражнения? Сколько раз во время болезни сидела у твоей постели, носила к врачу и, падая от усталости, делала всё, чтобы ты скорее поправился. А теперь в твоих глазах она – грязь, точно так же как и твой отец!?”
Как вы думаете, почему дети становятся такими жестокими к своим родителям? – По той же причине появления в их сердцах корня горечи. Это ли не слепота?!
А теперь возьмём пару примеров, показывающих с чего может начаться такая неприязнь. Возможно, родители не пустили дитя туда, куда он так хотел. Быть может, в наказание за что-то они должны были его выпороть. И чем отвечает на это ребёнок? – Он затаивает в сердце своём обиду и даёт место горечи, которая в конце концов приводит к ненависти.
Однажды ко мне пришёл молодой человек и сказал:
– Я ненавижу своего отца и не хочу его даже видеть! Он – не христианин!
– Как так?! – удивился я. – Почему?
– Он меня сильно побил.
– И когда же это случилось? Вчера?
– Ну что Вы! – воскликнул он. – Этого бы ещё не хватало! Нет, он побил меня в 1976 году, когда мне было восемь лет.