Неопубликованные источники 7 страница
Сообразно с твоим устроением душевным и настроением духовным писано было тебе, что начальство, добровольно принятое, может помешать твоему безмолвному настроению и старанию удержать неослабную молитву. Также и сказано тебе в видении, чтобы не увлекаться земными и суетными попечениями. А ты в своем письме, просто-запросто, выразилась, что начальство мешает делу спасения, тогда как сама знаешь, что многое множество лиц начальственных получили не только спасение, но и славу Божию. Да и писано было тебе, что если кто спутается на молитвенном подвиге, то Промыслом Божиим устрояется на начальство, чтобы не подвергся совершенной прелести вражией. Исправь свою ошибку, и вперед разумевай, — что говорится кому-либо в частности, и что говорится вообще ко всем. Также — иное есть, что творится по воле Божией, и совсем другое, что творится по избранию собственной нашей воли (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.50).
Тебе все толкуют о начальстве, но думай, что это может случиться только по двум причинам, или по особенной воле Божией, или потому, если правильно не устроишься и не удержишься на молитвенной стези, как пишет о последней причине смиренный Никита Стифат в «Добротолюбии». По духовному же твоему настроению тебе прилична более безмолвная жизнь... Но всеблагий Промысл Божий лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 62).
Мы преждевременно заботишься избавиться от Б... Есть старинная русская пословица: поспешишь, людей насмешишь. Вдруг отстранять ее нет никакой надобности и потребности, да и будет очень неловко, и душеприказчикам не понравится. А самое дело лучше укажет, как нужно будет поступить. Взять тебе вдруг все дело на себя одну будет тяжело, и многое попечение будет мешать молитвенному настроению. Во всяком деле нужна постепенность и последование примеру святых отцов. В монастыре казначей, благочинный, келлиарх, эконом назначены преподобным Феодором Студитом. Мы не можем быть премудрее сего святого отца, который сумел управлять тысячью братий. Повторяю, придержимся лучше постепенности и рассмотрению на самом деле. Самое же дело таково: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, и Хам не оставлен, а перевезен через потопные воды. И Евангельское слово Самого Господа: «оставите обое расти до жатвы» (Мф. 13, 30) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 63—64).
...Я всегда советую настоятельницам являться к духовным лицам вдвоем с какою-либо старшею сестрой скромной, которая бы не передавала разговоров начальнических (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 64).
Ты, между прочим, еще поучишься, что начальнице не следует всякому слуху верить, и особенно тем лицам, в которых заметна зависть и ревность и недоброжелательство или искательство, или искание своих си. Прежде всего должно начальнице иметь чистое намерение во всем действовать по Богу и по-Божьему и молить прилежно Господа и Царицу Небесную, чтобы вразумили и помогли в этом. Также нужно помнить и не забывать, что в монастырь приходят не только неопытные, но и немощные и с прежними привычками, для исправления которых и поступают в монастырь. Все это нужно начальнице рассматривать, и знать, и помнить, и, соображаясь, действовать по потребности (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 64).
На земле людей бесстрастных очень мало, а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможному исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе», то есть удаляющихся от Господа (Пс. 31, 9). Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 64—65).
Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 65).
Описываешь, что отношения твои с матушкой Игуменьей несколько изменились, что ты правды ради потерпела. Вперед будь поискуснее: когда спрашивает твоего мнения, можешь отвечать: «на это уже не знаю, что и сказать» или в этом роде. Или если когда и выскажешь свое мнение о чем-либо, то нужно говорить не очень утвердительно, а выражаться умеренно, что думаешь так-то, а положительно и наверное не знаешь (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 101—102).
Держись более среднего тона, так будет благонадежнее и вернее. Письмо твое получил, в котором описываешь борьбу твою с помыслами, тебя огорчающими. Ты более всех трудишься, а другие этого не хотят ценить, и первая мать Игуменья, которая со своей стороны мне пишет, что готова всячески тебя успокоить и сочувствует тебе в твоей борьбе, но не имеет возможности заставить других, чтобы ценили твои труды и хлопоты по обители. Предлагаю тебе два средства к твоему успокоению. Мать N. по болезни своей никак не согласилась бы принять настоятельство, а решилась принять его лишь ради того, чтобы вывести тебя из затруднительного положения, в котором ты находилась в N. монастыре, как сама ты все мне объяснила. Помни это и не забывай. Когда это будешь помнить, то менее будешь претендовать на игуменью, когда она, по должности своей и обязанности, подает свой голос, так как и невозможно всегда молчать игуменье. А матери Казначее следует иногда при других и промолчать, до времени, когда делаются матушкой Игуменьей о чем-нибудь вопросы, хотя бы после эти дела пришлось закапчивать матери Казначее. Так требует порядок духовный. Наедине матушке Игуменье все можно говорить, а при других с осторожностью нужно заявлять свое ведение и значение, чтобы не соблазнять посторонних, которые могут говорить, что казначея берет верх над игуменьей. Есть мудрая пословица: «тише едешь, дальше будешь». Пример Бисмарка должен тебя успокоить в твоей борьбе. Бисмарк был только канцлер, но значение имел более, нежели император не только в Пруссии, но и во всей Европе, и пока держал себя в пределах умеренности, до тех пор и продолжалось это значение, а как Бисмарк начал заявлять неумеренные претензии, то значение это потеряло свою силу. Ежели человек сам не ценит своих трудов, тогда оценивает их не только Бог, но и люди, в противном случае противное и бывает. Лучше всегда и во всем трудиться Бога ради и ради славы Божией, а не ради славы своей. Слава земная маловременна и скоропреходяща, а слава от Бога вечна и бесконечна. Последнего и должны мы держаться, чтобы не потрудиться вотще и бесполезно (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 87—88).
Неблагодарность
Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. — Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесех, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 13).
Неверие
Хулой на Духа Святаго непростительной и ведущей к погибели называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший не покаявшись в своем неверии, погиб (преп. Варсонофий, 3, с. 62, от 15.06.1909).
Неверующие
...Хорошее житейское общение можно иметь и с неверующими, только молитвенного общения с ними нельзя иметь и споров о религии нельзя заводить, чтобы имя Божие в споре не оскорблялось (преп. Нектарий, 18, с. 513).
Недостатки
Еще вы писали там о немирствии священников, о зависти сестер и о наговорах на вас благочинному. Вообще на все это скажу вам: старайтесь не принимать близко к сердцу все эти вещи, помня, что все люди не без недостатков. По слову Псалмопевца: «вси уклонишася, и неключими быша: несть творяй благое, несть до единого» (Пс. 13, 3). Поэтому люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки. Наш оптинский покойный настоятель о. архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал: «да, уж это — все человеческое». А покойный митрополит Московский Филарет одному настоятелю, который ему жаловался на своих братий — тот-то тем не хорош, другой другим, — отвечал: «Ну, набери себе ангелов». Итак, не смущайтесь, матушка, людскими недостатками, а если что бывает, потерпите во смирении, говоря себе: «по грехам моим еще мало мне этого». И молитесь: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Но никак не осуждайте ни благочинного, ни сестер, — ибо все люди (преп. Иосиф, 63).
Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию (преп. Иосиф, 64).
Недуги
Будем молить Бога о недужных братиях, да исцелит их, ибо есть недуги, которые Одному только Ему исцелить возможно, а кроме ни человек, ни Ангел не уврачуют. Впрочем, не оставлять и средств к цельбе недугующего, но с Божиею помощью благонамеренно все меры употребить к тому, как Он Господь вразумит и умудрит во благое (преп. Моисей, 304).
Незлобие
Просишь научить тебя «совершенному незлобию». Поди лучше к Господу. Он Сам приглашает желающих: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен» (Мф. 11, 28—29). Взывай чаще: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! И научит тебя Сам! (преп. Анатолий, 7, с. 145).
Неискренность
Неискренность и лукавые умышления нередки в людях, а потому и не дивны. Есть этого и у нас немало в обители святой. Я таковым твержу в осторожность текст псалма: «не ревнуй лукавнующим, лукавнующии потребятся; праведницы же наследят землю» (Пс. 36, 1, 9, 29) (преп. Моисей, 287).
Немощные сестры
Письмо ваше от 3 сентября получил, в котором пишете, что сделали ошибку — приняли одну сестру. Что делать? Без ошибки век не проживешь. Вы написали, что не хотелось вам принимать эту сестру. Замечу вам при сем, что внутренним чувством пренебрегать не следует. А теперь держите ее, как вы и держите, в строгости. Хорошо бы поручить ее какой-либо строгой монахине, которая бы (ни к кому) не дозволяла ей ходить по кельям, и тем паче за ограду монастырскую, и к себе никого не принимать, в особенности же мужской пол, (побуждала бы ее) по возможности ходить ко всем церковным службам и исполнять по силам послушание. А там увидите, как она будет себя вести (преп. Иосиф, 71).
Писала о недоумении твоем, как поступить тебе с той сестрой, имеющей навык есть тайно. Уговаривай, елико Бог вразумит, и потерпи ее немощь, а главное, чтобы объясняла тебе всегда свою немощь. Бог ей силен помочь оставить навык (преп. Иларион, 35).
Во втором твоем письме на спрос твой, не обратить ли тебе внимания на неопрятность и небрежность келейных игуменьи. Оставь это, не вмешивайся в их хозяйство (преп. Иларион, 26).
О бесчинствующих и т. п. сестрах, о которых доходят до тебя верные слухи. Сперва должно хорошенько и достоверно узнать о их таковых поступках и потом можно довести до сведения игуменьи, и как она там хочет, так и делает, а самой вмешиваться в это не надо (преп. Иларион, 26).
Келейных надобно удерживать от неполезных навыков и говорить о вреде, происходящем от (оных), молчать же не советую, если кто-нибудь из них не захочет жить — Бог с ними, но потворствовать их немощам не должно (преп. Иларион, 54).
Очень жаль и теперешнюю вашу письмоводительницу Ольгу, — вы думаете видеть в ней сумасшествие. — Но мне кажется, что она просто страдает сильною подозрительностью, которая есть следствие большого самолюбия и гордости. А известно, что гордость доводит людей и до сумасшествия. Следовало бы ей сознать свою немощь — подозрительность, и не доверять себе, и не следить за чужими поступками, каяться и окаивать себя пред Богом и смиряться. Полезно ей чаще прочитывать 9-е поучение преподобного Аввы Дорофея: «О том, что не должно лгать» (преп. Иосиф, 72).
Немощь
...Видя свои немощи, можно снисходительно судить и о немощах других... (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 109).
Ты напрасно малодушествуешь за нехождение твое в церковь, по немощи твоего тела. При оной немощи старайся об исцелении душевной немощи, которая видна в тебе, чрез малодушие и смущение, за то, что не была в церкви по немощи (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 125).
Спрашиваешь: при душевном и телесном расслаблении давать ли себе покой или понуждаться переломить себя? Понуждение во всяком деле нужно, но выше меры понудить немощное тело — не принесет пользы, и на сие надобно иметь рассуждение, а более смирение за слабость помыслов (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 280).
В немощах телесных надобно сообразоваться с оными, а выше меры понудить себя — то и совсем можно изнемочь, только надобно вооружиться против лености (преп. Макарий, 24, т.5, с.653).
Неправда
...Неправда, какого бы рода ни была, мала или не мала, — пред Богом все неправда; сего ужасаясь, пророк Давид взывает ко Господу: «Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя» (Пс. 118, 29), что же касается до помыслов, которые возутешали и будто бы успокаивали, знайте, <что> это от противника, теми желает, усыпивши совесть вашу, заставить сделать неугодное Богу, и, наконец, навлечь немилость Божию. Итак, сделавши сие, нельзя уже не чем поправить, как только раскаянием от всего сердца: охуждайте себя пред Богом, обещайте впредь исправиться, и Господь наш Иисус Христос, приявый на Себя бесчисленные грехи наши, видя ваше сокрушение, примет и сии, соделанные вами (преп. Лев, 215).
Неприязнь к ближнему
Жалуешься, что не можешь смотреть на сестру. — Изгоняй этого беса из сердца твоего поклонами земными твоей сестре и проси ее, чтобы она помолилась о тебе, чтобы ты была посмиренней, поуважительней со своей сестрой, а если не будешь исполнять, как я тебе советую, — то всегда ты будешь в смущении, потому что злой дух будет всегда тобой обладать, если не выгонишь ты его поклонами смиренными сестре твоей. Пожалей сама себя, смиряйся, и Бог даст, будешь покойна, а то ведь погибнешь (преп. Иосиф, 11, с. 283).
С кем что не случается! Но все принимать к сердцу и обиду держать очень нехорошо. Уж лучше и полезнее тебе пред ней молчать и смиряться, ибо она начальница ваша. Очень желаю, да опять водворится мир в сердца ваши, мир, без которого невозможно и спасение получить. А сей праздник есть праздник мира, ибо Ангелы воспели при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк. 2,14). Сей мир и принесли Ему в дар, как новорожденному младенцу. А что не приобщалась Святых Тайн ради этой ссоры, то очень худо сделала. Этим ты дала повод порадоваться над тобой врагу — диаволу. Очень хорошо бы было слышать, если бы ты постаралась исполнить сей долг к празднику (преп. Иосиф, 11, с. 274).
Неприятности
Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вячеславы. Во-первых, должно сказать вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опытные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: чрез неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно располагать нас к самоукорению и покаянию, и молитвенно просить у Господа помилования. Без неприятных же случаев всегда человек склонен к самомнению. Потому не смущайтесь, матушка, такими случаями (преп. Иосиф, 86).
Нерадение
Ежели дух благочестия в вас становится слабее, сие неудивительно, потому что вы в таком находитесь кругу, где все противное оному духу и видите, и слышите, и во всем участвуете сердцем и волею, и неволею, о чем и не без сожаления бываю по вас. Однако не надобно, братец, вовсе не радеть о душе, но все-таки дух оный разогревать то чтением духовным, то молитвою хотя краткою, то памятью вечности и прочим деланием заповедей Христовых питать и возращать себя в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Вспомните оного, постыдную и зловредную должность исправлявшего, мытаря евангельского, который, хотя совсем в противном богоугождению образе жизни был, однако не оставлял ходить в церковь. И в одно время случилось так, что он много Богу угодил немногими только словами покаяния, и вышел из оной оправдан паче фарисея, ревностного наблюдателя всего закона. Любезный! не угашай вовсе духа и не ослабляй себя нерадением, и излишнею дебелостью тела, и рассеянием ума в пристрастные воображения, да не постраждеши последи жребия евангельского ленивого раба, скрывшего талант благодати, приятой в крещении, которая отнюдь не должна быть тоща и бесплодна в каждого христианина душе (преп. Моисей, 326).
Я сердечно пожалел о твоем нерадении, что ты оставила ходить в церковь к службе Божией, да и в своей келье правила своего не исполняешь. Это все равно: если двери кельи своей растворить настежь и выставить в окошках рамы, то комната или келья вся выстынет, и человек будет чувствовать лихорадочный озноб. Подобным образом, если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется всяких нечистых мыслей, об которых и пересказать бывает стыдно. А посему да помилует тебя Господь от такого плачевного состояния (преп. Антоний, 22, с. 283—284).
Нетерпение
Не слушайте помысла, что вам нет спасения за нетерпение и что будто погибла душа ваша. Все сии одного и того же врага козни, он побуждает к нетерпению, а после к отчаянию. За нетерпение приносите покаяние, а отчаянию врачевство прилагайте — Божие милосердие. Во время брани много способствуют самоукорение и смирение, о чем нужно попещися, а чрез оные невидимо Бог утешит, и противоратующие не возмогут противиться (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 181).
...Первые два порока <нетерпение и строптивость> преопасные враги, ибо оные — явные плоды гордости, и ежели не будешь вооружаться против них в начале твоих подвигов, то оные так пообладают тобою и ослепят душевные очи, что трудно и исправиться. Можно даже сказать, что какую имела прежде гордость, то оная еще более умножится... Нетерпение и строптивость умножаются более оттого, когда мы хотим составлять свою волю и мним себя быти разумными, а не познаваем своей немощи и неразумия (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 49).
Случающиеся вам при послушании «жестокие раны» вам очень полезны. Сам Бог оные посылает, и к наказанию за грехи, и к испытанию в терпении и смирении, а кажутся оные вам невыносимы потому, что не имеете самоукорения, но вместо оного самооправдание; когда будем иметь в памяти данные нами обеты «вся терплю», то и возбудимся к благодушному терпению и благодарению (преп. Макарий, 24, т. 3,с. 145).
Нетерпение твое пред старшими также показывает твою немощь и неимение смирения, до которого мы с тобою еще не достигли и далеко отстоим... (преп. Лев, 161).
Нечувствие
Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут (преп. Амвросий, 1,4. 1, с. 103).
Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам на голове теши (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 103).
Нищета духовная
Вы совсем не в том понимаете нищету духовную, как пишете, можно больше назвать оную, понимаемую вами: нищета добродетелей, а нищета духовная состоит в чувстве смирения: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Сам Господь ублажает нищих духом; то вы до оной еще не достигли, и мы не смеем помнить о себе в достижении оной; нищий духом видит одну свою нищету, но не смущается, а чрез смирение получает помощь Божию и успокаивается (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 69—70).
Новости
Не входите в суждение происходящих порядков или беспорядков, а себя уклоняйте сколько можно, дабы не входить в советы, — что знаете? Пожалуй, увлечься недолго, а после не развяжешься (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 68).
Спрашиваете меня о военных делах, но я очень мало слышу о сем... Мы же смотрим сами на себя: у нас жестокая война и непримиримая с духами злобы, и потечем оружие стяжать крепко против их — смирение (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 195).
Нравственность
Просвещение научное может быть усваиваемо всеми народами без различия, но нравственное просвещение и чистота свойственны только христианину... В монастыре достигнуть нравственного совершенства удобнее, чем в миру... Как в миру, так и в монастыре волнуют человека страсти, но в миру с наслаждением предаются страстям, если не на деле, то в слове и мысли, а в монастыре идет борьба против влечения страстей, за что и получается от Господа награда и нравственное очищение... (преп. Варсонофий, 5, с. 113, от 10.05.1909).
Начало премудрости есть страх Господень, от которого бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха Божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке, так что при настоящем положении дел мудрено приискать средства положительно-действительные к восстановлению нравственности... (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 211-212).
Нужда
Не без причины повторяется поговорка: нужда мудрена! Нужда научит как калачи есть. Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или по крайней мере извинительно, а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 180).
Нужды монастыря
Недоумение о продовольствии обители по дороговизне вещей и скудости денег на покупку муки, круп, масла и дров — это тебе первая встреча, а у нас здесь беспрерывное затруднение в том же, особливо ныне. Но нужда научает калачи есть: где выпросишь деньгами, где возьмешь вещи с обожданием у добрых людей, с возвратом того и другого по времени. А наипаче нужда указывает к высшему и единственному средству молитвы Царевой прибегать с верою и упованием: «Очи всех на Тя уповают, Господи, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполнявши всякое животное благоволения». Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага. Терпением ждем. И «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), глаголал Господь наш. И не беспокойтесь недоумением, что ямы или что пием. Весть бо Господь, яко всех сих требуете (преп. Моисей, 322).
О
Обеты
О обетах ничего не случалось мне видеть в Писании, что давать должно с благословения, знаю, что дают оные просто, но есть безрассудные обеты и неудобь исполнимые. В этом надобно предоставить на рассуждение духовного отца, он может переменить на другой удобоисполнимый... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 490).
...О том, что вы налагали на себя пост: хлеб и воду, и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание ваше не имело рассуждения и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 259).
Пишешь... что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать акафист великомученице Варваре, а теперь при чтении других акафистов не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игуменье N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 125-126).
Обещание
Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 46).
Обитель
А я тому и радуюсь, что Д. в ограде, что не всякий волк похитит Христову овечку: поскалит за воротами зубы, да и в лес. А ты во храме Божием! Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя! Блажени живущии в дому Твоем. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ... Яко скры мя в селении Своем, в день зол моих покры мя. Возвеселихся о рекших мне — в дом Господень пойдем. Обыдох и пожрох в селении Его жертву... Сколько утешений, сколько радостей душе верующей, живущей в дому Господни! А Д. душно! За ограду выйти нельзя! (преп. Анатолий, 7, с. 244).
Ну как не видеть над тобою милости Божией? Обитель одна из лучших в России, обитель, расположенная к Оптиной, сестры очень хорошие, Мать предобрая, нет, ей дай другое... Ну, глупенькая, где твой разум? Если бы даже и из преданности твоей ко мне ты желала жить поближе к Оптиной, и то неполезно (преп. Анатолий, 7, с. 79).
Обличение
...Когда бы ты приняла помыслы словооправдания, то еще больше открылась бы твоя гордость. Ибо правильное или неправильное обличение отвергший своего спасения отвергся. Лучше считать себя виновною, хотя бы и права была, нежели оправдываться (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 262).
Обличать надо так, чтобы не расстроилась, и одну. А если не послушает, тогда при свидетелях (преп. Никон, 8, с. 321).
Ты говоришь, что никого нет обличающих тебя о грехах, но неужели уже и совесть молчит пред тобою? Нет, старайся видеть свои немощи и грехи, проси и сестру не оставлять тебя обличениями; ваш такой путь теперешней вашей жизни; впрочем, не печалься, найдутся люди, и пошлет Бог к твоему испытанию, только принимай с самоукорением, а не с самооправданием (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 281).
Образование
По моему мнению, для сына вашего довольно образования: быть хорошим христианином, добрым человеком, почтительным сыном, помнить храм Божий, молиться Богу, чтить служителей Церкви Божией, пастырей, слушать их учения, трудиться для пользы ближних и своей, никого не обижать, хранить трезвость, целомудрие, и все оное исполнять со смирением. Вот для него истинное просвещение... В Б—е сын ваш не научится просвещению истинному, а очень немудрено, что может повредиться в нравственности; итак, не советую вам посылать его туда... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 395—396).
У девочки еще формируется ум, ей вредно читать книги светские, и театр не полезен, чтобы в страсти не вошло, не было бы то, что с афинянами — хлеба и зрелищ, — вот это опасно...
Я вообще против высшего образования; редкая женщина, получив высшее образование, устоит в благочестии. С высшим образованием редко верующими остаются, даже лица Духовной академии (преп. Никон, 6, с. 241—242).
Общение с ближними
Спрашиваете меня грешного, как вам обходиться с м. А. Можете при случае, когда она бывает в хорошем настроении духа, говорить, что, по учению преподобного Аввы Дорофея, за одно мнение о себе, при всех возможных добрых делах, душа неминуемо должна подвергнуться адским мучениям. Когда же она бывает расстроена, лучше к ней не ходить, потому что в это время кроме дерзостей ничего от нее не услышите. Да, кажется, я уже писал вам, что должно за нее усерднее молиться Богу: «Устрой, Господи, о рабе Твоей (имя) полезное и спасительное по воле Твоей Святой». Так как, по замечанию святого Иоанна Лествичника, гордых силен исцелить только Бог Всемогущий (преп. Иосиф, 77).
Общежитие
Первые христиане жили единодушно. В их общежитиях давалось каждому по потребности, не всем одинаково равно, а что кому нужно. В монастырях этот вопрос был сложнее. Считались с тем, чтобы не вызывать зависти и, кроме того, давать то, что для души полезнее (преп. Никон, 8, с. 323-324).
Общественная деятельность
Желание трудиться на благо человечества — весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Царственный пророк святой Давид говорит: сперва «уклонися от зла», а потом уже «сотвори благо» (Пс. 33, 15). У нынешних же людей дело выходит навыворот. Все хотят, на словах, трудиться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних. Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса в гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете. Но, с другой стороны, думать, что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит трудиться, — это опять другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было вовремя и в порядке, как выше сказано, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 99).