О Символе веры вообще и о происхождении его 4 страница
И Тимофею: Руки скоро не возлагай ни на когоже (1 Тим. 5:22).
О Браке
В. Что есть Брак?
О. Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и Христианскому воспитанию детей.
В. Откуда видно, что брак есть Таинство?
О. Из следующих слов апостола Павла: Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сие велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5:31-32).
В. Всем ли должно вступать в брак?
О. Нет. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное.
О сем именно сказал Иисус Христос: Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити, да вместит (Мф. 19:11-12).
И Апостол говорит: Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают. Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви; а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Вдаяй браку свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит (1 Кор. 7:8-9; 32-33; 38).
О Елеосвящении
В. Что есть Елеосвящение?
О. Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
В. Откуда ведет начало сие Таинство?
О. От Апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху (Мк. 6-13).
Апостолы предали сие Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5:14-15).
Об одиннадцатом члене
В. Что такое воскресение мертвых, которого по Символу Веры мы чаем или ожидаем?
О. Действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны.
Сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15:44).
Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15:53).
В. Как воскреснет тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся?
О. Поелику Бог из земли сотворил тело вначале, то также может рассыпавшееся в землю возобновить. Апостол Павел изъясняет сие подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже сееши, не оживет, аще не умрет (1 Кор. 15:36).
В. Точно ли все воскреснут?
О. Точно все воскреснут умершие; а у тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные.
Вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся (1 Кор. 15:51-52).
В. Когда будет воскресение мертвых?
О. При конце сего видимого мира.
В. Поэтому и мир кончится?
О. Сей тленный мир кончится тем, что преобразится в нетленный.
Яко и сама тварь свободится от работы истления, в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:11).
Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет (2 Петр. 3:13).
В. Каким образом преобразится мир?
О. Посредством огня.
Нынешняя небеса и земля тем же словом (то есть, Божиим) сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек (2 Петр. 3:7).
В. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения?
О. Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии.
В. Почему душам праведных не приписывается тотчас по смерти полного блаженства?
О. Потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием.
Апостол Павел говорит: Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2. Тим. 4:8).
Или еще: Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5:10).
В. Почему приписывается им предначатие блаженства прежде последнего суда?
О. По свидетельству Самого Иисуса Христа, глаголющего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти несен был на лоно Авраамле. См. Лк. 16:22.
В. Сие предначатие блаженства бывает ли соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа?
О. Так бывает особенно со Святыми, как сие дает разуметь апостол Павел, желание имый разрешитися и со Христом быти (Фил. 1:23).
В. Что должно заметить о душах умерших с верою, но не успевших принести плоды, достойные покаяние?
О. То, что им к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворения с верою совершаемые в память их.
В. На чем основано сие учение?
О. На постоянном предании Кафолической Церкви, которого начала видны еще в Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2 Макк. 12:43). Молитва за усопших всегда есть непременная часть Божественной Литургии, начиная от Литургии Апостола Иакова. Святый Кирилл Иерусалимский говорит: Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва (Тайновод. поуч. 5, гл. 9).
Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы.
О двенадцатом члене
В. Что такое жизнь будущего века?
О. Жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова.
В. Какая будет сие жизнь?
О. Для верующих, любящих Бога и делающих добро столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем.
Не у явися, что будем (1 Ин. 3:2).
Вем человека о Христе,- говорит Апостол Павел,- который восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12:2-4).
В. Откуда произойдет такое блаженство?
О. От созерцания Бога во свете и славе, и от соединение с Ним. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1 Кор. 13:12).
Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их (Мф. 13:43).
Будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28).
В. Будет ли и тело участвовать в блаженстве души?
О. И оно будет прославлено светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе.
Сеется не в честь, востает в славе (1 Кор. 15:43).
Якоже облекохомся во образ перстного (то есть, Адама), да облечемся и во образ Небесного (то есть, Господа нашего Иисуса Христа) (1 Кор. 15:49).
В. Все ли равно будут блаженны?
О. Нет. Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах.
Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых (1 Кор. 15:41-42).
В. А что будет с неверующими и беззаконниками?
О. Они будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами.
Иже не обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное (Откр. 20:15).
И се есть вторая смерть (Откр. 20:14).
Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41).
И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25:46).
Добрее ти есть со единем оком внити в царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9:47-48).
В. Почему, так строго поступлено будет с грешниками?
О. Не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают, зане любве истины не прияша, во еже спастися им (2 Фес. 2:10).
В. Какую пользу приносить могут размышления о смерти, о воскресении, о последнем суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении?
О. Сии размышления помогают нам воздерживаться от грехов и отрешаться от пристрастия к земным вещам, утешают в лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности, и таким образом достигать вечного спасения.