Какою мерою мирите, такою и вамъ будутъ мерить. 4 страница
Всего же более да остановитъ на себе твое вниманiе догматъ воскресенiя; потому что ты христiанинъ, и проводишь жизнь въ надежде будущихъ благъ. Итакъ, надобно представлять себе, что она прошла уже путь, по
482 УТЕШЕНIЕ СВ. ЗЛАТОУСТА ВДОВИЦЕ.
которому и намъ должно будетъ итти. А если прошла прежде насъ, то не сетованiя это требуетъ, ибо, можетъ быть, въ скоромъ последствiи судьба наша сделается бедственнее, если, долее промедливъ здесь, будемъ подлежать большимъ наказанiямъ. Напротивъ того, разсудокъ нашъ, свергнувъ съ себя бремя печали, пусть приметъ попеченiе о томъ, чтобы, въ последующее время, сколько должны мы, благоугождать Господу. (Изъ Твор. св. Василiя Великаго; см. Твор. св. от. 1884 г., т. XI).
Утешенiе святаго Златоуста
вдовице.
Что ты потерпела жестокiй ударъ, и что стрела, ниспосланная свыше, поразила въ самое сердце твое, въ томъ все съ тобою согласятся; но такъ какъ и сраженные несчастiями не все же время должны проводить въ скорби и слезахъ, то ты хорошо поступишь, если, удерживая понемногу потоки слезъ, ты сама станешь нарочно уделять несколько времени темъ, которые стараются утешать тебя. Въ надежде на то и я — не въ самомъ, впрочемъ, жару печали твоей, но промедливши несколько времени и давши тебе волю насытиться своею скорбiю, — предлагаю свои наставленiя. Несомненно, что женскiй полъ, по чувствительности своей, легче поражается какою бы то ни было скорбiю; но когда стекаются вместе младость, безвременное вдовство, разстройство делъ, непомерная тяжесть заботъ, тогда со всехъ сторонъ увеличивается бедствiе, такъ что, если бы терпящая все это не получила помощи свыше, то она потеряла бы и последнiй разсудокъ. И здесь-то, по моему мненiю, преимущественно усматривается величайшее доказательство особеннаго попеченiя Божiя о тебе. Ибо, что тебя не сразила совершенно эта
УТЕШЕНIЕ СВ. ЗЛАТОУСТА ВДОВИЦЕ. 483
печаль, и что ты не лишилась при этомъ ума, — это произошло не отъ человеческой помощи, но отъ десницы, для которой все возможно, отъ разума, которому нетъ меры,—произошло отъ Отца щедротъ и Бога всякiя утехи. Такъ Онъ поразилъ насъ, но Онъ же исцелилъ и уврачевалъ насъ (Осiи 6, 2). Доколе жилъ съ тобою добрый твой супругъ, ты пожинала плоды его заботъ и попеченiй. Когда же отозвалъ его къ Себе Богъ, то Самъ заступилъ его место, и это не мое слово, а слово блаженнаго пророка Давида, который говоритъ: сиру и вдову прiиметъ, а въ другомъ месте называетъ его Отцемъ сирыхъ и убогихъ (Пс. 145, 9, 67, 6). Впрочемъ, чтобы имя вдовы не возмущало твоей души, то прежде всего я покажу тебе, что имя вдовицы есть имя не несчастiя, а почести, и почести величайшей. Не приводи ты мне въ подтвержденiе ложной молвы народной, а приводи изреченiя божественнаго Павла или лучше Самого Iисуса Христа (ибо что говоритъ Павелъ, то изрекаетъ чрезъ него Христосъ). Что же онъ говоритъ о вдовицахъ? Вдовица да причитается... въ делахъ добрыхъ свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святыхъ нозе умы, аще странныя прiятъ, аще всякому делу благу последовала есть (1 Тим. 5, 10). Вотъ какой добродетели требуетъ онъ отъ вдовицы! А сего онъ не сделалъ бы, если бы не намеренъ былъ приписать ей достоинства почтеннаго и священнаго. Въ другомъ месте онъ опять выразилъ свое великое попеченiе о вдовицахъ, говоря: а сущая истинная вдовица и уединенная уповаетъ на Бога, и пребываетъ въ молитвахъ и моленiихъ день и нощь (1 Тим. 5, 5). Видишь ли, какая похвала приписывается вдовству;—и это уже въ новомъ завете, когда совершенно просiяла красота девства не могъ потемнить светильника вдовства: онъ сiяетъ и теперь своими собственными совершенствами. Итакъ, не смущайся, не почитай вдовства состоянiемъ постыднымъ, ибо, если постыдно вдовство, то еще постыднее было бы девство. Но нетъ, нетъ; этому не бы-
484 УТЕШЕНIЕ СВ. ЗЛАТОУСТА ВДОВИЦЕ.
вать! Все мы удивляемся и превозносимъ техъ женъ, которыя уважаютъ къ темъ, которыя, и по смерти своихъ мужей, оказываютъ имъ равное уваженiе? Но доколе жила ты съ своимъ добрымъ мужемъ, дотоле онъ заботился о тебе, какъ только могъ заботиться человекъ; а теперь чреду его заступилъ Самъ Владыка всяческихъ—Господь, Который и прежде пребывалъ съ тобою, а теперь особенно печется о тебе. Если же тебя смущаетъ не имя вдовицы, а потеря столь добраго мужа; то и я соглашусь съ тобою, что на всей земле, среди мiрскихъ людей, немного найдется мужей, столь честныхъ, скромныхъ и почтенныхъ, каковъ былъ твой. Но все же тогда только надлежало бы скорбеть о немъ и печалиться, если бы онъ погибъ совершенно, если бы обратился въ ничтожество; а когда онъ достигъ тихаго пристанища, когда переселился къ своему истинному Царю, — то объ этомъ уже должно радоваться, а не скорбеть. Ибо, въ самомъ деле, эта смерть — не смерть, а только переходъ отъ худшаго къ лучшему, отъ земли на небо, отъ людей къ ангеламъ и архангеламъ, и къ Самому Господу ангеловъ и архангеловъ. Здесь на земле, служа царю, онъ могъ встретить великiя опасности и тяжкiя казни со стороны завистниковъ; а отшедши туда (на небо), онъ можетъ уже не опасаться ничего такого. — Посему, сколько скорбишь ты о томъ, что Богъ разлучилъ тебя съ мужемъ честнымъ и добродетельнымъ,—столько же ты должна радоваться, что онъ отошелъ отсюда, и что онъ находится теперь въ обители невозмущаемаго мира и успокоенiя. Итакъ, не странно ли, въ самомъ деле, признавать, что небо гораздо лучше земли, и между темъ скорбеть о техъ, которые отходятъ туда отъ земной жизни? Если бы этотъ человекъ былъ изъ числа порочныхъ людей, тогда надлежало бы скорбеть и сетовать не только о смерти его, но и о самой жизни. А когда онъ былъ въ числе друзей Божiихъ, то не только о жизни, но и о смерти его должно радоваться!
УГЫЦЕНIЕ СВ. ЗЛАТОУСТА ВДОВИЦЕ. 485
Но ты, можетъ быть, желаешь слышать слово своего мужа, услаждаться своею къ нему любовiю, иметь постоянное съ нимъ обращенiе,—между темъ все это быстро умчалось; это ли безпокоитъ и смущаетъ тебя? Въ такомъ случае тебе необходимо питать къ нему и теперь такую же любовь, какую питала ты прежде. Ибо сила любви такова, что она объемлетъ и соединяетъ не только техъ, которые находятся близъ насъ, но и техъ, которые удалены отъ насъ на далекое разстоянiе; ни теченiе времени, ни разстоянiе пространства, ни что-либо другое не можетъ пресечь и угасить любви нашей къ нимъ. Если же ты его хочешь видеть лицомъ къ лицу (а я знаю, что ты чрезмерно желаешь этого), то потщись подобно ему вести жизнь неукоризненную, и ты безспорно соединишься съ нимъ, но не на пять летъ уже, какъ здесь, не на двадцать, не на сто, а на всю безконечную вечность. Но сiе успокоенiе достается обыкновенно въ наследiе не по телесному родству, а по сходству въ добродетельной жизни. Если же сходство въ образе жизни привлекло на лонъ Авраама совершенно неведомаго ему Лазаря, если оно уготовляетъ место упокоенiя въ немъ для многихъ отъ востокъ и западъ; то оно же вселитъ въ обитель покоя и тебя вместе съ блаженнымъ мужемъ твоимъ, если только будешь жить подобно ему. И тогда-то ты опять возвратишь его къ себе, но не съ тою уже телесною красотою, съ какою онъ умеръ, а въ особенномъ свете и благолепiи, далеко превосходящемъ лучи самаго солнца. Скажи же мне теперь, если бы кто-нибудь далъ тебе обещанiе сделать мужа твоего царемъ вселенной, но для этого потребовалось бы у тебя, чтобы ты разлучилась съ нимъ на двадцать летъ, объявивъ, что по прошествiи сего времени онъ въ порфире и дiадеме обручится съ тобою и сделаетъ тебя участницею своего величiя; ужели ты не перенесла бы съ надлежащимъ благоразумiемъ этой незначительной потери? Итакъ, потерпи же теперь, но не ради небеснаго; приготовся къ соединенiю съ мужемъ, но не золотыя
486 ВДОВА.
одежды носящимъ, а облеченнымъ въ нетленiе и славу, какими прилично украшаться небожителямъ. Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитаетъ. Воззрите говоритъ писанiе, на древнiя роды и видите: кто верова Господеви и постыдеся? или кто пребысть въ страсе Его, и оставися? или кто призва Его, и презре? (Сир., 2, 10). Тотъ, Кто сохранилъ тебя въ столь нестерпимомъ бедствiи и утешилъ тебя, Онъ же отвратитъ и те удары, которые могутъ случиться и въ будущемъ. Впрочемъ, более жестокой раны (чемъ настоящая) для тебя и быть не можетъ. Перенеси лишь ее надлежащимъ образомъ.
Вдова.
Въ грязной каморке, въ подвальномъ этаже, Холодно, сыро, темно.
Божьяго света не видно здесь даже:
Ставней забито окно.
Веникъ, корзина, худое, ведришко;
Здесь же въ углу и дрова.
Здесь же съ малюткой, трехлетнимъ сынишкой,
Мыкаетъ горе вдова.
Живъ былъ кормилецъ—знакомые были; Умеръ—отхлынули прочь.
Даже родные вдову позабыли,
Некому горю помочь.
Спитъ безмятежно ребенокъ прекрасный...
Плачетъ несчастная мать:
„Какъ-то съ тобою, соколикъ мой ясный,
Будемъ мы векъ коротать?"
Крепко ребенка къ груди прижимаетъ,
Къ небу подниметъ глаза;
КАКЪ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ СЕБЯ МОЛОДЫЯ ВДОВЫ. 487
Капля за каплей лицо орошаетъ
Горькая вдовья слеза.
Тихiе стоны и шопотъ неясный,
Что-то лепечетъ языкъ...
Боже, услышь же молитву несчастной:
Ты справедливъ и великъ!...
Какъ должны вести себя молодыя вдовы.
Изъ житiя св. Павлы. Составлено по руководству житiй подвижницъ восточной церкви Филарета архiепископа Черниговскаго.
Когда намъ приходилось встречать молодыхъ женщинъ, имевшихъ несчастiе лишиться своихъ мужей, то намъ становилось страшно за нихъ и мы думали по правиламъ Апостольскимъ „всякая вдова должна быть кротка, молчалива, не злоблива, не гневлила, не болтлива, не двуязычна, не охотница мешаться въ чужiя дела. Она должна непрестанно возносить къ Богу моленiе за церковь. У нея должны быть и око непорочно, и слухъ чистъ и руки не запачканы, и ноги покойные, и уста говорить должное... Она должна быть воздержана, благоговейна, стыдлива, — петь псалмы, молиться, читать священное, поститься" (Постановл. Апост. кн. 3, гл. 5 и 7 стр. 105, 109, 110 Казань 1864 г.).—А кто поручится, что молодая вдова соблюдетъ себя такою? При ея молодости, конечно, плоть, мiръ и дiаволъ на нее будутъ возставать более, чемъ на другихъ. И ей поистине со всехъ сторонъ грозятъ опасности. Такъ думали мы и, наконецъ, пришли къ следующему заключенiю. Что же? Если молодымъ вдовамъ особенно трудно сохранить себя въ чистоте и вообще въ благочестiи, то и должно помочь имъ, чемъ-нибудь, хотя, напримеръ, на первый разъ раскрытiемъ предъ ними жизни
488 КАКЪ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ СЕБЯ МОЛОДЫЯ ВДОВЫ.
святыхъ женъ, сохранившихъ себя и въ молодости, по смерти мужей, чистыми и непорочными. И эту мысль мы положили и сейчасъ привести въ исполненiе, представивъ вдовамъ ныне одинъ достоподражательный примеръ жизни во вдовстве, въ лице святой угоднице Божiей Павлы.
Св. Павла происходила изъ знаменитаго и богатаго рода и изъ такового же рода имела и мужа. Замужество ея было счастливо, но не надолго. Мужъ ея умеръ, когда ей было 32 года. По смерти его Павла стала Евангельскою вдовицею. Огромное состоянiе доставляло ей средства отирать слезы сотнямъ семействъ бедныхъ. Не было между ними умершаго, котораго не хоронили бы на счетъ Павлы, не было больного, которому не отказывала бы пособiя любовь Павлы. Павла отыскивала бедность и горе въ огромномъ городе, чтобы утешить ихъ. Она считала себя несчастливою, если ей не удавалось оказать пособiе страждущей семье. Сама для себя она была теперь строга. Связи съ веселымъ мiромъ были ослаблены; малую ошибку свою наказывала она сурово... Отправившись на поклоненiе святымъ местамъ, она обошла все святыни христiанскiя въ Палестине и Египте; въ Вифлееме построила на дороге къ Iерусалиму страннопрiимный домъ и мужской монастырь, а сама, оставшись въ томъ же Вифлееме въ монастыре женскомъ, всемъ сестрамъ показывала примеръ смиренiя. Когда она была окружена сонмомъ девъ, то казалась последнею, между ними и по одежде, и по голосу, и по прiемамъ и по поступи. Она спала на голой земле, даже въ лихорадке, мало вкушала пищи и притомъ самой простой, а питалась более слезами. Исключая праздничные дни, она почти вовсе не подбавляла въ пищу масла. Когда просили ее поберечь свое слабое здоровье, она отвечала: „Мне надобно обезобразить лицо свое, которое столько разъ выставляла я напоказъ, натирая красками; въ оскорбленiе воли Божiей, справедливость требуетъ истязать тело, которое слишкомъ много вкушало сладостей; надобно мне плакать много после безумныхъ
КАКЪ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ СЕБЯ МОЛОДЫЯ ВДОВЫ. 489
и преступныхъ веселостей, я должна заменять власяницею роскошныя одежды, которыя льстили суетности и неге, довольно я старалась нравиться свету, хочу употребить все, чтобы сколько-нибудь быть угодною Богу". — Чтенiе Священнаго Писанiя было самымъ любимымъ занятiемъ Павлы и она старалась обращать правила его въ жизнь души своей. Когда на востоке злые люди стали наносить ей оскорбленiя, и когда ей стали советывать для избежанiя ихъ, удалиться съ востока, тогда она отвечала: „Зачемъ скрываться отъ людской злости? Надобно превозмогать ее терпенiемъ! Почему не одержать победъ надъ гордостью—смиренiемъ? Почему, получая ударъ въ одну щеку, не подставить другой?"—Когда наступила предсмертная болезнь Павлы, тогда она тихо читала псалмы. „Не слишкомъ ли страдаешь ты и не оттого ли не спросишь советовъ?" спросилъ ее духовникъ.—Она отвечала: „Мне хорошо". И это были последнiя слова ея (Фил. Черн. Житiя св. подвижницъ, стр. 83—89).
Вотъ вамъ первая помощь отъ насъ, вдовы христiанскiя! Примеръ Св. Павлы да послужитъ для васъ указанiемъ того, какую и какъ начать вамъ жизнь въ вашемъ вдовстве, а вместе да возбудитъ въ васъ ревность отыскивать для подражанiя и другiя примеры въ жизни св. женъ, которыя, подобно вамъ, лишившись мужей, сохранили себя непорочными въ мiре и стяжали себе венецъ, который Господь уготовалъ претерпевшимъ до конца.— Отъ всей души желаемъ, чтобы и вы украсились этимъ венцемъ въ чертогахъ Царя Небеснаго. Аминь.
490 ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ.
Того Богъ не покидаетъ, кто его не забываетъ.
За Богомъ молитва, а за царемъ служба не пропадаетъ.
(Разсказъ изъ вдовой жизни).
На самомъ краю села Рождественскаго стояла одиноко небольшая ветхая хижина, ничемъ не защищенная отъ ветра и непогодъ. Судя по наружному виду этой хижины, можно было угадать о бедности ея обитателей. И действительно, въ ней жила старуха очень бедная и, вдобавокъ еще, убитая горемъ и несчастiями. Старушка Прасковья много перенесла тяжелаго въ своей жизни, много пострадала отъ горя, и только одна непоколебимая вера въ Промыслъ Божiй и ея преданность Святой Его воле придавали ей терпенiе и душевную твердость.
Въ молодыхъ летахъ осталась Прасковья вдовою после мужа. Семь человекъ малолетнихъ детей составляли ея семейство. Средствъ къ жизни никакихъ не было. Деверья, родные братья мужа, стали теснить ее и выживать изъ дому. Ей следовало получить наделъ на часть покойнаго мужа,—родные не давали.
Что оставалось ей делать? Затая скорбь, распродала она все наряды свои и на вырученныя деньги съ помощiю добрыхъ людей, выстроила себе кой-какъ уютную хижину и переселилась въ нее решительно безъ всякаго имущества, съ одною только святою иконою Божiей Матери—благословенiемъ ея родителей.
Обыкновенно, все другiе крестьяне, устроивъ новые дома и входя жить въ нихъ, справляютъ новоселье, т. е. делаютъ пирушку: сзываютъ соседей, родныхъ своихъ и знакомыхъ и угощаютъ ихъ на радости. Ничего этого не было и не могло быть у бедной Прасковьи. Ея новоселье выразилось въ одной только молитве. Она, вступивъ въ
ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ. 491
свое новое обиталище, пала на колени предъ святымъ изображенiемъ Пресвятой Богородицы и со слезами молила Утешительницу всехъ скорбящихъ:
— Матерь Божiя! Ты видишь мою крайнюю бедность
и мои тяжкiя несчастiя. Подкрепи меня, Заступница, и
даруй мне терпенiе перенести мои скорби. Не оставь
также несчастныхъ сиротъ моихъ, прими ихъ подъ Свой
покровъ и будь имъ Матерью-питательницею! Все родные
оставили меня, не оставь только Ты, Утешенiе всехъ
скорбящихъ, Заступница и Покровительница!
Теплая молитва вдовы, ея искренность, ея упованiе на заступничество Пресвятой Богородицы были услышаны; скорби свои она переносила, какъ истинная христiанка, за то и Богъ, какъ мы увидимъ впоследствiи, не оставилъ ее Своими милостями и щедро вознаградилъ за ея страданiя.
Посмотримъ же, какого рода испытанiя выпали на долю несчастной.
Начать съ того, что она ни къ кому и никогда не обращалась за милостыней, а доставала пропитанiе себе и семейству своему одними только неутомимыми трудами; никогда и никому не жаловалась на несправедливость родственниковъ мужа и никакъ не решалась просить начальство о выделе ей следующей части изъ стоимости общаго дома и имущества, хотя и часто подстрекали ее къ этому советы постороннихъ.
— Богъ съ ними! — такъ, обыкновенно, говорила
она;—деверьямъ моимъ нужно больше моего, такъ пусть
и владеютъ добромъ мужа. Молю только, чтобы Богъ не
поставилъ имъ во грехъ соделанную мне обиду и не
потребовалъ бы у нихъ за это отчета на последнемъ страшномъ суде Своемъ.
Соседи — крестьяне, видя такое терпенiе Прасковьи, жалели ее и, по возможности, оказывали бедному семейству пособiе. Вдова съ благодарностiю принимала ихъ благодеянiя и каждый разъ молила Бога за благодетелей.
492ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ.
Она была слугою у всехъ крестьянъ и всегда съ усердiемъ исполняла все те работы, къ которымъ призывали ее. Сделается ли кто боленъ, — Прасковья ходить за нимъ, и день и ночь не отходить отъ постели больного; случится ли где покойникъ, — безъ Прасковьи опять не обходится дело. Она и тутъ помогаетъ домашнимъ править похороны. Не проходила также безъ нея и ни одна пирушка: Прасковья явится и сюда — готовить кушанье и прислуживать гостямъ. Однимъ словомъ, она поспевала всюду и прислуживала везде, куда только была приглашена.
Между темъ у Прасковьи умерли четверо младшихъ детей и остались только два сына и дочь. Въ нихъ-то, съ малолетства, старалась она внушить страхъ Божiй и, подавая собою примеръ, непрестанно вразумляла ихъ, что необходимо услуживать добрымъ людямъ и проводить время не праздно, а за честной работой.
Добрые советы матери не остались безплодными. Дети ея, возрастая, помогали ей по своимъ силамъ. Въ летнее время, мальчики нанимались пасти стадо, плели соломенныя шляпы, или корзинки, которыя передавали своей матери для продажи. Когда же наступала зима, они шли прислуживать къ богатымъ крестьянамъ, убирали имъ скотъ и исправляли разныя другiя домашнiя работы. Девочка тоже не оставалась безъ дела. Она приносила домой воду, топила печь и помогала матери готовить обедъ; кроме того, занималась еще починкою и шитьемъ разнаго белья и платья, какъ для себя, такъ и для своихъ братьевъ. Такъ росли сироты. Мать была очень довольна ими и забывала свое горе.
Въ этомъ же селе жилъ также священникъ, отецъ Николай. Много летъ онъ прожилъ съ женою своею, а Богъ благословилъ ихъ только однимъ сыномъ, да и тотъ, въ описываемое нами время, былъ въ духовной семинарiи, далеко отъ своихъ родителей. Окончивъ курсъ наукъ въ семинарiи, молодой Карповъ былъ переведенъ въ академiю; вследствiе этого отецъ Николай съ старушкой — женою
ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ. 493
жили одни — одинешеньки и только изредка утешались письмами, получаемыми отъ сына.
Дочь Прасковьи, Анна, часто ходила къ отцу Николаю. Старики полюбили бедную сироту и, заметивъ въ ней добрыя направленiя, согласились взять ее къ себе въ домъ и воспитывать вместо своей дочери.
— Сначала обучимъ ее грамоте, — говорили они между собою, — воспитаемъ въ нравственности, а потомъ ужъ отдадимъ ее замужъ и наградимъ всемъ нашимъ состоянiемъ. Богъ, можетъ быть, приметъ это за доброе дело и помилуетъ насъ, грешныхъ!
Жалко было Прасковье разставаться съ своею дочерью, но, сознавая доброе намеренiе отца Николая, она решилась воспользоваться его благодеянiемъ; благословила дочь свою Анну святою иконою и, отпуская отъ себя, вменяла ей въ непременную обязанность почитать благодетелей, какъ родныхъ отца и мать, не выходить изъ ихъ повиновенiя, а главное, не оскорблять ихъ никакими дурными поступками. Дочь отправилась къ отцу Николаю, а мать, тоскуя по ней, находила себе утешенiе въ молитве къ Пресвятой Богородице.
Въ доме священника Анну начали учить грамоте и рукоделiю. Добрые старики восхищались успехами своей воспитанницы; не менее ихъ радовалась на дочь свою Прасковья, которая теперь еще чаще стала появляться у отца Николая.
Прошло несколько летъ. Сироты выросли: старшiй сынъ Прасковьи, Андрей, былъ уже женатъ и имелъ у себя малютку—сына; другой сынъ ея, Петръ, былъ двумя годами моложе брата. Оба они, конечно, не проводили праздно время, а трудились, и отъ этого хозяйство бедной Прасковьи, мало-по-малу, начинало улучшаться. Она перестала уже терпеть нужду и благодарила Бога за своихъ почтительныхъ трудолюбивыхъ детей.
Счастiе, однако же, продолжалось не долго въ бедной хижине; горе опять посетило ея обитателей.
494 ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЬ.
Андрей и Петръ числились въ одномъ семействе съ родными дядями и ихъ детьми. Объявленъ былъ рекрутскiй наборъ; собралась, по обыкновенiю, мiрская сходка, на которой, по голосамъ немногихъ зажиточныхъ крестьянъ, и приговорили сиротъ къ очереди. Бедныхъ братьевъ никто не защищалъ; взяли ихъ и отправили въ рекрутскiй прiемъ. Дяди хлопотали объ отдаче племянниковъ.
Петръ, по молодости летъ, не могъ быть принятъ въ рекруты; закричали роковое „лобъ" Андрею, и темъ решилась его участь.
Несчастный Андрей почти безъ памяти вышелъ изъ Присутствiя.
— Братъ, — говорить онъ со слезами, — не оставь мою горемычную жену съ сиротою!
— Постой, братъ, — отвечалъ Петръ; — къ чему же тебе разлучаться съ твоей семьей! Лучше оставайся ты дома, а я пойду служить Богу и Великому Государю. Обо мне некому жалеть кроме матери; но для нея мы оба равны и одинаково близки къ сердцу; къ тому же, нетъ у меня ни жены, ни детей, нетъ и заботъ такихъ, какъ у тебя. Теперь же пойду къ судьямъ и на коленяхъ буду просить ихъ, чтобы приняли меня на службу.
Проговоривъ эти слова, Петръ вошелъ въ Присутствiе, помолился на святую икону и, поклонившись присутствующимъ, произнесъ:
— Судьи праведные! Я желаю поступить на службу
вместо брата: у него остаются жена и сынъ, а у меня нетъ
никого; примите меня, — я векъ буду молить за васъ Бога.
Присутствовавшiе, посоветовавшись между собою, решили принять меньшого брата.
— Этому „лобъ", а старшему брату его „затылокъ",—
сказалъ губернаторъ.
Приказанiе тотчасъ же было исполнено; Петра обрили и сдали въ команду. Андрей началъ обнимать и благодарить добраго брата.
ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ. 495
— Успокой только матушку, — говорилъ Петръ, — а
обо мне не заботься, какъ-нибудь проживу.
Погоревала, поплакала Прасковья, глядя на Петра и возложила свою надежду на Бога.
— Петръ, — говорила она, благословляя своего сына
въ далекiй путь, — будь надъ тобою мое родительское благословенiе! Что делать? Видно, такъ угодно Господу;
молись Ему, Царю небесному, проси Его милости и благодати, служи Великому Государю верно, почитай начальниковъ, не обижай товарищей и никогда не бери чужаго; если же придется тебе быть наибольшимъ, будь милостивъ къ служивымъ, — они твои братья. Помни всегда, что за Богомъ — молитва, а за Царемъ — служба не пропадаютъ.
Простился Петръ съ матерью и братомъ и отправился съ партiею въ походъ. А бабушка Прасковья воротилась съ Андреемъ въ село; но тутъ ждало ихъ новое горе; въ переднемъ углу хижины стоялъ гробъ съ маленькимъ сыномъ Андрея. Поплакали по малютке — и отнесли его на кладбище.
Но этимъ не окончились несчастiя Прасковьи: вскоре захворалъ старшiй сынъ ея, Андрей, и слегъ въ постель; жена сколько ни лечила его, но все было напрасно: Андрей умеръ и бабушка осталась въ хижине одна — одинехонька.
Похоронивъ своего сына, Прасковья безъ ропота покорилась судьбамъ Господнимъ и съ терпенiемъ переносила горести, ее удручавшiя.
Съ этого времени, Прасковья совершенно посвятила себя на служенiе Богу, не пропускала ни одной церковной службы и дома проводила целыя ночи въ усердныхъ молитвахъ предъ иконой: „Утешенiя Скорбящихъ"; она молила о заступленiи и покровительстве оставшимся — сыну и дочери.
Теплыя молитвы несчастной Прасковьи дошли до Престола Всевышняго, — Богъ помянулъ ея печаль и облегчилъ скорбь счастiемъ Петра и Анны.
496 ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ.
Анна выросла; она была, какъ и прежде, скромна, умна, почитала благодетелей и любила горемычную мать.
Отецъ Николай обучилъ ее многимъ наукамъ, познакомилъ съ некоторыми благородными семействами и доставлялъ лучшiя книги. Анна оправдала надежды воспитателей и была утешенiемъ своихъ благодетелей. Дни проводила она за рукоделiемъ, а вечера посвящала чтенiю и музыке.
Старики начали уже думать о замужестве прiемной дочери. Отецъ Николай, имея преклонныя лета, хотелъ передать другому свои обязанности духовнаго пастыря и желалъ видеть на своемъ месте мужа милой питомицы. Но судьба Всевышняго судила иначе...
Такъ проходило время. Мать получала письма отъ своего сына, Анна читала ихъ, — и обе радовались. Петръ писалъ къ ней, что очень доволенъ службою, что находится въ гвардiи, любимъ начальниками, произведенъ въ унтеръ-офицеры и назначенъ фельдфебелемъ. При письмахъ своихъ онъ присылалъ, иногда, матери деньги...
Близъ села пролегла большая дорога. Въ одно лето, на дороге этой заметно было особое движенiе: делались приготовленiя къ проезду именитой особы. Въ это время, однимъ утромъ, черезъ село проехало несколько экипажей; любопытные толпились на улице. Одна только Прасковья не знала ничего и молилась въ своей хижине, стоя на коленяхъ предъ святою иконою Пресвятой Богородицы.
Вдругъ, отворилась дверь хижины и въ нее вошелъ молодой офицеръ; на прекрасномъ лице его выражалась душевная доброта. Денщикъ несъ за нимъ чемоданъ.
— Богъ въ помощь, бабушка!—сказалъ офицеръ.
— Спаси тебя Христосъ!—отвечала бабушка.
— Позволь, мне бабушка, у тебя переодеться!—говорилъ офицеръ.
— Да благословитъ тебя Господь, добрый бояринъ, что не гнушаешься моею убогою кельею.
ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ. 497
Офицеръ началъ переодеваться.
Съ кемъ ты живешь, бабушка?—спросилъ офицеръ.
— Одна—одинехонька, бояринъ, отвечала Прасковья.
— А детей у тебя разве не было?
— Были у меня, батюшка, и детки, остались после смерти отца сиротами, малъ-мала-меньше. Много я приняла съ ними горя, трудилась безъ отдыха, выкормила моихъ голубчиковъ и дождалась было себе кормильцевъ и помощниковъ. Да Господь нашъ Царь небесный, не благословилъ меня владеть ими: одного сына похоронила, а другой служитъ батюшке Царю; дочь же взяли на воспитанiе къ себе добрые люди.
— Да, бабушка, велики твои несчастiя; помоги тебе Богъ перенести ихъ!
— Разве въ селе у васъ нетъ семей, что изъ двоихъ только сыновей твоихъ отдали одного въ рекруты?
— Какъ не быть, батюшка бояринъ? Семей въ селе много у насъ, да у техъ есть защита, а моихъ сиротъ защитить было некому.
— А что старушка,—продолжалъ офицеръ,—рада ты была бы, если бы твой сынъ навсегда возвратился къ тебе изъ службы?
— Какъ бы добру не радоваться. Да где тому быть?— возражала старуха. Туда-то, говорятъ, дорога широка, а оттуда—узка. Да и то еще сказать, бояринъ, надобно же кому-нибудь и служить. Если бы все православные сидели дома, такъ пришли бы сюда неверные басурманы, передушили бы всехъ насъ, осквернили бы храмы Господни и, чего добраго, пожалуй, извели и самого бы батюшку, нашего Белаго Царя!
— А ты разве любишь Царя, бабушка?
— Какая же бы я была христiанка, если бы не любила православнаго Царя? Самъ Спаситель приказалъ намъ любить царей и повиноваться имъ: Онъ Самъ повиновался царямъ, а мы-то какъ же смеемъ противиться заповедямъ Господнимъ?
498ТОГО БОГЪ НЕ ПОКИДАЕТЪ, КТО ЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТЪ.
— Где служитъ твой сынъ? — спросилъ снова офицеръ.—Присылаетъ ли къ тебе письма?
— Мой Петя служитъ въ Питере, — отвечала Прасковья,—при самомъ Государе, часто видитъ его светлыя очи и пишетъ, что службою очень доволенъ. Чего же мне еще больше ожидать отъ благого Создателя? Съ небольшимъ четыре года прошло, какъ мой Петя пошелъ на службу, а его ужъ сделали набольшимъ надъ всеми унтерами. Мой двоюродный братъ, отставной солдатъ, уверяетъ, что если Петръ не испортится, то его пожалуютъ въ офицеры. Дай-то Господи! Онъ, мой кормилецъ, и самъ-то получаетъ небольшое жалованье, да и то переслалъ ко мне рубликовъ десять.
— Где письма твоего сына, бабушка? Покажи мне.
Прасковья достала съ полки письмо и показала офицеру: тотъ прочиталъ письмо и, вынувъ изъ своего кармана записную книжку, что-то записалъ въ нее карандашемъ, потомъ, возвращая письмо, далъ старушке несколько ассигнацiй и сказалъ ей:
— Возьми, бабушка, эти деньги себе на хлебъ;
можетъ быть, скоро увидишь и своего сына. Молись Богу,
и не забывай меня въ своихъ молитвахъ. Прощай же,
добрая бабушка, помни, что за Богомъ—молитва, а за
Царемъ—служба не пропадутъ!
Съ этими словами, офицеръ съ денщикомъ вышли изъ хижины, и Прасковья только видела следъ укатившей коляски. Долго потомъ молила Прасковья Бога — благословить и наградить офицера и не знала, кто такой ея благодетель.
Къ отцу Николаю, наконецъ, прiехалъ нежданный гость—сынъ, котораго они не видали более пятнадцати летъ. Молодой Карповъ, по назначенiю начальства, отправлялся въ одинъ изъ университетовъ, для занятiя должности профессора. По пути онъ задумалъ заехать на родину, чтобы навестить стариковъ-родителей. Отецъ и