Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Город Колоссы представлял собой религиозный центр Малой Азии.
Церковь в Колоссах была основана одним из учеников апостола Павла – Епафрасом. Павел проявляет заботу об этой церкви, даёт советы Епафрасу. Послание написано из первых римских уз, между посланием к Ефесянам и посланием к Филиппийцам.(Т.Б., том 11, с.301-302). В конце послания апостол просит прочитать его и в Лаодикийской церкви, соседней для Колосской церкви.
Главной целью этого послания было предостеречь Колоссян от нарождающегося у них лжеучения. Павел пишет: “Смотрите, (братия), чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”. (Кол., II, 8). Вероятнее всего, что он имеет ввиду учение, исходящее от поклонения природе или от познания природы. Второе предположение рассматривается в Толковой Библии. (Т.Б., том 11, с.312). Христиане уже выросли из элементов натуралистического знания – и им незачем к ним возвращаться – такая мысль приводится в толкованиях.
Нужно отметить, что в христианском мировоззрении главное – не постижение или изменение природы, как в античности или в Новое время, а стремление к духовному спасению человека. В свете этой идеи и рассматривается вся жизнь человека.
Далее апостол пишет, что христиане не должны обольщаться учением, в котором содержится предписание служения ангелам. В этом же учении есть положение о изнурении плоти, что вовсе не необходимо для христианина. В Толковой Библии предполагается, что аскетические упражнения этого лжеучения имеют своей целью вызвать видение ангелов. По этому лжеучению ангелы, наряду со Христом, служат посредниками между Богом и людьми и “составляют собой одну божественную плирому, в которой Божество Себя проявляет”. (Т.Б., том 11, с.3160).
Вероятнее всего, как можно вывести из послания, лжеучителя этого учения отмечали иудейские праздники (Кол., II, 16)., то есть вышли из иудействующих. Хотя в учении их могут быть элементы из разных культов.
Это специфическое направление в лжеучениях желает привлечь на свою сторону с помощью интеллектуализирования и “вкрадчивых слов”. Заведомо ложные умозаключения облекаются в приукрашенную якобы разумом форму.
Апостол Павел не против познания. Как отмечается в Толковой Библии, “он несомненно отводил большую роль философствующему уму в постижении Божества (см. Рим.I, 20: “через рассматривание творений…”)”. (Т.Б., том. 11, с.312). Но как раз хорошее знание философии позволяет сказать апостолу Павлу, что вышеописанное лжеучение выведено “плотским умом”. (Кол.II, 18).
Христианское же учение едино как раз через Иисуса Христа. Это единая основа церкви. Лжеучение же о почитании ангелов дробит единство Церкви. Апостол настоятельно предостерегает от учения, в котором ангелы поставлены как бы равными Христу, что совершенно немыслимо для истинного христианина.
Далее в послании апостол призывает каждому стать новым человеком. “Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос ”. (Кол.III, 9-11). Колосская церковь составилась из язычников (Т.Б., том 11, с.301), поэтому понятны слова Павла, сходные со словами в послании к Римлянам.
Лучшими качествами для христианина Павел считает милосердие, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Апостол призывает быть снисходительными друг к другу, если кто на кого имеет жалобу, и быть дружелюбными. (Кол.III,12-13). Далее нравственные предписания сходны с предписаниями в послании к Ефесянам. Они представляют собой как бы краткий пересказ части послания к Ефесянам: “Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всём, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всём повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога… Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах… Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому” (1 Кол. III, 18-22; IV, 1,6).
Необыкновенно сильные слова апостола показывают идеал поведения человека, который гармонизирует общество. Не случайно христианство было признано официальной религией Римской империи. И произошло это не только потому, что христианство носило наднациональный характер, но и потому, что христианская этика вела к консолидации общества без особых потрясений.
Конечно, нравственное предписания апостола Павла касались внутрицерковных отношений. Возможно, опасно было такие отношения переносить и на “внешних”, то есть находящихся вне Церкви. Невозможно угадать, чем руководствуется внешний человек, поэтому нужно быть внимательным. Как пишет апостол: “Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем”. (Кол.IV, 5). В Толковой Библии отмечается, что эта фраза означает, что нужно быть благоразумным в соответствии с обстоятельствами времени.
Таким образом, апостол стремится сохранить единство Церкви и не позволить лжеучителям расколоть её.