Помощь в повседневной борьбе 3 страница
Итак, мы освобождены от господства и власти греха выведены из царства тьмы. Наше освобождение осуществилось через единение со Христом в Его смерти. Явившись в этот мир Христос по собственной воле вошел в царство греха, но Сам не согрешил. На кресте Он умер для царства греха (Рим. 6, 10), и в единении с Ним мы также умерли для этого царства. Необходимо полагаться на то, что во Христе мы мертвы для власти греха, и решительно противостоять греху, следить за своей плотью, чтобы грех не воцарился.
Таким образом, Господь обеспечил нам средство для нашего освящения. Через Иисуса Христа Он освободил нас от господства греха, чтобы мы могли противостоять греху. Однако ответственность за противоборство греху лежит на нас самих. Бог не делает этого за нас. Смешивать дарованную Богом способность противостоять греху с лежащей на нас ответственностью за это противостояние - значит напрашиваться на поражение в стремлении к святости.
Борьба за святость
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Рим 7,21
Соединившись со Христом, мы освободились от власти греха. Но грех все еще старается взять над нами верх, как это красноречиво описывает Апостол Павел: "Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое" (Рим. 7, 21). Эта борьба с грехом будет продолжаться всю жизнь. Может, нам это не нравится, но чем больше мы понимаем и признаем реальность духовной войны, тем лучше вооружаемся для борьбы. Чем больше мы узнаем о силе живущего в нас греха, тем меньше страдаем от его влияния, потому что глубина познания закона греха внутри нас пропорциональна силе отвращения к нему.
Несмотря на то, что в верующих постоянно живет склонность ко греху, Святой Дух поддерживает господствующую в нас жажду святости (1 Иоан. 3, 9). Так христианин борется с грехом, который обнаруживает в себе при помощи Бога. Эту картину рисует нам послание Римлянам (7, 21), и именно это отличает верующих от неверующих, ибо последние довольны своим пребыванием во мраке.
Как мы уже говорили в предыдущей главе, живущий в нас грех остается и после того, как свергнуто его владычество. И природа его не изменилась, хотя он побежден и ослаблен Грех по-прежнему остается врагом Божьим и не может покоряться Его закону (Рим. 8, 7). Следовательно, в нашем сердце живет непримиримый враг праведности. Сколько же внимания и старания требуется от нас, если укоренившийся в душе враг всегда готов противодействовать всякому доброму побуждению!
Для того чтобы успешно бороться с этим внутренним врагом, важно кое-что знать о его природе и тактике.
Во-первых, Библия прежде всего указывает на то, что живущая в нас греховность сосредоточена в сердце. "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека" (Марк 7, 21-23; см. также Быт. 6, 5; Лук. 6, 45).
Понятие "сердце" в Писании неоднозначно. Порой под этим словом имеется в виду разум и понимание, порой - привязанности и чувства, порой - воля. В общем, под словом "сердце" подразумевается душа человека со всеми ее способностями, действующими сообща к добру или ко злу. Разум, как мыслящая часть души, различает и судит; чувства определяют, что приятно, а что отвратительно; совесть побуждает и предостерегает и, наконец, воля принимает или отвергает,- все это вместе составляет сердце.
Писание говорит, что сердце лукаво и только Бог знает, что в нем происходит (Иер. 17, 9-10). Даже будучи верующими, мы сами не знаем до конца своего сердца (1 Кор. 4, 3-5). Никто не способен проследить скрытые побуждения и тайные происки своего сердца. В этом непостижимом сердце живет закон греха. Особая сила греха заключается именно в том, что нам приходится бороться с врагом, который не может быть познан нами до конца.
К тому же сердце обманчиво. Оно подсказывает извинения, находит "разумные" основания и оправдывает наши проступки. Оно ослепляет, так что мы не видим многих грехов в своей жизни. Лукавое сердце побуждает бороться против греха вполсилы или наводит на мысль, будто принятие Слова Божьего разумом и послушание ему - это одно и то же, что противоречит Писанию (Иак. 1, 22).
Сознание, что грех обитает в нашем лукавом и непостижимом сердце, подсказывает нам быть крайне осмотрительными. Следует ежедневно молить Бога о том, чтобы Он открыл нам грехи, которых мы не видим в своем сердце или же не хотим увидеть. Об этом молился и Давид: "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный" (Пс. 138, 23-24).
Главное орудие Бога при испытании нашего сердца - Священное Писание (если мы воспринимаем его под воздействием Святого Духа). "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12). Когда мы молим Бога об испытании нашего сердца, мы должны быть готовыми к испытанию Его Словом. Самое главное - предоставить Святому Духу возможность этого испытания. Если же мы сами станем разбираться в собственном сердце, то можем оказаться в одной из ловушек сатаны.
Первая ловушка - болезненный самоанализ, который может легко сделаться орудием дьявола, недаром названного клеветником (Откр. 12, 10). Он знает, что мы не будем стремиться к святости, если ему удастся обескуражить нас и привести в уныние.
Вторая ловушка - это непонимание сути нашей греховности. Лукавство сатаны и собственного сердца приковывает наше внимание к второстепенным вопросам. Один раз пришел ко мне молодой человек поговорить о грехе, с которым он не мог справиться. Хотя эта проблема казалась ему всепоглощающей, на самом деле у него были и другие пороки, которых он не видел. Грех, которым он мучился, ранил лишь его самого, в то время как пороки, которых он не замечал, ежедневно ранили других. Только Святой Дух может указать нам на то, к чему мы остаемся равнодушны по своей природе.
Во-вторых, нам необходимо понять, что живущий в нас грех действует главным образом с помощью наших, желаний. Со времени грехопадения в Едемском саду человек следует своим желаниям больше, нежели разуму. Желание стало играть в человеческом сердце главную роль. Оказавшись перед соблазном, проанализируйте борьбу между разумом и желанием. И если вы поддадитесь соблазну, то лишь потому, что желание взяло верх над разумом в борьбе за влияние на волю. Дьявол знает это и пленит наши желания тем, что автор послания Евреям называет греховным наслаждением (Евр. 11, 25).
Разумеется, не все желания злы. Апостол Павел говорит о благочестивом, добром желании познать Христа (Фил. 3, 10), а также о своем желании "об Израиле во спасение" (Рим. 10, 1), о желании духовного роста своих духовных детей (Гал. 4, 19).
Мы говорим здесь о неправедных желаниях, соблазняющих нас на грех. Апостол Иаков пишет, что "каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иак. 1, 14). Если мы хотим победы в борьбе за святость, то должны признать, что главная проблема заключается в нас самих. Именно наши собственные похоти ведут нас к соблазну. Мы, возможно, думаем, что реагируем лишь на внешне представленные нам искушения. На самом же деле наши нечистые желания и ненасытные страсти неустанно ищут удовлетворения. Задумайтесь над соблазном, на который вы особенно податливы, и вы увидите, как часто сами ищете случая, чтобы удовлетворить свое неправедное желание.
Даже когда мы так или иначе вступаем в борьбу с каким-либо конкретным грехом, наши нечистые желания, или живущий в нас грех, искушают нас к заигрыванию именно с ним. Иной раз, даже исповедуясь в грехе, мы возвращаемся к нему мысленно и снова впадаем в искушение.
Есть, конечно, немало случаев, когда мы неожиданно наталкиваемся на искушение. Когда это случается, наши страсти готовы пойти ему навстречу и поддаться. Как огонь пожирает горючее вещество, попадающее в него, так и наши страсти тотчас воспламеняются в ответ на соблазн. Джон Оуэн сказал, что грех продолжает борьбу, спутывая наши привязанности (я называю их здесь желаниями) и перетягивая их на свою сторону. "Поэтому,- продолжает Оуэн,- борьба с грехом должна вестись главным образом в области наших привязанностей. Мы должны добиваться того, чтобы желания были направлены на прославление Бога, а не на удовлетворение плотских запросов".
Третье, что нам следует уяснить о своей греховности,- это ее стремление обмануть наш разум, или способность рассуждать. Разум, просвещенный Святым Духом через Слово Божье, восстает против попытки греха подчинить нас себе, пользуясь нашими желаниями. Поэтому главный метод сатаны состоит в том, чтобы обмануть наш разум. Апостол Павел говорит об обольстительных похотях ветхого человека (Еф. 4, 22), а также напоминает, что "и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий..." (Тит. 3, 3). Эти тексты говорят о ветхом человеке, и нам следует понять, что этот обманщик до сих пор ведет с нами борьбу, хоть и потерял господство над нами.
Обман нашего разума осуществляется постепенно, шаг за шагом. Сначала мы теряем бдительность, затем сходим с пути послушания и таким образом вступаем на путь Ефрема, о котором Господь сказал: "Чужие пожирали силу его,- и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает" (Ос. 7, 9). В силу чрезмерной самонадеянности мы утрачиваем бдительность, приходим к убеждению, что якобы стали выше определенного соблазна. Видя чужое падение, мы думаем: "Я бы так никогда не поступил". Но Апостол Павел предупреждает: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Даже при оказании помощи падшему брату надо сохранять бдительность, помня слова Апостола Павла: "Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6, 1).
Нередко с пути послушания нас сводит злоупотребление милосердием Господа. Апостол Иуда говорит, что есть некоторые люди, "обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству" (Иуд. 4). Мы злоупотребляем благодатью, совершая грех и рассчитывая на прощение, о котором говорит Апостол Иоанн (1 Иоан. 1, 9). Мы злоупотребляем благодатью, когда, согрешив, размышляем о снисходительности и милосердии Божьем, не задумываясь о Его святости и ненависти ко греху. Мы оставляем путь послушания, когда начинаем сомневаться в Слове Божьем.
Именно этим приемом воспользовался сатана, когда искушал Еву и говорил ей: "Нет, не умрете" (Быт. 3, 1-5). Так поступает он и с нами, успокаивая: "Это пустяк" или "Бог не станет судить за это".
Таким образом, грех ведет против нас разбойничью войну, хотя и потерял господство над нами. Если дать ему волю, он победит нас. Поэтому наилучшее средство борьбы - немедленно и твердо противодействовать первому же проявлению живущего в нас греха. Если искушение найдет место в душе, оно непременно вовлечет нас в грех. "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло" (Еккл. 8, 11).
Никогда не следует думать, что борьба с грехом завершилась. Наше сердце непостижимо, похоти ненасытны, и нашему разуму всегда грозит заблуждение. Истинно сказал Иисус Христос: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Матф. 26, 41). А царь Соломон советовал: "Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Притч. 4, 23).
Помощь в повседневной борьбе
Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Рим. 6, 11
В 5 главе мы видели, как Бог вывел нас из царства греха и освободил от его господства, соединив со Христом в Его смерти. Мы были рабами греха и в рабстве совершали грехи, приобретали греховные привычки. Но Иисус Христос пришел в этот грешный мир и взошел за нас на Голгофу. Он умер для греха, и в своем единении с Ним мы также умерли для греха. Теперь мы освобождены от господства греха и больше не являемся его рабами. Нам надлежит полагаться на это и противостоять греху, чтобы он не властвовал над нашей плотью.
В 6 главе мы видели, что грех все еще живет в нас и с помощью похотей и обмана ведет против нас партизанскую войну. На первый взгляд может показаться, будто всякая надежда на святость, представленная в 5 главе, начисто исчезает в 6 главе. Напрашивается вопрос: какая же польза от того, что борьба с грехом выиграна Иисусом Христом в Его смерти на кресте, если я по-прежнему подвергаюсь атакам греха в своем сердце и нередко бываю побежден?
Чтобы повседневно жить в святости, мы должны усвоить, что Бог в Своей безграничной мудрости счел нужным допустить повседневную борьбу с живущим в нас грехом. Но Он не покидает нас в этой борьбе. Освободив от власти греха, Он обеспечил нас вполне достаточными средствами для победы над ним. Это подводит нас ко второй истине, высказанной в послании Римлянам (6, 11), на которую мы должны положиться и которую следует постоянно иметь в виду. Мы не только умерли для греха, но живы для Бога. Мы не только выведены из царства мрака, но и введены в царство света. Апостол Павел сказал, что мы стали рабами праведности (Рим. 6, 18). Господь не оставляет нас в состоянии неопределенности. Он освобождает нас от ига греха и вводит в царство Своего Сына.
Что значит быть живым для Бога? Как это помогает нам в стремлении к святости? Прежде всего это означает, что мы объединены со Христом в Его силе. Совершенно верно то, что собственными силами мы не в состоянии вести святую жизнь.
Обратите внимание на слова Апостола Павла в послании Филиппийцам: "Я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" (4, 11-13). Наша реакция на обстоятельства говорит, пребываем ли мы в святости. Святость - это не перечень приказов и запретов, но подражание характеру Господа и подчинение Его воле. На пути к святой жизни очень важно довольствоваться всем, что дает Бог.
Стоит, однако, заметить, что Апостол Павел может довольствоваться немногим, потому что Христос дал ему на это силы. Ту же мысль мы встречаем в послании Колоссянам: Павел молится, чтобы христиане поступали достойно Бога, "укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью" (1, 11). Откуда приходят терпение и выдержка? - Они производятся от укрепляющей силы Господа.
В послании Ефесянам Павел пишет, что молится Богу, чтобы Он, по богатству славы Своей, дал верующим "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке" (3, 16). Затем он восхваляет Того, "Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (3, 20). Это - первое следствие того, что мы живы для Бога. Мы объединены с Тем, Кто действует в нас с целью укрепить нас Своей великой силой.
Всем нам знакомо страшное чувство безнадежности, вызываемое властью греха. Десятки раз мы принимали решение не поддаваться определенному греху, и, тем не менее, отдавались ему вновь и вновь. Вот здесь и подходит к нам сатана и начинает внушать: "Брось бесполезную борьбу. С этим грехом тебе никогда не справиться". И это верно - собственными силами мы этого сделать не в состоянии. Но мы живы для Бога, мы соединились с Тем, Кто нас укрепляет. Уповая на Него, мы получаем силу, нужную в борьбе именно с этим искушением.
Я могу предотвратить влияние греха на свою смертную плоть лишь полагаясь на два факта: я мертв для греха и жив для Бога. Доктор Мартин Ллойд-Джонс говорит: "Эта уверенность освобождает нас от прежнего чувства безнадежности, которое всем нам знакомо из-за страшной власти греха... Я теряю чувство безнадежности, так как знаю, что не только избавился от власти греха, но вступил под иную власть, сильнее которой нет ничего на свете. Это власть Божья, которая действует во мне, каким бы слабым я ни был".
Это не теоретическое рассуждение, не имеющее практического значения в нашем стремлении к святости. Полагаться на действительность, что мы мертвы для греха, но живы для Бога,- значит активно действовать.
Это активное действие заключается в том, что мы предоставляем себя Богу как ожившие из мертвых. Практически, мы уже действуем, когда сопротивляемся греховным искушениям и соблазнам, веря Божьему слову. Мы полагаемся на факт, что живы для Бога, когда с верой ожидаем от Христа силу, нужную для сопротивления греху. Вера должна опираться на факты, и 6 глава послания Римлянам - для нас непреложный факт.
Бог дал нам Святого Духа, чтобы Он жил в нас. Это второе следствие того, что мы живы для Бога. Фактически, это наше единство со Христом, так как оно осуществляется только благодаря Духу Святому. Это Он дает нам духовную жизнь (Рим. 8, 9-11), Он производит в нас "хотение и действие" по воле Божьей (Фил. 2, 13). Апостол Павел пишет: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого" (1 Фес. 4, 7-8). Тут Павел связывает дар Святого Духа с праведным образом жизни. Святой Дух послан главным образом для того, чтобы освятить нас, уподобить образу Божьему.
Связь между Святым Духом и праведной жизнью можно проследить и в других местах Писания. Например: "Бегайте блуда... тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа" (1 Кор. 6, 18-19); "Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас" (Рим. 8, 9); "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5, 16).
Почему Святой Дух живет в нас и укрепляет нас в святости? Потому что мы живы для Бога. Мы находимся под властью Отца Небесного, соединившего нас со Христом и пославшего Своего Святого Духа, чтобы Он жил в нас!
Святой Дух укрепляет нас в праведности и прежде всего дает увидеть потребность в святости. Он освещает наш разум, поэтому мы начинаем понимать, что представляет из себя Божий эталон святости. Затем Он указывает нам на грехи в разных областях нашей жизни. Один из самых действенных приемов сатаны состоит в том, чтобы сделать нас духовно слепыми, неспособными видеть греховность своего характера. В Писании сказано: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17, 9). Только Дух Святой может проникать в глубины сердца и обнаруживать то, что там скрыто.
Даже глубоко воспринявшие учение Священного Писания могут заблуждаться в оценке собственных грехов. Мы интуитивно чувствуем, что согласие с учением Библии равнозначно послушанию. Бывает, что мы слышим в проповеди какое-либо практическое указание для себя лично или находим его, самостоятельно изучая Библию, и говорим: "Да, это верно; мне надо над этим поработать". И на этом дело кончается. Апостол Иаков говорит, что, поступая так, мы сами себя обманываем (1, 22).
Совершенствуясь в вере, мы подвергаемся всевозрастающей угрозе духовной гордыни. Мы хорошо знаем истинное учение, способы его применения в жизни, соответствующие разрешения и запреты и при этом часто не сознаем своей духовной нищеты. Мы не замечаем своей придирчивости и непримиримости, привычки к злословию, склонности судить других и можем уподобиться Ангелу Лаодикийской церкви, которому Господь сказал: "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг" (Откр. 3, 17).
Так было с царем Давидом, когда он согрешил с Вирсавией и затем погубил ее мужа, чтобы скрыть первый грех (2 Цар. 12, 1 -13). Раскаивался ли он и был ли огорчен своим нечестивым поступком? - Нисколько. Больше того, он был готов осудить другого человека на смерть за гораздо меньшее преступление. Почему он оказался на это способен? - Потому что был духовно слеп. Давид почувствовал мерзость своего преступления лишь тогда, когда пророк Нафан сказал ему: "Ты - тот человек!"
Святой Дух показывает нам, что духовная нищета - следствие наших грехов. Он приходит к нам со словами: "Ты - тот человек!" Даже когда такая весть исходит из уст любящего брата во Христе, озабоченного нашим состоянием, Святой Дух дает нам силу принять ее и воскликнуть подобно Давиду: "Согрешил я перед Господом!" Святой Дух открывает нам тайники нашего сердца и дает увидеть скрытую в нем безнравственность. Именно с этого начинает Он дело нашего освящения.
Естественным следствием осознания требований Бога и понимания личной греховности является пробуждение в нас потребности в освящении. Это также действие Святого Духа, направляющего нас к святости. Мы печалимся о своих грехах печалью ради Бога (2 Кор. 7, 10) и повторяем вместе с Давидом: "Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня... Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега" (Пс. 50: 4, 9).
Апостол Павел говорит: "...Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Фил. 2, 13). Прежде чем начать действовать, нужно проявить волю, то есть захотеть. Показывая нам нашу греховность, Святой Дух поступает так не затем, чтобы привести нас в отчаяние, но чтобы подвести к святости. Он делает это, вызывая в нас ненависть ко греху и жажду святости.
Лишь человек, всем сердцем стремящийся стать праведником, сможет устоять на мучительном, медленном и трудном пути к святости. Слишком часто это оказывается нам не по силам, и если Святой Дух не укрепляет в нас жажду святости, привычки нашей ветхой природы и искушения сатаны берут верх, и мы не выдерживаем. Святой Дух вызывает в нас эту жажду, показывая не только наши грехи, но и Божью святость. Он совершает это посредством Писания. Читая, изучая или слушая Слово Божье, мы пленяемся святостью Бога, и хотя она кажется недостижимо высокой, мы отзываемся на то, что свято, праведно и добро (Рим. 7, 12). Даже если наш внутренний человек часто терпит неудачи, мы находим удовольствие в законе Божьем (Рим. 7, 22).
Таким образом, здесь заложено еще одно различие, которое мы должны делать между тем, что совершает Бог и что мы должны совершать сами. Если Святой Дух пользуется Писанием, чтобы показать нам нашу духовную нищету и вызвать жажду святости, то не следует ли из этого, что нам надо всегда пребывать в Слове Господнем? И не должны ли мы обращаться к Слову Божьему с молитвой, чтобы Святой Дух испытал наше сердце и открыл нам грехи? (Пс. 138, 23-24). Неважно при этом, слышим мы Слово Божье в проповеди или изучаем его сами.
После того как Святой Дух помог нам увидеть нашу нужду и вызвал жажду святости, Он дает нам силу вести праведную жизнь. "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5, 16). Поступать по духу - значит жить в послушании Духу Святому и в зависимости от Него. Так возникает равновесие между нашей волей (выражающейся в послушании) и верой (выражающейся в зависимости). В данный момент мы рассматриваем зависимость от Святого Духа.
Никто не может преодолеть испорченности сердца иначе, как с помощью укрепляющей силы Духа Божьего. Апостол Петр сказал, что Богом "дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2 Петр. 1, 4). Став причастниками Божеского естества, мы спасаемся от морального разложения, и это приобщение происходит через живущего в нас Святого Духа.
Наша способность жить свято зависит от Святого Духа. Эта зависимость проявляется двояко. Во-первых, мы должны исследавать Священное Писание со смирением и постоянством. Если мы действительно хотим жить в сфере Духа, то должны постоянно питать разум Его истиной. Было бы лицемерием молиться о победе над грехами, пренебрегая в то же время изучением Слова Божьего.
Возможно, однако, и вне зависимости от Святого Духа, безрассудно надмеваясь плотским умом, постоянно заниматься Словом Божьим. Но Бог сказал: "А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66, 2). Необходимо подходить к Писанию в духе смирения и искреннего раскаяния, с полным сознанием неспособности увидеть собственную греховность и нужду в просвещающей силе Святого Духа.
Во-вторых, мы выражаем зависимость от Святого Духа, когда молимся о святости. Апостол Павел неустанно молился о воздействии Духа Святого на жизнь тех, к кому он обращался в посланиях. Ефесянам он сообщает, что преклоняет колени перед Богом, чтобы Он дал им "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке" (3, 16). Он молился, чтобы колоссяне "исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему" (Кол. 1, 9-10). Фессалоникийцам он писал: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте"; "Да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем... чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом" (1 Фес. 5, 23; 3, 12-13). Апостол Павел ясно видел, что святость наша зависит от Святого Духа, и выражал эту зависимость в молитве.
Будучи молодым христианином, я думал, что для праведной жизни мне нужно лишь найти в Библии, чего требует от меня Бог, и затем идти и делать это. Опытные христиане улыбнутся столь наивному представлению, но я тем не менее вижу юных христиан, начинающих свой путь столь же самоуверенно. Необходимо понять, что в достижении даже малейшего прогресса на пути к святости мы зависим от укрепляющей нас силы Святого Духа. Обратившись к Нему за помощью, мы увидим, как Он действует в нас, открывая наш грех, возбуждая жажду святости и даруя силу отвечать Ему послушанием.
Послушание, а не победа
Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Рим. 8,13
Бог обеспечил нас средствами к достижению святости, но ответственность за нее возложил на нас самих. Как мы говорили ранее, Божьи средства заключаются в освобождении нас из-под власти греха, в единении со Христом и в даре Святого Духа, обличающего нас, возбуждающего жажду святости и укрепляющего в стремлении к ней. Силой Духа Святого и согласно даруемой Им новой природе нам следует умерщвлять плотские дела (Рим. 8,13).
Хотя Дух Святой и дает нам силу умерщвлять порочные склонности, Апостол Павел говорит, что это также и наше дело. С одной стороны, это совершается силой Божьей, с другой - действием человека.
В предыдущей главе мы рассматривали, в чем заключается работа Духа Святого, а в этой поговорим о нашей ответственности за умерщвление плотских дел.
Из вышеприведенного текста ясно, что Бог возложил на нас ответственность за святость нашей жизни. Мы должны действовать. Мы не имеем права, оставив дела, жить одним упованием. Нет, мы должны умерщвлять дела плотские. В посланиях Апостола Павла и других Апостолов многократно напоминается о нашей ответственности за святой образ жизни. "Итак умертвите земные члены ваши..." (Кол. 3, 5) - это то, что мы обязаны сделать.
Автор послания Евреям пишет: "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евр. 12, 1). Итак, он зовет нас свергнуть иго греха и с терпением проходить свое поприще. Апостол Иаков говорит: "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас" (4, 7). Мы должны покориться Богу и противостать дьяволу. В этом наша ответственность. Апостол Петр призывает: "Потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире" (2 Петр. 3, 14). Это обращение к нашей воле, то, на что нам надо решиться.
В определенный период христианской жизни я считал, что любое мое усилие вести святой образ жизни исходит от плоти. Мне казалось, что Бог не благословляет мои старания жить по-христиански точно так, как не благословляет любую попытку стать христианином путем свершения добрых дел. Как я принял Иисуса Христа верой, так и святость жизни мне надлежит искать путем веры. Всякое старание в этом случае будет только преградой. Я неверно понимал выражение: "Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам" (2 Пар. 20, 17). Я неверно толковал это, думая, что следует все предоставить Господу, и Он поборет грех в моей жизни. Я даже написал тогда на полях Библии около этого стиха: "Вот наглядная иллюстрация хождения в духе".
Как я ошибался! Я неправильно понимал зависимость от Святого Духа, думая, что мне не нужно ни трудиться, ни нести ответственности. Я полагал, что мне нужно лишь обратиться к Богу за помощью и Он примет за меня нужные решения и изберет для меня послушание вместо непослушания. Но это не путь Господень. Бог обеспечивает нам средства для достижения святости, но ответственность за их использование возлагает на нас.
Святой Дух дарован всем христианам. Доктор Мартин Ллойд-Джонс говорит: "Святой Дух обитает в нас; Он действует в нас и дает нам способность и силы. Один из главных призывов Нового Завета звучит так: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение". Это мы и должны делать. Но обратите внимание на следующие слова: "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению". Святой Дух производит в нас и желание, и действие. Благодаря тому, что я не оставлен на собственный произвол, ибо Дух Святой живет во мне, я призван в страхе и трепете совершать собственное спасение".