Анас) сказал: «И (вдруг) из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась (во все стороны), а потом полил дождь».
(Анас) сказал:
− Клянусь Аллахом, (после этого) мы не видели солнца целых шесть дней, а когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошёл человек, встал перед ним и сказал: «О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил (дождь)!»
(Анас) сказал:
− Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в вади и на те места, где растут деревья! /Аллахумма, хаваляй-на ва ля ‘аляй-на! Аллахумма, ‘аля-ль-аками, ва-з-зыраби, ва бутуни-ль-аудийати, ва манабити-ш-шаджар!/»
(Анас) сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце».[1260]
باب أذكار صلاة التراويح
Глава 140. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время молитв “таравих”
Знай, что совершение молитв “таравих”, по единодушному улемов, соответствует сунне. Такие молитвы состоят из двадцати рак’атов с произнесением таслима после каждых двух рак’атов. В остальном “таравих” ничем не отличаются от всех прочих молитв, описания которых приводились выше, и в случае их совершения произносятся общепринятые слова поминания, например, “ду‘а аль-истифтах”, обращения к Аллаху с мольбами во время молитвы, полное чтение ташаххуда, мольбы после ташаххуда и прочие слова поминания. Хотя всё сказанное очевидно и известно, я обратил на это внимание, так как в основном люди относятся к подобным вещам недостаточно серьёзно и не произносят большую часть слов поминания, однако правильным является то, о чём говорилось нами выше.
Что же касается чтения Корана, то, согласно правильному мнению, которое разделяло большинство улемов и в соответствии с которым поступают люди, в течение месяца во время молитв “таравих” следует прочесть Коран полностью. Это значит, что каждую ночь необходимо прочитывать одну тридцатую часть Корана. Желательно, чтобы имам читал Коран, чётко выговаривая каждую букву, и избегал чтения более чем одной части за ночь. Следует остерегаться повторять то, что обычно делают во многих мечетях невежественные имамы, которые во время последнего рак’ата этой молитвы, совершаемой в 7-ю ночь рамадана, полностью читают суру “Скот”, утверждая, что эта сура была ниспослана за один раз. Однако подобные действия являются отвратительным нововведением и проявлениями явного невежества, что приводит ко многим пагубным последствиям, о чём уже говорилось в “Книге о чтении Корана”.
باب أذكار صلاة الحاجة
Глава 141. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить после молитвы, совершаемой в случае возникновения необходимости в чём-либо
عن عبد الله بن أبي أوفى رضي الله عنهما قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : " من كانت له حاجة إلى الله تعالى أو إلى أحد من بني آدم فليتوضأ وليحسن الوضوء ثم ليصل ركعتين ثم ليثن على الله عز وجل وليصل على النبي صلى الله عليه وسلم ثم ليقل : لا إله إلا الله الحليم الكريم سبحان الله رب العرش العظيم الحمد لله رب العالمين أسألك موجبات رحمتك وعزائم مغفرتك والغنيمة من كل بر والسلامة من كل إثم لا تدع لي ذنبا إلا غفرته ولا هما إلا فرجته ولا حاجة هي لك رضا إلا قضيتها يا أرحم الراحمين "
495. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Пусть тот, кому что-либо понадобится от Аллаха Всевышнего или от кого-нибудь из людей, должным образом совершит омовение, потом совершит молитву в два рак’ата, потом воздаст хвалу Всемогущему и Великому Аллаху и призовёт благословения на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а потом скажет: «Нет бога, кроме Аллаха Кроткого, Щедрого, слава Аллаху, Господу великого престола, хвала Аллаху, Господу миров! Прошу Тебя (даровать мне) то, что послужит причиной проявления Твоей милости и непременно позволит заслужить Твоё прощение, а также приведёт к совершению всего, что даст возможность приблизиться (к Тебе) и очиститься от всякого греха. Не оставляй ни одного греха, которого Ты мне не простишь, ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавишь, и ни одного желания, которое Ты не исполнишь, если желаемое будет угодно Тебе, о Милостивейший из милостивых! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Халиму-ль-Кариму, Субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘арши-ль-‘азыми, аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин! Ас’алю-кя муджибати рахмати-кя, ва ‘аза’има магфирати-кя, ва-с-салямата мин кулли исмин. Ля тада‘ ли занбан илля гафарта-ху, ва ля хамман илля фарраджта-ху, ва ля хаджатан хийа ля-кя ридан илля кадайта-ха, йа Архама-р-рахимин!/»[1261]
В подобных случаях желательно также обращаться к Аллаху, как обращаются к Нему тогда, когда человеком овладевает печаль, то есть говорить: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/»[1262]
عن عثمان بن حنيف رضي الله عنه أن رجلا ضرير البصر أتى النبي صلى الله عليه وسلم فقال : ادع الله تعالى أن يعافيني قال : " إن شئت دعوت وإن شئت صبرت فهو خير لك " قال : فادعه فأمره أن يتوضأ فيحسن وضوءه ويدعو بهذا الدعاء : " اللهم إني أسألك وأتوجه إليك بنبيك محمد نبي الرحمة صلى الله عليه وسلم يا محمد إني توجهت بك إلى ربي في حاجتي هذه لتقضى لي اللهم فشفعه في " قال الترمذي : حديث حسن صحيح
496. Передают со слов ‘Усмана бин Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился один слепец, который попросил его: «Обратись к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он избавил меня (от слепоты)». (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если хочешь, я обращусь с такой мольбой, а если хочешь, терпи, ибо это будет для тебя лучше». (Слепец) сказал: «Обратись к Нему с мольбой», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему совершить омовение должным образом и обратиться к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе через Твоего пророка Мухаммада, пророка милости, да благословит его Аллах и приветствует![1263] О Мухаммад, поистине, я обращаюсь через Тебя к Твоему Господу, чтобы моя просьба была удовлетворена. О Аллах, прими его ходатайство за меня! /Аллахумма, инни ас’алю-кя ва атаваджжаху иляй-кя би-набиййи-кя Мухаммадин, набиййи-р-рахмати, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма! Йа Мухаммаду, инни таваджжахту би-кя иля Рабби фи хаджати хазихи ли-тукда ли. Аллахумма, фа-шаффи‘-ху фи-йа!»[1264]
باب أذكار صلاة التسبيح
Глава 142. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время совершения молитвы прославления /салят ат-тасбих/
Ат-Тирмизи пишет в “Сунан”:
− Известен не один хадис, в котором сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы прославления, однако многие из этих хадисов достоверными не являются. Ибн аль-Мубарак, как и многие другие улемы, считал совершение молитвы прославления целесообразным, и все улемы указывали на достоинство такого прославления. Ахмад бин ‘Абда передал, что Абу Вахб спросил ‘Абдуллаха бин аль-Мубарака о том, как совершается молитва прославления, и тот ответил: «(Человек, совершающий такую молитву,) сначала должен произнести такбир, потом сказать “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табарака исму-кя, ва та‘аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/”, потом пятнадцать раз произнести слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, потом обратиться к Аллаху с мольбой о защите от шайтана[1265], произнести слова “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/” и прочитать “Аль-Фатиху” и ещё одну суру Корана, а потом по десять раз произнести слова “Субхана-Ллах”, “Аль-хамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”. Затем следует совершить поясной поклон и произнести эти слова ещё десять раз, потом выпрямиться и произнести их ещё десять раз, потом совершить земной поклон и произнести их ещё десять раз, потом выпрямиться и произнести их ещё десять раз, потом совершить второй земной поклон и произнести их ещё десять раз. Так следует совершить четыре рак’ата, во время каждого из которых слова прославления произносятся по семьдесят пять раз. Начать следует с пятнадцати прославлений, после чего молящийся должен перейти к чтению Корана, а потом произнести десять прославлений. Мне представляется, что человеку, который будет совершать эту молитву ночью, лучше произносить таслим после каждых двух рак’атов. Если же молитва будет совершаться днём, то он может произносить или не произносить таслим по собственному желанию».
В другой версии этого сообщения говорится, что ‘Абдуллах бин аль-Мубарак сказал: «(Совершая такую молитву,) во время поясного поклона следует трижды произносить слова “Слава моему Великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым!/”, а во время земного поклона − “Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля!/”, а потом произносить слова прославления». Ибн аль-Мубарака спросили: «Если человек проявит невнимательность во время такой молитвы, следует ли ему повторять слова прославления по десять раз, когда он будет совершать два земных поклона в качестве искупления?» Он ответил: «Нет, ибо слова прославления следует произнести ровно триста раз».
عن أبي رافع رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم للعباس : " يا عم ألا أصلك ؟ ألا أحبوك ؟ ألا أنفعك ؟ قال : بلى يا رسول الله قال : يا عم صل أربع ركعات تقرأ في كل ركعة بفاتحة القرآن وسورة فإذا انقضت القراءة فقل الله أكبر والحمد لله وسبحان الله خمس عشرة مرة قبل أن تركع ثم اركع فقلها عشرا ثم ارفع رأسك فقلها عشرا ثم اسجد فقلها عشرا ثم ارفع رأسك فقلها عشرا قبل أن تقوم فتلك خمس وسبعون في كل ركعة وهي ثلاثمئة في أربع ركعات فلو كانت ذنوبك مثل رمل عالج غفرها الله تعالى لك قال : يا رسول الله من يستطيع أن يقولها في يوم ؟ قال : إن لم تستطع أن تقولها في يوم فقلها في جمعة فإن لم تستطع أن تقولها في جمعة فقلها في شهر فلم يزل يقول له حتى قال : قلها في سنة " قال الترمذي : هذا حديث غريب
497. Передают со слов Абу Рафи‘а, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-‘Аббасу: «О дядя, разве я не поддерживаю с тобой родственные связи, так не сделать ли тебе подарок и не принести ли пользу?» Тот ответил: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О дядя, совершай молитву в четыре рак’ата, во время каждого из которых сначала читай “Аль-Фатиху” и ещё одну суру, когда же завершишь чтение, по пятнадцать раз произноси слова “Аллаху акбар”, “Аль-хамду ли-Ллях” и “Субхана-Ллах” перед каждым поясным поклоном. Потом соверши поясной поклон, во время которого произнеси эти слова десять раз, потом выпрямись и произнеси их ещё десять раз, потом соверши земной поклон, во время которого произнеси их ещё десять раз, потом выпрямись и произнеси их ещё десять раз, прежде чем встать. (Таким образом, в общей сложности во время) каждого рак’ата (ты произнесёшь эти слова семьдесят пять раз[1266] и (произнесёшь их) триста раз в течение четырёх рак’атов, и, если будет у тебя столько грехов, сколько песка в пустыне, Аллах Всевышний простит их тебе». (Аль-‘Аббас) воскликнул: «О посланник Аллаха, кто же сумеет произнести (все эти слова) в течение дня?!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если ты не сможешь произнести их в течение дня[1267], то произнеси их за неделю[1268], а если не сможешь сделать это за неделю, то произнеси их за месяц», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) продолжал говорить, пока не сказал: «...произнеси их за год»[1269].[1270]
Ат-Тирмизи относит этот хадис к категории неизвестных (гариб). В комментарии к “Сунан” ат-Тирмизи имам Абу Бакр бин аль-‘Араби пишет: «Этот хадис Абу Рафи‘а является слабым и не может быть причислен ни к достоверным, ни к хорошим. Ат-Тирмизи приводит его только для того, чтобы люди обратили на него внимание и не обманывались им. Что же касается утверждения Ибн аль-Мубарака, то оно доводом служить не может». Аль-‘Укайли сказал: «Нет ни одного достоверного хадиса, который служил бы указанием на узаконенность молитвы прославления. Так, например, Абу-ль-Фарадж бин аль-Джаузи приводит ряд хадисов о молитве прославления и указывает на пути их передачи, но потом разъясняет, что все они являются слабыми. В своей книге он относит эти хадисы к числу подложных»[1271].
Дошло до нас, что имам и хафиз[1272] Абу-ль-Хасан ад-Даракутни, да помилует его Аллах, сказал: «Наиболее достоверным из сказанного о достоинствах различных сур Корана является то, что говорилось о достоинстве суры “Искренность”, а наиболее достоверным из сказанного о достоинствах молитв является то, что говорилось о достоинстве молитвы прославления». Данное сообщение вместе с его иснадом взято из жизнеописания Абу-ль-Хасана ‘Али бин ‘Умара ад-Даракутни, однако из его содержания не следует, что хадис о молитве прославления является достоверным. Дело в том, что так мухаддисы указывали на то, что то или иное сообщение является наиболее достоверным из всего, что говорилось на эту тему, даже если сообщение как таковое относится к категории слабых хадисов. Иначе говоря, так мухаддисы указывали на то, что из всех сообщений это является наименее слабым.
Некоторые из наших близких товарищей, например, Абу Мухаммад аль-Багави и Абу-ль-Махасин ар-Руйани, указывали на желательность совершения такой молитвы прославления.
В конце “Главы о похоронах” своей книги “Аль-Бахр” ар-Руйани пишет: «Знай, что совершение молитв прославления поощряется, и это желательно делать при каждом удобном случае, не пренебрегая ими. Об этом говорил ‘Абдуллах бин аль-Мубарак и целый ряд других улемов. ‘Абдуллаха бин аль-Мубарака спросили: “Если человек проявит невнимательность во время такой молитвы, следует ли ему повторять слова прославления по десять раз, когда он будет совершать два земных поклона в качестве искупления?” Он ответил: “Нет, ибо слова прославления следует произнести ровно триста раз”». Хотя слова Ибн аль-Мубарака относительно совершения двух земных поклонов в качестве искупления уже приводились ранее, я привожу их здесь во второй раз с особой целью, которая заключается в том, чтобы показать, что, если об этом говорит столь уважаемый имам, который не отвергает этого, значит, он с этим согласен. О желательности совершения молитв прославления говорили и многие другие, в том числе и ар-Руйани, один из достойнейших и знающих наших товарищей, а Аллах знает об этом лучше.
باب الأذكار المتعلقة بالزكاة
Глава 143. Слова поминания, имеющие отношение к закяту
Аллах Всевышний сказал:
﴿ خذ من أموالهم صدقة تطهرهم وتزكيهم بها وصل عليهم ﴾ [ التوبة : 103 ]
{Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их, и обращайся за них с мольбами...}[1273]
عن عبد الله بن أبي أوفى رضي الله عنهما قال : كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا أتاه قوم بصدقة قال : " اللهم صل عليهم " فأتاه أبو أوفى بصدقته فقال : " اللهم صل على آل أبي أوفى "
498. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Когда кто-нибудь из людей доставлял пророку, да благословит его Аллах и приветствует, свою садаку[1274], он всегда говорил: «О Аллах, благослови их! /Аллахумма, салли ‘аляй-хим!/» И когда свою садаку ему доставил мой отец, он (тоже) сказал: «О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!»[1275]
Аш-Шафи’и и его последователи, да помилует их Аллах, говорили:
− Лучше всего, чтобы сборщик закята говорил тому, кто выплачивает закят: «Да вознаградит тебя Аллах за то, что ты отдал, и да сделает Он это для тебя средством очищения, и да сделает Он для тебя благословенным то, что ты оставил /Аджара-кя-Ллаху фи-ма а‘тайта, ва джа‘аля-ху ля-кя тахуран, ва баракя ля-кя фи-ма абкайта/»[1276]
Желательно, чтобы человек, к которому попадёт собранный закят, будь то сборщик или бедняк[1277], обратился к Аллаху с такой мольбой, обязательным же это ни в нашем мазхабе, ни в других, как правило, не считается. Однако некоторые наши товарищи утверждали, что делать это обязательно, поскольку аш-Шафи’и сказал: «Выплачивающий закят имеет право на то, чтобы за него обращались с мольбой, на что ясно указывается в этом айате». Улемы говорили:
− Обращаясь с мольбой, нежелательно говорить: «О Аллах, благослови такого-то!» − поскольку в том айате, где сказано: {...и обращайся за них с мольбами...}[1278], подразумеваются обычные мольбы[1279].
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который в подобных случаях говорил: «О Аллах, благослови их!» − то он, в отличие от нас, был волен обращаться с такими мольбами за того, за кого хотел. Улемы говорили:
− Точно так же не принято говорить “Мухаммад ‘азза ва джалля[1280] /могущественный и великий Мухаммад/”, хотя он и был могущественным и великим человеком. Не принято обращаться с мольбой “салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма /да благословит его Аллах и приветствует/” после упоминания об Абу Бакре или ‘Али, но принято говорить “Радыйа-Ллаху ‘ан-ху” или “Ридвану-Ллахи ‘аляй-хи”, что означает “да будет доволен им Аллах”. По мнению большинства наших товарищей, в таких случаях нежелательно говорить “да благословит его Аллах и приветствует”. Однако некоторые из них считали необходимым говорить, что это не является наиболее подходящим, а слово “нежелательно” употреблять не следует. Некоторые другие говорили, что делать это не разрешается, то есть запрещается. Говорить “мир ему /‘аляй-хи-с-салям/” следует только после упоминания о ком-либо из пророков, за исключением таких случаев, когда слово “салям” используется в качестве обращения или ответа, поскольку согласно сунне следует начинать с приветствия, на которое обязательно давать ответ. Что же касается использования слова “благослови” применительно к тем, кто упоминается после пророка, то это допускается всеми. Так, например, люди говорят: «О Аллах, благослови Мухаммада, его семейство, его жён, его потомство и его последователей /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али-хи, ва асхаби-хи, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи, ва атба‘и-хи/», поскольку это делали наши праведные предшественники. Более того, нам было велено произносить такие слова во время ташаххуда. Подробно об этом говорится в “Книге о мольбе за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”.[1281]
Знай, что иметь намерение относительно выплаты закята обязательно, а принимать решение об этом следует сердцем, как и в тех случаях, когда дело касается иных видов поклонения. Кроме того, желательно выражать намерение вслух, если же человек ограничится только этим, но не будет иметь намерения в сердце, то относительно действительности этого у улемов не было единого мнения. Правильнее всего считать, что действительным это не будет, а если тот, кто выплачивает закят, примет решение о его выплате, он не обязан говорить: «Это − закят». Достаточно отдать закят тому, кто имеет право на получение этих средств, но никакого вреда не принесёт и произнесение вышеупомянутых слов вслух, а Аллах знает об этом лучше.
Тому, кто будет выплачивать закят или раздавать деньги в качестве садаки, выплаты чего-либо по обету или искупления, желательно сказать: {Господь наш! Прими от нас (это); поистине, Ты − Слышащий, Знающий /Рабба-на! Такаббаль мин-на; инна-кя Анта-с-Сами‘у-ль-‘Алим}.[1282] Аллах Всевышний поведал, что так говорили Ибрахим, Исма‘ил и жена ‘Имрана.
كتاب أذكار الصّيام
Книга о словах поминания, которые произносятся во время поста
بابُ ما يقوله إذا رأى الهلالَ، وما يقولُ إذا رأى القمرَ.
Глава 144. Что желательно говорить, если кто-либо увидит молодой месяц, и что желательно говорить, если кто-либо увидит полную луну
عن طلحة بن عبيد اللّه رضي اللّه عنه أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان إذا رأى الهلال قال: "اللَّهُمَّ أهِلَّهُ عَلَيْنا باليُمْنِ وَالإِيمانِ وَالسَّلامَةِ وَالإِسْلامِ رَبِّي وَرَبُّكَ اللَّهُ" قال الترمذي: حديث حسن.
499. Передают со слов Тальхи бин ‘Убайдуллаха, что при виде молодого месяца пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «О Аллах, вознеси его над нами с благоденствием, верой, благополучием и исламом![1283] Господь мой и Господь твой − Аллах! /Аллахумма, ахилля-ху ‘аляй-на би-ль-йумни, ва-ль-имани, ва-с-салямати ва-ль-ислам! Рабби ва Раббу-кя-Ллах!/»[1284]
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما قال: كان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا رأى الهلال قال: "اللَّهُ أكْبَرُ، اللَّهُمَّ أهِلَّهُ عَلَيْنا بالأمْنِ والإِيْمَانِ والسَّلامَةِ والإِسلامِ وَالتَّوْفِيقِ لِمَا تُحِبُّ وَتَرْضَى، رَبُّنا وَرَبُّكَ اللَّهُ".
500. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при виде молодого месяца посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Аллах велик! О Аллах, вознеси его над нами с безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты любишь и что Тебе угодно! Господь мой и Господь твой − Аллах!/Аллаху акбар! Аллахумма, ахилля-ху ‘аляй-на би-ль-амни, ва-ль-имани, ва-с-салямати, ва-ль-ислами, ва-т-тауфики ли-ма тухиббу ва тарда! Рабби ва Раббу-кя-Ллах!/»[1285]
عن قتادة أنه بلغه؛أن نبيّ اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان إذا رأى الهلالَ قال:"هِلالٌ خَيْرٍ وَرُشْدٍ، هِلالُ خَيْرٍ وَرُشْدٍ، هِلالُ خَيْرٍ وَرُشْدٍ، آمَنْتُ باللّه الَّذي خَلَقَكَ، ثَلاث مراتٍ، ثم يقول: الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي ذَهَبَ بِشَهْرِ كَذَا وجَاءَ بِشَهْرِ كَذَا".
Катада передал, что до него дошло, что при виде молодого месяца пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Месяц следования по правильному пути и блага, месяц следования по правильному пути и блага, месяц следования по правильному пути и блага, я уверовал в Аллаха, Который создал Тебя! /Хилялю рушдин ва хайр, хилялю рушдин ва хайр, хилялю рушдин ва хайр, аманту би-Лляхи аллязи халяка-кя!/» Потом он говорил: «Хвала Аллаху, Который унёс такой-то месяц и принёс такой-то месяц /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи захаба би-шахри кя-за ва джа’а би-шахри кя-за/».
وفي رواية عن قتادة "أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان إذا رأى الهلال صرف وجهَه عنه"
В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Катады, сообщается, что, увидев молодой месяц, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отворачивался от него.[1286]
ورويناه في كتاب ابن السني ، عن أبي سعيد الخدري، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم.
Хадис, в котором сообщается о том, что говорил при виде молодого месяца посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и приводится в книге Ибн ас-Сунни[1287].
Теперь что касается полной луны.
عن عائشة رضي اللّه عنها قالت أخذ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدي، فإذا القمر حين طلع فقال: "تَعَوَّذِي باللّه مِنْ شَرّ هَذَا الغاسقِ إذَا وَقَبَ" .
502. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− (Однажды,) когда появилась полная луна, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за руку и сказал: «Обращайся к Аллаху за защитой от зла это ночного мрака, когда он покрывает (землю)[1288]».[1289]
عن زياد النميري عن أنس رضي اللّه عنه قال : كان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا دخل رجب قال : " اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا في رَجَبَ وَشَعْبَانَ وَبَلِّغْنا رَمَضَانَ ". رواه أبو نعيم في حلية الأولياء بإسناد فيه ضعف ، ورواه أيضاً ابن السني بزيادة.
503. Зийад ан-Нумайри передал, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда наступал раджаб, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует обычно говорил: «О Аллах, благослови нас в раджабе и ша‘бане и дай нам дожить до рамадана /Аллахумма, барик ля-на фи раджаба ва ша‘бана ва баллиг-на рамадана/».[1290]
بابُ الأذكارِ المستحبّة في الصَّوْم.
Глава 145. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время поста
عن أبي هُريرة رضي اللّه عنه؛ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: "الصِّيَامُ جُنَّةٌ، فإذَا صامَ أحَدُكُمْ فَلا يَرْفُثْ وَلا يَجْهَلْ ("فلا يرفث ولا يجهل": قال ابن علاّن: كذا فيما وقفت عليه من نسخ، وفيه حذف وهو كما في الصحيحين "فإذا كان أحدُكم صائماً فلا يرفثْ ولا يَجْهَل" ولم ينبّه على هذا الحافظ ولعله على الصواب فيما وقف عليه من الأصول، ثم رأيته ملحقاً في أصل مصحح) ، وَإِنِ امْرُؤٌ قاتَلَهُ أو شاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إني صَائِمٌ إني صَائِمٌ مَرَّتَيْن".
504. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Пост является щитом[1291], и пусть (постящийся) избегает всего непристойного[1292] и не ведёт себя подобно невеждам[1293], если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): «Поистине, я пощусь! /Инни са’им!/»[1294]
Говорят, что эти слова следует произносить вслух, чтобы их услышал человек, который пытается завязать с постящимся ссору, так как это может удержать его от подобных действий. Говорят также, что эти слова следует произносить сердцем, чтобы не проявлять безрассудство и хранить неприкосновенность поста, но более верным следует считать первое, а Аллах знает об этом лучше.
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال: قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "ثَلاَثَةٌ لاَ تُرَدُّ دَعْوَتُهُم: الصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ، وَالإِمامُ العادِلُ، وَدَعْوَةُ المَظْلُومِ" قال الترمذي: حديث حسن. قلت: هكذا الرواية "حتى" بالتاء المثناة فوق.
505. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не отвергаются мольбы троих: (мольба) постящегося пока он не разговеется, (мольба) справедливого правителя и (мольба) притесняемого».[1295]
بابُ ما يقولُ عندَ الإِفْطَار
Глава 146. Что желательно говорить во время разговения
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما قال: كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم إذا أفطر قال: "ذَهَبَ الظَّمأُ، وابْتَلَّتِ العُرُوقُ، وَثَبَتَ الأجْرُ إِنْ شاءَ اللَّهُ تَعالى" .
506. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Разговевшись, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху[1296]/Захаба-з-зама’у, ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах/».[1297]
عن معاذ بن زهرة أنه بلغه أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان إذا أفطر قال: " اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلى رِزْقِكَ أفْطَرْتُ" هكذا رواه مرسَلاً.
507. Муа‘з бин Зухра передал, что до него дошло, что, разговевшись, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, ради Тебя я постился и дарованным Тобой разговелся /Аллахумма, ля-кя сумту ва ‘аля ризки-кя афтарту/».[1298]
عن معاذ بن زهرة قال:كان رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا أفطر قال: "الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أعانَنِي فَصَمْتُ، وَرَزَقَنِي فأفْطَرْتُ".
508. Сообщается, что Муа‘з бин Зухра сказал:
− После разговения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который помог мне, благодаря чему я соблюдал пост, и даровал мне средства к существованию, благодаря чему я разговелся /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи а‘ана-ни фа-сумту, ва разака-ни фа-афтарту/».[1299]
عن ابن عباس رضي اللّه عنهما قال:كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم إذا أفطر قال: "اللَّهُمَّ لَكَ صُمْنا، وَعلى رِزْقِكَ أَفْطَرْنا، فَتَقَبَّلْ مِنَّا إنَّكَ أنْتَ السَّمِيعُ العليم .
509. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Разговевшись, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «О Аллах, ради Тебя мы постились и дарованным Тобой разговелись, прими же (это) от нас, поистине, Ты − Слышащий, Знающий /Аллахумма, ля-кя сумна ва ‘аля ризки-кя афтарна, фа-такаббаль мин-на, инна-кя Анта-с-Сами‘у-ль-ль-‘Алим/».[1300]
عن عبد اللّه بن أبي مليكة عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص رضي اللّه عنهما قال: سمعت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: "إنَّ للصَّائِمِ عِنْدَ فِطْرِهِ لَدَعْوَةً ما تُرَدُّ" قال ابن أبي مُليكة: سمعتُ عبد اللّه بن عمرو إذا أفطرَ يقول:"اللَّهُمَّ إني أسألُكَ بِرَحْمَتِكَ الَّتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْء أنْ تَغْفِرَ لي".
510. Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн Абу Муляйки, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть такая мольба, которая не отвергается, когда постящийся обращается с ней к Аллаху во время разговения».
Ибн Абу Муляйка сказал:
− И я слышал, как во время разговения ‘Абдуллах говорил: «О Аллах, поистине, я заклинаю Тебя Твоим милосердием, которое объемлет собой всё, простить меня! /Аллахумма, инни ас’алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи‘ат кулля шай’ин ан тагфира ли!/»[1301]
بابُ ما يَقُولُ إذا أفطرَ عندَ قوم.
Глава 147. Что желательно говорить, если человек разговеется у кого-либо из людей
عن أنس رضي اللّه عنه؛أن النبي صلى اللّه عليه وسلم جاء إلى سعد بن عبادة فجاء بخبز وزيت فأكل، ثم قال النبيُّ صلى اللّه عليه وسلم: "أفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ، وأكَلَ طَعَامَكُمُ الأبْرَارُ، وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ المَلاَئِكَةُ ".
511. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который принёс с собой хлеб и оливковое масло, пришёл к Са’ду бин ‘Убаде, поел, а потом сказал: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы!/Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту!/»[1302]
عَنْ أَنَس قَالَ: كَانَ النَّبِيّ صَلَّى اللّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَفْطَرَ عِنْدَ قَوْم دَعَا لَهُمْ فَقَالَ: "أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ" إِلَى آخره.
512. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− После того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разговлялся у кого-либо из людей, он обращался к Аллаху с мольбой за них, говоря: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы!»[1303]
بابُ ما يَدعُو به إذا صَادَفَ ليلةَ القَدْر
Глава 148. С какой мольбой к Аллаху желательно обратиться в ночь предопределения
عن عائشة رضي اللّه عنها قالت: قلتُ يارسول اللَّه! إن علمتُ ليلة القدر ما أقول فيها؟ قال: "قُولي: اللَّهُمَّ إنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ العَفْوَ فاعْفُ عَنِّي" قال الترمذي: حديث حسن صحيح.
513. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− (Однажды) я спросила: «О посланник Аллаха, что мне говорить, если я узнаю, что настала ночь предопределения?». Он сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты − Прощающий и Ты любишь прощать, так прости же меня! /Аллахумма, инна-кя ‘Афуввун тухиббу-ль-‘афва, фа-‘фу ‘ан-ни!/”»[1304]
Наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили, что обращаться к Аллаху с этой мольбой желательно как можно чаще и желательно как можно больше читать Коран и произносить слова поминания Аллаха и мольбы, которые принято произносить в особых случаях, что уже подробно разъяснялось ранее. Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Днём[1305] эту мольбу желательно стараться произносить столь же часто, как и в ночь предопределения». Кроме того, желательно как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами и просить Его удовлетворить нужды мусульман, что является признаком праведников и познавших рабов Аллаха, Который оказывает содействие.
باب الأَذْكَارِ في الاعْتِكَاف
Глава 149. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время уединения в мечети (и‘тикаф)
В этот период желательно как можно больше читать Коран и произносить другие слова поминания Аллаха.
كتاب أذكار الحجّ
Книга о словах поминания, которые желательно произносить во время хаджжа
Знай, что слова поминания Аллаха и мольбы, с которыми желательно обращаться к Нему во время хаджжа, столь многочисленны, что привести их полностью невозможно, однако мы укажем на важные моменты, имеющие отношение к тому, ради чего они произносятся. Эти слова подразделяются на два вида: одни желательно произносить в пути, а другие − во время хаджжа как такового. Если пожелает Аллах Всевышний, слова поминания, которые произносятся в пути, будут приведены нами впоследствии вместе с такими словами, которые желательно произносить не только паломникам, совершающим хаджж и находящимся в дороге.
Если пожелает Аллах Всевышний, то слова поминания, которые желательно произносить во время хаджжа, будут приведены нами в соответствии с порядком совершения соответствующих обрядов хаджжа. Поскольку эта тема является весьма обширной, в большинстве случаев я стану опускать необходимые указания[1306] из опасений перед тем, что книга получится слишком длинной и наскучит читателю.
Если человек пожелает вступить в состояние ихрама, ему следует совершить полное /гусль/ и частичное /вуду/ омовение, а потом надеть изар и накидку. Ранее нами уже приводились слова поминания Аллаха, которые желательно произносить человеку, совершающему частичное и полное омовение[1307], а также тому, кто наденет новую одежду[1308]. После этого паломнику следует совершить молитву в два рак’ата. О словах поминания, которые желательно произносить во время молитвы, речь также шла выше[1309]. Во время первого рак’ата такой молитвы после “Аль-Фатихи” желательно прочесть суру “Неверные”, а во время второго − суру “Искренность”. После молитвы желательно обратиться к Аллаху с мольбой по собственному выбору, примеры чего приводились выше[1310]. Когда человек пожелает войти в состояние ихрама, он должен вознамериться сделать это сердцем, которому желательно помочь языком и сказать: «Я намереваюсь совершить хаджж, и для этого я вступил в состояние ихрама ради Всемогущего и Великого Аллаха», после чего полностью произнести тальбийу. Намерение сердца является обязательным, а выражение намерения вслух соответствует сунне. Если человек вознамерится сердцем совершить хаджж, но не выразит своё намерение вслух, этого будет достаточно, тогда как одного лишь заявления о совершении хаджжа без намерения сердца будет недостаточно. Имам Абу-ль-Фатх Суляйм бин Аййуб ар-Рази сказал: