Поучение к простому народу при посещении Епархии 1 страница

О спасении

Возлюбленные братия! Неизреченное милосердие Божие поставило меня, недостойного, вашим пастырем; оно сподоби­ло меня посетить вас, соединить с вашими молитвами мои убогие молитвы и, наконец, беседовать с вами. О чем же нам, братия, побеседовать? — побеседуем о нашем спасении.

Все мы кратковременные странники на земле. Каждый из нас погостит на ней, сколько ему назначено Богом, и потом умрет, умрет непременно. И дома наши, и сады, и поля, и имущество, и самое тело будут отняты у нас смертию. Душа, одна душа с своими делами, добрыми или злыми, пойдет в вечность, в вечности будет или постоянно блаженствовать и радоваться, или постоянно мучиться, плакать и стонать. Побе­седуем же о том, как нам спастись, как благоугодить Богу, как избавиться от горького ада, как наследовать рай сладости.

Братия! приготовьтесь тщательно внимать моим словам, чтоб вам понять их и помнить. Имея возможность редко беседовать с вами, намереваюсь ныне преподать вам самонужнейшее уче­ние. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою[1098]

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой свя­той Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церк­ви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил не повинующегося Церкви с идолопоклонником: аще кто цер­ковь преслушает, сказал Он, буди тебе якоже язычник а мытарь[1099]. Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: Безумие бысть тебе, понеже не сохранил ecu заповеди моея, юже заповеда ти Господь[1100]. Еда угодны Господу всесожжения и жертвы, якоже послушати гласа Господня? се, послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня. Якоже грех есть чарование, тако грех (есть) противле­ние, и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение[1101]. В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетель­ствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа[1102]. Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом[1103]. — Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явил­ся диавол, и говорит: «Макарий! ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением»[1104]. Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться. Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим[1105]. Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник[1106], как и Господь явил Свое смирение тем, что Он был послушлив до смерти, смерти же крестныя[1107]. Без послуша­ния Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк[1108]. Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смерт­ный грех, не прощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению свя­того Иоанна Златоустого. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и при­соединится к Святой Церкви.

Кто хочет спастись, должен, хотя понемногу, но часто мо­литься Богу. В будни молись Богу дома: утром, восстав от сна; на ночь, отходя ко сну; пред обедом и пред ужином. Даже не позавтракай и не поужинай, не вспомнив о Боге и не изобразив на себе крестного знамения. В праздничные и вос­кресные дни должны принимать участие в общественных цер­ковных молитвах. Ходи к утрени, к всенощному бдению, к Божественной Литургии и к вечерне. Великое счастие для грешного человека, что ему дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтоб Бог простил ему грехи и даро­вал спасение. Давид был славный и богатый царь, был вместе и Пророк, но одного просил у Господа: Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его[1109]. Давид признавал данную ему возможность ходить в церковь особеннейшею милостию Божиею: Аз же, говорит он, множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем[1110]. Вообще молитва есть величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом. Святые Отцы называют молитву материю всех доб­родетелей[1111], потому что ею можно испросить у милосердого Господа все прочие добродетели, все блага, временные и веч­ные, как засвидетельствовал Господь: просите, сказал Он, и дастся вам; ищите и обрящете: толцыте, и отверзется вам. К заповеди о молитве Господь присовокупил и обетова­ние услышать молитву нашу: всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется. Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него[1112]. Молитву должно совершать с верою; основывать ее должно на незлобии. Что душа для тела, то вера для молитвы: как тело без души мертво и не способно к движению, так молитва без веры мертва, лишена силы и действия. Что основание, фундамент для дома, то незлобие для молитвы. Как дом не может стоять без фундамента, но должен упасть, так молитва, если она не основана на незло­бии, не может вознестись к Богу, но погрязает в плотском мудровании и уничтожается им. Господь сказал: Вся, елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам. И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша[1113]. Молитва не только доставляет нам временные и вечные блага, не только привлекает на нас благо­словение Божие, она охраняет от напастей, исторгает из вели­чайших бедствий. Она извлекла пророка Иону из чрева китова; она избавила царя Езекию от объявленной уже ему смерти. Молитеся, да не внидете в напасть[1114], сказал Господь. Напро­тив того, нерадящий о молитве подвергается многим и раз­личным бедствиям, может утратить самое спасение.

Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить мило­стыню душевную и телесную. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, то есть оскорблений и обид, нанесенных нам ближними. Милостыня телесная состо­ит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждою, деньгами и странноприимством. Господь сказал: Блажени милостивии: яко тии помилованы будут[1115], то есть спасутся. Напротив того, Суд без милости ожидает немилостивых[1116], то есть немилостивым не спастись.

Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу тщатель­ное раскаяние в своих согрешениях, как при ежедневных мо­литвах своих, так, в особенности, пред отцом духовным при таинстве исповеди. Возвещает Боговдохновенный Пророк: Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил ecu нечестие сердца моего[1117]. Вникните в порядок слов, изреченных Святым Духом: сперва человек познает грехи свои, что достигается благочестивым рассматриванием самого себя; потом он отвер­гает те оправдания, которыми лукавая совесть обыкновенно старается извинить грех свой; наконец кающийся человек де­лается обвинителем самого себя и высказывает Господу при свидетеле-духовнике все согрешения свои, отнюдь не щадя самолюбия. Тогда он получает от Бога прощение беззаконий. Апостол сказал: Агце исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всяким неправды. Почему, аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника: и Той очищение есть о грехах наших, не о наших же точию, но и о всего мира[1118]. У нас всесильный ходатай Господь наш Иисус Христос! у нас всемо­гущее очищение от наших грехов — Господь наш Иисус Хри­стос! Уничтожив наши грехи при посредстве исповеди чрез такого Ходатая и чрез такое очищение, мы несомненно полу­чаем всерадостный залог нашего спасения. По очищении себя исповедию пред отцом духовным должно со страхом Божиим, верою и любовию приобщиться всесвятого Тела Христова и всесвятой Крови Христовой, что необходимо для спасения. Господь сказал: Аминь, аминь, глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе, то есть не имеете спасения. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, то есть имеет спасение[1119]. Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж, к сожалению и несчастию, житейские заботы и до сего не допустят, то непре­менно должно приобщиться однажды в год.

Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время сего крат­кого земного странствования. Случится ли неурожай, или и созревший уже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезнь своя и членов семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение и обиды от сильного человека: все это дол­жно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления. Господь заповедал нам в терпении нашем стяжавать души наши[1120]; претерпевый до конца, сказал Он, той спасется[1121]. Это значит: спасется не тот, кто какую-либо одну скорбь перенесет терпеливо, а при других скорбях будет пре­даваться печали и ропоту; спасется тот, который все скорби, все напасти, какие бы ни попу стались ему во время земной жизни, будет благодушно переносить до самой кончины, до дня и часа смерти. Благодушное терпение скорбей есть дея­тельное, живое сознание своей греховности! Благодушное тер­пение скорбей есть деятельное, живое познание и исповеда­ние Искупителя! Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу. Христос пострада по нас, сказал святой апостол Петр, нам оставль образ, да последуем стопам Его[1122]. Никакой произвольный подвиг, ника­кое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом не­вольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд само­мнения и тщеславия, более или менее явных; но подвиг, в который возводится душа скорбию, посылаемою Богом, свобо­ден от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подви­гом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние. Посылаемые Богом скорби — верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюб­лен Богу. Аз, свидетельствовал Господь, их же аще люблю, обличаю и наказую[1123]. По этой причине Апостол так утешает скорбящего и страждущего: Сыне мой, не пренемогай наказа­нием Господним, ниже ослабей, от Него обличаем. Его же бо любит Господь наказует: биет же всякого сына, егоже при­емлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог[1124]. Таково достоинство скорбей земных, когда они пе­реносятся с благодушием! они — дар Божий![1125] Они — знаме­ние усыновления Богу! Чтоб научиться терпеливому и благо­душному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами блаженного разбойника: Дос­тойное по делом моим приемлю; помяни мя, Господи, во Цар­ствии Твоем[1126]. Также полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова. Благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?[1127] яко Господеви изволися, тако и быстъ: буди имя Господне благословенно во веки[1128]. Все святые мно­гими скорбми и смертми[1129] наследовали Царство Небесное! Все святые славословили и благодарили Бога за посланные им искушения и напасти, которыми они очистились, как злато в горниле, и сделались способными к вечному блаженству. Благо­душное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых верными залогами служат земные скорби.

Желающему спастись необходимо заниматься чтением бо­жественных книг. Блажен муж, сказал святой пророк Давид, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни вся воля его, и в законе Его поучится день и нощь[1130]. Ум наш, как омраченный грехом, никак не может удовлетвориться по отношению к спасению собственными помышлениями, немощ­ными, колеблющимися, обманчивыми: ему необходимо посред­ством внимательного чтения или тщательного слышания Сло­ва Божия заимствовать из него помышления Божественные и вразумляться ими. Должно заниматься изучением Слова Бо­жия весьма благоговейно и весьма часто, чтоб оно было руко­водителем нашим в деле спасения; потому что наши собствен­ные помышления легко могут отвлечь нас от спасительного пути, приняв неправду за правду. Наши собственные помыш­ления столько повреждены грехом, что они даже противоре­чат и противодействуют Слову Божию. Великая беда вверять­ся им! напротив того, великое благо, когда кто неупустительно держится Слова Божия, как слепец держится за руку своего провожатого. Святые Отцы назвали чтение и слышание Сло­ва Божия царем всех добродетелей[1131]. Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущие и действующие в по­врежденном естестве нашем, открывает все ухищрения их, разоблачает злобу, когда она для обольщения нашего при­крывается личиною добродетели. Слово Божие обнаруживает козни и замыслы врага нашего диавола, вразумляет нас, как мы должны отражать этого лукавого супостата, жаждущего погибели нашей. Слово Божие непрестанно призывает нас к покаянию, поведая нам бесконечное милосердие Божие к пад­шему и страждущему под игом греха человечеству; оно наста­вляет нас, как приносить покаяние, как соделать это покая­ние действительным и многоплодным. Слово Божие представ­ляет нам всю превратность и суетность сего мира; оно живописует пред нами погибельные следствия от обольщения миром и грехом; оно раскрывает пред нами величественную вечность с ее наградами за благочестивую земную жизнь и с ее страшными казнями за беззакония, совершенные на земле. Слово Божие преподает нам подробнейшее и точнейшее уче­ние о добродетелях и о средствах, как приобрести добродете­ли, как сделаться угодными Богу. Короче сказать: слово Бо­жие научает нас спасению.

Кто верный сын Православной Церкви, кто ежедневно, а еще лучше, если ежечасно, на всяком месте владычества Бо­жия, вспоминает Бога и просит у Него милости и помощи, кто по воскресным и праздничным дням тщательно посещает храм Божий, а дома молится каждое утро и вечер, кто милостив к нищим и странным, кто приносит раскаяние в своих грехах и приобщается Святых Христовых Тайн, кто терпит велико­душно посылаемые ему Богом скорби, кто тщательно занима­ется изучением слова Божия, тот имеет у себя драгоценный залог спасения. — Ему еще предлежит подвиг: он необходимо должен хранить свое сокровище — свое спасение от грехов, особливо от грехов смертных.

Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, кото­рый убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принеся в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение. Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человече­ству, врачуются покаянием. Покаяние в смертном грехе со­стоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, приняв от него епитимию и впредь в этот грех не впадать. Но как мно­гим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе! Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на во­ровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злоде­янии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном гре­хе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению.

Что значат грехи несмертные? Это грехи помышлением, словом, делом, в ведении и неведении, которые не убивают души, но только более или менее уязвляют ее. Этих грехов не чужды и Святые; но Святые бодрствуют над собою, и, заме­тив согрешение, в которое увлекла их общая человекам не­мощь, тотчас врачуют его покаянием. Если последует разлу­чение души с телом в то время, как человек не успел омыть свои несмертные грехи покаянием, то душа не низводится по причине этих грехов во ад; ей попускается на пути к небу, на воздухе, истязание от духов лукавых, в соучастии с которыми совершаются человеками грехи, и предоставляется искупить согрешения добрыми делами. Если душа имеет достаточно добрых дел, в особенности если она во время земной жизни подавала много милостыни, то она искупает этой милостынею и прочими добрыми делами согрешения; ей отверзаются врата небесные, и она входит на небо для вечного упокоения и радо-вания. Но случается, что у души бывает так много несмерт­ных грехов и так мало добродетелей, что она за множество грехов несмертных низводится во ад. Святые Отцы уподобля­ют смертный грех тяжелому камню, а несмертный грех ни­чтожному зерну песка. Если навязать один большой камень на шею человека и погрузить его в глубину, то он потонет: так достаточно одного смертного греха, чтоб потопить душу в про­пастях ада. Несколько зерен песка не составляют почти ника­кого груза: так и в Святых Божиих несмертный грех, весьма умалившийся и измельчившийся постоянным наблюдением за собою и постоянным покаянием, не имеет почти никакого вли­яния на их вечную участь. Но этот же несмертный грех в душах, преданных земным попечениям, в особенности зем­ным увеселениям, получает необыкновенную тяжесть и на­равне со смертным грехом низвлачает окаянную душу во ад. Например, если кто сказал смешное и даже неблагопристой­ное слово, потом раскаялся в нем, того грех удобопростителен; если же кто постоянно произносит смешные, кощунные и даже срамные слова, тот за постоянное свое празднословие и сквернословие удобно может подвергнуться вечному мучению во аде. Несмертные грехи многочисленностию своею могут принести ту же погибель душе, какую приносит ей смертный грех. Так, мешок, набитый мелким песком и навязанный на шею человека, может потопить его столь же удобно, как мо­жет потопить и самый тяжелый камень.

Корень всем грехам, сказал святой апостол Павел, есть сребролюбие, а после сребролюбия, по мнению святых От­цов, чревообъядение, которого сильнейшее и обильнейшее выражение — пьянство. Из-за любви к деньгам Иуда совер­шил ужаснейшее преступление между преступлениями чело­веческими: предал Господа. Из-за любви к деньгам соверша­ются бесчисленные злодеяния: нарушаются законы Божеские и государственные, попирается правда, покровительствуется неправда, угнетается нищий, обогащается на погибель свою мздоимец. Сердце сребролюбца затворяется для милосердия, и он лишает сам себя милости Божией, или спасения, которое даруется одним милостивым. Преданный пьянству к каким беззакониям не способен? Он отселе раскален вином, как бы огнем геенским, безумствует, беснуется, как исступленный. Он готов на прелюбодеяние, он готов на ссоры, на драки, на разбой, на убийство. Все злодеяния представляются удобными для обуявшего от пьянства. При всем том его злодеяния не могут сравниться со злодеяниями сребролюбца, которого зло­деяния обдуманы, прикрыты личиною правды, дальновидны, проникнуты и преисполнены лукавством сатанинским, дей­ствуют нередко в самом обширном значении и размере, потря­сая и подрывая благосостояние целых народов. Не без причи­ны Святое Евангелие говорит, что в сребролюбивого Иуду, для вспомоществования ему и для руководства его в адских замыслах, вниде сатана[1132].

Возлюбленные братия! В краткой моей беседе к вам изло­жил я пред вами, сообразно скудости разумения моего, путь спасения, средства к спасению и образ, как сохранить от пор­чи злом спасение, приобретенное добродетелями.

Спасайтесь, братия, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, — не видать, как пройдет. Не видать, как подкрадется к каждому из нас смерть! В страшный час смерт­ный всякое объядение и пьянство, всякое любодеяние и пре­любодеяние покажутся нам смрадною и глубокою ямою и про-пастию. Как начнем мы жалеть, что валялись в этой яме! Тогда мы познаем, что наслаждение всякою страстию есть самое несчастное, самое горестное обольщение. Блажен тот, кто запасся спасением, запасся спасением чрез посредство молитв своих, чрез посредство милостыни своей, чрез посред­ство покаяния своего. Таковой внидет в радость Господа сво­его; таковой внидет в рай сладости, где текут реки благодати Божией, где празднуется вечный праздник спасения.

Напротив того, ту душу, которая во время земной жизни утопала в грехах, лютые демоны низвлекут в ад. О братия! невыразимы те муки, которые ожидают грешников в темницах преисподней. Там мрак вечный и вместе огнь неугасающий; там скрежет зубов, там червь неусыпающий. Там раздаются непрестанные вопли и стоны! умоляют о милости: но нет ни­кого, кто бы слышал и обращал внимание на самые убеди­тельнейшие и жалостнеишие моления. Там просят помощи и избавления; но нет никого помогающего и избавляющего. «Невозможно передать словом, — говорит святой Кирилл Александрийский, — невозможно изобразить и представить себе бедствия и страдания, которым подвергаются души, низверженные в пропасть адскую. Изнемогают всякие уста чело­веческие к объяснению страха и трепета, которые объемлют узников адских; нет уст человеческих, могущих выразить том­ление и плач их»[1133].

Братия, постараемся благочестивою жизнию избегнуть лю­тых адских мук и наследовать Царствие Небесное. Кто из вас доселе жил благочестно, тот да продолжает таковое жительство. Кто доселе позволял себе проводить жизнь греховную, тот да принесет покаяние и отселе да начнет проводить жизнь добро­детельную. Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему[1134]. Аминь.

Беседа

о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения[1135]

Сотворите плоды достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама[1136].

Эти слова принадлежат святому Иоанну, Предтече Госпо­да, величайшему из Пророков. Иоанн заключил собою Вет­хий Завет и начал Новый, служа, таким образом, связию обо­их Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные Пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны Апостолами в Евангелии. Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, посвящено повествованию о Иоанне, яко же есть писано во пророцех: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пу­стыни, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов[1137]. Служение Иоанна заклю­чалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, — чтоб исправить для Него стези. Что это за путь? какие это стези? Это — образ мыслей человеческих; это — сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того благоустроенный образ мыс­лей; чтоб принять Господа, надо иметь сердечное произволе­ние к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяс­нил Архангел Гавриил праведному Захарии, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. Он (Предтеча), говорил Архангел, многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый[1138].

Покайтеся, возвещал человечеству святой Предтеча, со­знайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погиб­шие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждае­тесь во спасении. Покайтеся: приближися бо Царство Небесное, то есть настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами, явится хотя и в смиренном образе челове­ка, но со всемогущею властию Бога. Он сокрушит владыче­ство смерти, извлечет из погибельной пропасти тех человеков и дарует вечное блаженство тем человекам, которые направят ум и сердце к принятию Его, которые приуготовят себя для такого принятия отвержением греховной жизни, сознанием своей погибели, сознанием необходимости в спасении и Спаси­теле, решимостию последовать и повиноваться Богочеловеку. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей по­гибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград, земных и небесных? К чему Христос для того, кто, не имея должных понятий о Боге и человеке, не хочет думать о вечности, но всецело погружен в земные попечения и наслаждения, как бы вечный на земле? Иоанн избрал для проповеди пустыню. Вдали от обычных занятий, от тленных предметов привязанности и пристрастия человеки удобнее возносятся мыслию к Богу, к вечности, удобнее внимают духовному учению о богоугодных добродетелях, вход к которым — истинное покаяние. Пустыня таинственно изображала нравственное состояние человечества, предавшегося суетности, утратившего существенное достояние и достоинство.

Пришедши в пустыню для спасения моего, к жителям пу­стыни, водворившимся в ней с тою же целию, не нахожу других слов, более приличных для первого моего слова, не нахожу другого увещания, более приличного для меня и для новых братии моих, как слов и увещания, произнесенных святым Предтечею. Пришедши в пустыню для покаяния, за которое даруется Богом спасение, сотворим плоды, достойны покаяния.

Недостаточно избрать для жительства место, удобное к по­каянию; недостаточно оставить имущество, сродников и дру­зей, отрешиться от близких и частых сношений с миром; недостаточно этого. Это — только вспомогательные средства к покаянию; это — деяния, долженствующие предшествовать покаянию. Покаяние есть то село, на котором сокрыто духов­ное сокровище спасения; для покупки села надо продать все свое имущество[1139]. Продав имение, то есть оставив вещество и прервав связи с миром, надо сотворить плоды, достойны покаяния, чтоб покаяние было действительным, достигало своей цели. Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокру­шился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Одна неправиль­ная мысль о себе может ввести в душу, питать, поддерживать и укреплять в ней самомнение, соделывать ее неспособною к покаянию. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Самомнение есть та глупая, слепая и пагубная страсть, которая светлого Ангела низвергла с неба, светлого Ангела соделала мрачным демоном! Самомнение есть тот смертоносный яд, который излит древним змеем в человеческое естество. Само­мнение есть недуг духа нашего, не примечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столь сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Очень верно определил служение равноангельского Предтечи Архангел Гавриил. Он, как выше приведено, сказал, что святой Предтеча многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Это значит: святой Предтеча многих израильтян, за­бывших Бога, приведет к памятованию Бога; многих израиль­тян, соделавшихся чуждыми Бога, усвоит Богу. Далее Архан­гел говорит, что святой Предтеча возвратит сердца, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Ав­раам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги? ~ какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей, соответствующим сердечному залогу, — смирен­номудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в мо­литве, сказал: аз есмь земля и пепел[1140]. И когда он сказал это? когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обето­вания, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным Божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя пра­ведный, многострадальный Иов, удостоившись Боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтоже­ство, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы перестал существовать[1141]. Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, Боговдохновенный про­рок Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал един­ственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смире­ние было для него причиною спасения[1142]. Кто не умилится от глубоко-смиренных глаголов Давида, от его искренней испо­веди согрешений, от его исповеди необыкновенных величия и милосердия Божиих? Верно и живописно изобразил святой вдохновенный песнопевец и частную греховность человека и общую греховность человечества, глубину его падения, тяж­кий плен под игом миродержца — падшего ангела. Он как бы измеривает пропасть падения, вывешивает тяжесть цепей. Помилуй мя, Боже, вопиет Давид, по велицей милости Твоей![1143] Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело. Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея[1144]. Давид просит помилования, признает себя погибшим: причину помилования он ищет единственно в милосердии Бо-жием и в своем бедственном состоянии, в своей немощи, не­способности помочь самому себе. Не дает он себе преимущества пред кем-либо из человеков! напротив того, признает себя недостойным имени человека, грешнейшим из человеков: Аз же есмь червь, а не человек, говорит он, поношение человеков и уничижение людий[1145]. В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя маши моя[1146], исповедуется Давид, сознавая участие свое в падении, общем всему человечеству, а о собственном Душевном состоянии он выражается следующим образом: внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морским и буря потопи мя[1147]. Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего[1148]. Оплакивая порабощение свое демонам и умоляя Бога об избавлении от этого порабощения, Давид го­ворит: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша ми врази мои весь день. Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло[1149] Умножишася стужащии ми! мнози востпаютп на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Вос­кресни, Господи, спаси мя Боже мой[1150]. Святой пророк Исайя, сподобившись увидеть Господа, седящего на престоле высо­ком и превознесенном, окруженного ликами небесных Сил, воскликнул: О окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреди людий нечистыя устне иму­щих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима[1151]. Пророк, увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней.

Наши рекомендации