О пятой заповеди
550. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?
Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям,учит почитанию их: почтительно обходиться с ними;повиноваться им;питать и покоитьих во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания,не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак 12:43-44; Иер 35:18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).
551. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ?
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).
552. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?
Для того, чтобы очевидной наградой побудить кисполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.
553. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?
Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.
554. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?
В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.
555. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
556. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?
Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные,потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшиепо возрасту; благодетели;начальствующиев разных отношениях.
557. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ?
Священное Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести(Рим. 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся(Притч 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу(Мф. 22:21). Бога бойтесь, царя чтите(1 Пет 2:17).
558. КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ?
Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин.15:13).
559. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ?
Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно(Евр. 13:17).
560. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ?
В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим. 5:1-2). Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего(Лев 19:32).
561. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ?
Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу,несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).
562. КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ?
Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. учителяинаставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские;те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи;те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные.
563. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ?
В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь(Рим. 13:7).
564. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ТАК О ПОДЧИНЕННОСТИ СЛУЖИТЕЛЕЙ И РАБОВ ГОСПОДАМ:
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души(Еф. 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым(1 Пет 2:8).
565. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ?
Священное Писание предписывает обязанности кдетям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем(Еф. 6:4).
566. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ?
Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду(1 Пет 5:2-3).
567. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ?
Священное Писание о долге и обязанностях начальствующихи владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол 4:1).
568. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ?
Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19).И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.
569. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.